ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И МАНИПУЛИРОВАНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ
|
Введение 5
Глава 1 9
1.1. Манипулирование прибылью: общая характеристика 9
1.1.1. Определение понятия манипулирования прибылью 9
1.1.2. Мотивация манипулирования прибылью в разрезе агентской теории 12
1.1.3. Классификация методов манипулирования прибыль прибылью 16
1.1.5. Показатель дискреционных начислений как характеристика уровня
манипулирования прибылью компании 19
1.1.6. Детерминанты уровня манипулирования прибылью в организации 20
1.2. Корпоративное управление и совет директоров: общая характеристика 21
1.2.1. Понятия корпоративного управления и совета директоров 21
1.2.2. Роль корпоративного управления и совета директоров в проблематике
манипулирования прибылью 24
1.3. Дивиденды и дивидендная политика: общая характеристика 28
1.3.1. Понятия дивидендов и дивидендной политики 28
1.3.2. Роль параметров дивидендной политики в проблематике манипулирования
прибылью 31
1.4. Финансовая устойчивость организации: общая характеристика 32
1.4.1. Понятие финансовой устойчивости организации 32
1.4.2. Роль уровня финансовой устойчивости в проблематике манипулирования
прибылью 37
1.5. Манипулирование прибылью: обзор эмпирических исследований и выдвижение
гипотез исследования 38
1.5.1. Выбор факторов, влияющих на уровень манипулирования прибылью 38
1.5.2. Базовые характеристики организации, влияющие на уровень
манипулирования прибылью 39
1.5.3. Характеристики совета директоров и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 41
1.5.4. Характеристики дивидендной политики и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 44
1.5.5. Характеристики финансовой устойчивости и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 45
1.5.6. Прочие характеристики организации и их влияние на уровень манипулирования прибылью 45
1.6. Выводы по главе 1 46
Глава 2 49
2.1. Выборка 49
2.2. Методология исследования 50
2.2.1. Расчет показателя АЕМ 50
2.2.2. Описание переменных выборки 52
2.2.3. Методология проверки гипотез исследования 53
2.3. Результаты исследования и обсуждение 56
2.3.1. Анализ описательной статистики 56
2.3.2. Анализ результатов первого этапа моделирования 59
2.3.3. Анализ результатов второго этапа моделирования 65
2.3.4. Ограничения и дальнейшие направления исследований 69
2.3.5. Практическая значимость результатов исследования 70
2.4. Выводы по главе 2 71
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложения 81
Глава 1 9
1.1. Манипулирование прибылью: общая характеристика 9
1.1.1. Определение понятия манипулирования прибылью 9
1.1.2. Мотивация манипулирования прибылью в разрезе агентской теории 12
1.1.3. Классификация методов манипулирования прибыль прибылью 16
1.1.5. Показатель дискреционных начислений как характеристика уровня
манипулирования прибылью компании 19
1.1.6. Детерминанты уровня манипулирования прибылью в организации 20
1.2. Корпоративное управление и совет директоров: общая характеристика 21
1.2.1. Понятия корпоративного управления и совета директоров 21
1.2.2. Роль корпоративного управления и совета директоров в проблематике
манипулирования прибылью 24
1.3. Дивиденды и дивидендная политика: общая характеристика 28
1.3.1. Понятия дивидендов и дивидендной политики 28
1.3.2. Роль параметров дивидендной политики в проблематике манипулирования
прибылью 31
1.4. Финансовая устойчивость организации: общая характеристика 32
1.4.1. Понятие финансовой устойчивости организации 32
1.4.2. Роль уровня финансовой устойчивости в проблематике манипулирования
прибылью 37
1.5. Манипулирование прибылью: обзор эмпирических исследований и выдвижение
гипотез исследования 38
1.5.1. Выбор факторов, влияющих на уровень манипулирования прибылью 38
1.5.2. Базовые характеристики организации, влияющие на уровень
манипулирования прибылью 39
1.5.3. Характеристики совета директоров и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 41
1.5.4. Характеристики дивидендной политики и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 44
1.5.5. Характеристики финансовой устойчивости и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 45
1.5.6. Прочие характеристики организации и их влияние на уровень манипулирования прибылью 45
1.6. Выводы по главе 1 46
Глава 2 49
2.1. Выборка 49
2.2. Методология исследования 50
2.2.1. Расчет показателя АЕМ 50
2.2.2. Описание переменных выборки 52
2.2.3. Методология проверки гипотез исследования 53
2.3. Результаты исследования и обсуждение 56
2.3.1. Анализ описательной статистики 56
2.3.2. Анализ результатов первого этапа моделирования 59
2.3.3. Анализ результатов второго этапа моделирования 65
2.3.4. Ограничения и дальнейшие направления исследований 69
2.3.5. Практическая значимость результатов исследования 70
2.4. Выводы по главе 2 71
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложения 81
Проблематика манипулирования прибылью попала во внимание исследователей достаточно давно и успела доказать свою актуальность. Манипулирование прибылью представляет собой совокупность инструментов, с помощью которых инсайдеры компании (в большинстве случаев - менеджмент) могут воздействовать на раскрываемую финансовую отчетность организации для извлечения личной выгоды или достижения иных целей, в долгосрочной перспективе противоречащих интересам организации, ее собственников и иных стейкхолдеров. Манипулирование прибылью не всегда является незаконным - многие возможности по реализации соответствующих практик изначально заложены в учетные стандарты, однако в некоторых случаях вмешательство в учетный процесс может все-таки выходить за грань правового поля, переходя в категорию финансового мошенничества.
К сожалению, академические исследования зачастую могут лишь сделать предположение о факте манипулирования итоговыми показателями. Более того, в рамках научного инструментария крайне трудно определить степень легальности подобного рода деятельности в каждом конкретном случае. Тем не менее, анализ факторов, влияющих на манипулирование прибылью в российских компаниях, важен не только для создания инструментов совершенствования механизмов корпоративного управления, но и для уточнения и расширения нормативной базы регулирования деятельности предприятий с целью повышения прозрачности деловой активности фирм, сглаживания остроты агентской проблемы, а также развития бизнес-среды в целом.
Противодействие манипулированию прибылью является одной из основных задач системы корпоративного управления в любой компании, как правило включающей в себя такие элементы как общее собрание акционеров, ревизионную комиссию, совет директоров и его комитеты, коллегиальный и единоличный исполнительные органы, департамент внутреннего аудита и другие структуры управления компанией, а также вопросы, находящиеся в компетенции этих органов. К числу данных вопросов относят, например, определение дивидендной политики, одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью, внесение изменений в Устав и другие основополагающие организационные документы, структурирование акционерного капитала и другие принципиальные аспекты общего руководства фирмой. В фокусе данной работы будут находиться два элемента корпоративного управления - характеристики совета директоров, а также характеристики дивидендной политики - в силу принципиальной важности данных параметров в разрезе проблематики противодействия неправомерному вмешательству в учетный процесс, а также недостаточной освещенности в научных работах системы 5 взаимосвязей между этими параметрами и уровнем манипулирования прибылью в компаниях на российском рынке.
Совет директоров, являясь ключевым органом корпоративного управления, имеет широкие возможности по предотвращению манипулирования прибылью в организации. В то же время очевидно, что в разных фирмах, благодаря уникальности каждого совета директоров, содержание комплексов мер по противодействию манипулированию прибылью и их реализация может существенно разниться. Как следствие, различаться будет и результативность данных мер в той или иной организации. Дивидендная политика, в свою очередь, также является одним из ключевых элементов системы корпоративного управления, так как, фактически, является одним из основных прикладных инструментов прямой реализации важнейшей функции любой коммерческой структуры - создания стоимости для акционеров. Дивидендная политика, определяемая, как правило, на основе рекомендаций и суждений совета директоров, может как стимулировать повышение прозрачности деятельности компании, так и служить фактором обострения агентской проблемы. Соответственно, аспекты корпоративного управления, связанные с дивидендной политикой, характеризуются принципиальной важностью в разрезе исследования проблематики структуры взаимосвязей между характеристиками системы корпоративного управления и вопросами противодействия манипулированию прибылью в организации.
Кроме того, помимо упомянутых выше параметров, в данной работе будет рассмотрена взаимосвязь уровня манипулирования прибылью и такого организационного фактора как финансовая устойчивость. Будучи одной из основных характеристик организации, финансовая устойчивость неразрывно связана с вопросами противодействия манипулированию прибылью, так как ее высокий уровень может быть следствием применения практик вмешательства в учетный процесс в краткосрочном периоде. При этом подобное вмешательство может обусловить снижение финансовой устойчивости в долгосрочном периоде, что, разумеется, может существенно сказываться на восприятии рынком деятельности компании в целом и ее менеджмента в частности. Соответственно, финансовая устойчивость также является очевидным драйвером агентской проблемы, что, в сочетании с тем, что вопросы взаимосвязи манипулирования прибылью и финансовой устойчивости ранее не рассматривались на российском рынке, обосновывает необходимость заострения особого внимания на этом факторе в рамках данной работы.
Как уже упоминалось выше, несмотря на важность проблематики манипулирования прибылью и системы его взаимосвязей с характеристиками корпоративного управления, финансовой устойчивости и других параметров, на сегодняшний день относительно небольшое число исследований рассматривает данную проблематику в разрезе 6 развивающихся рынков в целом и российского рынка в частности. В то же время, с увеличением масштабов и усложнением условий деятельности крупных публичных компаний на российском рынке, острота рассматриваемой проблематики на нем с каждым годом возрастает вместе с величиной потенциального ущерба для широкого круга стейкхолдеров в случае применения подобных практик. В связи с этим в повседневной деятельности менеджеров и собственников все чаще начинает проявляться управленческая проблема, заключающаяся в неопределенности взаимосвязи характеристик корпоративного управления, уровня финансовой устойчивости и манипулирования прибылью в компаниях на российском рынке. Ожидается, что настоящая работа сможет внести определенный вклад в решение этой проблемы.
Таким образом, актуальность данной работы определяется остротой рассматриваемой проблемы, небольшим числом работ, посвященных исследованию данной проблематики на российском рынке, вектором развития российского рынка, направленным на повышение прозрачности, а также глобальной ESG-повесткой в менеджменте.
Цель настоящей работы - определить взаимосвязь между уровнем манипулирования прибылью и характеристиками совета директоров, дивидендной политики и уровнем финансовой устойчивости в российских публичных компаниях. Соответственно, объектом настоящего исследования являются российские публичные компании, а предметом - механизмы корпоративного управления, направленные на снижение уровня манипулирования прибылью в компаниях, а также параметры финансовой устойчивости компании во взаимосвязи с уровнем манипулирования прибылью.
Для достижения поставленной цели в рамках данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Сформулировать гипотезы исследования на основе пула релевантных драйверов манипулирования прибылью, определенного по итогам проведения обзора литературы, посвященной рассматриваемой проблематике;
2. Определить основные показатели, характеризующие уровень манипулирования прибылью, механизмы корпоративного управления и уровень финансовой устойчивости компании.
3. Проверить сформулированные гипотезы с помощью проведения эмпирического исследования;
4. Сформулировать выводы как для академического, так и для прикладного применения результатов данной работы.
Реализованное эмпирическое исследование заключалось в сборе и первичной обработке финансовых и нефинансовых данных о деятельности широкого пула российских 7
публичных компаний на временном промежутке с 2008 по 2019 год, являющихся объектом исследования, а также в проведении регрессионного моделирования по панельным данным для выявления исследуемых закономерностей. Соответственно, в рамках теоретико-методологической базы работы можно выделить инструментарий сбора информации, сводящийся к анализу как финансовой и нефинансовой отчетности компаний выборки, опубликованной на их официальных сайтах и на веб-сайте Центра раскрытия корпоративной информации, так и данных, полученных из профессиональных баз данных, таких как Thomson Reuters Eikon, СПАРК-Интерфакс и другие, а также инструментарий выделения взаимосвязей, основным элементом которого является корреляционно-регрессионный анализ панельных данных.
В первой главе настоящей работы дается общая характеристика манипулирования прибылью, рассматриваются возможные причины, способы, последствия и детерминанты применения подобных практик. Кроме того, в рамках этой главы дается общая характеристика драйверов манипулирования прибылью, находящихся в фокусе данного исследования - совета директоров, дивидендной политики и финансовой устойчивости - а также отдельно рассматриваются возможные способы влияния различных аспектов этих организационных характеристик на уровень манипулирования прибылью в компании. Наконец, в этой главе приводятся результаты обзора проведенных ранее эмпирических исследований, посвященных изучаемой проблематике, и выдвигаются гипотезы данного исследования.
Во второй главе настоящей работы реализуется проверка выдвинутых гипотез: в ней описываются методологические аспекты проведения исследования, а также приводятся и подробно анализируются полученные результаты. Кроме того, в этой главе формулируются основные выводы работы и рассматриваются возможности их прикладного применения.
Отметим, что выводы, полученные по итогам данной работы, характеризуются как академической значимостью, так как осуществляют вклад в расширение базы знаний относительно драйверов манипулирования прибылью на российском рынке благодаря рассмотрению, среди прочего, ряда показателей, ранее не попадавших в фокус внимания исследователей при анализе отечественных компаний, так и прикладной применимостью, так как позволяют расширить пул критериев для принятия решений финансово-управленческого характера широким кругом стейкхолдеров российских публичных компаний.
К сожалению, академические исследования зачастую могут лишь сделать предположение о факте манипулирования итоговыми показателями. Более того, в рамках научного инструментария крайне трудно определить степень легальности подобного рода деятельности в каждом конкретном случае. Тем не менее, анализ факторов, влияющих на манипулирование прибылью в российских компаниях, важен не только для создания инструментов совершенствования механизмов корпоративного управления, но и для уточнения и расширения нормативной базы регулирования деятельности предприятий с целью повышения прозрачности деловой активности фирм, сглаживания остроты агентской проблемы, а также развития бизнес-среды в целом.
Противодействие манипулированию прибылью является одной из основных задач системы корпоративного управления в любой компании, как правило включающей в себя такие элементы как общее собрание акционеров, ревизионную комиссию, совет директоров и его комитеты, коллегиальный и единоличный исполнительные органы, департамент внутреннего аудита и другие структуры управления компанией, а также вопросы, находящиеся в компетенции этих органов. К числу данных вопросов относят, например, определение дивидендной политики, одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью, внесение изменений в Устав и другие основополагающие организационные документы, структурирование акционерного капитала и другие принципиальные аспекты общего руководства фирмой. В фокусе данной работы будут находиться два элемента корпоративного управления - характеристики совета директоров, а также характеристики дивидендной политики - в силу принципиальной важности данных параметров в разрезе проблематики противодействия неправомерному вмешательству в учетный процесс, а также недостаточной освещенности в научных работах системы 5 взаимосвязей между этими параметрами и уровнем манипулирования прибылью в компаниях на российском рынке.
Совет директоров, являясь ключевым органом корпоративного управления, имеет широкие возможности по предотвращению манипулирования прибылью в организации. В то же время очевидно, что в разных фирмах, благодаря уникальности каждого совета директоров, содержание комплексов мер по противодействию манипулированию прибылью и их реализация может существенно разниться. Как следствие, различаться будет и результативность данных мер в той или иной организации. Дивидендная политика, в свою очередь, также является одним из ключевых элементов системы корпоративного управления, так как, фактически, является одним из основных прикладных инструментов прямой реализации важнейшей функции любой коммерческой структуры - создания стоимости для акционеров. Дивидендная политика, определяемая, как правило, на основе рекомендаций и суждений совета директоров, может как стимулировать повышение прозрачности деятельности компании, так и служить фактором обострения агентской проблемы. Соответственно, аспекты корпоративного управления, связанные с дивидендной политикой, характеризуются принципиальной важностью в разрезе исследования проблематики структуры взаимосвязей между характеристиками системы корпоративного управления и вопросами противодействия манипулированию прибылью в организации.
Кроме того, помимо упомянутых выше параметров, в данной работе будет рассмотрена взаимосвязь уровня манипулирования прибылью и такого организационного фактора как финансовая устойчивость. Будучи одной из основных характеристик организации, финансовая устойчивость неразрывно связана с вопросами противодействия манипулированию прибылью, так как ее высокий уровень может быть следствием применения практик вмешательства в учетный процесс в краткосрочном периоде. При этом подобное вмешательство может обусловить снижение финансовой устойчивости в долгосрочном периоде, что, разумеется, может существенно сказываться на восприятии рынком деятельности компании в целом и ее менеджмента в частности. Соответственно, финансовая устойчивость также является очевидным драйвером агентской проблемы, что, в сочетании с тем, что вопросы взаимосвязи манипулирования прибылью и финансовой устойчивости ранее не рассматривались на российском рынке, обосновывает необходимость заострения особого внимания на этом факторе в рамках данной работы.
Как уже упоминалось выше, несмотря на важность проблематики манипулирования прибылью и системы его взаимосвязей с характеристиками корпоративного управления, финансовой устойчивости и других параметров, на сегодняшний день относительно небольшое число исследований рассматривает данную проблематику в разрезе 6 развивающихся рынков в целом и российского рынка в частности. В то же время, с увеличением масштабов и усложнением условий деятельности крупных публичных компаний на российском рынке, острота рассматриваемой проблематики на нем с каждым годом возрастает вместе с величиной потенциального ущерба для широкого круга стейкхолдеров в случае применения подобных практик. В связи с этим в повседневной деятельности менеджеров и собственников все чаще начинает проявляться управленческая проблема, заключающаяся в неопределенности взаимосвязи характеристик корпоративного управления, уровня финансовой устойчивости и манипулирования прибылью в компаниях на российском рынке. Ожидается, что настоящая работа сможет внести определенный вклад в решение этой проблемы.
Таким образом, актуальность данной работы определяется остротой рассматриваемой проблемы, небольшим числом работ, посвященных исследованию данной проблематики на российском рынке, вектором развития российского рынка, направленным на повышение прозрачности, а также глобальной ESG-повесткой в менеджменте.
Цель настоящей работы - определить взаимосвязь между уровнем манипулирования прибылью и характеристиками совета директоров, дивидендной политики и уровнем финансовой устойчивости в российских публичных компаниях. Соответственно, объектом настоящего исследования являются российские публичные компании, а предметом - механизмы корпоративного управления, направленные на снижение уровня манипулирования прибылью в компаниях, а также параметры финансовой устойчивости компании во взаимосвязи с уровнем манипулирования прибылью.
Для достижения поставленной цели в рамках данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Сформулировать гипотезы исследования на основе пула релевантных драйверов манипулирования прибылью, определенного по итогам проведения обзора литературы, посвященной рассматриваемой проблематике;
2. Определить основные показатели, характеризующие уровень манипулирования прибылью, механизмы корпоративного управления и уровень финансовой устойчивости компании.
3. Проверить сформулированные гипотезы с помощью проведения эмпирического исследования;
4. Сформулировать выводы как для академического, так и для прикладного применения результатов данной работы.
Реализованное эмпирическое исследование заключалось в сборе и первичной обработке финансовых и нефинансовых данных о деятельности широкого пула российских 7
публичных компаний на временном промежутке с 2008 по 2019 год, являющихся объектом исследования, а также в проведении регрессионного моделирования по панельным данным для выявления исследуемых закономерностей. Соответственно, в рамках теоретико-методологической базы работы можно выделить инструментарий сбора информации, сводящийся к анализу как финансовой и нефинансовой отчетности компаний выборки, опубликованной на их официальных сайтах и на веб-сайте Центра раскрытия корпоративной информации, так и данных, полученных из профессиональных баз данных, таких как Thomson Reuters Eikon, СПАРК-Интерфакс и другие, а также инструментарий выделения взаимосвязей, основным элементом которого является корреляционно-регрессионный анализ панельных данных.
В первой главе настоящей работы дается общая характеристика манипулирования прибылью, рассматриваются возможные причины, способы, последствия и детерминанты применения подобных практик. Кроме того, в рамках этой главы дается общая характеристика драйверов манипулирования прибылью, находящихся в фокусе данного исследования - совета директоров, дивидендной политики и финансовой устойчивости - а также отдельно рассматриваются возможные способы влияния различных аспектов этих организационных характеристик на уровень манипулирования прибылью в компании. Наконец, в этой главе приводятся результаты обзора проведенных ранее эмпирических исследований, посвященных изучаемой проблематике, и выдвигаются гипотезы данного исследования.
Во второй главе настоящей работы реализуется проверка выдвинутых гипотез: в ней описываются методологические аспекты проведения исследования, а также приводятся и подробно анализируются полученные результаты. Кроме того, в этой главе формулируются основные выводы работы и рассматриваются возможности их прикладного применения.
Отметим, что выводы, полученные по итогам данной работы, характеризуются как академической значимостью, так как осуществляют вклад в расширение базы знаний относительно драйверов манипулирования прибылью на российском рынке благодаря рассмотрению, среди прочего, ряда показателей, ранее не попадавших в фокус внимания исследователей при анализе отечественных компаний, так и прикладной применимостью, так как позволяют расширить пул критериев для принятия решений финансово-управленческого характера широким кругом стейкхолдеров российских публичных компаний.
Проблематика манипулирования прибылью может быть актуальна как во взаимоотношениях «принципал-агент», так и в ситуации, когда основной потенциал корпоративного конфликта находится в ситуации «принципал-принципал». В обоих случаях большинство стейкхолдеров публичной компании заинтересовано в минимизации искажений отчетности или хотя бы в понимании возможного инструментария противодействия манипулированию прибылью.
В данной работе основное внимание сфокусировано на характеристиках ключевого органа корпоративного управления - совета директоров, который, среди прочего, призван осуществлять мониторинг надлежащего качества отчетности компании - как факторах, влияющих на уровень манипулирования прибылью в компании. Кроме того, рассмотрено влияние на данный параметр различных аспектов дивидендной политики, а также впервые на российском рынке в разрезе влияния на уровень манипулирования прибылью рассмотрена проблематика финансовой устойчивости компании.
В исследовании на широкой выборке российских компаний на длительном промежутке времени был проанализирован ряд взаимосвязей между этими характеристиками и абсолютным уровнем манипулирования прибылью. В целом, установлено, что на российском рынке проявляется обратный характер взаимосвязи между уровнем манипулирования прибылью и основными организационными факторами, служащими для обеспечения внутреннего контроля, такими как размер совета директоров, наличие в его составе комитета по аудиту, доля независимых директоров в составе совета. Отдельно хочется обратить внимание на то, что обнаружен обратный характер взаимосвязи между долей женщин-директоров и уровнем манипулирования прибылью. Кроме того, выявлено, что в компаниях, где исполнительные директора более широко представлены в составе совета, наблюдается более высокий уровень вмешательства в учетный процесс.
В то же время был сделан ряд выводов о специфичных для российского рынка паттернах влияния драйверов уровня манипулирования прибылью. Так, наблюдается прямой характер взаимосвязи между уровнем манипулирования прибылью и выплатой дивидендов, а также коэффициентом выплаты дивидендов.
Отдельно стоит отметить ряд выводов, сделанных относительно взаимосвязи финансовой устойчивости организации с уровнем манипулирования прибылью. Обнаружено, что на российском рынке более финансово устойчивые компании склонны в большей степени применять практики манипулирования финансовыми показателями. В то же время, в более финансово устойчивых компаниях нивелируется воздействие на уровень манипулирования прибылью драйверов, связанных с советом директоров.
Кроме того, с учетом значительной роли государства в функционировании российского рынка, стоит обратить внимание, что государственные компании в меньшей степени подвержены проблематике манипулирования прибылью, однако специфика воздействия его драйверов, связанных с советом директоров, практически не отличается от таковой в частных компаниях, что свидетельствует о специфичности деятельности государства как контролирующего собственника.
Результаты данной работы могут полезны как для академической деятельности с точки зрения понимания специфики работы различных драйверов манипулирования прибылью на российском рынке, так и для реализации более прикладных целей, связанных с идентификацией широкого круга показателей, на которые следует обращать внимание как внутренним, так и внешним стейкхолдерам российских публичных компаний при принятии управленческих, инвестиционных и финансовых решений.
В данной работе основное внимание сфокусировано на характеристиках ключевого органа корпоративного управления - совета директоров, который, среди прочего, призван осуществлять мониторинг надлежащего качества отчетности компании - как факторах, влияющих на уровень манипулирования прибылью в компании. Кроме того, рассмотрено влияние на данный параметр различных аспектов дивидендной политики, а также впервые на российском рынке в разрезе влияния на уровень манипулирования прибылью рассмотрена проблематика финансовой устойчивости компании.
В исследовании на широкой выборке российских компаний на длительном промежутке времени был проанализирован ряд взаимосвязей между этими характеристиками и абсолютным уровнем манипулирования прибылью. В целом, установлено, что на российском рынке проявляется обратный характер взаимосвязи между уровнем манипулирования прибылью и основными организационными факторами, служащими для обеспечения внутреннего контроля, такими как размер совета директоров, наличие в его составе комитета по аудиту, доля независимых директоров в составе совета. Отдельно хочется обратить внимание на то, что обнаружен обратный характер взаимосвязи между долей женщин-директоров и уровнем манипулирования прибылью. Кроме того, выявлено, что в компаниях, где исполнительные директора более широко представлены в составе совета, наблюдается более высокий уровень вмешательства в учетный процесс.
В то же время был сделан ряд выводов о специфичных для российского рынка паттернах влияния драйверов уровня манипулирования прибылью. Так, наблюдается прямой характер взаимосвязи между уровнем манипулирования прибылью и выплатой дивидендов, а также коэффициентом выплаты дивидендов.
Отдельно стоит отметить ряд выводов, сделанных относительно взаимосвязи финансовой устойчивости организации с уровнем манипулирования прибылью. Обнаружено, что на российском рынке более финансово устойчивые компании склонны в большей степени применять практики манипулирования финансовыми показателями. В то же время, в более финансово устойчивых компаниях нивелируется воздействие на уровень манипулирования прибылью драйверов, связанных с советом директоров.
Кроме того, с учетом значительной роли государства в функционировании российского рынка, стоит обратить внимание, что государственные компании в меньшей степени подвержены проблематике манипулирования прибылью, однако специфика воздействия его драйверов, связанных с советом директоров, практически не отличается от таковой в частных компаниях, что свидетельствует о специфичности деятельности государства как контролирующего собственника.
Результаты данной работы могут полезны как для академической деятельности с точки зрения понимания специфики работы различных драйверов манипулирования прибылью на российском рынке, так и для реализации более прикладных целей, связанных с идентификацией широкого круга показателей, на которые следует обращать внимание как внутренним, так и внешним стейкхолдерам российских публичных компаний при принятии управленческих, инвестиционных и финансовых решений.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И МАНИПУЛИРОВАНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПРИБЫЛЬЮ: СВЯЗЬ ФАКТОРОВ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ ПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь финансового состояния и манипулирования прибылью российскими компаниями
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2023 - Повышение финансовой устойчивости предприятий как направление антикризисного регулирования
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2015 - МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПРИБЫЛЬЮ В ПУБЛИЧНЫХ И НЕПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПРИБЫЛЬЮ В ПУБЛИЧНЫХ И НЕПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020



