Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Школьный сленг в произведениях российского кинематографа конца XX — начала XXI века

Работа №127315

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы103
Год сдачи2022
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 7
СЛЕНГ: СТАТУС В ЯЗЫКЕ И ЕГО ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА 7
1.1 Проблема разграничения жаргона и сленга 7
1.2 Функции школьного сленга 12
1.3 Особенности формирования и функционирования школьного сленга 17
1.3.1 Иноязычные заимствования 18
1.3.2 Усечение, аббревиация, универбация 20
1.3.3 Аффиксация 21
1.3.4 Метафоризация 22
1.3.5 Сложение корней 23
1.3.6 Эпонимы 24
1.4 Тематические группы сленгизмов 24
1.5 Язык кино 28
Выводы к 1-й главе 30
Глава 2 32
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО СЛЕНГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА 32
2.1. Школьный сленг в кинофильме конца XX в. «Дорогая Елена Сергеевна» 32
2.2. Школьный сленг в кинофильме начала XXI века «Время собирать» 48
2.3 Школьный сленг в кинофильме начала XXI века «Училка» 74
Выводы ко 2-й главе 87
Заключение 94
БИБЛИОГРАФИЯ 96

В последнее время всё больше внимания уделяется рассмотрению языка в условиях его взаимосвязи с социумом. По этой причине создаётся ряд исследований, в центре которых находится не язык, а человек, взаимосвязь человека и языка.
В данной работе рассматриваются особенности лексики современного школьника в языке кино. Это явление и его специфические черты ещё мало изучены. В исследовании выдвигается гипотеза о том, что для сленга характерны: экспрессия, акцент на фамильярность и большое количество заимствований.
Анализ данного пласта лексики является особенно интересным в связи с тем, что он не ограничен нормой литературного языка и представляет собой большое пространство для словотворчества, различных экспериментов.
Объектом данного исследования является лексика современного школьника; предметом - функционирование сленга современных школьников в языке кино.
Целью данной работы является не только анализ конкретных ситуаций использования сленгизмов, но и отражения динамики школьного сленга в кинофильмах.
И хотя некоторые исследователи настроены очень категорично по отношению к сленгу и жаргону, отмечая, что молодёжь пользуется данными словами «в силу молодости и пока ещё неразвитости ума», указывая на то, что использование «в речи молодых людей сленговых выражений напрямую связано с их успеваемостью» [Левикова, 2004, с. 167-173], важным аспектом исследования является описание сленга современных школьников: выявление особенностей создания данных лексических единиц, установление их значений, их классификация.
Другим немаловажным фактом является то, что сленг школьников не только выполняет функцию маркера определённой социальной роли, но и отражает интересы молодого поколения. Помимо этого, данная тема вызывает особый интерес в аспекте изучения РКИ, так как представляет собой неформальную речь, с которой сталкиваются иностранцы в процессе бытового общения, при просмотре некоторых фильмов российского кинематографа. Поэтому изучение данного пласта лексики становится довольно важным. В контексте данной работы оно будет проведено на материале отечественных кинофильмов, созданных в конце XX - начале XXI века.
Поставленная цель предполагает решение комплекса конкретных задач:
• установить корпус наиболее характерных для речи современных школьников лексических единиц, описав основные лексико­семантические группы сленгизмов;
• раскрыть словообразовательный потенциал современного сленга школьников, указав пути формирования сленга и источники его пополнения;
• проанализировать отечественные кинофильмы с целью исследования конкретных языковых ситуаций с использованием сленгизмов;
• рассмотреть динамический аспект школьного сленга в кинематографе, выявить изменения в его лексическом составе.
Научная новизна работы заключается в подробном рассмотрении сленга как языкового феномена, анализе коммуникативных ситуаций с использованием сленгизмов в кинофильмах.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что исследование вносит вклад в развитие лексикологии и лексикографии, на основе анализа лексикографических источников, а также кинематографического материала XX-XXI века. В работе выявляются источники пополнения лексики сленга, особенности формирования и функционирования школьного сленга.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования представленных материалов в системных исследованиях по проблемам лексикологии, в практических курсах, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам лексикологии. Сленговый материал исследования может быть использован в лексикографической практике, а также при подготовке материалов к занятиям РКИ.
Положения выносимые на защиту:
1. Школьный сленг как вторичная форма существования языка обладает системными признаками и образует обособленную социальную языковую подсистему.
2. Характерной особенностью школьного сленга является выполнение им следующих функций: экспрессивной, прагматической, номинативной, идентифицирующей, языковой игры, когерентной, психологической, эстетической.
3. Средства пополнения сленга разнообразны: иноязычные заимствования, усечение, аббревиация, универбация, аффиксация, метафоризация, сложение корней, эпонимы.
4. Тематические группы школьного сленга отражают интересы школьников.
5. В кинематографе школьный сленг ярко представлен. Он служит для привлечения внимания определённой социальной группы (школьников), придания образу правдоподобности, а также является способом характеристики персонажей посредством использования сленгизмов в коммуникации.
Материалом исследования является сленг современных школьников, разнообразные фактические данные, статьи на данную тему, а также кинофильмы («Дорогая Елена Сергеевна» - 1988, «Время собирать» - 2014, «Училка» - 2015).
В настоящей работе используются следующие методы исследования:
• анализ, обобщение и классификация материала;
• приёмы наблюдения, систематизации и лингвистической интерпретации исследуемого материала.
Общенаучной базой исследования послужили научные работы:
• по социолингвистике [В.И. Беликов, В.Д. Бонадалетов, У. Брайт, Е.А. Земская, В.А. Кожемякина, Л.П. Крысин, Е.Д. Поливанов, A. Д. Швейцер];
• по лингвистике [И.А. Бодуэн де Куртене, В.В. Виноградов, Г.В. Винокур, В. фон Гумбольдт, В.М. Жирмунский, Ю.Н. Караулов, Б.А. Ларин, Л.П. Якубинский];
• по молодёжному сленгу [Е.И. Беглова, Э.М. Береговская, Т.М. Веселовская, Г.Ч. Гусейнов, А.И. Дунев, М.А. Кронгауз, И.Б. Левонтина, А.Ю. Романов, Н.И. Толстой, Т.В. Шмелёва];
• словари молодёжного сленга [С. Вахитов; В.С. Елистратов; Л.А. Захарова, А.В. Шуваева; М.А. Кронгауз; С.И. Левикова; B. М. Мокиенко, Х. Вальтер; Т.Г. Никитина];
• словари социолингвистические [Н.Б. Боева-Омелечко, В.А. Кожемякина].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сленг - неотъемлемая часть русского языка, которая активно развивается и пополняется. Постепенно его использование распространилось не только на речь молодёжи, но и на тексты СМИ, литературные произведения, кинематограф. Следовательно, помимо необходимости исследования функционирования сленгизмов в сфере устного и письменного общения школьников, появляется необходимость анализа их употребления и в других сферах.
Школьный сленг - интересный лингвистический феномен. Он как вторичная форма существования языка обладает системными признаками и образует обособленную социальную языковую подсистему. У данного пласта лексики есть свои способы пополнения состава, которые достаточно разнообразны (иноязычные заимствования, усечение, аббревиация, универбация, аффиксация, метафоризация, сложение корней, эпонимы и др.). Сленговые единицы выполняют определённые функции (экспрессивную, прагматическую, номинативную, идентифицирующую, языковую игру, когерентную, психологическую, эстетическую) , образуют тематические группы, отражающие интересы школьников. Не ограниченный нормами литературного языка, сленг стремительно развивается, пополняется. В нём активно проявляется речетворческая функция языка. Большое влияние на данный пласт лексики оказывает также мода, интересы учащихся.
В кинематографе школьный сленг ярко представлен. Он служит для привлечения внимания определённой социальной группы (школьников), придания образу правдоподобности, а также является способом характеристики персонажей посредством использования сленгизмов в коммуникации.
Естественно, что школьный сленг стал неотъемлемой частью образа школьника, так как он, по сути, является отражением внутреннего мира молодых людей, их предпочтений. По этой причине практически невозможно представить сейчас художественное произведение, не отражающее эту тенденцию, потому что без данной характерной черты образ будет неполным, лишённым правдивости, искусственным.
При анализе материалов выбранных нами фильмов конца XX и начала XXI вв. были зафиксированы сленговые выражения, звучащие в речи детей. Собранный материал и его исследование показали, что школьный сленг обладает яркой оценочностью, экспрессивностью. Также сделан вывод о том, что язык кинокартины отражает замысел и мораль киноленты. Настоящие лексические единицы позволяют также дать психологическую характеристику героев, характеристику взаимоотношений в группе.
В фильмах, созданных в начале XXI века, представлено больше сленгизмов. Они звучат не только в речи школьников, но и в речи взрослых людей (если в фильме «Дорогая Елена Сергеевна» представлена оппозиция «сленг - литературный язык», выражающая разницу поколений, то в фильмах «Время собирать» и «Училка» сленг служит средством коммуникации, благодаря которому старшему поколению удаётся донести свои мысли детям , оппозиция снимается).


1. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (к вопросу о предмете социолингвистики) / В.А. Аврорин // Л.: Наука. - 1975. - 276 с.
2. Андреева Г.Р. Лексико-семантические особенности специального сленга: На материале английского языка : автореф. дис. ...канд. фил. наук. / Андреева Галина Рустемовна. - Москва, 2004. - 19 с.
3. Аниськина Н.В. Языковая личность современного старшеклассника : автореф. дис. ...канд. фил. наук / Аниськина Наталия Васильевна. - Ярославль. - 2001. - 20 с.
4. Антонова Ю.Н. Интенция говорящего в аспекте коммуникативно-целевой семантики : автореф. дис. ...канд. фил. наук. / Антонова Юлия Николаевна. - Орёл. - 2006. - 21 с.
5. Арустамова А.А. Современный молодежный сленг и особенности его функционирования (на материале речи студентов Республики Адыгея) : автореф. дис. ...канд. фил. наук. / Арустамова Ася Артавазовна. - Майкоп, 2006. - 26 с.
6. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли / под ред. Р.А. Будагова. - Москва. - 1995. - 416 с.
7. Беглова Е.И. Потенциал ненормированных лексических средств в современной газетной речи / Е.И. Беглова // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. - 2017. - №. 2. - С. 24-30.
8. Беликов В.И., Социолингвистика / В.И. Беликов, Л.П. Крысин, - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. - 317 с.
9. Белл Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы / Роджер Т. Белл / под ред. А.Д. Швейцера. - Москва. - 1980. - 317 с.
10. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование / Э.М. Береговская // Вопросы языкознания. - 1996. - №3. - С. 32-41.
11. Богданова Е.В. О некоторых аспектах изучения термина идиолект в отечественной и западной лингвистике / Е.В. Богданова // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - №4. - С. 100­108.
12. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию / И.А. Бодуэн де Куртенэ // Изд-во Академии наук СССР. - 1963. - 391 с.
13. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика / В.Д. Бондалетов / Изд. стереотип. - М.: URSS, 2013. - 200 с.
14. Брайт У. Введение: параметры социолингвистики //Новое в лингвистике. • 1975. - №. 7. - С. 34-42.
15. Вахтин Н. Б. Социолингвистика и социология языка: учебное пособие. /Н.Б. Вахтин, Е.В. Головко. - СПб.: Издательский центр" Гуманитарная академия", 2004. - 388 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ