Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция образа ребенка в китайской литературе XX века

Работа №127314

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концепт «Ребенок» в китайской картине мира 7
1.1. Подходы к пониманию понятий «Концепт» и «Образ» 7
1.2. Понятие детства в общественно-историческом контексте Китая в XX в 11
1.3. Китайская детская литература XX в. как отдельная область художественной литературы 16
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. Анализ художественных произведений Е Шэнтао, Линь Хайинь, Лао Шэ, Чжан Тяньи, Чжан Сюэдуна и Хуан Бэйцзя в аспекте специфики создания образа ребенка 23
2.1. Обоснование выбора первоисточников для исследования 23
2.2. Сборник Е Шэнтао «Рассказы и сказки» 24
2.3. Роман Линь Хайинь «Былые времена в Южном предместье» 27
2.4. Повесть-сказка Лао Шэ «День рождения Сяопо» 32
2.5. Сказочная повесть Чжан Тяньи «Секрет драгоценной тыквы» 36
2.6. Роман Чжан Сюэдуна «Былые дни детей и псов» 39
2.7. Роман Хуан Бэйцзя «Я буду умницей» 47
2.8. Сопоставительный анализ способов создания образа ребенка на материалах шести произведений китайской литературы XX в 52
Выводы по Главе 2 58
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение 1. Список условных сокращений 71
Приложение 2. Сравнительно-исторический анализ понятий «Детство» и «Ребенок» 72
Приложение 3. Сравнительный анализ произведений китайской литературы XX в 74

Актуальность темы исследования. Период в истории развития Китая с середины XIX в. по начало XX в. был ознаменован столкновением китайской традиции с западной мыслью, что создало необходимость реформации общественных институтов и выдвижения новых концептов. Одним из основных преобразований той эпохи считается зарождение литературного направления, в котором на первый план впервые выступает ребенок с собственными потребностями, желаниями, взглядами и возможностями. Произведения того времени характеризуются стремлением писателей изобразить окружающую действительность в восприятии ребенком, формируя при этом его конкретный художественный образ. Анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых показал, что «образ ребенка» в контексте сопоставительного анализа нескольких литературных произведений еще не становился объектом отдельного развернутого исследования, несмотря на то, что одной из характерных черт современного литературоведения является стремление к сравнительно-историческому анализу тем, образов и жанров литературы. На основании вышеизложенного можно заключить, что исследование детской литературы позволит обогатить такие отрасли китаеведения как литературоведение (через раскрытие содержания концепта «Образ ребенка»), лингвистика (за счет анализа языковых средств, раскрывающих «образ ребенка») и культурология (благодаря изучению поведения, интересов, желаний, потребностей и мировосприятия китайских детей как представителей китайской лингвокультуры).
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена:
1) недостаточной изученностью «образа ребенка» в китайских литературных произведениях разных исторических эпох;
2) способностью внести существенный вклад в развитие отечественной синологии;
3) возможностью повысить значимость китайских художественных произведений в мировой литературе за счет вовлечения ее в сравнительные исследования.
Степень изученности проблемы. В научной картине мира «образ ребенка» является междисциплинарным объектом исследования, оказывающимся в фокусе изучения литературоведения, лингвистики, педагогики, культурологии и других гуманитарных наук. Отечественные ученые (Н. С. Исаева, Л. П. Якимова и другие) в своих научных работах подчеркивают, что «образ ребенка» в китайской литературе как объект научных исследований получил свое развитие только в начале 90-х гг. XX в. в связи с появлением в науке термина «онтологическая поэтика»1. Зарубежные ученые (Дун Яньбо, Цзинь Чжи, Хуан Мэн и другие) полагают, что образ ребенка является одним из центральных аксиологических феноменов, требующих проведения детальных исследований в условиях современности ввиду того , что китайская детская литература является в историческом аспекте относительно молодой частью художественной литературы, преломляющей в своем уникальном ключе основные закономерности развития литературного процесса. Стоит подчеркнуть, что в данном случае мнение зарубежных синологов сходится с мнением отечественных ученых: в китаеведении многие аспекты детской литературы просто еще не успели исследовать ввиду того, что начало изучения было положено совсем недавно.
Объектом исследования является образ ребенка в романах Линь Хайинь «Былые времена в Южном предместье», Чжан Сюэдуна «Былые дни детей и псов», Хуан Бэйцзя «Я буду умницей», в сборнике Е Шэнтао «Рассказы и сказки», в повести-сказке Лао Шэ «День рождения Сяопо», в сказочной повести Чжан Тяньи «Секрет драгоценной тыквы».
Хронологические рамки исследования включают в себя 1920-е - 1930-е гг., 1950-е гг., 1990-е гг. Географические рамки охватывают территорию Китая и Сингапура.
Предметом выступают средства создания образа детей в вышеуказанных литературных произведениях.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении тенденции понимания образа ребенка в китайской лингвокультуре на материале литературных произведений трех разных исторических эпох.
Цель исследования определяет следующие задачи:
1) проанализировать подходы к определению понятий «Концепт» и «Образ»;
2) выявить компоненты «Концепта» и установить критерии анализа «Образа литературного героя»;
3) исследовать понятия «Детство» и «Ребенок» на предмет выявления особенностей их восприятия на примере трех исторических эпох развития Китая (1920-е - 1930-е гг.; 1950-е гг.; 1990-е гг.);
4) произвести выборку примеров согласно установленным критериям анализа на материале литературных произведений;
5) провести сравнительный анализ примеров для выявления специфики и направления развития «Образа ребенка» в современной китайской литературе в указанные исторические периоды.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что «образ ребенка», ранее не исследовавшийся комплексно в отечественном китаеведении, рассматривается в контексте сравнительного анализа китайских художественных произведений разных исторических эпох.
Теоретическая значимость работы: в проведенном исследовании определены критерии сравнения «образа» на материалах произведений разных исторических эпох.
Практическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы могут применяться в учебном процессе как в средних и высших учебных заведениях на занятиях по китайскому языку, литературе и культуре Китая, так и в системе дополнительного образования.
В данной работе применяются следующие методы исследования:
1) описательный метод, включающий обобщение теоретического материала;
2) диахронический метод, позволяющий увидеть общее и особенное в произведениях разных исторических эпох;
3) социологический метод, включающий исследование литературного произведения как социально обусловленного явления;
4) статистические методы обработки полученных данных;
Источниковую базу исследования составили произведения китайской литературы трех исторических эпох (1920-е - 1930-е, 1950-е, 1990-е гг.): Е Шэнтао «Рассказы и сказки»; повесть-сказка Лао Шэ «День рождения Сяопо»; роман Лао Шэ «История Небесного дара»; роман Линь Хайинь «Былые времена в Южном предместье»; сказочная повесть Чжан Тяньи «Секрет драгоценной тыквы»; роман Чжан Сюэдуна «Былые дни детей и псов»; роман Хуан Бэйцзя «Я буду умницей».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование посвящено изучению проблемы понимания образа ребенка в китайской лингвокультуре на материале сборника Е Шэнтао «Рассказы и сказки» (1922), романа Линь Хайинь «Былые времена в Южном предместье» (1960), повести-сказки Лао Шэ «День рождения Сяопо» (1931), сказочной повести Чжан Тяньи «Секрет драгоценной тыквы» (1958), романа Чжан Сюэдуна «Былые дни детей и псов» (2021), романа Хуан Бэйцзя «Я буду умницей» (1996).
В современном литературоведении вопрос, касающийся «образа ребенка» в китайских художественных произведениях, характеризуется недостаточной изученностью. Раскрытие понимания эволюции «образа ребенка» позволило бы выявить динамику развития концепта, внести существенный вклад в развитие отечественной синологии, а также повысить значимость китайских художественных произведений в мировой литературе за счет вовлечения ее в сравнительные исследования. Ввиду вышеизложенной актуальности проблемы мы проследили динамику развития представлений о ребенке в китайском обществе в разные исторические периоды (1920-е - 1930-е гг.; 1950-е гг.; 1990-е гг.).
В рамках решения первой задачи, на основе анализа научных работ отечественных и зарубежных исследователей нами были предложены собственные определения понятий «Концепт» и «Образ»:
1. «Концепт» - систематическая многоплановая совокупность субъективных и объективных смыслов, которая погружена в определенный контекст / ситуацию и которая выражается в языке с помощью слов, словосочетаний, предложений.
2. «Образ героя» литературного произведения - совокупность характеристик героя, которые формируются в сознании читателя посредством портерных зарисовок, эпизодов, описания действий, внутренних состояний, мыслей, чувств, переживаний, отраженных в определенных языковых формах.
В рамках решения второй задачи мы установили структуру концепта (этимологический, ассоциативный, понятийный, образный, ценностный и исторический компоненты) и критерии для анализа образа ребенка в произведениях китайской литературы XX в. (портрет героя (-ини); обстановка, в которой живет герой (-иня); внутреннее состояние (мысли, чувства, идеи, переживания); жесты и мимика; характеристики героя (-ини), влияющие на окружающий ее мир; отношение других персонажей романа к герою (-ине)).
В рамках решения третьей задачи мы изучили понятия «Детство» и «Ребенок». Исследование показало, что восприятие ребенка в китайской лингвокультуре меняется в зависимости от исторической эпохи. Например, в 1920-х - 1930-х гг. ребенок рассматривается как «маленький взрослый»; в 1950-х гг. ребенок воспринимается как представитель нового Китая; в 1990-е гг. ребенок - полноправный представитель социума, в основные задачи которого входит образование и развитие себя на благо государства. Китайская детская литература в 1920-х и 1950-х гг. тесно связана с политикой государства и проблемами воспитания чувства ответственности, долга и любви к Родине, народу и труду. Литература 1990-х гг. в целом, отражая гуманистические идеи, во главу угла детской литературы, ставит ценности, утверждающие значимость гармоничного развития личности ребенка, произведения пишутся о детях и для детей.
В рамках решения четвертой задачи мы ознакомились с одним сборником рассказов и сказок, двумя сказками-повестями и тремя романами, в которых описывается китайская действительность разных периодов ХХ в. Вышеперечисленные литературные произведения читались в переводе на русский язык, однако для уточнения интересующих и ключевых для данного исследования моментов мы обращались к оригинальным текстам на китайском языке. В ходе работы нами были отобраны примеры, раскрывающие образ ребенка в литературных произведениях, в соответствии с критериями, выявленными в Главе 1.
В рамках решения пятой задачи, в соответствии с полученными результатами исследования мы выявили, что специфика направления развития «образа ребенка» в китайской литературе XX в. заключается в развертывании художественного образа ребенка; в отказе от политической пропаганды; в переходе к концепту «литературы о детях и для детей»; в создании многогранного внутреннего мира главного героя; в переходе от абстрактного внешнего образа героя произведения к конкретному и детально описанному.
Вышеизложенное позволяет заключить, что поставленные задачи данного исследования решены, выдвинутая цель достигнута.
С учетом того, что результаты исследования позволяют расширить представления о Китае, китайской культуре, национальном менталитете и языке, предлагаем использовать полученные данные в учебном процессе как в средних и высших учебных заведениях на занятиях по китайскому языку, по литературе и культуре Китая, так и в системе дополнительного образования .
Перспективы дальнейшего исследования данной проблемы мы видим в пополнении списка первоисточников, например, включением в его состав произведений таких писателей, как Лу Синь и Бин Синь; в расширении хронологических рамок исследования, что позволит более четко и детально отследить переходные этапы в развитии образа ребенка в проведении сопоставительного анализа произведений литературы Китая XX и XXI веков.


1. Алтымышова, Ж. Ж. Роль символических образов в китайской литературе / Ж. Ж. Алтымышова // Вестник Бишкекского гуманитарного ун-та, 2018. - С. 58-60.
2. Боревская, Н. Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае / Н. Е. Боревская. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. - 146 с.
3. Боревская, Н. Е. Молодые о молодых: социальная действительность КНР в отображении литературы и искусства 1980-х / Н. Е. Боревская. - М.: ИДВ АН СССР, 1990. С 73-89.
4. Воскресенский, Д. Н. Характер образного имени в китайской героикоавантюрной прозе // Д. Н. Воскресенский. - М.: Изд. дом Моск. ун-та, 1979. - с. 131-139.
5. Гекман, Л. П. Персоносфера традиционной культуры теоретико- методологический аспект / Л. П. Гекман // Вестник АлтГТУ им. И. И. Ползунова. - 2006. - № 1. - С. 74-75.
6. Демидо, Н.Ю. Жизнь и творчество Линь Хайинь / Н. Ю. Демидо. - М.: Изд. Восточной литературы, 2018. - С. 143-147.
7. Демидо, Н. Ю. Радость писательства. Вместо эпилога / Н. Ю. Демидо. - М.: Изд. Восточной литературы, 2017. - С. 268-270.
8. Е, Шэнтао Рассказы и сказки / Пер. с кит. Г. Ярославцев / Е Шэнтао. - М.: Гослитиздат, 1955. - 128 с.
9. Исаева, Н. С. Мир детства в художественном пространстве ранней прозы Мо Яня / Н. С. Исаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013. - С. 1-6.
10. Ишутина, Ю. А. Китайский опыт нравственного воспитания: восхождение к идеалу; монография / Ю. А. Ишутина. - Владивосток, 2018. - 107 с.
11. Ло, Юн Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае; дис. канд. Пед. Наук. - Казань, 2005. - 161 с.
12. Ма, Ли Отражение народных нравственных идеалов в образах главных героев русских и китайский волшебных сказок / Ма Ли, И. И. Толстухина // Материалы докладов и сообщений XX международной научно-методической конференции. - СПб: Изд. дом. С.-Петерб. Гос. ун-та, 2015. - С. 260-264.
13. Родионова, О. П. Братья Чжоу и зарождение детской китайской литературы / О. П. Родионова // Сборник докладов 2 -й международной научной конференции «Проблемы литератур Дальнего Востока». - СПб: Изд. дом. С.-Петерб. Гос. ун-та, 2006. - С. 151-162.
14. Родионова, О. П. Премия Сун Цинлин за достижения в детской литературе / О. П. Родионова // Общество и государство в Китае. XXXVI научная конференция. - М: Восточная литература, 2006. - С. 277-280.
15. Родионова, О. П. Столкновение китайской традиции с западной мыслью как первый шаг к появлению детской литературы в Китае / О. П. Родионова // Сборник докладов 4-й международной научной конференции «Проблемы литератур Дальнего Востока». - СПб: Изд. дом. С.-Петерб. Гос. ун-та, 2010. - С. 263-280.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ