Аннотация 2
Введение 5
I. Теоретико-методологические основы изучения доверия студентов к нетрадиционным формам обучения 8
1.1. Теоретические аспекты использования нетрадиционных форм обучения 8
1.2. Сущность феномена доверия и основные подходы к его определению 17
1.3. Психологические факторы доверия 32
II Глава. Дизайн и методы исследования 39
2.1. Дизайн и выборка исследования 40
2.2. Методы исследования 41
2.3. Методы математико-статистической обработки данных 44
III. Результаты исследования психологических факторов доверия студентов к нетрадиционным формам обучения 45
3.1. Психологические особенности студентов с разным уровнем доверия к нетрадиционным формам обучения 45
3.2. Взаимосвязь психологических характеристик студентов с уровнем доверия к нетрадиционным формам обучения 49
3.3. Психологические детерминанты доверия студентов к нетрадиционным формам обучения 54
3.4. Рекомендации по повышению уровня доверия обучающихся к нетрадиционным формам обучения 57
Выводы 59
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение A 68
Сложившаяся на данный момент ситуация в образовательных организациях страны в условиях пандемии показала важность и значимость дистанционного обучения, поэтому в настоящее время с быстрой скоростью развивается образование, построенное на цифровых платформах в online- формате. В связи с этим возникают образовательные технологии, которые можно отнести к нетрадиционным формам обучения. Таким образом, появляется много альтернативных традиционному обучению форматов, эффективность которых, зачастую, мало доказана.
При этом большую роль в успешности усвоения учебного материала играют и психологические факторы, такие, как мотивация, уровень развития мышления, индивидуально-личностные особенности обучающихся и др. Одной и важных психологических особенностей учащихся, оказывающей влияние на эффективность образовательного процесса, является доверие как особый вид установки-отношения человека с миром и другими людьми.
В настоящее время существует много исследований, посвященных изучению доверия обучающихся к различным аспектам системы образования. При этом мало кто из авторов обращается к нетрадиционным формам обучения, которые на данный момент набирают популярность и являются актуальными в сфере дополнительного образования, профессиональной переподготовки и самообразования. Стоит также отметить, что в большинстве исследований уровень доверия связывают с внешними факторами (структура курса, объем информации, квалификация преподавателей и т.д.) и мало внимания уделяется психологической стороне формирования доверия, которая, в свою очередь, может оказывать существенное влияние на выбор формы обучения. Именно поэтому важно определить, какие психологические факторы могут оказывать влияние на доверие, возникающее у студента к форме получаемого образования.
Излишне высокое доверие студентов к нетрадиционным формам обучения и неспособность критически самостоятельно оценивать их потенциал для получения ЗУН может привести их к выбору популярных, но при этом неэффективных способов обучения, а, следовательно, к невозможности сформировать необходимые компетенции. Излишне же высокое недоверие, наоборот, осложнять взаимодействие с миром, его познание и в конечном итоге замедлять развитие субъекта. Таким образом, выявление факторов, способствующих или препятствующих формированию данного вида доверия, также позволит найти способы поддержания его оптимального уровня у обучающихся.
Цель исследования: выявить психологические факторы доверия студентов к нетрадиционным формам обучения .
Объект исследования - доверие студентов к нетрадиционным формам обучения.
Предмет исследования - психологические факторы доверия студентов к нетрадиционным формам обучения.
Гипотеза исследования: существуют психологические особенности студентов, обуславливающие их уровень доверия к нетрадиционным формам обучения.
Задачи исследования:
1. Теоретический обзор научных источников, посвященных особенностям нетрадиционных форм обучения, а также феномену доверия и подходам к его определению.
2. Анализ научной отечественной и зарубежной литературы с целью определения психологических особенностей личности, связанных с доверием.
3. Подбор психодиагностических методик для проведения эмпирического исследования на выявление психологических факторов доверия к нетрадиционным формам обучения.
4. Разработка анкеты, направленной на определение уровня доверия респондентов к нетрадиционным формам обучения, и её экспертная оценка.
5. Проведение эмпирического исследования.
6. Математико-статистическая обработка полученных данных.
7. Анализ и интерпретация полученных данных.
8. Разработка рекомендаций, направленных на повышение уровня доверия студентов к нетрадиционным формам обучения.
Новизна исследования. Преимущества нетрадиционных форм обучения в основном рассматриваются учеными с точки зрения организации формальных условий их реализации и способности формирования у обучающихся различных компетенций. При этом меньше внимания уделяется изучению отношения и доверия студентов к такого рода обучению, которые, в свою очередь, могут способствовать или наоборот, препятствовать успешности их учебной деятельности. Настоящее исследование направлено на заполнение этого пробела - выявление отношения студентов, в частности, их доверия к обучению, подразумевающего нетрадиционные формы организации занятий, а также их психологических особенностей, обуславливающих такое доверия.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования и разработанные на их основе рекомендации могут быть полезны преподавателям и разработчиками курсов для понимания механизмов и факторов формирования доверия к обучению у студентов. Кроме того, полученные данные могут пригодиться психологам при создании тренингов или практических занятий с целью формирования и развития психологических особенностей обучающихся, способствующих повышению их уровня доверия к нетрадиционным формам обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о феномене доверия в сфере образования и его взаимосвязи с психологическими характеристиками личности.
Доверие является важным элементом как для стабильного функционирования общества в целом, так и построения межличностных взаимоотношений в частности. Это достаточно сложное и многоуровневое явление, которое встречается во многих сферах жизнедеятельности личности: социальной, образовательной, экономической и т.д. Изучение феномена доверия в современной образовательной среде поможет выявить барьеры, препятствующие внедрению в образовательный процесс новых, нетрадиционных форм обучения с целью их дальнейшего преодоления для повышения качества учебной деятельности. Проведенный анализ литературы по проблеме исследования позволил определить основные признаки доверия к нетрадиционным формам обучения, к которым относятся ожидание и вера субъекта в то, что образовательное учреждение способно приумножить его ресурсы (знания, умения и навыки), а также его готовность делегировать учреждению функции для реализации своих потребностей (получение новых ЗУН).
В результате проведенного исследования были выявлены психологические характеристики студентов, которые обуславливают уровень доверия к нетрадиционным формам обучения, а также различия в психологических особенностях обучающихся с высоким и низким уровнем такого доверия. Также была установлена положительная взаимосвязь изучаемого нами вида доверия с доверием в межличностных отношениях.
Таким образом, гипотеза исследования о наличии психологических особенностей студентов, обуславливающих их уровень доверия к нетрадиционным формам обучения, получила свое подтверждение.
На основе полученных результатов составлены рекомендации, направленные на повышение доверия обучающихся к нетрадиционным формам обучения. Данные рекомендации предназначены как для психологов в сфере образования, так и преподавателей, использующих нетрадиционные формы обучения, а также для самих студентов. Наличие доверия у обучающихся к нетрадиционным формам обучения может способствовать их вовлеченности в образовательный процесс, что, в свою очередь, повысит эффективность усвоения учебного материала.
При этом важно указать на ограничения, связанные с применением полученных результатов. Во-первых, представленные в результате исследования данные относятся только к определенному возрастному диапазону, что не позволяет распространить эти результаты на более широкий круг лиц (например, школьников или пожилых людей). Во-вторых, поскольку респонденты заполняли анкету и методики онлайн, не исключено вмешательство дополнительных факторов, связанных с отсутствием контроля за процедурой исследования.
В качестве направлений дальнейших исследований может выступать изучение других, не вошедших в данное исследование, психологических особенностей студентов, которые также вносят вклад в формирование доверия к нетрадиционным формам обучения. Кроме того, возможно проведение подобного рода исследований для иных групп респондентов - учащихся школ, участников курсов повышения квалификации или слушателей, получающих дополнительное образование, и др. Выявленная нами взаимосвязь уровня доверия с опытом прохождения курсов, в которых использовались нетрадиционные формы обучения, также требует дополнительного изучения. В частности, определения того, какие именно компоненты данного опыта (продолжительность обучения, наличие в нем конкретных методов, успешность такого обучения и т.д.) способствуют его повышению или, наоборот, снижению. Также при расширении теоретических основ концепции доверия к нетрадиционным формам обучения возможна дальнейшая корректировка разработанной нами анкеты. Кроме того, выявленное нами отсутствие взаимосвязи некоторых психологических факторов с уровнем доверия к нетрадиционным формам обучения также может быть предметом дальнейших исследований с целью уточнения их роли в формировании доверия к различным социальным институтам.
1) Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 118-130.
2) Аллахвердов М.В., Гришина Н.В. Модель имплицитной теории доверия: экспериментальная проверка // Вестник Санкт - Петербургского университета. Социология. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-implitsitnoy-teorii-doveriya- eksperimentalnaya-proverka (дата обращения: 01.11.2021).
3) Андреев В.А. Педагогика: Учебный курс. 2-е изд. Казань, 2000. С. 307.
4) Андрющенко М.Т. Познавательный статус веры: Дис. д -ра филос. наук. Владимир, 1992.
5) Антоненко И.В. Социальная психология доверия // Приволжский научный вестник. 2014. №11-2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialnaya-psihologiya-doveriya (дата обращения: 17.05.2022).
6) Астанина Н.Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» [Электронный ресурс] / Н.Б. Астанина // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 3. URL: http://www.psyedu.ru (дата обращения 17.05.2022).
7) Бобырев А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. № 1 (73). С.273-275.
8) Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. 124 с.
9) Бордовская Н.В. Педагогика: учебник. СПб.: Питер, 2014. 693 с.
10) Бычков П.А. Доверие и ценности, как предмет психолого-политического исследования // Сборник Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2010: Современные Прикладные направления и проблемы психологии». СПб., 2010. С. 21 - 24.
11) Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
12) Головей Л.А., Данилова Ю.Ю. Семейные факторы формирования доверия и удовлетворенность жизнью в подростковом возрасте // Вестник СПбГУ. Серия 12. Вып. 1. 2015. С. 28-37.
13) Голубь О.В. К вопросу о готовности студентов -психологов к профессиональной деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2008. С. 121-123.
14) Горина Т.С. Теоретические установки изучения доверия в образовательной среде // Фундаментальные исследования. 2014. № 118. С. 1845-1851. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35860 (дата обращения: 08.12.2021).
15) Данилова Ю.Ю. Доверие в старшем подростковом возрасте в связи с индивидуально-личностными характеристиками и социальной ситуацией развития: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2018. 26 с.
...