Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТНИКОВ IT-СФЕРЫ

Работа №127407

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Профессиональная успешность и мотивационно-ценностная сфера
IT-специалистов 9
1.1 Феномен профессиональной успешности 9
1.2 Факторы профессиональной успешности 15
1.3 Мотивация персонала 18
1.4 Анализ профессиональной деятельности IT-специалиста 29
1.4.1. Объективные и субъективные факторы, влияющие на успешность профессиональной деятельности IT-специалиста 31
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 35
2.1 Цели и задачи исследования 35
2.2 Описание выборки исследования 36
2.3 Методы эмпирического исследования 36
2.3.1 Метод контент-анализа 36
2.3.2 Опросник «Жизненные цели» 37
2.3.3 Методика «Возможность реализации мотивов» 38
2.3.4 Методика UWES 39
2.3.5 Авторская анкета для оценки профессиональной успешности 41
2.4 Процедура исследования 43
2.5 Методы статистической обработки и анализа данных 43
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 45
3.1 Мотивационно-ценностные характеристики и профессиональная
успешность сотрудников IT-сферы 45
3.1.1 Мотивационные и ценностные характеристики 45
3.1.2 Профессиональная успешность 48
3.2 Сравнительный анализ мотивационных и ценностных характеристик IT-
специалистов с разным уровнем профессиональной успешности 54
3.3 Анализ связей мотивационно-ценностных характеристик работников с
профессиональной успешностью 58
3.4 Построение регрессионной модели для прогноза профессиональной
успешности 62
ВЫВОДЫ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 87
ПРИЛОЖЕНИЕ В 92


АННОТАЦИЯ
Для изучения мотивационно-ценностных ресурсов профессиональной успешности в сфере информационных технологий было обследовано 88 специалистов, работающих в сфере IT. Возраст респондентов варьировался от 20 до 45 лет. На основе анализа характеристик феномена профессиональной успешности были выделены ключевые критерии оценки уровня профессиональной успешности. Для оценки профессиональной успешности: уровень заработной платы, темп карьерного роста, уровень увлеченности работой (UWES), субъективная оценка профессиональной
успешности(авторская анкета). Для изучения мотивационно-ценностных ресурсов работников использовались методики «Возможность реализации мотивов» и «Жизненные цели». Обработка данных: корреляционный анализ, сравнительный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ. Результаты. В результате исследования была выявлена связь между профессиональной успешностью и ценностями и мотивами работников. Также были выявлены мотивационные и ценностные предикторы профессиональной успешности.
Ключевые слова: профессиональная успешность, увлеченность работой, мотивационно-ценностные ресурсы, IT-персонал.
В последние годы активно развивается IT-сфера, растет потребность в квалифицированных специалистах по информационно-коммуникационным технологиям. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 2016 год в сфере IT в России работает 287713 специалиста высшего уровня квалификации, потребность в работниках составляет 3,2%, что превосходит потребности в работниках в областях науки и техники, образования, бизнеса и администрирования, а также в области правовой и социальной работы, культуры. Наибольшая потребность в работниках IT- направления в сфере научных исследований и разработок (7,2%). Эти данные демонстрируют необходимость разработки способов привлечения и сохранения высококвалифицированных специалистов в организациях, обеспечения условий для их эффективной работы.
Производительность труда, его эффективность и качество непосредственно отражаются на прибыли предприятия, а также на благополучии сотрудников. Для повышения этих показателей руководство предприятий использует материальные и нематериальные системы стимулирования, повышает качество условий труда. Наиболее эффективной на данный момент в экономическом и психологическом плане технологией управления персоналом является ценностное управление, в основе которого лежит соответствие ценностей и мотивов сотрудников ценностям и миссии организации [25].
Одно из ключевых понятий, отражающее как качественные показатели, так и субъективное состояние сотрудников в своей профессиональной деятельности- это профессиональная успешность.
На данный момент существует множество разнообразных подходов к пониманию феномена профессиональной успешности. Я.С.Хаммер[47], Judge and Bretz[60], London and Stumpf[57,74] описывают его как совокупность позитивных результатов, P.B. Robinson and E.A. Sexton[57,74] - как соответствие ожиданий в профессии действительности, Hudges- как индивидуальную реакцию на рабочий опыт[63]. Однако какое-то общее, универсальное понятие, учитывающее все эти аспекты профессиональной успешности не сформировано.
На фоне всего этого многообразия подходов мы сталкиваемся с рядом практических проблем. Например, проблема измерения данного феномена в зависимости от того, что понимается под профессиональной успешностью; а также, какие компоненты и факторы, оказывают влияние на профессиональную успешность.
Цель настоящей работы - выявление мотивационно-ценностных ресурсов, определяющих уровень профессиональной успешности работников IT-сферы.
Объект исследования - работники IT-сферы.
Предмет исследования - мотивационные и ценностные свойства IT- специалистов, объективные и субъективные показатели профессиональной успешности
Гипотеза исследования:
У профессионально успешных работников IT-сферы преобладают внутренние ценности и профессиональная мотивация труда, в то время как у неуспешных-внешние ценности и инструментальная мотивация
Задачи исследования:
1. Изучить психологическое содержание и структуру феномена профессиональной успешности
2. Выявить мотивационные и ценностные характеристики, связанные с профессиональной успешностью
3. Выявить и описать мотивационно-ценностные особенности работников, способствующие успешности в IT-сфере.
Научная новизна работы заключается в разностороннем рассмотрении феномена профессиональной успешности применительно к мотивационно-ценностной сфере IT-специалистов.
Практическая значимость результатов исследования: полученные данные могут быть применены при разработке системы мотивации персонала, а также с целью повышения удовлетворенности и организационной лояльности работников.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа. На первом этапе анализировались высказывания респондентов о профессиональной успешности. Для оценки таких высказываний применялся метод контент-анализа. На втором этапе на основе данных контент анализа, а также на основе анализа научной литературы нами был разработана анкета профессиональной успешности. На третьем этапе исследовались индивидуальные мотивационно-ценностные характеристики респондентов, а также их оценка своей профессиональной успешности. Исследование проводилось с помощью набора методик, содержащего три блока. В первом блоке определялся мотивационный профиль респондентов с помощью методики «Возможность реализации мотивов» В. Доминяка. Второй блок включал определение ценностных характеристик респондентов «Жизненные цели, ценности» (Э. Деси, Р. Райан в модификации Н. В. Клюевой и В. И. Чиркова). Третий блок включал определение субъективной и объективной профессиональной успешности (опросник UWES, авторская анкета).
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась подробным методологическим анализом изучаемых категорий, использованием методов, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования, репрезентативностью выборки испытуемых и использованием статистических методов для верификации полученных данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического анализа ними были рассмотрены следующие вопросы: профессиональная успешность и ее предикторы, а также проблемы их оценки; мотивы и ценности применительно к деятельности работников IT- сферы.
Анализ литературы в рамках темы данной работы показал актуальность исследования феномена профессиональной успешности у IT-специалистов, которые являются работниками активно развивающегося в последние годы направления.
В рамках эмпирического исследования были изучены связи между объективным и субъективным аспектами профессиональной успешности и мотивационно-ценностными характеристиками работников IT-сферы. Зарубежные коллеги установили, что у IT-специалистов преобладают ориентации на достижения, возможности роста, признание; материальные же мотивы менее выражены. В нашем исследовании тенденции к профессиональному и личностному росту также обнаружились, однако выяснилось, что для российских работников также важны материальный достаток и стабильность, что может быть связано с экономическими условиями страны. Наша гипотеза о связи внутренних ценностей и профессиональной мотивации труда с профессиональной успешностью подтвердилась частично: помимо внутренних мотивов и ценностей для успешных работников IT-сферы значимы материальные мотивы, а также важна безопасность и защищенность, однако значимого вклада в профессиональную успешность работника они не вносят.
По итогам проведенного исследования сформулированы практические рекомендации.
Практически рекомендации
Данные, полученные нами в ходе исследования, можно использовать для сравнительного и контент-анализа в рамках изучаемой темы.
Результаты исследования можно применять при разработке системы мотивации в организации для IT-персонала, а также при планировании обучения и развития персонала.
Также результаты исследования могут применяться в профориентационном консультировании.


1. Аваев В.Е., Карташов С.А., Тохтиева Л.Н. Современные теории мотивации труда и реальная экономика// Вестник Омского университета. Серия «Экономика», 2016. № 4. С.58-65.
2. Бабаев Т.М., Котов Л.Н. Особенности структуры мотивации у менеджеров торговой сферы с разной успешностью профессиональной деятельности//Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2013, №
1. С.44-50.
3. Бавыкин Д., Муша В. Понятие профессиональной успешности и ее связи с личностно-профессиональными характеристиками// Обучение и воспитание «Морской сборник», 2010, № 8. С.20-28.
4. Бендас Т.В., Ковалева О. А., Факторы, влияющие на профессиональную успешность женщины // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(67). - Новосибирск: СибАК, 2016. С. 75-82.
5. Борытко Н. М., Куликов И. В. Особенности и принципы
последипломной подготовки IT-специалиста в условиях
корпоративного образования // Известия ВГПУ, 2014. №6. С.85-96.
6. Верещагина Л.А. Мотивация персонала в области информационных
технологий // Психология в современном развивающемся мире: теория и практика. Материалы международной научно-практической
конференции. Челябинск, Южно-Уральский гос. Университет, 2012. С. 34-39.
7. Верещагина Л.А., Погребицкая В.Е., Чугаева А.В. Доминирующие
потребности и профессиональные мотивы специалистов в сфере информационных технологий// Петербургский психологический
журнал, 2014, №7. С.1-30.
8. Геворкян Г.Г. Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в зарубежной и отечественной // Научно-практический журнал «Гуманизация образования» 2015, № 5. С.12-19.
9. Данилюк А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2015. 304 с.
10. Доминяк В.И. Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации. Методика «Возможность реализации мотивов». СПб., 2006.
11. Доминяк В.И. Как предсказать организационную лояльность: модель оценки. // Управление персоналом, 2006. №13. С.62-68.
12. Ежевская Т.И.Ценности как важный психологический ресурс личности// Гуманитарный вектор. 2010. № 2. С.55-59.
13. Елизаров Андрей Николаевич, Болдинова Марина Николаевна Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии // Педагогика и психология образования. 2013. №3.
14. Ерофеев Инновационная мотивация в командообразующих группах для быстрой разработки программного обеспечения./ Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №1
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 508с.
16. Карачарова Ю.А. Профессиональная успешность человека и критерии ее оценки // Актуальные вопросы психологии и педагогики, 2009. № 63. С.62-67.
17. Карачарова Ю.А., Соколова А. С., Психологические факторы
профессиональной успешности в контексте специализации профессиональной деятельности// Актуальные вопросы психологии и педагогики, 2012, №5. С.48-61.
... Всего источников – 83.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ