Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сотрудничества российских и китайских университетов в совместных образовательных проектах

Работа №127763

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности развития российско-китайского образовательного взаимодействия в XXI веке 6
§1.1. Институциональные рамки и динамика образовательного взаимодействия 6
§1.2 Подходы России и Китая к организации совместных образовательных структур в высшем образовании 13
Глава II. Эмпирическое социологическое исследование на тему «Отношение российских и китайских студентов к обучению по совместной сетевой программе» 22
§2.1. Описание исследования 22
§2.2. Результаты проведенного эмпирического исследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЯ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

Актуальность исследования. В современных условиях имидж государства формируется не только его экономической политикой на международной арене, не только его внешней политикой. Немалое значение имеет и гуманитарное сотрудничество. В толковом энциклопедическом словаре поясняется, что «международное гуманитарное сотрудничество» включает в себя кооперацию государств по вопросам культуры, науки, информации, спорта, туризма и т.д.
В условиях глобализации гуманитарное сотрудничество приобретает приоритетное значение. Именно через гуманитарное сотрудничество государства и организации приобретают авторитет на международной арене, создают о себе положительный имидж. Эта работа предполагает популяризацию своей культуры через организацию культурных центров, работу с соотечественниками, привлечение на работу иностранцев. В свою очередь все это требует немалых финансовых вливаний. Крупные государства, понимая важность культурно - гуманитарного сотрудничества, вкладывают значительные средства1.
На данный момент одной из самых передовых форм сотрудничества среди университетов является сетевое взаимодействие, в рамках которого создаются сетевые университеты. Помимо глобализации рынка образовательных услуг, среди предпосылок появления такой формы сотрудничества можно назвать также стремление университетов усилить свои позиции на международном рынке посредством объединения опыта и ресурсов участников, взаимопомощи и повышения устойчивости к изменениям внешней среды. Международное сотрудничество повышает шансы университета подняться в международных рейтингах, что в свою очередь повышает инвестиционный потенциал для развития науки и инновационных проектов2.
Также эксперты отмечают рост потребности работодателей в специалистах, которые отвечают требованиям новой цифровой и инновационной экономики. Одной из целей сетевых университетов как раз является обучение высококвалифицированных специалистов на базе новейшего международного опыта3.
Развитие сотрудничества России с Китаем в сфере высшего образования в целом и академической мобильности в частности - сложный многомерный процесс, эффективное управление которым требует наличия ясных целей, систематического мониторинга и надёжных показателей, позволяющих утверждать, что тактические успехи не обернутся стратегическими неудачами.
Объектом исследования являются совместные образовательные программы Китая и России.
Предметом исследования являются сотрудничество российских и китайских университетов в совместных образовательных проектах.
Цель исследования - изучить особенности сотрудничества российских и китайских университетов в совместных образовательных проектах.
Для достижения цели настоящего исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализировать институциональные рамки и динамику образовательного взаимодействия России и Китая.
2. Изучить подходы в российском и китайском образовательном пространстве к организации совместных образовательных структур.
3. Проанализировать существующие совместные образовательные программы.
4. Провести эмпирическое социологическое исследование
Гипотеза. В рамках нашего исследования мы исходили из предположения о том, что студенты (как в Китае, так и России), которые поступают учиться или уже учатся на совместных образовательных программах имеют высокую мотивацию, хорошие знания о культуре другой страны и нацелены после окончания обучения (в бакалавриате или магистратуре) либо продолжать обучение, либо трудоустраиваться в другой стране.
Методология исследования. Для анализа полученной информации используются научные статистические методы: сравнения, классификации и обобщения. Полученные эмпирические результаты проанализированы и обобщены, представлены в табличном виде, визуализированы в диаграммах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под сетевой структурой понимается совокупность однородных и неоднородных самостоятельных хозяйствующих субъектов, связанных определенными интеграционными отношениями с целью максимально эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала, руководствующихся общими долгосрочными целями и действующих по единым согласованным правилам в условиях ситуационного лидерства и прямых коммуникационных каналов1. Таким образом, сетевой университет - это объединение образовательных учреждений, которые руководствуются общими долгосрочными целями и имеют задачу максимизировать эффект от использования совместного ресурсного потенциала. Как правило, сетевое взаимодействие вузов позволяет получить выгоды от ряда выявленных эффектов: - информационных: непрерывность обмена информацией, улучшается качество передачи знаний и опыта; - ресурсных: доступ к мировым ресурсам (технологии, знания, финансы, специалисты); - инфраструктурных: возможность использования инфраструктуры участников сети; - временных: ускорение коммуникации, обмена информацией и процесса принятия решений; - управленческих: создание распределительных структур, интегрированность в принятии решений, создание наиболее компетентных межвузовских команд; - экономических: снижение совокупных затрат и снижение рисков, рост доходов от коммерческой деятельности; - социальных: расширение возможности мобильности студентов, повышение известности и улучшение имиджа вузов, мотивация к самосовершенствованию вуза и сотрудников .
Также важно отметить, что существуют различные формы взаимодействия внутри сетевых университетов, наиболее распространенными из которых являются: - совместные мероприятия (конференции, семинары, встречи, форумы); - летние и зимние школы; - мобильность студентов, преподавателей и сотрудников - участников сети; - совместные научные проекты (совместные лаборатории, исследовательские центры и проекты, совместные публикации); - онлайн-проекты (в том числе веб-конференции, технологии дистанционного обучения); - совместные образовательные программы.
Принципы моделей работы сетевых университетов БРИКС и ШОС можно назвать аналогичными и в целом соответствующими образовательному типу сетевых структур из вышеуказанной классификации. В обеих сетях приоритетными являются направления подготовки кадров для структур объединения государств, основными направлениями деятельности - мобильность студентов и профессоров, а в качестве вторичного приоритета выделено осуществление совместной научно-исследовательской деятельности.
Недостатки и проблемы. Большое количество вузов не стремятся продвигать долгосрочные образовательные программы, а предпочитают инвестировать в краткосрочные проекты. При достаточно высокой стоимости обучения большое число вузов не в состоянии предоставить высококачественное образование. Таким образом, количество потребителей образовательных услуг по линии совместных российско-китайских образовательных программ по-прежнему невелико.
Другая проблема связана с тем, что у китайских студентов, направляемых учиться в Россию по совместной образовательной программе, слабая языковая подготовка. При наборе студентов ряд российских вузов снижают уровень требований, в том числе и по уровню владения русским языком, из-за дефицита собственных средств и стремления получить максимальную экономическую выгоду. Поэтому достаточно большое количество китайских студентов во время обучения в вузе в России не в состоянии освоить читаемые дисциплины.
Но в то же время эксперты отмечают и целый ряд преимуществ данной формы сотрудничества, среди которых опыт межличностного кросс-культурного взаимодействия, владение разными деловыми культурами и изучение иностранного языка.
Популярность приобретают такие проекты, как летние и зимние школы для учащихся вузов. Важным шагом по интенсификации прямых межвузовских связей стали такие проекты, как учреждение ассоциаций профильных университетов России и Китая и Форум ректоров высших учебных заведений Российской Федерации и Китайской Народной Республики. На сегодняшний день функционируют 7 Ассоциаций университетов России и Китая, которые объединяют вузы как по принципу профильной ориентации, так и по географическому признаку (Ассоциация вузов Дальнего Востока и Сибири Российской Федерации и Северо-Восточных регионов Китайской Народной Республики). Это позволяет вузам-членам Ассоциаций напрямую создавать совместные научно-образовательные программы и курсы, проводить коллективные исследования и организовывать совместные мероприятия, что представляет несомненный интерес для участников образовательного процесса.


1. Арефьев А.Л., Любская К.А. Российские студенты в Китае // Демоскоп Weekly. 2017. № 715-716. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0715/tema01.php
2. Беляева Е.А. Взаимодействие российских и китайских вузов в контексте интернационализации высшего образования // Фундаментальные аспекты психического здоровья. 2019. №4. С. 47 - 50.
3. Гревцева, Г.Я. Сотрудничество России и Китая в сфере образования // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т 9, № 2. С. 43-52. DOI: 10.14529/ped170204
4. Гришин О.Е., Духарева А.С. Россия и БРИКС: Некоторые тенденции и перспективы развития // Проблемы постсоветского пространства. 2017. №4 (1). С. 41-48.
5. Гурулева Т.Л., Бедарева Н.И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №4. С. 108-123.
6. Гурулева Т.Л. Совместные образовательные программы России и Китая: состояние и проблемы реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №12. С. 93-104.
7. Ефремова Л.И., Федоров Р.Г. 10 лет Университету Шанхайской организации сотрудничества: основные результаты работы // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2017. Т. 9. №4. С. 363-369.
8. Ефремова Л.И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 857—865. DOI: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-857-865.
9. Концепция Университета ШОС. URL: https: //we. hse. ru/data/2021/01/13/
10. Лебединцева Л.А., Веселова Л.С. Внутренняя политика Китая в области привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 10. С. 13-21.
11. Любская К.А. Становление экономики образования как науки в Китае // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 4. С. 47-50.
12. Медяник Е.И. Совместный университет как инструмент реализации национальных интересов России и Китая // Вестник международных организаций. 2017. Т 12. № 1. С. 7-23. DOI: 10.17323/1996-7845-2017-01-7.
13. Общий контекст гуманитарного взаимодействия России и Китая в 2021 г. / Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-andcomments/columns/culture/aktualnoe-so stoyanie-rossiysko-kitayskogo-gumanitarnogo-sotrudnichestva/
14. Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. № 354. С. 163-166.
15. Министерство образования и другие восемь департаментов полностью развернуты для ускорения и расширения открытости образования в новую эпоху / Министерство образования Китайской Народной Республики. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/202006/t20200617_46654 4.html.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ