Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен ‘качество жизни’ как критерий измерения эффективности социально-экономической политики г. Кирова

Работа №127697

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Литературный обзор 7
1.1. Определение качества жизни 7
1.2. Основные подходы к измерению качества жизни 7
1.3. Индикаторы качества жизни 9
1.4. Мировой опыт измерения качества жизни 11
1.5. Российский опыт измерения качества жизни 23
Глава 2. Эмпирический блок исследования 26
2.1. Основания и методика исследования 26
2.2. Результаты исследования 30
2.3. Рекомендации по повышению качества жизни населения г. Кирова 41
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 47
3.1. Расшифровка интервью 47
3.2. Анкета 53

В современном обществе большую роль в его развитии сыграла глобализация, развитие информационных технологий, формирование нового духовного типа потребления. Развитие современного общества все существеннее зависит не столько от природных ресурсов, сколько от самого человека и используемым им знаний. В обществе, в котором качество человека превалирует над качеством товаров, такое понятие как «качество жизни» стало критерием развития стран. В литературе выделяется четыре этапа в разработке проблемы качества жизни.
Первый этап охватывает конец 1950 — середину 1960-х гг. Этот этап характеризуется тем, что во время него понятия «качество жизни» только зарождается. На данном этапе качество жизни характеризуется стоимостными показателями (показатель уровня дохода), где целью является переход к духовному обществу. Второй этап (1966 г.) был ознаменован выработкой социальных нематериальных показателей и индикаторов, так как первый этап показал невозможность оценки качества жизни, используя только материальные показатели. Второй этап также характеризуется попыткой дать понятию «качество жизни» научное определение, понять, как можно его измерить. Впервые были предприняты попытки охарактеризовать качество жизни с точки зрения удовлетворенности (неудовлетворенности) человеком условиями его бытия, а то есть с психологической точки зрения. На третьем этапе (1970 — 1990-е гг.) формируется два подхода к измерению качества жизни: исследование качества жизни общества и исследование качества жизни личности. Также появляются социальные индикаторы, которые используются на государственном уровне (Индекс развития человеческого капитала) и которые показали важность таких целей развития человека, как высокая продолжительность жизни, уровень образования. На последнем четвертом этапе (с 1990-го г.) переосмысливается сущность качества жизни, выделяется экологический, политический, демографический аспекты изучения качества жизни.
В литературе рассматриваются два способа измерения качества жизни. Первым способом выступает «объективный» подход или «глобальный», второй способ — «субъективный» или «ощущаемый».
Объективный способ имеет ряд достоинств и строится на системе объективных показателей. Одним из достоинств является то, что результаты объективного способа измерения качества жизни легко интерпретируются, что облегчает сравнение качества жизни между регионами и странами. Также, объективный способ дает комплексное описание, что помогает ясно выделить «очаги неблагополучия» в обществе. Одним из наиболее известных объективных показателей измерения качества жизни, который используется в современной практике, является индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧ). Индекс развития человеческого потенциала признан универсальным и строится на основе трех показателей: индекса реального ВВП на душу населения, индекса ожидаемой продолжительности жизни и индекса уровня образования. Индекс развития человеческого потенциала дает упрощенную картину понимания действительности, в которую не входит оценка самим человеком своей жизни, что является основным и бесспорным недостатком объективного способа измерения качества жизни.
С этим недостатком помогает справиться второй способ измерения качества жизни — субъективный, который исследует качество жизни как сумму удовлетворенностью жизнью субъекта в разных сферах, то есть погружаясь в сознание субъекта. В структуре субъективного способа измерения качества жизни выделяют два компонента: аффективный, который измеряется ощущением счастья, и когнитивный, который измеряется через удовлетворенность жизнью в целом.
На сегодняшний день качество жизни можно охарактеризовать как один из важнейших показателей социально-экономического развития страны. Сегодня многие страны стравят целью обеспечить достойный уровень качества жизни граждан и можно предположить, что наиболее эффективным способом измерения данного показателя будет совмещение в себе и объективного, и субъективного подходов.
Обращение к феномену «качество жизни» остается важным и для России. В России каждая территория, в силу своих региональных особенностей и путей развития, менталитета, а также политической ситуации имеет особенности в достижении уровня и качества жизни населения. Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается, во-первых, в осмыслении категории «качество жизни»; во- вторых, выявления реального состояния качества жизни населения г. Кирова; в-третьих, составления рекомендаций по улучшению показателей качества жизни в г. Кирове.
Целями выпускной квалификационной работы является выявление состояния качества жизни населения в г. Кирове и составление рекомендаций для Администрации города по улучшению показателей качества жизни.
Для достижения вышеперечисленных целей были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы, которая затрагивает понятие «качество жизни» и систематизировать существующие подходы;
2. На основе личных интервью и анкетного опроса выявить отношение населения г. Кирова к социальной, экономической политике города;
3. Составить рекомендации по выявленным проблемным направлениям для улучшения показателей качества жизни г. Кирова.
Объект исследования — качество жизни населения г. Кирова.
Предмет исследования — факторы повышения качества жизни населения в г. Кирове.
Данная работа включает в себя две главы: в Главе 1 рассматриваются существующие методики измерения качества жизни на мировом и Российском уровнях и осмысляется понятие «качество жизни», в Главе 2 описан эмпирический блок выпускной квалификационной работы: представлены результаты проведения интервью и анкетного опроса, представлены результаты факторного анализа, а также даны рекомендации по повышению качества жизни населения г. Кирова. Во Введении указана краткая информация о проблематике исследования, Заключение представляет собой обзор основных результатов исследования. Кроме этого, работа включает в себя список использованной литературы и приложение. В приложении можно изучить пример интервью, которое проводилось с респондентом, также можно ознакомиться с анкетой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе была проанализирована литература по теме, и выведено определение термина «качество жизни»; рассмотрены основные подходы к измерению качества жизни в мировом опыте и в Российской Федерации; индикаторы качества жизни; проведено эмпирическое исследование качества жизни в г. Кирове.
Понятия «качество жизни» рассматривается в работе в рамках комплексного подхода, отражающего как субъективное восприятие жизни индивидом, так и степень удовлетворения индивидом потребностей в различных сферах.
Также были проанализированы основные подходы к измерению качества жизни: «приборная панель», построение индекса качества жизни, построение композитного индекса качества жизни, композитный индекс со взвешенными самими пользователями компонентами качества жизни.
Затем были рассмотрены индикаторы качества жизни Д. Смита, Э. Эпплера, О. Хелмера. Более подробно остановилась на пяти индикаторах О. А. Кислициной: составление объективных списков-перечней, удовлетворение предпочтений, субъективная оценка индивидом своей жизни, уровень счастья, как баланс между болью и удовольствием, «возможности и функционирование» как психологический аспект качества жизни.
Мировой опыт измерения качества жизни был проанализирован на основе Индекса развития человеческого потенциала ООН, Индекса лучшей жизни ОЭСР, Глобального индекса благополучия, Всемирного индекса счастья, Индекса процветания, Индекса социального прогресса, Национальных расчетов благополучия.
России рассматривает качество жизни как комплекс следующих показателей: здоровье, уровень жизни, ситуация на рынке труда, безопасность:
В эмпирической части работы были проанализированы анкеты жителей г. Кирова и выявлены 4 фактора, которые жители выделяют в отношении понятия «качество жизни». Фактор 1 «Качество общественных сервисов», фактор 2 «Доступность инфраструктуры повседневного спроса», фактор 3 «Баланс работы и жизни», фактор 4 «Безопасность». А также даны рекомендации по повышению качества жизни по этим факторам.



1. Алмакаева А. М. Субъективное качество жизни: основные проблемы исследования // Вестник Самарского государственного университета. 2006. № 5. С. 41—47.
2. Кислицына О.А. Измерение качества жизни / благополучия: международный опыт. - М.: Институт экономики РАН, 2016. - 62 с.
3. Крюков С.В. Сравнительная оценка регионов РФ по уровню и качеству жизни населения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. №3.
4. Лавров С. Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир: географические аспекты некоторых глобальных проблем. — М., 1985. С. 136
5. Лига М. Качество жизни: генезис идей // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2011.
6. Попов С.И. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе. — М., 1977. — 280 с.
7. Росошанский А.И. Методика индексной оценки качества жизни населения Российских Регионов // Проблемы развития территории. 2016. №4. С. 124—133.
8. Eger R.J., Maridal J.H. A statistical meta-analysis of the wellbeing literature // International Journal of Wellbeing. 2015. №2.
9. Smith D. The Geography of Social Well-being in the United States: An Introduction to Territorial Social Indicators. New York: 1973.
10. The 2015 Legatum Prosperity Index. Methodology and technical appendix. Legatum Institute, 2015.
11. EQLS 2016: Technical and Fieldwork report // Eurofound URL: https://www.eurofound.europa.eu/sites/default/files/ef_publication/field_ef_docum ent/ef1733en.pdf (дата обращения: 21.05.2021).
12. Happy Planet Index 2016: Methods Paper //Happy Planet Index
URL: https://static1.squarespace.eom/static/5735c421e321402778ee0ce9/t/578dec 7837c58157b929b3d6/1468918904805/Methods+paper_2016.pdf (дата
обращения: 21.05.2021).
13. Human Development Report 2016. Human Development for Everyone // United
Nations Development Programme URL:
http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf(дата обращения: 21.05.2021).
14. The Gallup-Healthways State of Global Well-Being: 2014// Heatlhways URL: http: //info. healthways. com/hubfs/Well-
Being_Index/2014_Data/Gallup- Healthways_State_of_Global_Well- Being_2014_Country_Rankings.pdf (дата обращения: 01.05.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ