Введение 3
Глава 1. Значение ливийского кризиса для системы международных отношений 10
1.1. Ливийский кризис в рамках «арабской весны» 10
1.2. Гражданская война в Ливии 2011г и ее основные акторы 15
1.3. Последствия иностранной военной интервенции в Ливии 19
Глава 2. Интересы АРЕ и РФ в Ливии 23
2.1. Экономические интересы 23
2.1.1. Экономические интересы АРЕ в Ливии 24
2.1.2. Экономические интересы РФ в Ливии 26
2.2. Внешнеполитические интересы 29
2.2.1. Внешнеполитические интересы АРЕ в Ливии 29
2.2.2. Внешнеполитические интересы РФ в Ливии 32
2.3. Военные интересы и вопросы безопасности 35
2.3.1. Военные интересы АРЕ в Ливии 35
2.3.2. Военные интересы РФ в Ливии 38
Глава 3. Ливийский кризис в контексте египетско-российских отношениях 41
3.1. Особенности развития египетско-российских отношений в связи с ливийским кризисом 41
3.1.1. Военно-техническое сотрудничество между АРЕ и РФ 43
3.1.2. Сотрудничество в экономической сфере 47
3.1.3. Общая позиция по ливийскому кризису 51
3.1.4. SWOT-анализ египетско-российских отношений 54
3.2. Египетско-российское сотрудничество в борьбе с терроризмом в Ливии 57
3.3. Гуманитарное сотрудничество АРЕ и РФ в Ливии 61
3.4. Перспективы урегулирования ливийского кризиса 64
Заключение 70
Список источников и литературы 76
Сегодня регион Ближнего Востока и Северной Африки представляет собой полигон, на котором разворачивается соперничество между великими силами. Значимость данного региона обусловлена его геостратегическим положением, сосредоточением крупнейших природных ресурсов, а также тем, что отсюда проистекает угроза международной безопасности, чему способствует наличие баз террористических организаций1. События начала второго десятилетия XXI века в Ближневосточном регионе привели к пересмотру ведущими государствами мира своей политики в регионе. Арабская весна (комплекс социально-политических трансформаций в арабском регионе) в одних странах стала причиной смены правящих режимов, а в других привёл к изменениям во внутренней политике2. В ряде стран эти события сопровождались вмешательством внешних сил. Одной из таких стран была Ливия, которая стала свидетелем крупного международного вмешательства западных стран и НАТО в 2011 г. против режима Муаммара Каддафи3. С тех пор Ливия стала свидетелем политической борьбы за власть между Ливийской национальной армией (ЛНА) , поддерживаемой Египтом, ОАЭ и КСА, и правительством национального согласия (ПНС), поддерживаемым Турцией. Кроме того, в Ливии существуют террористические организации, поэтому Ливия стала источником угрозы не только для региональной, но и для глобальной безопасности.
В свою очередь, ливийское направление уже долгое время является одним из приоритетов египетской внешней политики, что объясняется географической близостью двух стран, заинтересованностью в торговом сотрудничестве, вопросами безопасности и т.д. Текущий военно-политический конфликт в Ливии только усилил ее значение для Египта, который не может позволить себе дистанцироваться от событий в соседнем государстве. Во многом этому способствует интернационализация ливийского кризиса, который уже превратился в арену противостояния множества региональных и мировых сил4. Для России ближневосточные страны также являются объектом особого внимания, учитывая необходимость обеспечения рынков сбыта для продукции своих стратегических производственных секторов вооружение, ядерная энергетика. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать тот факт, что Ливийская гражданская война показала миру, как с помощью лозунгов о приоритете общечеловеческих ценностей и использовании механизма международных санкций можно осуществить военную интервенцию и сменить власть в суверенном государстве.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире проблемы Ближнего Востока выходят на передний план. Египет играет главенствующую роль в современных международных отношениях в регионе благодаря своему стратегическому географическому положению, экономическому потенциалу и его роли как одного из ведущих политических, культурных центров на Ближнем Востоке и в Северной Африке. На современном этапе Египет и Россия имеют схожие взгляды на вопросы региональной безопасности ближневосточного региона. Ливия представляет собой стратегические ворота из Африки в Европу и ее геостратегическое положение поставит привлекшей внимание стран Европы. Ливийский кризис в наши дни — это один из самых затянувшихся локальных конфликтов с активным внешним участием. Ливийский кризис усугубляется продолжающимися политическими спорами и отсутствием единого правительства. После падения режима Муаммара Каддафи в 2011 г. Ливия стала ареной борьбы за власть с участием многих внешних акторов.
Объект исследования - Политический кризис в Ливии с 2011 г. по настоящее время.
Предмет исследования - влияние российско-египетских отношений на ливийский кризис.
Цель исследования - Определение роли египетско-российских отношений в ливийском кризисе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи;
• Охарактеризовать значение ливийского кризиса для системы международных отношений;
• Проанализировать внутри и внешнеполитические причины ливийского кризиса в рамках событий «арабской весны»;
• Выявить предпосылки иностранной военной интервенции в Ливию;
• Дать оценку ситуации в Ливии после свержения Муаммара Каддафи;
• Исследовать интересы Египта и России в ливийском кризисе;
• Рассмотреть влияние ливийского кризиса на развитие египетско-российских отношений;
• Рассмотреть сотрудничества Египта и России во всех сферах международных отношений после 2013 г;
• Исследовать внешнее вмешательство в ливийский конфликт;
• Определить последствия иностранной военной интервенции в Ливии;
• Выявить возможности сценария ливийского кризиса.
Хронологические рамки. Выбор данного временного периода обусловлен тем, что с 2010 г., после революций, произошедших в арабском регионе, которые повлияли на безопасность в регионе, привели к вмешательству региональных и других внешних сил в ливийский конфликт. Страна пережила три гражданских войны до 2020 г. В 2021 г., после вооруженного конфликта боевые действия между двумя сторонами прекратились, были избраны переходное правительство и президентский совет до проведения выборов. Однако эти политические сотрудничестве не контролируют всю территорию в Ливии.
В Египте события 2013 г. привели к падению режима Мухаммеда Мурси, а затем к установлению нынешнего режима во главе с президентом Ас-Сиси. Во внешней политике Египта произошел ряд изменений с крупными странами. РФ была первым неарабским государством, которое подержало режим Ас-Сиси. Этот период стал свидетелем стратегического партнерства и сотрудничества между АРЕ и РФ во всех сферах.
Методологическая основа. Данное исследование строится на использовании методов исторической науки, позволяющих рассматривать исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи и производить комплексный анализ фактов и событий прошлого. Использовался комплексный подход в изучении феномена арабской весны в Ливии, обладающего значительной спецификой. Также использовались системный и сравнительный методы, позволившие выявить закономерности российско-египетских отношений, а также выявить общие и отличительные моменты во взаимодействии двух сторон на региональном и международном уровнях. В конце был проведен SWOT-анализ российско-египетских отношений после 2013 г., чтобы оценить сильные и слабые стороны и определить возможностей в отношениях между двумя странами, а также внутренних и внешних угроз. Также был использован сценарный подход, который позволяет представить сценарии ливийского кризиса на основе изучения карты конфликта и его развития.
Источниковая база.
1) Официальные документы и материалы органов государственной власти АРЕ и РФ: тексты законов, выступления президентов, заявления представителей министерства иностранных дел, двусторонние соглашения позволяют оценить официальную позицию государства по конкретным вопросам безопасности и внешней политики.
2) Документы региональных объединений и международных организаций для составления контекста международной деятельности в том числе, ООН, ЛАГ, АС, ЕС.
3) Публикации исследовательских центров « РСМД», «Институт Ближнего Востока», «Клуб Валдай», «Центр Аль-Ахрам - S^-АДА'Э 4^W' ^’_u2j ^IjaVI Aj^», « ECSS - Egyptian center for strategic studies», «Atlantic Council», «ISPI - Istituto per gli studi di politica internazionale», «Arab Center Washington DC», «The ECSSR».
4) Материалы СМИ «BBC News» ,«:Aljazeera», «Reuters», «ТАСС», «Al-Ahram», «DW», «France 24», «Известия».
Степень разработанности темы. Существует большой интерес к научной литературе для изучения "арабской весны" и интервенции НАТО в Ливию. К исследователям в этой области относятся работы В. А Гранде, Б. В Долгов5, М.М Эль-Мюрид6, Ф.И Ларскарис7, А.М Васильев, Л.М Исаев, А.В Коротаев, Н.А. Кожанов8, Л. М Исаев, А. Р Шишкина, А. В Коротаев9, В.И Бартенев10, А.М Васильев11, А.Д Саватеев, Э.Ф Кисриев12, Т.А Ганиев, В.В Карякин13 , Ф.А Алтавил14, В.В Чамов15, Д.Г Балуев, Д.И Каминченко16, Т.Л Дейч, Ю.Н Зинин , Е.А Репешко , А.В Федорченко , Д.А Шестакоав17 18 19 20 21, В.Р Евгений 22, Ю.Н Зинин23, Х.К Инина24, В.Г Шубин25. Огромная помощь в исследовании развития российской внешней политики на Ближнем Востоке и особенностей египетско- российских отношений в Ливии и политических, экономических и военных интересов Египта и России в Ливии оказали работы таких авторов, А.М. Васильев., Д.И Винницкий26, С.Н Волклв27, Е.М Примаков28, А.Г Задохин29, В.В Наумкин30, Р.В Владимиров31, А.Б Подцероб32, Д.В Тренин33, А Ганиев., С.М Задонский34, А.Г Бакланов35. Использовались работы, посвященные новому этапу ливийского конфликта, вопросы безопасности и борьбе с терроризмом нашли отражение в работах зарубежных авторов, пишущих как на арабском, так и на английском языках. Среди авторов (Kortunov Andrey), (Zaiser Nataliya), (Kharitonova Е1епа), (Chkoniya Lora), (Kotchofa Gabriel), (Ezhov Dmitry) 36, (El Maghraby Bassem) 37, (Westenberger Kay) 38, (Mary Kaldor) 39, (Nesi Giuseppe/ 40, А.М Абдул Хамид (uLlc ji^xll jj^)41, А.С Хуссейн (j^J j-Y 42, Э.Э Нурхан ( jAjjj jxull) 43 , С А Абдул GJc ДД^И jjc)44 АС Рашид (j^Ij ua/x)45 МА Ауни Gbc ^-a)46 МС Зауши . ^j , , . ^J . (ajjj^ j-^j'J)47, Хамд Абдель Рахман (uJ^x J^jll Jjc)48, В.Х Каладжиа (
Гипотеза исследования состоит в том, что Египет и Россия играют значимую роль в ливийском конфликте. Эта роль выражается в широком спектре дипломатических усилий, которые направленны на поддержку мирного урегулирования и политического кризиса, а также прекращения конфликта между конфликтующими сторонами. Это служит дополнением к военному и политическому сотрудничеству, представленному в поддержке ливийской армии в борьбе с террористическими организациями. Интересы России и Египта совпадают в деле противостояния влиянию Турции, и Братьев-мусульман в Ливии.
Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Египетско-российские отношения рассмотрены в контексте ливийского кризиса как драйвера их двухсторонних отношений;
2. На данный момент отношение Египтом являются одним из приоритетных направлений во внешней политики России для разрешения Ливийского кризиса;
3. Разрешение ливийского кризиса в 2021г., рассмотрено как результат совместных усилий АРЕ и РФ;
4. Впервые применён SWOT-анализ для оценки египетско-российских отношений и выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;
5. В работе приведено исследование вероятных сценариев развития ливийского кризиса и египетско-российского сотрудничества в контексте его урегулирование.
Структура. Данная работа состоит из трёх глав. В первой главе анализируется значение ливийского конфликта для системы международных отношений. Во-второй главе показаны интересы АРЕ и РФ в Ливии с целью более глубокого понимания влияния Ливийского кризиса на внешнюю политику Египта и России. Особое внимание уделяется рассмотрению акторов, имеющих наибольшее влияние в Ливии. В третьей главе, непосредственно анализируется значение ливийского кризиса для развитие египетско-российских отношений. Также рассматриваются египетско-российские усилия по урегулированию кризиса, и разрабатывается ряд сценариев выхода из кризиса.
События «арабской весны», происходившие в арабском регионе в начале 2010 года и происходящие в настоящее время во многих странах, в том числе и в Судане и Йемене, не только поставили регион в центр мировой политики, но и повлияли на глобальную систему. Прямым результатом «арабской весны» стало свержение четырёх режимов - в Тунисе, Египте, Ливии и Йемене, отсутствие военной и национальной безопасности и стабильности в регионе, а также рост терроризма и экстремизма, интенсификация иностранного вмешательства. Также, доминирующая же роль отошла трём неарабским государствам - Турции, Ирану и Израилю. В данной работе доказано, что главной причиной революции против М. Каддафи было отсутствие демократии и свободы слова, контроль родственников М. Каддафи над всеми высокими постами в государстве, также спор между племенами сыграли свою роль в усилении политических разногласий в Ливии. Кроме того, стран НАТО сыграли ведущую роль в свержении М. Каддафи, поскольку именно с ними ливийский лидер имел наиболее напряженные отношения. Главная роль в ливийском конфликте отводили империалистическим амбициям США и чрезмерной заботе Израиля о своей безопасности и отказ М. Каддафи присоединиться к АФРИКОМ и нефтяные месторождения в Триполи и регионах нефтяного полумесяца, которые включают в себя самые важные нефтяные порты Ливии и простираются на 250 километров по Средиземному морю между Сиртом и Бенгази. Вмешательство Великобритании и Франции было подчеркнуто стремлением к политической и экономической гегемонии на африканском континенте. Заявленная цель интервенции НАТО заключалась в защите мирных жителей, но на самом деле целью было уничтожить М. Каддафи и захватить Ливию.
Исследование показало, что ливийский кризис особенно опасен своими масштабами и своими последствиями в виде социально-политических и социальных проблем не только для региона, но и для стран вне его, таких как Российская Федерация. Это объясняет внимание международного сообщества на глобальном уровне - в частности на уровне ООН - к данному кризису. Усилия ООН по прекращению конфликта привел к успеху три раза: в первый раз - на выборах конгресса в 2012 г., на которых победил национальный альянс во главе с Махмудом Джибрилем, во второй раз - в декабре 2015 г. с подписанием Ливийского политического соглашения в Схирате «Марокко», в третий раз - в феврале 2021 г. на Форуме ливийского политического диалога, где были избраны переходный совет и новое переходное правительство.
Как выявлено и показано в работе, что ливийский кризис - это борьба между местными партиями, поддерживаемыми региональными и международными силами включая Египет, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Соединенные Штаты Америки, Италию, Францию и Россию, каждая из которых стремится захватить власть. На протяжении последних 10 лет в условиях продолжающегося военно-политического конфликте в Ливии неуклонно росло количество вооружённых групп, так называемых милиций (Аль-Каида, ИГИЛ, Ливийская боевая группа, Ансар аш-Шариа, советы шуры моджахедов Дерны, Al -Nawasi Brigade, Революционная гвардия и т.д.). Они стали главными действующими лицами политических и экономических процессов в стране. Также, за их поддержку борются политики, их лояльность покупается, за их вмешательство или невмешательство договариваются все, включая транснациональные компании и иностранные государства, имеющие свои интересы в Ливии и вынужденные их защищать.
Доказано, что ливийский кризис характеризуется рядом особенностей, за короткое время он перерос с национального уровня на региональный и международный, это не конфликт между двумя суверенными государствами; он представляет собой непрерывный ход событий, который ближе к войне, чем к миру. Несмотря на начало ливийской внутренней войны, было время, которое позволило ливийскому народу участвовать в политике, например, выборы всеобщего народного собрания в 2012 г., палаты представителей и комитета по разработке конституции в 2014 г. Хотя иностранное вмешательство в 2011 г. было направлено в первую очередь против режима М. Каддафи, с 2014 г. внешнее вмешательство стало направлено на поддержку революции и контрреволюции. В этом документе доказательства того, что Ливия
В работе доказано, что Ливия является страной с общими интересами, как для АРЕ, так и РФ. Ливия была союзником Египта, и существовал постоянный проект по созданию совместного арабского государства, также была экономическим и военным партнером Советского Союза и России. До революции между двумя странами существовал ряд проектов и контрактов в области вооружений и энергетики, но революция «арабской весны» положила конец этому сотрудничеству.
В работе определены общие интересы, побудившие АРЕ и РФ вмешаться в ливийский кризис. На первом месте стоят угрозы безопасности, поскольку характер нестабильной ситуации в Ливии и затянувшийся конфликт способствовали росту опасений по поводу угроз ее национальной безопасности, особенно в связи с потоком оружия из Ливии в соседние страны, а также растущей угрозой со стороны различных террористических групп. Экономические интересы также были важным фактором в определении египетско-российской политики в Ливии. Ливия богата природными ресурсами, такими как нефть, газ и полезные ископаемые. Внешнеполитические факторы заключались в том, что АРЕ и РФ стремились внести свой вклад в поиск путей урегулирования ливийского кризиса, которые положили бы конец конфликту в стране и покончить с турецким и исламским присутствием у власти в Ливии. АРЕ вмешался в ливийский кризис, чтобы защитить свои границы от потока оружия, боле того РФ ходила защитить своих интересов в Сирии, и стремится установить стабильность в регионе, где Ливия представляет собой "стратегическую глубину" для соседних арабских стран. Интерес к конфликту усилился после начала политического разделения между Востоком и Западом, когда начался конфликт между ливийской армией и Правительством национального согласия, и с усилением вмешательства в Ливии, Египет и Россия стали одним из игроков, на которых опирается ООН в инициативах политического урегулирования в Ливии.
В исследовании рассматривались позиция и стратегия АРЕ и РФ к ливийскому кризису, которая направлена на достижение национальных интересов через разрешения конфликта мирным путем и прекращения регионального вмешательства в кризис. Выяснилось также, что у двух стран одно видение в контексте конфликта, которое заключается в сохранении единства национального государства как указано в Каирской декларации 2021 г.
Несмотря на неспокойную ситуацию в некоторых арабских странах, Российская Федерация стремится развивать отношения со странами региона, в частности с Египтом. Египет не только влиятельная страна в арабском мире, но и считается лидером арабского мира. После событий 2013 года Российская Федерация стала первой страной за пределами арабского мира, в которую прибыл Абдель Фаттах Ас-Сиси. Российско-египетское сотрудничество значительно вышло на новый уровень во всех отношениях, фактически между двумя странами идет активный диалог во всех военных и экономических областях. Выражением этого нового этапа в отношениях стал визит Президента Российской Федерации В.В Путина в Каир в 2015 году, итогам визита достигнута договоренности об участии Росатома в строительстве первой атомной электростанции в Эль-Дабаа, а также создание российской промзоны в Суэце (РПЗ).
Перспективы российско-египетского отношений благоприятны. Оба государства заинтересованы в развитии и извлечении выгоды из более тесных двусторонних связей. Египетское руководство стремится диверсифицировать свои международные партнерства, чтобы расширить свою стратегическую автономию и получить максимальную геополитическую и экономическую отдачу. В то же время Москва получила от сотрудничества с Египтом выгоды в сфере безопасности и коммерческой деятельности. Беспорядки в Ливии и стремление России играет там конструктивную роль, а также повысить свою значимость в Северной Африке усиливают зависимость России от Каира. Они согласны на мирное урегулирование кризиса во время переговоров двух президентов.
Египетско-российские отношения претерпели серьезные социальные и политические изменения, менялись их внешнеполитические приоритеты, но обоюдное стремление к сотрудничеству всегда доминировало в отношениях двух стран. Исследование показало, что они являются сильными партнерами как в двусторонних и в международных делах в частности, и что РФ поддерживает Египту и продолжает тесно сотрудничать с ним с целью установления стабильности в Ливии. Стабильность и сотрудничество являются главной чертой российско-египетских отношений, а взаимопонимание по различным региональным вопросам или проблемам рассматривается как гарант двустороннего сотрудничества между двумя странами. Кроме того, основы древних и современных русско-египетских отношений способствовали улучшению культурных отношений между двумя странами, как показано в договоре о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве от 2018 г.. Подписание дополнительных соглашений в различных сферах сотрудничества также будет способствовать российскому присутствию в Африке. Стремление к урегулированию конфликтов в регионе, особенно ливийского, йеменского и суданского кризисов, а также к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом послужит основой для тесного взаимодействия двух стран, и это стало одним из результатов российско-африканский саммит в Сочи.
АРЕ и РФ заинтересовали в развитии выгоды из двусторонних отношений. Египетское руководство стремится диверсифицировать свои международные партнерства, чтобы расширить свою стратегическую независимость, максимизируя при этом геополитическую и экономическую отдачу. Политика России в отношении Египта по- прежнему определяется военными и экономическими интересами. Слабых сторон в их отношений включает в себя ориентация Египта на Соединенные Штаты Америки и страны Запада в отдельные периоды, как это было до революций «арабской весны». Египетская политика подчинялась Соединенным Штатам Америки, но после революции 2013 г. Египет перешел к более независимой политике. Египет принял политику диверсификации партнеров и союзников и видел в России сильного партнера перед лицом постоянного давления Запада. Возможности сторон содержит ожидания сотрудничества АРЕ и РФ в реализации новых долгосрочных проектов. Также, возможности стратегического партнерства для установления нового баланса сил на Ближнем Востоке и решения ливийского кризиса, поскольку обе страны лучше урегулируют конфликт и обеспечат безопасность в Ливии. Как показано в работе, что внутренние и внешние угрозы, повлиявшим на отношения между двумя странами относятся изменения в мировой системе или политическую систему, как это произошло в Египте в 2012 г., что может превратить ситуацию в угрозу, препятствующую реализации различных российско- египетских проектов. Также, разногласия по некоторым региональным вопросам, таким как египетско-эфиопская проблема относительно плотины «Возрождение» и позиция России по ней. Кроме того, санкции США стали дополнительным препятствием для военно-технического сотрудничества России и Египта.
В ходе исследования были разработаны три основных сценария ливийского кризиса. Первый сценарий - политическое урегулирование; достижение политического решения конфликта путем проведения всеобщих выборов и получения легитимности со стороны международного сообщества. Впервые ливийцы выберут главу государства. Перед новой избранной властью в Ливии стоит ряд новых задач: во-первых, задача объединения регулярных сил. Во-вторых, трансграничные вызовы, за последние десять лет и с момента начала ливийского кризиса иностранные страны отправляли наемников и вооруженные группы в Ливию, чтобы оказать давление на различные политические образования. В- третьих, проблема объединения экономических институтов, которая представлена в успехе правительства в разрешении финансово-экономического кризиса внутри Ливии. В- четвертых, задача поддержки международного сообщества для достижения требований согласованной дорожной карты. Второй пессимистичный сценарий - эскалация боевых действий; мир в Ливии никогда не наступит. Может произойти очередная эскалация военных действий, официальных поводов для взаимных обвинений противоборствующих сторон может быть множество: один из них - непризнание результатов парламентских и президентских выборов. Третий сценарий промежуточная гипотеза. Жизнь в Ливии продолжает идти своим "принятым" чередом, как это было в течение последних десяти лет. Временные власти (Президентский совет, правительство) осуществляют власти, но их решения наталкиваются на ряд препятствий. Также были разработаны два сценария проведения президентских выборов. Первый - проведения выборов в срок; некоторые показатели могут повысить вероятность реализации этого сценария, кроме того, продолжается логистическая подготовка к процессу голосовании. Узнаваемые лица из того поколения ливийских политиков, которые фактически управляли страной на протяжении последних нескольких лет и имеют потенциал для участия в выборах — командующий ЛНА фельдмаршал Халифа Хафтар, председатель палаты представителей Агила Салех, вице-президент Ахмед Майтыг, нынешний фактически премьер-министр правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамид Дбейба, и главу правительства объявил ливийский парламент во главе с Фатхи Багашей и Сейф аль-Ислам Каддафи. У этих политиков есть возможность использовать свой основной электорат, которому они известны, с которым они связаны либо земляческими кланово-племенными, либо клиентскими или корпоративными связями. Несмотря на определенные действия, реализованные за 2021г, ливийские государственные институты парализованы непреодолимыми личностными конфликтами в верхних эшелонах политической элиты. Второй сценарий - изменения карты ООН; сценарий основан на вмешательстве ООН, при поддержке международных сил, с предложением новой инициативы, включающей новые сроки проведения парламентских и президентских выборов, не превышающие шести месяцев. Международные и региональные движения стремятся достичь консенсуса в отношении ливийского кризиса, чтобы избежать возвращения к исходной точке. Результаты выборов, даже если они состоятся, не будут приняты населением в полной мере. Это приведет лишь к новому витку конфликтности, в условиях которого ливийские милиции снова обретут значение, и их статус не будет подвергаться сомнению.
Список использованных источников:
Официальные правительственные заявления и нормативно-правовые акты:
1- Концепция внешней политики Российской Федерации № 640 от 30.11.2016 // Официальный сайт президента России URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451
2- Указ президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451
Документы РФ и АРЕ:
3- Всеобъемлющее соглашение между Арабской Республикой Египет и Российской Федерацией о стратегическом партнерстве и сотрудничестве " от 17.10.2018 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2021 г. - Ст. 10
4- Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Арабской Республики Египет о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации атомной электростанции на территории Арабской Республики Египет от 2 февраля 2016г.- Ст. 26
5- Соглашение о создании и обеспечении условий деятельности российской промышленной зоны (РПЗ) в экономической зоне Суэцкого канала в Египте от 23 мая 2018 г в рамках 11го заседания совместной российско-египетской комиссии по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству.- Ст.65
Документы АРЕ и Ливия:
6- Заявление Палаты представителей Ливии от 13 июля 2020г. № 02 за 2020г.- Ст.8 uUj ^Х»Т» Д* t Д^ ^jjUI <_iljjJl и^^
7- Каирская декларация по Ливии от 08.06.2021г. . № 12// 2021г.- Ст.10" W U^j "S^a/SJI j^ol 2020 jab! 08
8- Конституция Арабской Республики Египет от 15 января 2014 г.- Ст48 j^^ S!jj«^ jj^J t«H ^U J^x^Jl AjjjxJI
9- Решение Палаты представителей Египта об одобрении отправки военнослужащих египетских вооруженных сил на боевые задачи за пределы страны от 20 июля 2020 г. № 152 // 2020г.- Ст. 16 fU^1 ^ Ajj^JI a^UJI ^IjSJI j^ j^Lc Jl^jl ^lc AaaljJL ^j^JI <_iljll u^^ jlJ UU flc jJjj t. ^ll CjlA Ш
10- Соглашение о сотрудничестве в области безопасности и военного дела между Правительством национального согласия и Правительством Турецкой Республики, от 27 ноября 2019 г. № 113// 2019г.- Ст.10 a^j^^j ^^' ^' a^j£^. j£ ^jS^*1Ij ^Vl jj-*^l d^,' 2019 "(^j/jll Jjj^j) j^j 27 ^ 4*3jJ| L£jj ajjj^^
Документы ООН:
11- Резолюция № 1973 Совета Безопасности ООН от 17 марта 2011 г. // Официальный сайт Совета Безопасности ООН URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/268/41/PDF/N1126841.pdf?OpenElement. (Дата обращение: 06.11.2021
12- Резолюция № 1970 Совета Безопасности ООН от 26 февраля 2011 г. // Официальный сайт Совета Безопасности ООН URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/245/60/PDF/N1124560.pdf?OpenElement (Дата обращение : 06.11.2021
13- Соглашение Схират - Ливийское политическое соглашение. ООН. .- 2015. - 17.12. Ст. 30
14- Agreement for a Complete and Permanent Ceasefire in Libya от 23 October 2020 № 2510 Ст. 12
Список использованных интернет-источников:
1- Взгляд // Египет начинает собственную военную игру в Ливии URL: https://vz.ru/world/2020/6/22/1046333.html (дата обращения: 07.11.2021).
...