Введение 3
1. Основные теоретические положения 6
1.1 Понятие деловой коммуникации 6
1.1.1 Основные понятия в сфере делового общения 6
1.1.2 Виды и формы делового общения 11
1.2 Язык эффективной деловой коммуникации 20
1.3 Деловой и цифровой этикеты 22
1.4 Выводы по главе 1 25
2. Современные тенденции в деловой коммуникации, включая период пандемии Covid-19 27
2.1 Тенденции в деловой коммуникации, включая период пандемии Covid-19 27
2.1.1 Цифровизация под влиянием пандемии 27
2.1.2 Цифровые коммуникационные платформы и социальные сети, как центральные каналы деловой коммуникации с массами 53
2.1.3 Прогнозы по развитию деловой коммуникации под влиянием современных тенденций 64
2.2 Выводы по главе 2 65
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Список источников материала исследования 73
Список использованных словарей 74
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена большим количеством изменений во всех аспектах, которые затрагивают условия жизни и работы человека. Данные изменения вызваны рядом процессов, которые формируют современное общество: глобализацией, постиндустриализацией общества, экономической либерализацией, стремительным развитием технологий, цифровизацией экономики и общества, появлением новых эпидемиологических условий и реалий, вызванными пандемией Covid-19, а также актуальной геополитической ситуацией. Все вышеперечисленные факторы влияния оказывают колоссальное воздействие на экономические отношения, деловую сферу и на деловую коммуникацию. Поскольку на сегодняшний день основой отношений в мире являются деловые и торговые отношения, деловая коммуникация и ее изменения играют ключевую роль в деятельности и развитии организаций. Соответственно, определение особенностей и тенденций в письменной деловой коммуникации позволят более эффективно и оперативно осуществлять процесс делового общения, от которого зависит успешность и репутация компании.
Основной проблемой является то, что на данный момент происходит активная цифровизация экономической и социальной среды, из-за влияния новой коронавирусной пандемии изменился формат работы и ведения бизнеса, происходит массовый переход на онлайн-формат. Это обуславливает потребность в модификации делового общения, которое будет соответствовать актуальным потребностям всех участников деловых взаимоотношений, а также переход на интернет-платформы, на базе которых происходит деловое общение и распространение актуальной для организаций информации. Таким образом, в данном исследовании нами было принято решение обратить внимание на то, какие существуют тенденции в деловой коммуникации и какие каналы деловой коммуникации являются наиболее эффективными с точки зрения распространения информации и коммуникации в межличностном общении и общении с массами.
Новизна данной работы заключается в том, что, несмотря на устоявшиеся нормы и правила оформления и ведения деловой коммуникации, под влиянием многочисленных факторов в быстроразвивающемся мире, происходят частые изменения в отношении деловой среды и деловой коммуникации. С переходом на цифровое общение многие компании вынуждены адаптироваться к новым условиям для сохранения конкурентоспособности. Таким образом, было принято решение в данной научной работе рассмотреть особенности делового взаимодействия в нынешних реалиях.
Объектом исследования является межличностное деловое общение и деловая коммуникация с массами в письменном виде.
Предметом изучения является влияние новых тенденций на современную деловую коммуникацию в письменном виде.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование норм деловой коммуникации в связи с развитием цифровой экономики, а также прогнозирование развития новых тенденций в постковидном мире.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
1) Изучить нормы и правила делового общения.
2) Изучить классический подход в письменной деловой коммуникации.
3) Провести анализ настоящей ситуации в сфере деловой коммуникации, выявить тенденции.
4) Составить прогноз развития новых тенденций в постковидном мире.
Материалом для данного исследования послужили литературные материалы, учебные пособия, научные статьи. Были использованы материалы из компьютерной справочной правовой системы «Консультант Плюс», Центра Правовой Информации на сайте Российской Национальной Библиотеки, сайта Правительства России. Отчеты с сайтов следующих компаний: Huawei Technologies Co. Ltd. (Global Connectivity Index), World Bank (Global Economic Prospects), IMD World Competitiveness Center (Digital Competitiveness Ranking 2021), KOF Swiss Economic Institute (KOF Globalisation Index), Гуманитарный портал. Материалы были взяты из учебных курсов СПбГУ, для студентов, получающих магистерскую степень по программе Лингвистика, таких как: «Деловое Письмо» и «Английский язык в сфере бизнеса и менеджмента». Кроме того, были обнаружены примеры деловой коммуникации с массами на официальном сайте Санкт-Петербургского Международного Экономического Форума (ПМЭФ), где представлены архивы за 2011-2021 год, включая отчеты о проведенных форумах. Также источником материала для данной работы стал контент с официальных аккаунтов и сообществ Санкт-Петербургского Международного Экономического Форума в таких социальных сетях как: Twitter, Facebook, Vk и Inastagram.
Основными методами данного исследования являются описательный метод, контент-анализ, метод сравнения. В частности, было произведено наблюдение за тем, как происходит письменная коммуникация на внутреннем уровне и с массами на разных платформах. Были выявлены особенности коммуникации в ходе контент-анализа аккаунтов и сообществ в официальных аккаунтах и сообществах ПМЭФ в упоминаемых выше социальных сетях. В результате применения данных методов были выявлены тенденции в письменной деловой коммуникации и составлен прогноз.
Данная научная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных научных источников и списка источников материала исследования. В первой главе подробно рассмотрены теоретические аспекты делового общения, основные понятия, виды и формы, эффективная коммуникация, деловой и цифровой этикеты. Во второй главе были изучены современные тенденции в деловой коммуникации, в том числе в период пандемии Covid-19, сформированы прогнозы по развитию деловой коммуникации под влиянием современных тенденций.
В данной работе мы рассмотрели деловую письменную коммуникацию личную, коллективную и с аудиторией компании на русском и английском языках, особенности создания и оформления письменных документов, распространения информации и формирования контента в разных коммуникационных каналах. В ходе исследования было проанализировано более 40 электронных деловых писем, пять опубликованных отчетов о результатах Санкт-Петербургского Международного Экономического форума (с 2016 по 2021 годы), посты и публикации в официальных сообществах и аккаунтах ПМЭФ в таких социальных сетях, как: Twitter, Instagram, Facebook и Вконтакте.
Проведенное исследование продемонстрировало что цифровизация, будучи последствием пандемии, оказала большое влияние на письменную деловую коммуникацию. В связи с цифровизацией экономической среды произошло увеличение электронного документооборота, основными преимуществами которого являются скорость обмена письменными документами, оптимизация рабочих процессов благодаря ускорению организационных процессов, сокращение расходов на хранение и печать документов. В результате увеличилось количество электронных письменных деловых документов, таких как электронное письмо. На сегодняшний день цифровизация экономической и государственной сферы остается основным приоритетом для активно развивающихся стран. В связи с чем мы можем предположить, что будет происходить увеличение объема письменной деловой коммуникации.
В данной работе была рассмотрена электронная деловая коммуникация посредством электронной почты, которая затрагивает общение между двумя лицами или с группой лиц. В ходе исследования было выявлено, что этикет и нетикет играют важную роль в письменной коммуникации. При создании данных документов учитываются этикетные нормы и правила, принцип проявления уважения к партнеру по коммуникации является основным. Так как электронные письма являются явным информационным следом и используются не только в качестве средства коммуникации, но и объекта фиксирования и хранения информации, создание и оформление письменного документа регламентировано и большинство компаний следуют данным требованиям.
Расширяя свое присутствие на разных интернет-платформах, выбор которых обусловлен целями и потребностями организации, так как каждая платформа дает конкретные возможности, компании могут увеличить свою аудиторию, быстро доносить информацию до нужного круга людей, найти новых партнеров или клиентов, расширить сферу своего влияния, привлечь внимание к проблеме, продукту или услуге, наладить деловые связи, поддержать имидж компании и т. д. Данная тенденция перехода на цифровые платформы является возможностью и инструментом развития компании и ее деятельности. Деловая коммуникация при помощи интернет-каналов является наиболее эффективным способом связи с аудиторией, но способствует деофициации делового общения за счет упрощения языка и использования контента, не соответствующего официально-деловому стилю.
В ходе анализа тенденций в деловой письменной коммуникации были сделаны прогнозы. В настоящее время, большинство иностранных социальных сетей и интернет-платформ, которые ранее были неформальным «маркетплейсом» или основным каналом деловой коммуникации для компаний, недоступны или запрещены на территории России. Ожидается массовый переход пользователей на отечественные платформы, возможно создание новых специализированных коммуникационных платформ. В отношении рассмотренной выше деофициации, было выдвинуто предположение о возможном смещении деловой коммуникации в социальных сетях в сторону устно-разговорного стиля. В связи с постоянным появлением новых терминов в английском языке и стремлением точно передать его смыл в деловом общении на русском языке имеется тенденция к использованию англицизмов. В связи с чем мы можем предположить, что объем англицизмов будет увеличиваться.
Основными рекомендациями, предложенными на основании вышеприведенного исследования, стали контроль за содержанием и объемом контента коммуникационного канала, где происходит деловое общение, а также организация мероприятий по повышению культуры специалистов, которые принимают участие в деловой коммуникации разного вида.
Таким образом, данное научное исследование позволило выявить современные тенденции в деловой коммуникации, в том числе в период пандемии Covid-19, сформировать прогнозы по развитию деловой коммуникации под влиянием современных тенденций.
1. "ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2 [Электронный источник] // Консультант Плюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 216461/c4890645115a7e1c b46fa14ac06c7906d8febf2f/ (дата обращения: 15.04.22).
2. Абдрахманова Г. И., Вишневский, К.О., Гохберг, Л.М. и др Цифровая экономика: 2021: краткий статистический сборник [Электронный источник]. - Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2021. - URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/434007067.pdf (дата обращения: 07.05.22).
3. Аристотель Поэтика. Риторика. - СПб: Азбука, 2000.
4. Б. Г. Мещеряков В. П. Зинченко Современный психологический словарь. - СПб: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2008. - стр. 490.
5. Глебов Г. И., Милаева, О.В. Современные международные отношения. Учебное пособие. - Пенза: Изд. Пенз. гос. ун-та, 2010. - стр. 98 с.
6. Гринь Максим Валентинович Социокультурное измерение глобализации: американизация и общество потребления // Власть. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnoe-izmerenie-globalizatsii- amerikanizatsiva-i-obschestvo-potrebleniya (дата обращения: 10.05.2022).
7. Гусева Диана Игоревна «Коммуникация» и «Общение»: соотношение понятий // Вестник науки и образования. 2019. №20-2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsiya-i-obschenie-sootnoshenie- ponyatiy-1 (дата обращения: 10.05.2022).
8. Егоров В. П. Этика деловых отношений: учебное пособие. - Москва, 2016.
9. Крылова Дарья Сергеевна Влияние социальных сетей на рост компаний малого и среднего бизнеса // Стратегии бизнеса. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-setey-na-rost-kompaniy- malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 13.05.2022).
10. М.С. Узерина Этика делового общения: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2004.
11. Мамедьяров З.А. Ускорение цифровизации на фоне пандемии: мировой опыт и Россия. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021;14(4):92-108. URL: https://doi.org/10.23932/2542-0240-2021-14-4-6 (дата обращения: 13.05.2022).
12. Новикова И. В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия. - Мн. - Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009.
13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / ред. Ю. Шведова Н. - Москва: Азбуковник, 2000. - стр. 940 с.
14. Осипов Г. В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. - Норма, Инфра-М, 2001. - стр. 488.
15. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. - 3-е изд. - СПб: ИВЭСЭП, Знание, 2005.
...