Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЕЙНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Работа №127384

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы107
Год сдачи2022
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические и исторические аспекты гуманитарного сотрудничества России и Великобритании 10
1.1. Исторические аспекты сотрудничества России и Великобритании в культурной сфере 10
1.2. Методологическая основа исследования международной деятельности музеев 19
1.3. Международные нормы сотрудничества в области культуры и музейной сфере 29
2. Музеи в культурно-гуманитарном сотрудничестве России и Великобритании 36
2.1. Особенности государственно-правового регулирования России и Великобритании в музейной сфере 36
2.2. Основные формы современного сотрудничества России и Великобритании в музейной сфере 40
2.3. Акторы сотрудничества России и Великобритании в музейной сфере 53
3. Проблемы и перспективы развития международного музейного сотрудничества России и Великобритании 64
3.1. Особенности музейной сети и деятельности музейных учреждений в России и Великобритании в контексте трансформации модели классического музея 64
3.2. Музеи России и Великобритании в цифровой среде 71
3.3. Современные тенденции в развитии музеев России и Великобритании и их международной деятельности 78
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 90

В современном мире музеи выполняют важную функцию - сохранение и демонстрация культурного и природного наследия. Именно благодаря музейной деятельности существует уникальная возможность ознакомиться с материальными ценностями и духовными достижениями определенного народа и всего человечества, рассмотреть их в исторической ретроспективе.
Музеи сегодня являются важными площадками для международного сотрудничества. Помимо постоянно действующих экспозиций, музеи организуют временные выставки, проводят научные конференции, лекции и фестивали и являются ключевыми региональными субъектами международного культурного партнерства, сотрудничая с зарубежными музеями, ассоциациями различными комитетами и другими организациями. Современный культурный обмен между странами во многом осуществляется благодаря распространившимся по всему миру музейным связям, а ведущие музеи сегодня стали неотъемлемой частью международных отношений, самостоятельными акторами, транслирующими собственную культурную политику.
Актуальность исследования заключается в том, что музеи России и Великобритании принимают активное участие в международной жизни, представляют государства на мировой арене, следуют новейшим тенденциям, участвуют в международных проектах, что помогает поддерживать и улучшать сотрудничество с зарубежными коллегами и организациями. Участие в осуществлении стратегий развития музейного дела, использование разработанных международных стандартов и реализация открытого диалога между музейными учреждениями и работниками по всему миру делают актуальным анализ основных направлений деятельности музеев этих стран, проблем и перспектив его развития и совместного сотрудничества. Данный опыт может быть использован как в международной деятельности музеев в целом, так и в деятельности международных организаций в сфере культурного сотрудничества.
Ведущие музеи России и Великобритании осуществляют активную экспозиционно-выставочную, издательскую и проектную деятельность. Музейные комплексы этих стран используют различные подходы и формы взаимодействия с разными организациями, ведомствами и посетителями. Опыт России и Великобритании в международном музейном сотрудничестве интересен для подробного исследования ввиду безусловного успех а музейных учреждений этих государств в международном культурном обмене и межгосударственном образовательном сотрудничестве.
Цель исследования - выявление основных направлений и форм международного музейного сотрудничества России и Великобритании, а также определение проблем и перспектив его развития.
Задачи. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
• охарактеризовать исторические аспекты взаимодействия России и Великобритании в культурной сфере;
• рассмотреть методологию исследования международной деятельности музеев;
• провести анализ нормативно-правовых основ международного музейного сотрудничества России и Великобритании в области культуры и музейной сферы;
• выявить основные формы современного сотрудничества России и Великобритании в музейной сфере;
• охарактеризовать деятельность акторов сотрудничества России и Великобритании в музейной сфере;
• выявить особенности управления музеями России и Великобритании и их развития в контексте трансформации модели классического музея;
• дать оценку деятельности музеев России и Великобритании в цифровой среде;
• проанализировать современные тенденции в развитии музеев России и Великобритании и их международной деятельности.
Объектом исследования является международное музейное сотрудничество России и Великобритании.
Предмет исследования - основные формы и направления, проблемы и перспективы международной музейной деятельности и музейного сотрудничества России и Великобритании.
Методология. Автор руководствовался принципами научности и объективности. В процессе написания работы были использованы общенаучные методы, такие как логический, сравнительный анализ, синтез, дедукция, индукция и аналогия для определения роли музеев в современных международных отношениях и подробного изучения нормативно-правовой базы сотрудничества России и Великобритании.
С целью решения ряда задач были применены также специальные методы исследования. Для раскрытия функций и изменений в деятельности музеев России и Великобритании был использован историко-генетический метод, который позволил проанализировать этапы становления и развития ведущих музеев как международных акторов.
С помощью ивент-анализа был произведен содержательный анализ публикаций на официальных сайтах музеев России и Великобритании благодаря которому удалось выявить приоритетные направления деятельности, а также классифицировать проводимые мероприятия. В рамках кейс-стади была рассмотрена деятельность Фонда сохранения исторической памяти «Международный центр Северных конвоев» по установлению контактов с военно-морскими, краеведческими и историческими музеями двух стран.
Источниковую базу исследования составляют актовые и нарративные документы, которые обеспечивают функционирование музеев России и Великобритании и регламентируют формы международного сотрудничества. Основным двусторонним договором, регулирующим сотрудничество России и Великобритании в сфере культуры является «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры», принятое в 1994 г.1
В национальном законодательстве РФ Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.04.1996)2 является основным нормативно-правовым актом в сфере музейной деятельности в России. В нем отражены основные понятия, закреплены статьи о музейном фонде РФ, а также положение музеев и ответственность за нарушение законодательства. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»3 включает в себя список объектов наследия, входящих в данную категорию, и предоставляет формы и меры регулирования и контроля ввоза и вывоза культурных ценностей.
В Великобритании нет единого нормативно-правового акта, который бы регулировал деятельность музеев. Источниками регулирования музейной деятельности в Соединенном Королевстве можно считать Закон о национальном наследии 1980 г.4, Закон о национальном наследии 1983 г.5, Закон о национальном наследии 1997 г.6, Закон о национальном наследии 2002 г.7 и Закон о публичных библиотеках и музеях 1964 г.8
Основополагающими в работе стали Декларация принципов международного культурного сотрудничества9, Уставы международных организаций, в числе которых ЮНЕСКО10 и Международный совет музеев (ИКОМ) 11, которые занимаются распространением культуры и развитием музейных связей соответственно на основе взаимного сотрудничества между странами. Для раскрытия основных принципов деятельности музеев автор обращался к Этическому кодексу ИКОМ12. В работе также были использованы материалы Международного совета музеев и его международных комитетов, отражающие тенденции и проблематику развития музеев, в том числе, международного сотрудничества.
Степень научной разработанности темы. Тема международной деятельности музеев широко представлена в исследованиях как зарубежных, так и российских авторов. При написании работы были использованы научные исследования о международной деятельности музеев в культурном сотрудничестве между государствами, где ключевыми являются публикация А.А. Соловьевой13, в которой она рассматривает феномен культуры в системе современных международных отношений, статьи Н. Гринчевой, где исследователь обращается к вопросам современной культурной дипломатии14 и влияния международной деятельности музеев на глобальные культурные процессы15. Основополагающими трудами по данной теме являются работы Т.Ю. Юреневой о музее как феномене мировой цивилизации16 и А.А. Александрова17, который использует разные подходы для определения места музея в системе международных отношений. Конкретные аспекты работы музеев раскрываются в статье О.Н. Шелегиной18. Известный эксперт по музейному консультированию Г. Лорд в книге «Города, музеи и мягкая сила» подробно описывает этапы трансформации и новую роль музеев в современном мире19. Преподаватели кафедры международных гуманитарных связей факультета международных отношений СПбГУ Н.М. Боголюбова в своем исследовании дает оценку роли музейной дипломатии во внешней культурной политике Российской Федерации20, Е.Э. Эльц рассматривает вопрос формирования музейных сетей и превращения музеев в сетевые организации21.
Проблематика цифровизации музеев, новых форм коммуникативной деятельности раскрывается в работах В. Врана и Д. Кидрос22 , а также К. Лазаридоу23. Особенностям регулирования музейной деятельности в Великобритании посвящены работы Т. Трэверса 24 и А.К. Сатубалдина25.
Для раскрытия страновой специфики работы музейных учреждений России и Великобритании автор обращался к материалам и публикациям Ассоциации музеев Великобритании, Союза музеев России, фонда «Русский мир» и проч. Отдельные сюжеты профессиональных организаций отражают этапы становления музея и рассматривают современный образ музея со всеми его характерными особенностями.
Информационной базой исследования послужили официальные сайты и социальные сети музеев России и Великобритании. Для анализа и характеристики деятельности акторов культурного сотрудничества использовались материалы и отчеты Британского совета и Россотрудничества. Автор работал с публикациями российских и зарубежных СМИ в печатном и электронном виде, обращался к изданиям культурного и политического характера, а также к специальной периодике.
Научная новизна. Несмотря на большое количество исследований, связанных с российско-британскими отношениями, основные направления международного музейного сотрудничества России и Великобритании четко не определены, а проблемы и перспективы развития культурно-гуманитарных связей представлены на уровне общих подходов, что определяет целесообразность проведения исследования в рассматриваемой предметной области.
Теоретическая ценность работы заключается в более подробном анализе международного музейного сотрудничества России и Великобритании и в детальном исследовании таких аспектов взаимодействия как особенности экспозиционно-выставочной деятельности, научно-исследовательские и издательские проекты музеев, представление коллекций в социальных сетях, становление музеев России и Великобритании самостоятельными акторами международных отношений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы будут полезны для специалистов музеев и культурных центров, проведения специальных конференций по узкой проблематике в сфере двустороннего музейного сотрудничества, при организации событий культурно-массового характера, создании музейных проектов.
Хронологические рамки исследования ограничиваются международным музейным сотрудничеством России и Великобритании с 1990-х гг., когда были приняты основные нормативно-правовые акты в сфере культурной политики государств, по настоящее время (2022 г.). В отдельных случаях автор обращается к событиям и сюжетам, выходящим за заявленные хронологические рамки, что необходимо для полного раскрытия рассматриваемой проблемы.
Структура. Структуру магистерской диссертации определяют цель и задачи исследования. Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
В первой главе рассматриваются методологическая основа исследования международной деятельности музеев и исторические аспекты сотрудничества России и Великобритании в культурной сфере. Взаимный интерес к культурному наследию начал прослеживаться задолго до появления документально оформленных культурных связей.
Во второй главе проанализирована нормативно-правовая база сотрудничества России и Великобритании в области культуры и музейной сферы. Различия в документальном оформлении обуславливают определенные формы диалога между странами.
В третьей главе сформулированы основные проблемы и перспективы развития международного музейного сотрудничества России и Великобритании. Определены особенности управления музейными системами и современные тенденции взаимодействия музеев двух стран.
Предполагаемые результаты исследования (апробация). Изучение основных направлений и форм международной музейной деятельности России и Великобритании позволит определить проблемы и противоречия сотрудничества, а также со значительной долей вероятности сформулировать перспективы и сделать прогнозы на основе современного состояния международных контактов, включая возможные внутренние и внешние риски и угрозы. Изучение истории и нормативно-правовой базы двустороннего культурного и, в частности, музейного сотрудничества предоставит материалы для исследования форм взаимодействия музеев России и Великобритании.
Статья на тему «Мероприятия и проекты Международного совета музеев», апробация проходила в феврале 2020 г., на студенческой научной конференции СПбГЭУ.
Статья на тему «Креативные индустрии в музейной сфере как фактор конкурентоспособности музеев Великобритании», апробация проходила в апреле 2021 г., на студенческой научной конференции СПбГУ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Активное взаимодействие между музеями двух государств свидетельствует о стремлении к устойчивому и долгосрочному партнерству на различных уровнях и в различных сферах. Музеи России и Великобритании состоят в Международном совете музеев и ЮНЕСКО, участвуют в коллективных мероприятиях и проектах.
Торговое сотрудничество между двумя странами в XVII в. привело к развитию связей в других сферах. В музеях России хранятся предметы, предоставленные в дар с британской стороны, а в музеях Великобритания экспонаты, подаренные российской стороной. До XXI в. культурное сотрудничество было сосредоточено в основном на художественной сфере.
В современном мире музейные связи - особая форма культурного сотрудничества между странами. Ввиду расширения функций музеев, стали появляться новые формы взаимодействия. Музеи становятся институтами «мягкой силы» с собственной разработанной стратегией и высокой степенью независимости. Ключевыми изменениями стали использование современных технологий и учет запросов аудитории.
В качестве международных норм сотрудничества в области культуры и музейной сферы принято считать документы, разработанные ЮНЕСКО и ИКОМ. Основы межмузейного взаимодействия на международном уровне закреплены в Декларации принципов международного культурного сотрудничества и Этическом кодексе ИКОМ. В международных документах особое внимание уделяется сохранению и популяризации национального наследия. ЮНЕСКО и ИКОМ поощряют межстрановое сотрудничество в культурной и, в частности, музейной сфере. Специальные конвенции, декларации и соглашения регулирую экспортно-импортную деятельность и охрану культурных ценностей.
Нормативно-правовой базой сотрудничества России и Великобританией является «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры» культуры от 1994 г. В нем отражены интенции государств к укреплению и дальнейшему развитию дружественных отношений. Страны осуществляют свою культурную политику на основе законов, принятых на государственном уровне и регламентирующих эту сферу деятельности. В России музеи функционируют в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации в сфере культуры», закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях российской Федерации» и закона «О ввозе и вывозе культурных ценностей». В Великобритании деятельность музеев регулируется в соответствии с нормативно-правовыми актами для каждого музея. В законодательстве обеих стран особую важность представляют сохранение и экспортно-импортная деятельность музеев.
Музеи России и Великобритании динамично развиваются. В современном мире помимо стандартных функций по охране и сохранению культурного и природного наследия они также занимаются популяризацией своих коллекций, обмениваются опытом, повышают квалификацию своих сотрудников. В XXI в. музейные связи стали формой культурного обмена.
Международное культурное сотрудничество является важной составляющей в поддержании дружественных отношений между государствами и становится основой реализации мирной внешней политики. Музеи играют ключевую роль в таком взаимодействии, так как в XXI в. представляют собой не просто коллекцию, но и культурный центр, в котором осуществляется образовательная, издательская, интегративная, коммерческая и иные виды деятельности.
Российско-британское музейное сотрудничество долгое время являлось отражением уровня развития их политических отношений. В то же время в периоды кризисов в двустороннем диалоге на государственном уровне, культурное сотрудничество помогало сохранять и поддерживать взаимодействие между странами. Так, в период перестройки отношения стали качественно меняться и становиться партнерскими, наблюдалась взаимная заинтересованность и потребность в культурном сотрудничестве. Обмен выставками осуществлялся и во время политических скандалов, связанных с убийствами Литвиненко и Скрипалей. События, связанные с возвращением Крыма в состав России, повлияли на отношения на государственном уровне, но, несмотря на это Перекрестный Год культуры России и Великобритании был проведен. Зачастую называемые формальными лидерами стран культурные связи продолжают развиваться, о чем свидетельствует проведение международных выставок и мероприятий на площадках музеев двух стран. Российские и британские коллеги расширяют формы двустороннего сотрудничества. Помимо экспозиционно-выставочной деятельности рассматриваются и обсуждаются совместные проекты в сфере музейного образования, проводятся семинары, мастер-классы и конференции при участии ведущих специалистов двух стран.
Контакты России и Великобритании формировались на основе интересов двух государств. В XXI в. страны сотрудничают в области информационного обмена в сфере учета, хранения и популяризации культурных ценностей, ведут совместную экспозиционно-выставочную деятельность, занимаются созданием культурных туристических маршрутов. Для совершенствования профессиональных навыков сотрудников проводятся специальные лекции, семинары и конференции. Профессионалы из России и Великобритании участвуют в совместных исследовательских проектах и проводят консультации. Музеи используются в качестве площадок для международного сотрудничества: происходит обмен временными выставками, различные фестивали и круглые столы с участием иностранных экспертов. Магистральными направлениями сотрудничества для Великобритании являются обмен экспонатами, участие в совместных проектах и развитие культурного туризма. Для России важными направлениями являются обмен временными выставками и взаимодействие в сфере сохранения исторической памяти. Наиболее интенсивный культурный обмен происходил во время Перекрестного Года культур в 2014 г. Мероприятия пользовались широкой популярностью у местных жителей и туристов.
Важным аспектом реализации внешней культурной политики и в России, и в Великобритании является продвижение национальной культуры за рубежом. Ключевыми государственными акторами межмузейного сотрудничества со стороны России являются Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Россотрудничество. В развитие музеев со стороны Великобритании серьезный вклад вносят Департамент цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта и Британский совет. Профессиональные организации двух стран, такие как Союз музеев России и Ассоциация музеев Великобритании поддерживают музеи и освещают ключевые мероприятия и события. Общественные организации и фонды финансируют музейные учреждения и являются инициаторами значимых проектов. Работа национальных комитетов ИКОМ России и Великобритании заключается в установлении контактов и представлении страны в Международном совете музеев. Акторы сотрудничества помогают организовать выставочный обмен, импорт и экспорт отдельных экспонатов и проводить различные мероприятия. Особую роль в установлении контактов и организации событий играет совместная финансовая поддержка государственных органов, внешнеполитических ведомств, организаций и фондов.
В управлении музейными системами России и Великобритании есть серьезное отличие. Оно заключается в финансировании музейных учреждений. Сегодня британские музеи достигли высокого уровня автономии в вопросах проведения финансовой и кадровой политики. Проведенные музейные реформы в Великобритании позволили музеям использовать альтернативные источники финансирования и разрабатывать собственные стратегии развития. Экономический потенциал британских музеев в современном мире очень высок. Они вносят серьезный вклад в развитие культурного туризма в стране. Музеи России в высокой степени зависят от государственного финансирования. Особенно это касается небольших региональных музеев. Крупные столичные музеи обладают большей самостоятельностью, привлекают дополнительные источники финансирования, формируют стратегию развития и учитывают запросы посетителей.
Ключевым этапом в становлении музеев России и Великобритании самостоятельными акторами культурной политики было освоение ими онлайн-среды. Помимо размещения информации о деятельности музейных учреждений на официальных сайтах на нескольких языках, музеи начали осваивать социальные сети. Крупнейшие музеи России и Великобритании имеют аккаунты в Инстаграме, Фейсбуке, Твиттере и ТикТоке. Создание профилей в нескольких социальных сетях обусловлено предоставлением выбора пользователям следить за музеем в наиболее удобной социальной сети и желанием охватить как можно большее количество площадок. Присутствие аккаунтов музеев в социальных сетях позволяет напрямую общаться с аудиторией и получать обратную связь с пожеланиями, критикой и комментариями относительно деятельности музейных учреждений. Одной из наиболее популярных социальных сетей является Инстаграм. Формат публикаций с фотографией и небольшим текстом удобен для разных возрастных категорий. Инстаграм интегрирован в маркетинговые стратегии многих крупных музеев. Алгоритмы социальной сети учитывают интересы пользователей и предлагают им подписаться на профили других, в том числе менее известных музеев. В Инстаграм прослеживается создание музейных сетей, где музейные учреждения взаимодействуют с другими музеями и аудиторией и создают отдельную музейную «экосистему».
К современным тенденциям развития музеев России и Великобритании можно отнести сотрудничество с околомузейными группами и другими культурными организациями. Важной является интенция привлечь не только местную, но и иностранную аудиторию для посещения. С расширением музейных функций появляются новые форматы, такие как интерактивные площадки, исторические квесты, «руками трогать», выставки-блокбастеры, иммерсивные и театрализованные представления. Взаимодействие музеев и креативных индустрий является примером раскрытия экономического потенциала крупных музеев. Обмен временными выставками ведущих музеев, проведение совместных мероприятий и популяризация национального наследия способствуют развитию культурного туризма. Грамотное использование «мягкой силы» музеев вызывает интерес и установление новых контактов, повышает престиж страны. Музеи стали уделять больше внимания запросам целевой аудитории, учитывать изменения в социальных, экономических и политических процессах. Независимость музеев достигается за счет использования источников дополнительного финансирования, например частных пожертвований, дохода от продажи билетов, собственной продукции в виде сувенирных и памятных изделий и печатной продукции. Отмечается тенденция к диджитализации, инклюзивности и клиентоориентированности современных музеев.
Таким образом, в связи с ростом роли музеев в современном культурном обмене страны заинтересованы в двустороннем взаимодействии. Россия и Великобритания обладают богатой историей и уникальными коллекциями в ведущих музейных учреждениях. Расширение культурных связей и принятие государствами дополнительных мер по продвижению национального наследия поможет преодолеть политический кризис. Проведение совместных мероприятий и реализация экспозиционно-выставочных и издательских проектов положительно сказывается на развитии культурной дипломатии и взаимопонимании между Россией и Великобританией.


1. Декларация принципов международного культурного сотрудничества [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml (дата обращения: 1.12.2020).
2. Декларация ЮНЕСКО, касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/heritage_destruction.shtml (дата обращения: 3.12.2020).
3. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [Электронный ресурс] URL: http://iso-museum.ru/norma4.htm (дата обращения: 31.10.2020).
4. Конвенция «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» от 14 ноября 1970 г. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1900836 (дата обращения: 3.12.2020).
5. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения: 1.12.2020) .
6. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] URL: https://mosmetod.ru/flles/Гражданско-патриотическое_воспитание/Документы/Концепция_развития_музейной_деятельности_в _Российской_Федерации_на_период_до_2020_года.pdf ?ysclid=l37bmmhnz3 (дата обращения: 22.05.2022).
7. Международная Хартия по охране и использованию археологического наследия (1990 г.) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/901756984 (дата обращения: 11.12.2020).
8. Международная Хартия по охране исторических мест (1987 г.) [Электронный ресурс] URL: http://icomos-spb.ru/component/joomdoc/1987_%20.pdf/download (дата обращения: 11.12.2020).
9. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 31.12.2021).
10. Основы Государственной культурной политики (утверждены Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808) [Электронный ресурс] URL: https://icom- russia.com/data/zakonodatelstvo/ (дата обращения: 25.04.2022).
11. Рекомендация, касающаяся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901756979 (дата обращения: 23.11.2021).
12. Рекомендация ЮНЕСКО об охране и популяризации музеев и коллекций, их разнообразия и их роли в обществе [Электронный ресурс] URL: http://old.unesco.kz/publications/2017/Recommendation%20concerning%20the%20Protection%20 Museums.pdf (дата обращения: 24.11.2021).
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1900454 (дата обращения: 30.11.2020).
14. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] URL: http://static.govemment.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 24.04.2022).
15. Стратегия развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 г. // Союз музеев России [Электронный ресурс] URL: http://www.souzmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22197:strategiya- razvitiya-deyatelnosti-muzeev-v-rossijskoj-federatsii-na-period-do-2030- goda&catid=10589&Itemid=176 (дата обращения: 23.05.2022).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ