Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционально-семантический анализ лексико-семантической группы глаголов физического воздействия (на примере глаголов нанесения удара)

Работа №127735

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ РУССКИХ ГЛАГОЛ 11
1.1 Системность в лексике 11
1.1.1 Системные отношения в лексике 12
1.1.2 Парадигматические отношения 13
1.1.3 Синтагматические отношения 14
1.1.4 Деривационные отношения 16
1.2 Основные группировки в лексике 16
1.2.1 Понятие «лексико-семантическое поле» 18
1.2.2 Понятие «лексико-семантическая группа» 21
1.2.3 Лексико-семантическая группа как оптимальный вариант систематизации лексики в аспекте РКИ 23
1.3 Глагол как доминанта русской лексики 25
1.3.1 Глагол как центр русского предложения 25
1.3.2 Проблема классификации глаголов 26
1.3.3 Валентность как семантико-синтаксическая категория глагола 28
ВЫВОДЫ по первой главе 31
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ПОДГРУППЫ ГЛАГОЛОВ НАНЕСЕНИЯ УДАРА 34
2.1 Определение глаголов "воздействия" 34
2.2 Особенности глаголов нанесения удара 35
2.2.1 Глаголы нанесения удара. Общая характеристика 35
2.2.2 Многозначность глаголов нанесения удара 39
2.2.3 Семантические признаки глаголов нанесения удара, связанные с их аспектуальными особенностями 45
2.2.4 Валентность глаголов нанесения удара 48
2.2.4.1 Характеристика глаголов нанесения удара по субъекту действия 48
2.2.4.2 Характеристика глаголов нанесения удара по объекту воздействия 51
2.2.4.3 Валентный актант «место приложения удара» 52
2.2.4.4 «Инструментальная валентность» глаголов нанесения удара 52
2.3 Особенности функционирования глаголов нанесения удара в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 54
2.4 Функционально-семантические особенности подгруппы глаголов нанесения удара 64
ВЫВОДЫ по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 80

Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию лексико-семантической подгруппы глаголов нанесения удара, входящей в ЛСГ глаголов физического воздействия.
Лексико-семантическая группа является одной из фундаментальных единиц описания лексики в современной лингвистике и считается наиболее продуктивным способом описания и презентации лексики в теории и практике русского языка как иностранного (РКИ), о чём свидетельствуют работы известных учёных: В.И. Кодухова [Кодухов 1987], Э.В. Кузнецовой [Кузнецова 1989], Л.Г. Бабенко [Бабенко 1990], И.П. Слесаревой [Слесарева 1990], Е.И. Зиновьевой [Зиновьева 2005] и многих других.
Лексико-семантическая группа - это «класс слов одной части речи, имеющих в своих значениях достаточно общий интегральный семантический компонент (компоненты) и типовые уточняющие дифференциальные компоненты, а также характеризующиеся высоким схематизмом сочетаемости и широким развитием функциональной эквивалентности и регулярной многозначности» [Кузнецова 1989: 113].
В современной науке лингвистами исследовано большое количество ЛСГ разных лексических единиц, особенно часто проводятся исследования лексико-семантических групп глаголов. Это связано, прежде всего, с признанием «вербоцентрической концепции» языка, согласно которой глаголы во многих языках мира признаны центральным звеном семантической структуры предложения [Виноградов 2001: 349]; [Левицкий 1995: 91; [Васильев 1981: 34]; [У Ии 1988: 121]. Это положение объясняет выбор глагольной группы в качестве объекта нашего исследования.
Глаголы физического воздействия, к которым принадлежат и глаголы нанесения удара, довольно подробно описаны в научной литературе. В частности, им посвящено диссертационное исследование Т.Г. Скребцовой «Семантика глаголов физического воздействия в русском языке» (1996), в котором рассмотрены общие вопросы анализа семантики указанных глаголов. Буранхи Фирдевс Карим исследовал «Глаголы деструктивного воздействия», которые также входят в группу глаголов физического воздействия (2011). В статье Л.А. Петровой рассмотрены «актанты семантической позиции глаголов физического воздействия» (2002). Частично особенности глаголов физического воздействия описаны в статье О.В. Масловой «Семантический анализ глаголов, выражающих агрессию в русском языке». Д.Ф. Хакимзянова посвятила анализу глаголов данной группы диссертационное исследование «Семантическая деривация глаголов физического воздействия на объект в русском, татарском и английском языках» (2008).
В работах отмечено, что данные глаголы представляют собой довольно многочисленную группу. В Толковом словаре русских глаголов Л.Г. Бабенко их перечисление занимает почти 90 страниц. И первой подгруппой в группе глаголов «физического воздействия на объект» названы «глаголы нанесения удара». Однако работ, посвящённых исследованию данной подгруппы глаголов, очень мало. Отметим статью Г.Л. Нахрачевой «Семантика глаголов физического воздействия на объект со значением нанесения удара в хантыйском языке (на материале шурышкарского диалекта)» (2011), где рассматриваются глаголы хантыйского языка, точнее, одного из его диалектов, на фоне русского.
Между тем глаголы со значением «нанесение удара» представляют собой важный для науки пласт лексики современного русского языка, имеющий коммуникативную значимость. Данные глаголы активно функционируют в текстах, описывающих криминальные события, профессиональную деятельность людей, занятых физическим трудом, сложные отношения между людьми, психическое и физическое состояние человека и т.п.; они легко образуют переносные значения, участвуют в формировании идиоматических выражений. Это свидетельствует о том, что эта группа русских глаголов требует системного описания.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, отсутствием системного описания функционально-семантических особенностей глаголов со значением «нанесение удара», с другой - трудностью, важностью и необходимостью освоения глаголов данной подгруппы иностранцами, изучающими русский язык.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней проведен относительно полный анализ лексико-семантической подгруппы глаголов нанесения удара, входящей в состав группы глаголов физического воздействия в функционально-семантическом аспекте.
Объектом исследования в нашей работе является лексико-семантическая подгруппа глаголов нанесения удара, входящей в ЛСГ глаголов физического воздействия на объект.
Предмет исследования - типовые повторяющиеся дифференциальные признаки подгруппы глаголов с общей семой «нанесение удара», входящей в ЛСГ глаголов физического воздействия.
Материалом исследования служат глаголы со значением «нанесение удара», извлечённые из «Толкового словаря русских глаголов: идеографическое описание» [Л.Г. Бабенко, 1999], Толковых словарей русского языка, «Большого толкового русско-китайского словаря» (2001), национального корпуса русского языка (http://ruscorpora.ru/search-main.html), текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Гипотеза исследования состоит в следующем: глаголы лексико-семантической подгруппы с интегральной семой «нанесение удара» имеют ряд повторяющихся, типичных дифференциальных сем, значимых характеристик, которые проявляются при анализе функционирования данных глаголов в текстах.
Цель работы - выявить и описать состав дифференциальных сем, характеризующих глаголы с основным значением «нанесение удара» как особую подгруппу ЛСГ глаголов физического воздействия; проанализировать особенности функционирования данных лексических единиц в речи (на материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1) описать теоретическую базу работы: выявить принципы анализа и систематизации глаголов русского языка;
2) на основе анализа толковых словарей (А.Г. Бабенко, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова, Т.Ф. Ефремовой и других) отобрать глаголы с основной семой «нанесение удара»;
3) проанализировать особенности глаголов нанесения удара, выявить состав их дифференциальных признаков, позволяющих характеризовать их как особую подгруппу, входящую в состав ЛСГ глаголов физического воздействия;
4) рассмотреть особенности функционирования глаголов нанесения удара и проявление их типологических признаков в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Для решения конкретных задач в работе применены следующие методы исследования: 1) метод сплошной выборки; 2) метод наблюдения; 3) метод компонентного анализа; 4) метод функционально-семантического анализа; 4) дистрибутивный метод; 5) описательный метод.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней предпринята попытка системного анализа недостаточно исследованной подгруппы глаголов с основной семой «нанесение удара», включающего выявление особенностей глаголов данной подгруппы и описание проявления этих особенностей в условиях функционирования в речи.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного при освоении иноязычными учащимися функционально-семантических особенностей русских глаголов нанесения удара, на занятиях по лексикологии, грамматике, при работе с текстом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Список использованной литературы составляет 67 наименования.
Положения, выносимые на защиту.
• В данном исследовании ЛСГ рассматривается как такое лексическое объединение, в котором слова группируются на основе интегральной семы, а набор дифференциальных сем может быть однотипным, повторяющимся и специфическим для глаголов данной группы;
• В работе объектом анализа стали глаголы со значением «нанесение удара», входящие в ЛСГ глаголов физического воздействия;
• Типовая семантика этих глаголов - «наносить удары, бить, ударять, чем- либо, кого или что-либо по чему-либо, обо что-либо». Базовыми в этой группе являются глаголы «бить», «ударять (ударить)»;
• В Толковом словаре русских глаголов Л.Г. Бабенко выделено 44 глагола со значением нанесения удара. Анализ содержания Толковых словарей русского языка позволил расширить список глаголов с искомым значением до 90 лексических единиц;
• Большинство глаголов нанесения удара многозначны. Глагол «бить» признан «широкозначным» глаголом;
• Во многих многозначных глаголах сема «наносить удар» проявляется лишь в одном- двух значениях;
• Некоторые глаголы нанесения удара продуктивно образуют «словообразовательные гнёзда». Так, «словообразовательное гнездо» с вершиной «бить» насчитывает 120 глаголов, образованных путём префиксации; многие из них также многозначны («разбить»);
• Специфическим дифференциальным признаком глаголов нанесения удара можно рассматривать признак однократности («стукнуть») повторяемости однотипных действий («постукивать»);
• Валентность глаголов нанесения удара содержит такие актанты: субъект действия (чаще всего одушевлённый, человек, реже животное), объект действия (одушевлённый и неодушевлённый), инструмент нанесения удара (факультативно), точка приложения удара (факультативно), результат воздействия (чаще всего разрушительный, факультативно);
• В структуре многих глаголов нанесения удара есть значения, которые отражают психологическое и/ или физическое состояние человека («бьёт дрожь»), а также описывают явления природы («ударил гром»). Эта группа глаголов активно участвует в формировании сленговых выражений («срубить бабла»);
• Глаголы со значением «нанесение удара» активно функционируют в текстах с криминальной тематикой. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» было выявлено 100 примеров употребления глаголов нанесения удара из списка Л.Г. Бабенко;
• В художественном произведении глаголы нанесения удара функционируют как глаголы, обозначающие физическое воздействие живых или неживых исполнителей на объект (одушевлённый или неодушевлённый) с помощью инструментов или без их применения, что приводит к определённым последствиям, в том числе разрушительным;
• Выявленные характеристики глаголов нанесения удара отличаются повторяемостью, однотипностью, что позволяет характеризовать глаголы с основной семой «нанесение удара» как особую подгруппу ЛСГ глаголов физического воздействия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе глагол рассматривается как синтаксический и семантический центр предложения, который обладает семантической валентностью, подчиняет себе актанты и может предопределять общую структуру и семантику предложения. Объектом исследования является лексико-семантическая подгруппа глаголов нанесения удара, входящая в ЛСГ глаголов физического воздействия.
В первой главе рассмотрены теоретические основы, сформирован понятийный аппарат исследования, выявлены принципы системного описания русской лексики, определена роль глагола в структуре предложения, раскрыты принципы группировки лексики, раскрыто значение понятий «лексико-семантическое поле» и «лексико-семантическая группа».
Вслед за многими учеными, мы придерживаемся положения о том, что понятие «лексико-семантическое поле» шире понятия «лексико-семантическая группа»; оно объединяет слова разных частей речи с общим семантическим свойством и может подразделяться на целый ряд ЛСГ.
ЛСГ считается оптимальным вариантом систематизации лексики в аспекте русского языка как иностранного, поскольку по сравнению с остальными лексическими объединениями она имеет большую структурированность.
Было высказано предположение, что анализируемая нами ЛСГ глаголов, кроме общего интегрального сематического компонента «нанесение удара», имеет в своих значениях типовые повторяющиеся дифференциальные компоненты, устойчивые валентные связи, «функциональную эквивалентность», «регулярную многозначность». В задачу исследования входило выявление данных компонентов и подтверждение наличия выявленных характеристик в условиях функционирования глаголов данной подгруппы в тексте художественного произведения.
Во второй главе нашей работы мы определили объём подгруппы глаголов нанесения удара, входящих в ЛСГ глаголов физического воздействия. По данным Толкового словаря русских глаголов Л.Г Бабенко в данную ЛСГ входят 44 лексических единицы. На основе собранных научных статей, посвященных особенностям глаголов физического воздействия, и других толковых словарей русского языка, в состав данной группы глаголов со значением «нанесение удара» включены ещё 46 глаголов. Итак, наш окончательный список содержит 90 глаголов со значением «нанесение удара».
В результате семантико-функционального анализа группы глаголов нанесения удара у большинства глаголов этой группы обнаружена полисемия. Глаголами с наибольшим количеством значений оказались базовые глаголы этой группы «бить» и «ударять (ударить)». Следует указать, что сема «нанесение удара» содержится не во всех значениях многозначных глаголов; в некоторых случаях многозначные глаголы лишь в одном значении имеют эту сему.
Многие глаголы нанесения удара могут использоваться для выражения психологического состояния и физического состояния человека. Кроме того, эта группа глаголов активно участвует в формировании сленговых выражений.
Специфический дифференциальный признак глаголов нанесения удара можно рассматривать как признак однократности/ многократности действия. Сема однократности характерна для глаголов совершенного вида с продуктивным суффиксом «-ну». Сема «многократности», «длительной повторяемости однотипных действий» присуща глаголам несовершенного вида с суффиксами -ыва; -ива; -ва.
Валентность глаголов нанесения удара содержит такие актанты: субъект действия (чаще всего одушевлённый, человек, реже животное), объект действия (одушевлённый и неодушевлённый), инструмент нанесения удара (факультативно), точка приложения удара (факультативно), результат воздействия (чаще всего разрушительный, факультативно).
Все перечисленные признаки глаголов со значением «нанесения удара» активно проявляются при функционировании их в художественных текстах. Об этом свидетельствуют выявленные нами примеры из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
В романе методом сплошной выборки обнаружено 16 глаголов нанесения удара из 44 глаголов, представленных в словаре Л.Г. Бабенко, и выявлено 100 примеров их употребления. Самым частотным оказался «базовый» для этой группы глагол «бить». Он встретился в романе 26 раз.
Анализ выявленных нами примеров позволил, кроме актантов, заполняющих валентности глаголов нанесения удара, обнаружить в структуре глаголов нанесения удара также сирконстанты со значением «признак интенсивности действия». Так, удар в романе «Преступление и наказание» описывается как осуществлённый «со всего размаху», «изо всей силы», «в нетерпении», «два раза», «раз и другой», то есть «как?», «насколько интенсивно?»
Выявленные характеристики глаголов нанесения удара отличаются повторяемостью, однотипностью, что позволяет характеризовать глаголы с основной семой «нанесение удара» как особую подгруппу ЛСГ глаголов физического воздействия. Полученные результаты свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.


1. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю.Д. Апресян. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 223 с.
2. Апресян Ю.Д. Типы соответствия семантических и синтаксических актантов [Электронный ресурс] / Ю.Д. Апресян. - СПб., 2006. - с. 15-27. Режим доступа: http://iling.nw.ru. (Дата обращения 13.04.21)
3. Арутюнова Н.Д. Семантическое согласование слов и интерпретация предложения / Н.Д. Арутюнова. -М., 1974. - 165 с.
4. Барсукова-Сергеева О.М. Глаголы в практике преподавания русского языка как иностранного / О.М. Барсукова-Сергеева. //Мир русского слова. № 4. 2016. - 105 с.
5. Богданов В.В. Фазисность и фазисные конструкции // Типология конструкций с предикатными актантами / В.В. Богданов. - Л., 1985. - 143 с.
6. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии / Н.Н. Болдырев. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000, - 102 с.
7. Вардзелашвили Ж. Принципы исследования лексической системы языка [Электронный ресурс] / Ж. Вардзелашвили. - Тбилиси, 2001. - Режим доступа: http://www.vjanetta.narod.ru/met.nom.html. (Дата обращения 23.03.21)
8. Васильев Л.М. Единицы семантической системы языка / Л.М. Васильев. - М., 1971.-39 с.
9. Васильев Л.М. Семантика русского глагола: [учебное пособие для слушателей фак. повышения квалификации] / Л.М. Васильев. - М.: Высшая школа, 1981. - с. 8-41.
10. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика: учеб. пособие для вузов / Л.М. Васильев. -М.: Высшая школа, 1990. - с. 101-126.
11. Вердиева З.Н. Семантические поля в современном английском языке / З.Н. Вердиева. - М.: Высшая школа, 1986. - 120 с.
12. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избранные труды / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1977. - 312 с.
13. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. - М.: Русский язык, 2001. - 349 с.
14. Гайсина Р.М. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в современном русском языке / Р.М. Гайсина. -Саратов: Изд-во СГУ, 1981.-176 с.
15. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание [Электронный ресурс] / Ф.М. Достоевский. - https://all-the-books.ru/download_book/00ae0503fb38d53fe9fa277343b9fde3. (Дата обращения 13.09.21)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ