ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СТРИТ-АРТА В ПРИЛОЖЕНИИ AR HUNTER
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения виртуализации уличного искусства
1.1. Подходы к изучению стрит-арта 8
1.2. Цифровизация объектов искусства 12
1.3. Подходы к изучению технологии дополненной реальности 14
Глава 2. Стрит-арт в Санкт-Петербурге: история и современность
2.1. Становление стрит-арта в России и Санкт-Петербурге 18
2.2. Особенности стрит-арта в Санкт-Петербурге, законодательные
аспекты 20
2.3. Виртуализация стрит-арта в приложении AR Hunter 25
Глава 3. Перспективы применения технологии дополненной реальности в городском пространстве Санкт-Петербурга на примере приложения AR Hunter
3.1. Анализ пользовательских отзывов в онлайн-маркетах App Store и
Google Play 29
3.3. Анализ интервью с пользователями приложения AR Hunter 29
3.4. Рекомендации для создателей приложения AR Hunter 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Литература 39
Источники 44
Приложения 47
Приложение 1. Программа эмпирического исследования 48
Приложение 2. Транскрипт интервью 55
Приложение 3. Пользовательские отзывы Google Play 61
Приложение 4. Пользовательские отзывы AppStore 65
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения виртуализации уличного искусства
1.1. Подходы к изучению стрит-арта 8
1.2. Цифровизация объектов искусства 12
1.3. Подходы к изучению технологии дополненной реальности 14
Глава 2. Стрит-арт в Санкт-Петербурге: история и современность
2.1. Становление стрит-арта в России и Санкт-Петербурге 18
2.2. Особенности стрит-арта в Санкт-Петербурге, законодательные
аспекты 20
2.3. Виртуализация стрит-арта в приложении AR Hunter 25
Глава 3. Перспективы применения технологии дополненной реальности в городском пространстве Санкт-Петербурга на примере приложения AR Hunter
3.1. Анализ пользовательских отзывов в онлайн-маркетах App Store и
Google Play 29
3.3. Анализ интервью с пользователями приложения AR Hunter 29
3.4. Рекомендации для создателей приложения AR Hunter 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Литература 39
Источники 44
Приложения 47
Приложение 1. Программа эмпирического исследования 48
Приложение 2. Транскрипт интервью 55
Приложение 3. Пользовательские отзывы Google Play 61
Приложение 4. Пользовательские отзывы AppStore 65
Культура и искусство неразрывно связаны с развитием общества, сочетая в себе вечные и современные идеалы и ценности. Феноменом, охватившим весь мир в XXI веке, по праву можно назвать уличное искусство, чье развитие связано, в первую очередь, с тотальным урбанизмом и что является одним из самых известных направлений культуры сегодня. Актуальность исследования стрит-арта связана в первую очередь с его популярностью и условиями существования в городской среде. Тем не менее, мы пока не можем утверждать о существовании единой теоретической базы, состоящей из исследований стрит-арта в социологическом аспекте. Однако ряд идей, соответствующих данному направлению, прослеживается в работах как зарубежных (П. Бенгстена, С. Андрон), так и отечественных (Кирсановой Е.А., Кисловой О.Н., Кузовенковой Ю.А., Руденкина Д.В. и др.) исследователей. Многие авторы в своих работах термины «уличное искусство» и «стрит-арт» употребляют как синонимы (это и не удивительно, ведь англоязычный термин «street-art» дословно переводится на русский язык как «уличное искусство»), что, по мнению некоторых исследователей является последствием ориентации отечественных специалистов на опыт зарубежных коллег, обратившихся к анализу данного явления раньше и уже имеющих сложившиеся традиции его изучения. Нам кажется наиболее подходящим разделение понятий стрит- и паблик-арта и их включение в общий термин «уличное искусство».
В таком случае, паблик-арт - искусство, созданное в городской среде, но выполненное по заказу государства или частных лиц и согласованное с ними. Наиболее распространенным и известным направлением уличного искусства является граффити. Термин «граффити» (итал. graffito) применяется для обозначения процарапанных, написанных или нарисованных на стенах или поверхностях, как правило, в общественных пространствах изображений и надписей. Создание подобного рода объектов связано, в первую очередь, с распространением своего имени - желанием оставить след в городской среде, заявить о своем существовании. Явлению, что мы подразумеваем под стрит- артом сегодня, уже множество веков: феномен выцарапывания на стенах городских зданий имен собственных или высказываний - политических лозунгов или философских умозаключений - известен еще с античных времен.
Феномен уличного искусства неизбежно инициирует взаимодействие акторов в городской среде, формируя ее ландшафт. Так, стрит-арт нередко выступает инструментом ревитализации бывших промышленных территорий, способствуя таким образом повышению их привлекательности для местных жителей и туристических потоков. Несмотря на то, что стрит-арт почти всегда вступает в противоречие с действующим законодательством и ему, как правило, не суждено долгое время находиться в городской среде, нельзя не отметить роль цифровых технологий и медиа в данном вопросе: они позволяют не только широко осветить, но и увековечить произведение уличного искусства. С распространением цифровых технологий и интернета появляются уличные художники, которые в первую очередь ориентируются на публикацию своих работ в сети и основную долю внимания и обсуждения надеются получить именно там. Такие действия одних членов сообщества райтеров, впрочем, подвергаются критике со стороны других, которые считают, что интернет ослабляет значимость места нахождения работы в физическом пространстве. Однако здесь в противовес мы можем говорить о практике использования приложений дополненной реальности.
Так, петербургская арт-группа «Явь» создала приложение AR Hunter, позволяющее увидеть уничтоженные объекты стрит-арта точно в тех местах, где они были ранее, используя возможности технологии дополненной реальности. На примере данного приложения в работе рассмотрены перспективы применения технологии дополненной реальности в случае с объектами искусства и в городской среде. По мнению В. Беньямина, произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости и в контексте собственной репродукции лишается того, что философ выражает понятием ауры. Просмотр объектов с использованием технологии дополненной реальности возможен только при присутствии пользователя непосредственно на том месте, где ранее они ранее были созданы. Технология AR рассматривается как особая гибридная реальность и часть социального пространства. Предположительно, эта альтернатива более придется по душе любителям стрит-арта, чем просмотр привычных репродукций - фотографий работ в тематических аккаунтах или сообществах в социальных сетях или интернет-каталогах. В пользовательских отзывах отмечается уникальность продукта, его потенциал.
Технологии, сочетающие реальный мир и виртуальную реальность, не новы, но сегодня любой, кто обладает необходимым оборудованием, устройством, способен довольствоваться не только играми или визуальными фильтрами, но и применять их в городской среде. Дополненная реальность как формат решения благоустройства общественных пространств стала использоваться относительно недавно, тем не менее, в силу развития технологий, с каждым годом она распространяется все больше, что, по мнению, представленному в большинстве источников, способствует повышению качества жизни населения. Несмотря на новизну, интерес и благоприятные социальные эффекты, существует ряд ограничений: подобное приложение - тоже своего рода “фильтр”, за что нередко критиковались галереи уличного искусства и стрит-арт туры. Работы, во-первых, проходят цензурирование, хоть и только на соответствие тем статьям УК РФ, с которыми не согласны сами разработчики (сюда относятся реклама психоактивных веществ, призывы к суициду и т.д.), во-вторых, изображения, присылаемые райтерами, должны соответствовать определенным требованиям. Кроме того, использование приложения подразумевает наличие у зрителя устройства, обладающего довольно высокими техническими возможностями: технология дополненной реальности не всегда подходит, например, для бюджетных смартфонов.
Складывается впечатление, что данная разработка направлена на сравнительно узкую аудиторию. Отзывы пользователей немногочисленны и односложны, однако в этих коротких сообщениях отмечается уникальность продукта, его потенциал, из негативного - только указание на некоторые технические проблемы. Таким образом, по результатам исследования планируется оценить готовность горожан к применению данной технологии и целесообразность ее применения. Проблема заключается в недостатке знания о мотивации и практиках применения технологии дополненной реальности пользователями приложения AR Hunter, о том, как сочетаются онлайн- и офлайн-среды в социальной практике индивида. Основной целью данного исследования является анализ перспектив применения технологии дополненной реальности в городском пространстве Санкт-Петербурга, достигнуть которой предполагается путем решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению феномена стрит- арта и его существования в городском пространстве;
2. На основе рассмотрения феномена дополненной реальности и цифровизации объектов искусства разработать теоретическую модель исследования;
3. Изучить историю становления стрит-арта в России, в частности, в Санкт-Петербурге и современные (включая цифровые и виртуальные) формы его проявления;
4. Выявить особенности городского пространства Санкт-Петербурга, изучить законодательные аспекты регулирования проявлений стрит- арта;
5. Изучить приложение AR Hunter и сравнить его с другими кейсами применения технологии дополненной реальности в Санкт-Петербурге;
6. Рассмотреть позиционирование приложения AR Hunter в интернет- медиа и проанализировать отзывы пользователей приложения AR Hunter в онлайн-маркетах;
7. Выявить перспективы применения технологии дополненной реальности в городском пространстве Санкт-Петербурга;
8. Составить рекомендации для создателей и разработчиков приложения AR Hunter.
Объектом данного исследования представлена технология дополненной реальности как особая гибридная реальность и часть социального пространства, предметом - социальный потенциал применения технологии дополненной реальности в городском пространстве. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых литературы и источников, приложения. В первой главе представлены теоретико-методологические основы изучения стрит-арта и цифровизации искусства, подходы к изучению технологии дополненной реальности. Вторая глава включает историю и современное состояние уличного искусства в России и Санкт-Петербурге, в частности, рассмотрена виртуализация стрит-арта в приложении AR Hunter. Заключительная, третья глава, содержит результаты эмпирического исследования, основанного на анализе отзывов в онлайн- маркетах AppStore и Google Play, а также десяти проведенных в рамках данного исследования интервью, направленных на пользователей приложения. Безусловно, цифровые технологии модифицируют новые арт- практики и влияют на развитие стрит-арта в целом. Выявление перспектив применения дополненной реальности в городском пространстве, основанное на анализе пользовательских мотиваций и практик, позволит узнать, оправдано ли создание подобных приложений и есть у технологии будущее в данном контексте.
В таком случае, паблик-арт - искусство, созданное в городской среде, но выполненное по заказу государства или частных лиц и согласованное с ними. Наиболее распространенным и известным направлением уличного искусства является граффити. Термин «граффити» (итал. graffito) применяется для обозначения процарапанных, написанных или нарисованных на стенах или поверхностях, как правило, в общественных пространствах изображений и надписей. Создание подобного рода объектов связано, в первую очередь, с распространением своего имени - желанием оставить след в городской среде, заявить о своем существовании. Явлению, что мы подразумеваем под стрит- артом сегодня, уже множество веков: феномен выцарапывания на стенах городских зданий имен собственных или высказываний - политических лозунгов или философских умозаключений - известен еще с античных времен.
Феномен уличного искусства неизбежно инициирует взаимодействие акторов в городской среде, формируя ее ландшафт. Так, стрит-арт нередко выступает инструментом ревитализации бывших промышленных территорий, способствуя таким образом повышению их привлекательности для местных жителей и туристических потоков. Несмотря на то, что стрит-арт почти всегда вступает в противоречие с действующим законодательством и ему, как правило, не суждено долгое время находиться в городской среде, нельзя не отметить роль цифровых технологий и медиа в данном вопросе: они позволяют не только широко осветить, но и увековечить произведение уличного искусства. С распространением цифровых технологий и интернета появляются уличные художники, которые в первую очередь ориентируются на публикацию своих работ в сети и основную долю внимания и обсуждения надеются получить именно там. Такие действия одних членов сообщества райтеров, впрочем, подвергаются критике со стороны других, которые считают, что интернет ослабляет значимость места нахождения работы в физическом пространстве. Однако здесь в противовес мы можем говорить о практике использования приложений дополненной реальности.
Так, петербургская арт-группа «Явь» создала приложение AR Hunter, позволяющее увидеть уничтоженные объекты стрит-арта точно в тех местах, где они были ранее, используя возможности технологии дополненной реальности. На примере данного приложения в работе рассмотрены перспективы применения технологии дополненной реальности в случае с объектами искусства и в городской среде. По мнению В. Беньямина, произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости и в контексте собственной репродукции лишается того, что философ выражает понятием ауры. Просмотр объектов с использованием технологии дополненной реальности возможен только при присутствии пользователя непосредственно на том месте, где ранее они ранее были созданы. Технология AR рассматривается как особая гибридная реальность и часть социального пространства. Предположительно, эта альтернатива более придется по душе любителям стрит-арта, чем просмотр привычных репродукций - фотографий работ в тематических аккаунтах или сообществах в социальных сетях или интернет-каталогах. В пользовательских отзывах отмечается уникальность продукта, его потенциал.
Технологии, сочетающие реальный мир и виртуальную реальность, не новы, но сегодня любой, кто обладает необходимым оборудованием, устройством, способен довольствоваться не только играми или визуальными фильтрами, но и применять их в городской среде. Дополненная реальность как формат решения благоустройства общественных пространств стала использоваться относительно недавно, тем не менее, в силу развития технологий, с каждым годом она распространяется все больше, что, по мнению, представленному в большинстве источников, способствует повышению качества жизни населения. Несмотря на новизну, интерес и благоприятные социальные эффекты, существует ряд ограничений: подобное приложение - тоже своего рода “фильтр”, за что нередко критиковались галереи уличного искусства и стрит-арт туры. Работы, во-первых, проходят цензурирование, хоть и только на соответствие тем статьям УК РФ, с которыми не согласны сами разработчики (сюда относятся реклама психоактивных веществ, призывы к суициду и т.д.), во-вторых, изображения, присылаемые райтерами, должны соответствовать определенным требованиям. Кроме того, использование приложения подразумевает наличие у зрителя устройства, обладающего довольно высокими техническими возможностями: технология дополненной реальности не всегда подходит, например, для бюджетных смартфонов.
Складывается впечатление, что данная разработка направлена на сравнительно узкую аудиторию. Отзывы пользователей немногочисленны и односложны, однако в этих коротких сообщениях отмечается уникальность продукта, его потенциал, из негативного - только указание на некоторые технические проблемы. Таким образом, по результатам исследования планируется оценить готовность горожан к применению данной технологии и целесообразность ее применения. Проблема заключается в недостатке знания о мотивации и практиках применения технологии дополненной реальности пользователями приложения AR Hunter, о том, как сочетаются онлайн- и офлайн-среды в социальной практике индивида. Основной целью данного исследования является анализ перспектив применения технологии дополненной реальности в городском пространстве Санкт-Петербурга, достигнуть которой предполагается путем решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению феномена стрит- арта и его существования в городском пространстве;
2. На основе рассмотрения феномена дополненной реальности и цифровизации объектов искусства разработать теоретическую модель исследования;
3. Изучить историю становления стрит-арта в России, в частности, в Санкт-Петербурге и современные (включая цифровые и виртуальные) формы его проявления;
4. Выявить особенности городского пространства Санкт-Петербурга, изучить законодательные аспекты регулирования проявлений стрит- арта;
5. Изучить приложение AR Hunter и сравнить его с другими кейсами применения технологии дополненной реальности в Санкт-Петербурге;
6. Рассмотреть позиционирование приложения AR Hunter в интернет- медиа и проанализировать отзывы пользователей приложения AR Hunter в онлайн-маркетах;
7. Выявить перспективы применения технологии дополненной реальности в городском пространстве Санкт-Петербурга;
8. Составить рекомендации для создателей и разработчиков приложения AR Hunter.
Объектом данного исследования представлена технология дополненной реальности как особая гибридная реальность и часть социального пространства, предметом - социальный потенциал применения технологии дополненной реальности в городском пространстве. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых литературы и источников, приложения. В первой главе представлены теоретико-методологические основы изучения стрит-арта и цифровизации искусства, подходы к изучению технологии дополненной реальности. Вторая глава включает историю и современное состояние уличного искусства в России и Санкт-Петербурге, в частности, рассмотрена виртуализация стрит-арта в приложении AR Hunter. Заключительная, третья глава, содержит результаты эмпирического исследования, основанного на анализе отзывов в онлайн- маркетах AppStore и Google Play, а также десяти проведенных в рамках данного исследования интервью, направленных на пользователей приложения. Безусловно, цифровые технологии модифицируют новые арт- практики и влияют на развитие стрит-арта в целом. Выявление перспектив применения дополненной реальности в городском пространстве, основанное на анализе пользовательских мотиваций и практик, позволит узнать, оправдано ли создание подобных приложений и есть у технологии будущее в данном контексте.
Данная работа посвящена выявлению перспектив и потенциала применения технологии дополненной реальности в городском пространстве в случае виртуализации объектов стрит-арта. Поставленные в рамках исследования цели были достигнуты путем выполнения ряда обозначенных задач. В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретико-методологические основы изучения феномена виртуализации стрит-арта, определен понятийный аппарат исследования. Был сделан вывод, что технологии MR достаточно новы, и мы пока не в силах полноценно оценить их влияние и социальный эффект, однако для принятия дальнейших решений необходимо выявить потенциал и перспективы подобных разработок. Далее были рассмотрены особенности уличного искусства в городах России, в частности, в Санкт-Петербурге, проанализированы законодательные аспекты. В заключительной части работы представлены результаты эмпирического исследования и составлены рекомендации для создателей и разработчиков приложения-агрегатора дополненной реальности AR Hunter. Было установлено, что данная разработка вызывает интерес горожан и обладает потенциалом в особенности по части сохранения художественной ценности произведения и как компромиссное решение между сторонниками и противниками городского искусства. Однако дальнейшее развитие видится возможным при финансовой и информационной поддержке проекта.
Стоит также сказать, что использование приложения дополненной реальности - принципиально новый виток цифровизации уличного искусства, в отличие от упомянутых практики шеринга и виртуальных прогулок, здесь важен эффект присутствия непосредственно в том месте, где наблюдатель как бы сквозь экран своего устройства увидит то, чего в реальном мире не существует, то, что он бы не увидел, не используя гаджет . Однако виртуализация стрит-арта - далеко не единственный способ применения дополненной реальности в городском пространстве Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что данная технология уже используется в некоторых музеях и иных культурных пространствах. Её развитие имеет все шансы способствовать просвещению населения, например, путем размещения в городской среде объектов, содержащих ссылки на цифровой слой, содержащий информацию об историческом прошлом памятников архитектуры. Попытки реализации проектов в данном направлении уже были предприняты. В связи с их распространением может возникнуть потребность в разработке единого онлайн-ресурса, где различные организации могли бы размещать свои проекты.
Безусловно, развитие технологий влияет на общественные процессы. Как в будущем человек будет работать и взаимодействовать с ними? Выйдет ли расширенная реальность за пределы экранных рамок смартфона? Как будет выглядеть город, когда на физические объекты наложится digital-слой? Эти и многие другие вопросы относительно нашего будущего пока остаются без ответов, но приблизиться к истине или пониманию траектории развития позволят исследования в области технологий дополненной и виртуальной реальности.
Стоит также сказать, что использование приложения дополненной реальности - принципиально новый виток цифровизации уличного искусства, в отличие от упомянутых практики шеринга и виртуальных прогулок, здесь важен эффект присутствия непосредственно в том месте, где наблюдатель как бы сквозь экран своего устройства увидит то, чего в реальном мире не существует, то, что он бы не увидел, не используя гаджет . Однако виртуализация стрит-арта - далеко не единственный способ применения дополненной реальности в городском пространстве Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что данная технология уже используется в некоторых музеях и иных культурных пространствах. Её развитие имеет все шансы способствовать просвещению населения, например, путем размещения в городской среде объектов, содержащих ссылки на цифровой слой, содержащий информацию об историческом прошлом памятников архитектуры. Попытки реализации проектов в данном направлении уже были предприняты. В связи с их распространением может возникнуть потребность в разработке единого онлайн-ресурса, где различные организации могли бы размещать свои проекты.
Безусловно, развитие технологий влияет на общественные процессы. Как в будущем человек будет работать и взаимодействовать с ними? Выйдет ли расширенная реальность за пределы экранных рамок смартфона? Как будет выглядеть город, когда на физические объекты наложится digital-слой? Эти и многие другие вопросы относительно нашего будущего пока остаются без ответов, но приблизиться к истине или пониманию траектории развития позволят исследования в области технологий дополненной и виртуальной реальности.
Подобные работы
- ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ
РЕАЛЬНОСТИ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СТРИТ-АРТА В ПРИЛОЖЕНИИ AR HUNTER
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



