Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Английские этнорегиональные стереотипы и их языковая актуализация

Работа №127400

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

английский язык

Объем работы110
Год сдачи2022
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы и принципы исследования стереотипов в лингвистике 8
1.1. Понятие и функции стереотипа 8
1.2. Типология стереотипов 15
1.3. Этнорегиональные стереотипы и их особенности 21
1.4. Роль стереотипов в процессе социальной категоризации 28
1.5. Средства выражения стереотипов на различных уровнях языковой системы 32
1.6. Особенности публицистического дискурса 34
Выводы по главе 1 38
Глава II. Анализ содержания и языковая репрезентация этнорегиональных стереотипов 40
2.1. Социально-культурное разделение Англии на север и юг 40
2.2. Дефиниционный анализ лексических единиц, выражающих этнорегиональные стереотипы 43
2.3. Анализ содержания этнорегиональных стереотипов об англичанах 52
2.4. Языковая актуализация этнорегиональных стереотипов об англичанах 79
2.4.1. Языковая актуализация гетеростереотипов о северных и южных англичанах 79
2.4.2. Языковая актуализация автостереотипов о северных и южных англичанах 83
2.5. Сравнительный анализ стереотипов о северных и южных англичанах 86
Выводы по главе II 97
Заключение 100
Список использованной литературы 103
Список словарей 108
Список использованных источников примеров 108

Магистерская диссертация на тему «Английские этнорегиональные стереотипы и их языковая актуализация» посвящена исследованию содержания и языковой репрезентации основных стереотипов о жителях Северной и Южной Англии на материале словарей и современной публицистики
Исследование стереотипов является актуальной проблемой, поскольку стереотипы имеют существенное значение для межкультурной и межэтнической коммуникации. Возникновение и функционирование стереотипов обусловлено особенностями восприятия индивидом окружающей его действительности и ее интерпретации. Аккумулируя опыт взаимодействия с определенными индивидами и социальными группами, стереотипы экономят усилия и способствуют формированию определенной модели поведения в рамках типичной ситуации.
Пристальное внимание в работе уделяется исследованию этнорегиональных стереотипов. Такие стереотипы содержат в себе исторические и культурные особенности определенного народа и формируются в результате межэтнического общения. При этом непосредственное влияние на возникновение этностереотипов и содержащийся в них аффективный компонент оказывают отношения между странами - участницами межкультурной коммуникации.
Таким образом, изучение этнической стереотипизации становится одним из актуальных вопросов в лингвистике, поскольку понимание данного процесса может быть полезным в повышении эффективности межкультурной коммуникации и разрешении межнациональных конфликтов.
Объектом данного исследования выступают высказывания, отражающие стереотипы об англичанах в публицистическом дискурсе.
Предметом исследования являются содержание и языковая актуализация стереотипов об англичанах.
Цель работы заключается в комплексном лингвокультурологическом анализе содержания и языковой актуализации этнорегиональных стереотипов о жителях Северной и Южной Англии. Для осуществления поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать развернутое определение стереотипа, рассматриваемого в качестве понятия когнитивной лингвистики и лингвокультурологии;
2. Провести обзор теоретической литературы, посвященной различным аспектам стереотипов;
3. Выявить роль стереотипов в процессе социальной категоризации и способы выражения стереотипов в речи;
4. Осуществить анализ словарных дефиниций слов и выражений, отражающих английские этнорегиональные стереотипы;
5. Провести лингвокультурологический анализ лексических единиц, выражающих этнорегиональные стереотипы о представителях юга и севера Англии;
6. Выявить средства выражения стереотипов об англичанах на различных уровнях языковой системы;
7. Осуществить сравнительный анализ стереотипов о северных и южных англичанах.
Теоретической основой диссертации выступили труды, посвященные рассмотрению принципов исследования стереотипов в лингвистике (У. Липпманн, С.Г. Тер-Минасова. Г. Тэджфел), типологии стереотипов (Е. Бартминьский, Н.В. Сорокина), специфики этнорегиональных стереотипов (М.В. Моисеев, Ю.В. Бромлей, А. Кемпиньский), определению роли стереотипов в процессе социальной категоризации (Г. Тэджфел, К. Макрей, Т.Нельсон). особенностям публицистического дискурса (Т.Б. Самарская и Е.Г. Мартиросьян) и исследованию способов речевой репрезентации стереотипов (Е.Л. Вилинбахова).
Материалом исследования послужили издания англоязычной качественной прессы и таблоидов в количестве 56 статей. Выявлено и проанализировано 217 примеров, содержащих стереотипные высказывания о жителях Северной и Южной Англии и 49 словарных дефиниций лексем, выражающих этнорегиональные стереотипы о северных и южных англичанах.
В работе применяются следующие методы: метод лингвистического описания, контекстуальный метод, метод анализа словарных дефиниций и сравнительно-сопоставительный метод.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в комплексном исследовании содержания этнорегиональных авто- и гетеростереотипов о северных и южных англичанах на материале англоязычной прессы, определении средств их языковой репрезентации и сравнении выявленных стереотипов о жителях Северной и Южной Англии.
Теоретическая значимость работы связана с непосредственным вкладом в современные исследования этнических стереотипов, в частности, с подробным описанием средств языкового выражения стереотипов об англичанах в публицистическом дискурсе.
Практическая ценность исследования заключается в возможности применения результатов, полученных в результате комплексного лингвокультурологического анализа, при разработке лекционных дисциплин и учебных пособий по лингвокультурологии, межкультурной коммуникации и лингвострановедению.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Частью лингвокультуры современных англичан являются стереотипы о жителях севера и юга Англии. Они касаются черт характера, внешнего вида, языковых особенностей, условий и образа жизни, юмора, предпочтений в еде, известных представителей, отношения к политике, погодных условий, увлечений, культуры и искусства.
2. Словарные дефиниции слов, отражающих этнорегиональные стереотипы о северных и южных англичанах, в авторитетных толковых словарях и тезаурусах английского языка не отображают стереотипные представления в соответствии с требованиями политкорректности, однако в сленговом словаре Urban Dictionary стереотипы содержатся в большом количестве.
3. В картине мира северных англичан южные англичане идентифицируются с жителями английской столицы, в результате чего можно сделать вывод о том, что гетеростереотипы о южных англичанах, как правило, относятся к жителям Лондона.
4. Гетеростереотипы о северных англичанах имеют преимущественно положительную окраску, тогда как гетеростереотипы о южных англичанах обладают негативной коннотацией. При этом наблюдается совпадение некоторых гетеростереотипных характеристик южан и северян, что объясняется принадлежностью жителей Северной и Южной Англии к одной нации.
5. Автостереотипы о южных и северных англичанах представлены равным количеством положительных и отрицательных характеристик, что связано с самокритичностью южных англичан и низкой самооценкой северных англичан.
6. Авто и гетеростереотипы об англичанах выражаются в языке преимущественно с помощью имплицитного сравнения, что обусловлено постоянным соперничеством южных и северных англичан в результате социально-культурного разделения Англии на север и юг и существующей оппозицией «север—юг», которая отражает более общий семиотический принцип «свой-чужой».
7. Этнические стереотипы доступны лингвистическому анализу через их репрезентацию на лексическом и синтаксическом уровнях. Средства выражения гетеро- и автостереотипов в целом совпадают на лексическом уровне (прилагательные с оценочным компонентом, сравнительные обороты, обидные прозвища и ярлыки) и различаются на синтаксическом уровне (автостереотипы выражаются при помощи конструкций вида «as + неопределенный артикль + этноним» и локативных конструкций; средства актуализации гетеростереотипов включают сравнительные конструкции, конструкции ««not only ... but also», риторические вопросы и противительные конструкции вида ««существительное + but + прилагательное глагол.») и совпадают лишь в использовании предложений, содержащих кванторные слова.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами настоящего исследования. Исследование общим объемом 110 страниц печатного текста содержит введение, две главы, завершающиеся выводами, заключение, список использованной литературы, список словарей и список источников примеров. В настоящей работе проанализировано 75 теоретических источников, включая 26 наименований на иностранных языках и 49 наименований на русском языке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования нами был проведен обзор научной литературы по теории формирования и функционирования стереотипов, а также способам их речевого выражения и осуществлен комплексный лингвокультурологический анализ содержания и языковой актуализации стереотипных представлений об англичанах.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретической литературы по теме исследования, в частности, изучается понятие «стереотип» и выполняемые им функции, виды стереотипов, сущность и специфика этнорегиональных стереотипов, выявляется роль стереотипов в процессе социальной категоризации и выделяются основные черты газетно­публицистического дискурса.
Обзор имеющихся точек зрения по проблеме исследования стереотипов показал, что, несмотря на довольно очевидные негативные качества стереотипов, они имеют и свои положительные стороны. Стереотипы позволяют упростить межкультурную коммуникацию, создают и поддерживают положительное впечатление и защищают групповые ценности и нормы. При этом ученые разрабатывают различные классификации стереотипов, что демонстрирует многогранность и многоаспектность рассматриваемого понятия.
Особое внимание в исследовании теоретической литературы уделяется рассмотрению этнорегиональных стереотипов и особенностей их функционирования. Такие стереотипы содержат оценку менталитета, манеры поведения, образа жизни, традиций и обычаев определенной этнической или социальной группы. Существенный недостаток этнических стереотипов проявляется в формировании предвзятого, заранее сложившегося мнения о представителях определенной этнической общности.
Следует заметить, что стереотипы не только участвуют в ситуации межэтнического общения, но и имеют существенное значение для процесса социальной категоризации. В связи с тем, что человеческая система познания не безгранична, человеческий мозг подводит объекты и предметы действительности под определенные социальные категории и вырабатывает сложившиеся представления - стереотипы.
Поскольку материалом настоящей исследовательской работы выступили статьи из популярных английских публицистических изданий, мы рассмотрели исследования, посвященные теории публицистического дискурса. Публицистический текст, по мнению ученых, оказывает влияние на общественное сознание, определяет его идейно-политические и социо­культурные ориентации. При этом следует обращать внимание и на экстралингвистические факторы, которые необходимы для понимания и правильной интерпретации текста.
Во второй главе описываются социально-культурные предпосылки разделения Англии на северную и южную часть, осуществляется анализ словарных дефиниций слов, репрезентирующих стереотипы о северных и южных англичанах, анализируется содержание авто- и гетеростереотипных высказываний об англичанах на материале публицистического дискурса, исследуются лексические и синтаксические средства выражения стереотипов и проводится сравнительный анализ стереотипов об англичанах.
Рассмотрение социально-культурных предпосылок разделения Англии на север и юг позволило выявить ключевую роль данного феномена в формировании и постоянном функционировании стереотипных представлений о северных и южных англичанах. Разделение между севером и югом сказалось на конкуренции двух регионов, что привело к появлению культурных, экономических и социальных различий и разделению общества на социальные слои.
В результате проведенного анализа значений лексических единиц, выражающих стереотипы об англичанах, нам удалось проследить закономерности проявления стереотипов об англичанах в языке.
В работе анализируются толковые и тезаурусные словари английского языка. Особый интерес для настоящего исследования представляет сленговый словарь английского языка Urban Dictionary, поскольку размещенные в словаре дефиниции содержат эмоциональную окрашенность и оценку характера, поведения или образа жизни северных и южных англичан. В результате анализа словарных дефиниций в авторитетных толковых словарях и тезаурусах английского языка не было выявлено стереотипных представлений, поскольку данные словари руководствуются принципами политкорректности. Однако при исследовании дефиниций, размещенных в сленговом словаре Urban Dictionary, было обнаружено, что стереотипы об англичанах проявляются во многих словарных статьях.
На следующем этапе нашего исследования проводится анализ содержания авто- и гетеростереотипов об англичанах на материале английской прессы, в ходе которого мы выявили наиболее характерные черты жителей Северной и Южной Англии. В процессе анализа содержания гетеростереотипов о южных англичанах, мы пришли к интересному наблюдению о том, что в картине мира северных англичан южные англичане отождествляются с жителями Лондона. В результате анализа языковой актуализации стереотипов об англичанах мы выявили средства выражения стереотипов на лексическом и синтаксическом уровнях языка.
Завершающим этапом настоящего исследования стал сравнительный анализ выявленных в данной работе стереотипов об англичанах, в ходе которого были обнаружены наиболее характерные качества жителей Северной и Южной Англии на основе совпадения авто - и гетеростереотипов.
Полученные в настоящей магистерской диссертации результаты можно использовать для дальнейшего исследования этнических стереотипов и выстраивания конструктивного межкультурного диалога. Изучение этнорегиональных стереотипов позволяет проследить закономерности их возникновения и функционирования и избежать межэтнических конфликтов, а также разработать эффективные решения для налаживания межэтнических связей и развития межкультурной компетенции.


1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983. 144 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — Издание второе, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
3. Бабаян Владимир Николаевич. Различные подходы к определению понятия «Дискурс» и его основные характеристики // Верхневолжский филологический вестник. 2017. №1. С. 76-81.
4. Бартминьский Е.. Языковые стереотипы // Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. М., 2005. С. 158-187.
5. Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1974. - 446 с
6. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография. 1983. №3. С. 67-75.
7. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса // М.: Наука, 1983 - 412 с.
8. Григорьева, О.Н. Публицистический стиль в системе функциональных разновидностей языка // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / отв. ред. М.Н.Володина. М., 2003. С.167-180.
9. Гридина Т.А. Онтолингвистика: учеб. пособие. Екатеринбург, 2003. С.44-68
10. Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Национально-культурные стереотипы языкового сознания (на материале малых фольклорных жанров) // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, М.: Б.и., 1997. - С. 50-51.
11. Гридина Т.А., Коновалова Н.И., Красноперова Е.С. Грамматика воздействия: коммуникативные стратегии моделирования образа «свой - чужой» в сфере предвыборного политического дискурса // Политическая лингвистика. 2021. №6 (90). С. 12-22.
12. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество: Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. 215 с.
13. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. — Воронеж: ВГУ, 2003.- 396 с.
14. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для вузов / Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352 с
15. Донец П. Н. К типологии стереотипов // Социальная власть языка. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 183-188.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ