АННОТАЦИЯ 4
ABSTRACT 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА 8
1.1 Психологическая характеристика спортивного плавания 8
1.2 Понятие темперамент в психологической науке 10
1.2.1 Модель структуры темперамента В.М.Русалова 15
1.2.2 Исследования темперамента в спортивном плавании 16
1.3 Психическая саморегуляция спортсмена 19
1.3.1 Научные представления о психической саморегуляции человека 19
1.3.2 Особенности психической саморегуляции в спорте 20
1.3.3 Приемы и методы психической саморегуляции в спортивной деятельности 24
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Гипотеза, цель, задачи, предмет и объект исследования 32
2.2 Описание выборки исследования 33
2.3 Методики исследования 33
2.4 Методы математической обработки данных 35
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
3.1 Выраженность свойств темперамента у высококвалифицированных пловцов 36
3.1.1 Различия свойств темперамента у пловцов разного пола 36
3.1.2 Различия свойств темперамента у пловцов разного уровня квалификации 37
3.2 Психическая саморегуляция у высококвалифицированных пловцов 38
3.2.1 Различия психической саморегуляции пловцов разного пола 38
3.2.2 Различия психической саморегуляции у пловцов разной квалификации 40
3.3 Сравнительный анализ показателей саморегуляции в спортивной деятельности у пловцов с разной выраженностью свойств темперамента . 41
3.4 Влияние типологических свойств темперамента и характеристик психической саморегуляции на результативность 48
3.4.1 Взаимосвязи свойств темперамента и результативности 48
3.4.2 Взаимосвязи характеристик психической саморегуляции и результативности пловцов 50
3.5 Обсуждение результатов 51
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложения 59
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 64
Подготовка пловца в спорте высших достижений - многолетний процесс формирования физических, технико-тактических и психологических навыков, опирающийся на новейшие разработки в теории и методике физического воспитания и плавания, как вида спорта, спортивной физиологии и биохимии, психопедагогике. В основной массе тренеры используют весь арсенал методов физической подготовки пловцов, не обращая достаточного внимания на психолого-педагогическую подготовку своих спортсменов, что и является одним из обстоятельств, актуализирующих тему диссертационного исследования.
С ростом результатов и спортивного мастерства в плавании, а также началом выступления на крупнейших соревнованиях, результативность в значительной мере определяется не физической подготовкой спортсмена, а его уровнем развития навыков саморегуляции - важного компонента системы психолого-педагогической подготовки, которая в большинстве случаев является резервом для улучшения результатов и повышения эффективности спортивной деятельности. Под результативностью в данном исследовании стоит понимать степень реализации пловцом своей физической и психологической подготовленности на соревнованиях, выражающейся лучшим результатом на основной дистанции, а также максимально достигнутым уровнем соревнований.
Одним из аспектов психолого-педагогической подготовки спортсмена любого вида спорта является выбор спортивного амплуа. Помимо физиологических параметров, влияющих на выбор, существенное влияние оказывают и типологические свойства темперамента. При правильном выборе амплуа и индивидуальной научно-обоснованной подготовке спортсмен «раскрывается», показывая лучшие свои результаты. Исследованиями свойств темперамента Б.А. Вяткина и Е.П. Ильина подтверждается, что от выраженности свойств темперамента зависят способности к тому или иному виду спорта, адаптация к физическим нагрузкам определенного вида, эффективность деятельности в условиях стресса и др.
Актуальность исследования связана с тем, что взаимосвязи между уровнем развития навыков саморегуляции и свойствами темперамента на спортсменах не всецело изучены. Существуют такие исследования студентов [11]. Данные исследования показывают наличие различия в структуре темперамента и уровне волевой саморегуляции студентов различных профилей. Обнаружено достоверное отличие в характеристиках темперамента, определяющих общую активность, гибкость и целенаправленность поведения, а также настроение и чувствительность к внешним воздействиям у студентов с различным уровнем саморегуляторных навыков.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что будет расширено понимание взаимосвязей в психике спортсменов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные можно использовать для усовершенствования саморегуляции спортсменов-пловцов, а также для повышения эффективности психологической подготовки спортсменов.
Гипотезы:
1. Результативность спортсменов пловцов на соревнованиях различается в зависимости от выраженности свойств темперамента спортсменов.
2. Более высокую результативность на соревнованиях демонстрируют пловцы с более сформированными характеристиками психической саморегуляции
Цель исследования - изучить особенности свойств темперамента и психической саморегуляции у высококвалифицированных пловцов с разной результативностью.
Предмет исследования - взаимосвязи между показателями свойств темперамента, психической саморегуляции и результативности.
Объект исследования - свойства темперамента, психическая саморегуляция и результативность на соревнованиях спортсменов-пловцов.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи исследования:
1. Диагностировать свойства темперамента высококвалифицированных пловцов
2. Диагностировать характеристики психической саморегуляции высококвалифицированных пловцов.
3. Оценить результативность пловцов на соревнованиях
4. Провести сравнительный анализ характеристик психической саморегуляции у пловцов с разной выраженностью свойств темперамента
5. Изучить влияние свойств темперамента и характеристик психической саморегуляции на результативность пловцов.
Методы исследования:
1. «Опросник структуры темперамента 105» В.М.Русалов
2. «Методика исследования самоуправления» Ю.Куль и А.Фурман
3. Авторская анкета результативности пловцов.
В рамках данного исследования нами были обследованы пловцы, их свойства темперамента пловцов, характеристики психической саморегуляции и результативность.
Были обнаружены взаимосвязи между свойствами темперамента и психической саморегуляцией. Полученные данные являются статистически достоверными.
Также обнаружена взаимосвязь свойств темперамента и характеристик психической саморегуляции с результативностью пловцов. Чем более социально эргичен и инициативен пловец, тем выше его результативность.
Проведенное нами исследование подчеркивает важность свойств темперамента и психической саморегуляции в достижении высоких результатов пловцами.
Как отмечалось ранее, направлением дальнейших исследований может быть углубленное изучение приёмов и методов психической саморегуляции пловцов, а так же их взаимосвязи с свойствами темперамента и нервной системы.
1. Алексеев А.В. Себя преодолеть! М.: Физкультура и спорт, 1978
2. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: ФиС, 1972.
3. Вяткин Б.А. Темперамент и способности к спортивной деятельности / Б.А. Вяткин // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов (Сост. и общая ред. И.П.Волкова). - СПб.: Питер, 2002. - С. 15 - 23
4. Горбунов Г.Д. «Динамика некоторых психических процессов после занятий плаванием» // Теория и практика физ.культуры. - 1966. - №5. - с.52-54
5. Демьянов Л.Е. Сравнительная характеристика типологических особенностей в проявлении основных свойств нервной системы у пловцов и прыгунов в воду / Л.Е.Демьянов, В.К.Долинский, П.Н.Никитина, В.И.Мещерин // Спортивная и возрастная психофизиология. - Л.:ЛГПИ им. Герцена, 1974. - С.31 -35.
6. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.
7. Ильин Е.П. «Психология спорта», 2008
8. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2008.
9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2004.
10. Карасева И.Г. Некоторые психофизиологические показатели как возможный критерий определения перспективности юных пловцов / И.Г.Карасева // Теория и практика физической культуры. -1975. - №5. - С.38 - 40.
11. Лисова Надежда Александровна, Шилов Сергей Николаевич Особенности темперамента и волевой саморегуляции у студентов спортивного и гуманитарного профилей обучения // Вестник НГПУ. 2017. №3.
12. Ловягина А.Е. «Теория и методы психической саморегуляции», 2020
13. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С.Мерлин // Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. - М: Изд-во МПСИ, 2005.
14. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента / В.С.Мерлин // Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. - М: Изд-во МПСИ, 2005.
15. Митина О.В., Е. И. Рассказова - Методика исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана: психометрические характеристики русскоязычной версии - Психологический журнал, 2019, том 40, № 2, с. 111-127.
...