Введение 3
Глава 1. Авантюрный роман в русской литературе XIX - начала ХХ вв. 9
Глава 2. Авантюрный герой в романах В. В. Набокова 19
Глава 3. Черты авантюрного сюжетостроения в романах В. В. Набокова 38
Глава 4. Авантюрный хронотоп в романах В. В. Набокова 48
Заключение 69
Список используемых источников и литературы 72
В современном литературоведении не утихает интерес к феномену писателя, переводчика и литературоведа В. В. Набокова. Творчеству автора посвящены многочисленные диссертации, монографии, статьи. Современных ученых зачастую интересуют психологические подтексты романов В. Набокова, появляются работы, посвященные эстетической и литературной рецепции творчества писателя, его связям с различными литературными эпохами (от Н. В. Гоголя до символистов и постмодернистов), исследователи анализируют мотивы игры, слепоты, исчезновения, казни в произведениях автора, прибегая к сравнительному методу, сопоставляют творческие миры В. В. Набокова и И. А. Бунина. Произведения писателя часто рассматриваются, как «романы- воспитания», философские, автобиографические, интеллектуальные романы. Но почти не существует работ, где романы В. Набоковы были бы рассмотрены как наследие авантюрной литературы. В данной диссертации делается попытка осмыслить тексты В. Набокова «русского периода» с точки зрения канонов авантюрного романа, что позволит по-новому взглянуться на тексты писателя, предложить читателю еще один путь к восприятию произведений В. Набокова. Этим определяется актуальность нашей работы.
Объектом предполагаемого исследования является творчество В. Набокова «русского периода», а предметом - жанровые традиции авантюрной литературы, которые могут быть обнаружены в творчестве писателя.
Цель работы - выявить те аспекты художественного метода В. Набокова, которые могут быть соотнесены с традициями авантюрного повествования. Выполнение поставленной цели предполагает следующие задачи:
• Структурировать научные исследования, посвященные специфике авантюрного романа;
• Определить становление и развитие жанра авантюрного романа, проанализировать рецепцию существующей литературной традиции в романах В. Набокова;
• Проанализировать романы Набокова, написанные в «русский» период («Машенька» (1926); «Король, дама, валет» (1928); «Защита Лужина» (1930); «Подвиг» (1932); «Камера обскура» (1933); «Отчаяние» (1934); «Приглашение на казнь» (1936); «Дар» (1938)), выявив жанровые особенности авантюрного романа, специфику построения сюжета, системы героев, хронотопа;
• Определить трансформацию традиционной природы авантюрного романа в творчестве В. В. Набокова
Материалом исследования является прозаическое наследие Владимира Набокова, относящееся к «русскому» периоду.
Обзор исследовательской литературы.
Феномен авантюрной литературы, ее генезис и развитие, особенности, язык стали предметом научного интереса многих исследователей. Специфика авантюрного романа в русской литературе и в творчестве В. Набокова, в частности, изучались на основании словарных статей Д. Д. Благого, Н. Д. Тамарченко, М. В. Загидуллиной; научных трудов М. М. Бахтина, Б. В. Шкловского, монографий А. З. Вулиса, Б. А. Грифцова, А. Ф. Строева; М. А. Черняк, Т. Е. Шумилова; диссертационных исследований А. Ю. Рыкуниной, Д. В. Морозова; статей Л. Мошенской, С. А. Кузиной, С. А. Кучиной и др.1 2 3 4
Понятие «авантюрный» роман до сих пор до конца не изучено, поскольку его понимание осложнено размытостью термина, его взаимозаменяемостью понятиями «приключенческий», «плутовской», «детективный роман и т.д. Попытки разграничить термины «приключение» и «авантюра» была предприняты Т. Гребенюк. Исследователь отмечала, что для приключения свойственны необычные и неожиданные события, а в основе любой авантюры лежит исключительно риск2.
Расширила и дополнила эту мысль Л. Н. Кулакевич, которая, опираясь на характер событий приключенческих и авантюрных романов, писала: если приключения героев - «следствие добровольного путешествия», то они авантюрные, если «перемещение героев было результатом ужасных жизненных обстоятельств»3, то они приключенческие.
Границу между «авантюрной» литературой и другими, смежными формами прочертила и М. В. Загидуллина, заметившая, что «авантюрность образует "микросреду" героя, сюжет оказывается открыт для самых невероятных событий, благодаря авантюрности создается художественный мир, основанный не на принципах нарушения читательского, а на принципиальном "неформировании" этого ожидания: авантюрный сюжет непредсказуем»4.
Лишь выявление специфических черт авантюрного романа позволило выделить его в качестве самостоятельного литературного образования.
Так, опорой для нашего исследования стал труд М. М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе», в котором исследователем были 5 6 7 8 проанализированы основные виды пространственно-временных отношений в литературе. Именно М. М. Бахтин разработал понятие «авантюрный хронотоп», а в главах «Греческий роман», «Функции плута, шута, дурака в романе» ученым были выявлены основные черты героя-авантюриста, проанализировано время-пространство и описано сюжетосложение авантюрного романа, свойственные ему образы и мотивы9.
Ценным для работы оказался научный труд А. Ф. Строева «Авантюристы Просвещения». В нем ученым было проделано культурологическое исследование, заключающееся во всестороннем рассмотрении образа авантюриста. Автор создает собирательный портрет «искателя приключений» - красавца, предприимчивого и энергичного авантюриста, умеющего нравиться всем и каждому, талантливого хитреца, ищущего славы и наживы, карточного игрока и мошенника, стремящегося изменить свой социальный статус и финансовое положение. Несмотря на узкую тематику и детальное рассмотрение личностей известных авантюристов всего мира (Казановы, барона Андреу Билинштейна и др.), работа все же достаточно последовательно раскрывает положение авантюриста в социальном и литературном пространствах10.
Значительное место в нашей диссертации занимает и монография А. З. Вулиса «В мире приключений», в которой ученым рассматривается приключенческая литература, её специфика, границы жанра. Исследователь изучает форму и содержание литературы о приключениях, закономерности ее построения, выделяет устойчивые черты, присущие герою приключенческого романа. В работе впервые дается обоснованное разграничение авантюрного, рыцарского, фантастического, детективного романов11.
Не раз в теоретической части работы мы обращались к книге М. А. Черняк «Массовая литература ХХ века», в которой исследователь обратилась к истокам формирования и становления авантюрного романа первой половины ХХ века. М. А. Черняк прослеживает путь развития авантюрной литературы, прибегая к историческому контексту и рассматривая социально-политические реалии с их влиянием на литературный мир. В работе рассматривается эволюция не только авантюрного героя, но и авантюрного романа, сдающего в конце 30-х гг. свои позиции детективному жанру12.
В диссертационном исследовании Д. В. Морозова «Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930-х.» выявляется значимость хронотопа в художественном мире писателя, систематизируются формы времени и пространства в творчестве Набокова русского периода, их эволюция. Более того, автор дополняет классификацию хронотопа, предложенную М. М. Бахтиным, регулярными и иррегулярными типами. По мнению Д. В. Морозова, именно художественные время и пространство являются ключом к пониманию глубинного смысла произведений писателя13.
В статье «Значение “игровых” моделей для понимания жанрового своеобразия романов В. В. Набокова “Машенька” и “Дар”» Е. И. Медвецким разрабатывается термин «условный авантюрный роман», к которому могут быть отнесены «Король, дама, валет», «Камера обскура», «Отчаяние». Автор работы сосредотачивает своем внимание на Драйере, Кречмаре и Германе, отмечая их созидательное начало, внутреннее противостояние пошлости и безликому существованию. По мнению Е. И. Медвецкого, данные персонажи идут на авантюру лишь потому, что желают окружить себя комфортом. Им противостоят «герои-похитители» (Франц, Горн, Ардалион), стремящиеся реализовать свои материальные потребности, они вероломно отбирают все у «героев-созидателей». В статье ученый подчеркивает приверженность В. В. Набокова к различным литературным традициям, их умелое переплетение и функционирование в романах «русского периода»14.
Приведенный обзор позволяет утверждать, что исследователи заинтересованы изучением авантюрного романа, но творчество В. В. Набокова редко рассматривалось как наследие авантюрной литературы. Отсюда можно сделать вывод о недостаточной разработанности темы нашей диссертации. Данная работа призвана доказать, что произведения В. Набокова продолжают и развивают литературную традицию авантюрного романа.
Характеристика работы.
Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Первая глава «Авантюрный роман в русской литературе XIX - начала XX вв.» посвящена теоретическим основам формирования и развития авантюрного романа как одного из самых популярных жанров литературы XIX - начала XX вв. Автор предпринимает попытку разграничить понятия «плутовской», «приключенческий», «авантюрный» и «детективный» роман, систематизирует основные работы ученых на эту тему, рассматривает эволюцию авантюрной литературы и ярких представителей этого жанра. Во второй главе «Авантюрный герой в романах В. В. Набокова» рассматриваются традиционные черты авантюрного героя и их реализация в персонажах В. Набокова. В третьей главе «Черты авантюрного сюжетостроения романов В. В. Набокова» анализируется сюжетная схема произведений В. Набокова «русского периода». В четвертой главе «Авантюрный хронотоп в романах В. В. Набокова» выявляют особенности авантюрной пространственно-временной организации текстов писателя. Список литературы включает 83 наименований, 82 из которых - научная литература. Общий объём работы: 78 страниц.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что в русскоязычных романах В. В. Набокова: «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Подвиг», «Камера обскура», «Отчаяние», «Приглашение на казнь», «Дар» - ярко отразилась связь с мировой литературной традицией авантюрного романа. Данное взаимодействие может быть обусловлено экспериментаторством, стремлением сохранить и обновить существующие литературные традиции, желанием писателя создать «игровую» модель, с помощью которой может быть прояснена творческая и жизненная философия.
В. Набоков обогащает наследие «русского периода» некоторыми чертами авантюрной литературы. На страницах его романов появляются герои- авантюристы, действующие в определенное время и раскрывающиеся в характерном, для авантюрных произведений, пространстве.
М. Осоргин, отмечая «авантюрность» сюжета романов В. Набокова, говорил, что произведения писателя «и волнуют, и занимают, и поражают»1. И, действительно, в основе русскоязычных произведений часто лежат интрига, обман, неожиданная встреча, которые заинтересовывают читателя. Персонажи перевоплощаются, теряют близких и обретают их, сталкиваются с опасностями , блуждают вдали от дома. Причем руководствуются герои Набокова различными целями: одни, пренебрегая нормами морали, желают обогатиться (Марта, Герман, Феликс, Горн), стать известными (Магда), продвинуться по карьерной и социальной лестницам (Франц). Другие - вступают в схватку с судьбой ради воссоединения с родиной (Г анин, Мартын Эдельвейс), мечтают о вольном скитальчестве, наполненном приключениями и смелыми открытиями (Годунов-Чердынцев Старший, Курт Драйер). Некоторые герои, наоборот, чинят авантюрные проделки на шахматном поле, чтобы войти в историю и прослыть непобедимым соперником (Лужин).
Руководствуясь своими желаниями и стремлениями, персонажи делают выбор между добром и злом. Причем для авантюрной литературы предпочтение очевидно - главный герой редко выбирает путь добродетели, честности и благородства. Но авантюристы в романах В. Набокова часто балансируют на грани хорошего и плохого, порой выбирают первое, поэтому условно героев можно поделить на «вынужденных авантюристов» (Ганин, Мартын Эдельвейс, Лужин), жертв авантюристов-обманщиков (Драйер, Кречмар, Феликс) и истинных губителей-авантюристов (Марта, Магда, Горн, Герман). По мнению многих исследователей, персонаж авантюрного романа - неизменяемая, застывшая форма, но у В. Набокова герои развиваются, часто проходят сложный путь и в финале меняются, достигают духовной зрелости, прощаются с прошлым, совершают подвиги (Лев Ганин, Федор Годунов- Чердынцев, Мартын Эдельвейс).
Более того, В. Набоков разрабатывает образ прекрасных искусительниц, блестящих красавиц-авантюристок (Магда, Марта). Важно, что автор не просто описывает приключения героинь, акцентирует внимание на незаконных и сомнительных предприятиях в их жизни, но демонстрирует постепенный распад личности, начинающийся с детства и приведший к безнравственным поступкам (жестокость родителей, нищета, одиночество, утопические мечты). Так В. Набоков отходит от канонов авантюрного романа, согласно которым автора и читателя интересуют лишь перипетии, действия персонажа, яркие события. Писатель обращается к психологизму, его интересуют внутренние побуждения персонажей, трансформация их чувств.
Герои русскоязычных романов В. Набокова оказываются окружены разнообразными декорациями, время и пространство, сопутствующие им, также имеют черты авантюрного. Так, авантюристы действуют и в тюрьме, и в Европе, и в экзотических местах, и в уединении, и среди толпы, и в реальном и иллюзорном пространстве. Хронотоп оказывает влияние на персонажей, провоцирует их на сомнительные и опасные предприятия (тюремная камера толкает Ц. Цинцинната на побег, чужая Европа провоцирует Мартына Эдельвейса на возвращение в Россию, неблагополучный квартал Берлина побуждает Франца покориться пошлой Марте и т.д.).
Таким образом, романы «русского периода» творчества В. В. Набокова обладают чертами авантюрной литературы. При этом писатель не просто следует устоявшимся положениям авантюрного романа, но видоизменяет, аккумулирует их со множеством художественно-творческих стратегий.
I. Источники
1. Набоков В. В. Собр. соч. русского периода: в 5 т. СПб., 1999-2000.
II. Научная литература
2. Александров В. Е. «Потусторонность» в «Даре» Набокова. Колумбия. 1986. С. 15-33.
3. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. М., 2004. 255 с.
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 237 с.
5. Бахтин М. М. Из предыстории романного слова [Электронный ресурс]: https: //www. gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/bahtin/iz_istromslov.php (дата обращения: 15.11.20).
6. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетика. М.: Худож. Лит., 1975. С. 235-407.
7. Богомолов Н. А. Авантюрный роман как зеркало русского символизма / Н. А. Богомолов // Вопросы литературы. 2002. № 6. С. 43-56.
8. Благой Д. Авантюрный роман // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. М., 1925. Стб. 3-10. [Электронный ресурс]: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-0031 .htm?cmd=p&istext=1 (дата обращения: 13.10.2021).
9. Брайн Б. Владимир Набоков. Русские годы / Пер. с англ. Г. Лапиной. СПб.: Симпозиум, 2010. 695 с.
10. Брайн Б. По следам Набокова. Избранные эссе / Пер. с англ. Г. Креймера. СПб.: Симпозиум, 2020. 616 с.
11. Букс Н. Владимир Набоков. Русские романы. М.: АСТ, 2019. 448 с.
12. Вейдле В. В. Сирин «Отчаяние». Берлин: Парабола. 1936. С. 185-187.
13. Вулис А. В мире приключений. Поэтика жанра. М., 1986. 384 с.
14. Гиппиус З. Авантюрный роман. [Электронный ресурс]: https://gippius.com/doc/articles/avantjurny-roman.html (дата обращения: 28.10.20).
15. Гинзбург Л. О литературном герое. М.: Советский писатель, 1979. 222 с.
...