Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивационно-смысловая направленность на достижение успеха и субъективное благополучие в ранней взрослости

Работа №127268

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Теоретический обзор по проблеме мотивационно-смысловой направленности на успех и субъективного благополучия в ранней взрослости 9
1.1. Подходы к изучению мотивационно-потребностной сферы личности 9
1.2. Ценностно-смысловая сфера личности: структура и функции 17
1.3. Подходы к изучению субъективного благополучия 25
1.4. Психологическая характеристика периода ранней взрослости в современном обществе 29
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования мотивационно-смысловой направленности на успех и субъективного благополучия в ранней взрослости 37
2.1. Программа исследования 37
2.2. Описание выборки исследования 38
2.3. Методы и методики исследования 38
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 40
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1. Результаты исследования 41
3.1.1. Иерархия ценностно-смысловых предпочтений в ранней взрослости 41
3.1.2. Типы ценностно-смысловых предпочтений 48
3.1.3. Мотивация достижения и смысловые характеристики ориентации на успех в разных жизненных сферах 51
3.1.4. Соотношение значимости и степени достижения успеха в различных жизненных сферах 61
3.1.4. Представления молодых взрослых о соотношении успеха и счастья 65
3.1.5. Общая характеристика субъективного благополучия в период ранней взрослости 68
3.1.6. Взаимосвязи ценностно-смысловых факторов с компонентами мотивационной сферы и субъективным благополучием 70
3.1.7. Вклад ценностно-смысловых и мотивационных факторов в достижение субъективного благополучия в ранней взрослости 77
3.2. Обсуждение результатов 85
ВЫВОДЫ 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ А 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 110

Актуальность данного исследования обусловлена наличием разных научных представлений о важности осуществления самостоятельного выбора жизненных ориентиров с учетом широкого круга врожденных потребностей и усвоенных в обществе ценностей, также влияющих на содержание целей, которые мало изучены с точки зрения взаимосвязи успешности их достижения и субъективного благополучия личности.
Помимо этого, в обществе есть противоречие между наличием определенных эталонов жизнедеятельности, связанных с соблюдением ценностей высшего порядка, и одновременной трансляцией широкого круга возможностей, доступных при реализации тех целей, которые, как принято считать, создают видимость благополучия, но не ведут к его переживанию.
Учитывая это, изучение особенностей мотивации, направленной на жизненный успех (и в том числе исследование ее источника, силы и содержания), является, на наш взгляд, очень важным, особенно при рассмотрении процесса достижения целей (включая их постановку и получение некого результата) в качестве одного из критериев самооценки удовлетворенности жизнью и счастья.
Таким образом, проблема настоящего исследования состоит изучении степени, в которой разная смысловая направленность на успех способствует или препятствует субъективному благополучию личности в период ранней взрослости.
Несмотря на популярность рассматриваемых феноменов, новизна данного исследования состоит в том, что в нем содержится не только обособленный анализ взаимосвязи субъективного благополучия с разными мотивационно-смысловыми компонентами, но также и попытка сопоставить вклад интенсивности стремления к достижению успеха и содержания жизненных целей в переживание благополучия в период ранней взрослости. Кроме того, в данном исследовании, в отличие от многочисленных работ по схожей проблематике, особенности мотивационно-смысловой направленности на успех исследуются не только в рамках учебного и трудового процесса, но также и применительно к жизни в целом, что создает простор для изучения факторов субъективного благополучия личности в разных возможных контекстах.
Объект исследования: мотивационно-смысловая направленность личности.
Предмет исследования: мотивационно-смысловая направленность на достижение успеха в контексте субъективного благополучия в период ранней взрослости.
Цель исследования - изучение особенностей мотивационно-смысловой направленности на достижение успеха и ее вклада в переживание субъективного благополучия в ранней взрослости.
Задачи исследования:
1. Изучить иерархию и типы ценностно-смысловых предпочтений в период ранней взрослости.
2. Изучить уровень выраженности мотивации достижения и смысловые (качественные) характеристики ориентации на успех в различных жизненных сферах
3. Изучить особенности субъективного благополучия (удовлетворенность жизнью, счастье) в период ранней взрослости
4. Изучить особенности ценностно-смысловых предпочтений, мотивации достижения и субъективного благополучия у молодых взрослых разного пола, с разной учебной и трудовой занятостью.
5. Изучить соотношение счастья и успеха в представлении молодых взрослых
6. Оценить вклад ценностно-смысловых и мотивационных факторов в достижение субъективного благополучия в ранней взрослости, изучить взаимосвязи этих показателей
Гипотезы исследования:
1. Существуют достоверные различия в ценностно-смысловой направленности на успех и мотивации достижения у молодых взрослых разного пола, с разной учебной и трудовой занятостью.
2. Особенности ценностно-смысловой направленности и мотивации достижения, в разной степени включающие важность достижения успеха, взаимосвязаны с показателями субъективного благополучия (счастьем и удовлетворенностью жизнью) неравнозначно.
3. Субъективное благополучие в период ранней взрослости обусловлено особенностями мотивации достижения в большей мере, чем ценностно-смысловой направленностью личности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основная цель проведенного нами эмпирического исследования, связанная с изучением особенностей мотивационно-смысловой направленности на достижение успеха и ее вклада в переживание субъективного благополучия в ранней взрослости, была достигнута.
Первая гипотеза о наличии достоверных различий между молодыми взрослыми разного пола, с разной учебной и трудовой занятостью подтвердилась частично. Согласно результатам сравнительного анализа, гендерная принадлежность имеет связь с мотивацией достижения успеха, а также с важностью нескольких индивидуальных ценностей, тогда как учебный и трудовой статус в большей степени связан с жизненными стремлениями (однако не с их важностью, а лишь со степенью достижения).
Вторая гипотеза, посвященная неравнозначности взаимосвязей ценностно-смысловой и мотивационной направленности с показателями субъективного благополучия, также нашла свое подтверждение в рамках данной работы. Согласно результатам корреляционного анализа, удовлетворенность жизнью и счастье, включая их компоненты, имеют разнонаправленные связи с типами ценностно-смысловых предпочтений, сочетающими индивидуальные ценности и жизненные стремления, прямые связи с мотивацией достижения успеха и обратные - с мотивационным напряжением, вызванным недостаточно успешной реализацией некоторых важных целей.
Наконец, подтвердилась и третья гипотеза, посвященная тому, что субъективное благополучие обусловлено мотивационными факторами в большей мере, чем ценностно-смысловыми. Согласно результатам регрессионного анализа, предикторами общей удовлетворенности жизнью, помимо степени достижения внутренних целей, являются мотивационные факторы, а именно мотивация достижения успеха (которая вносит положительный вклад) и мотивационное напряжение из -за внешних целей (которое вносит отрицательный вклад), в то время как ни один из ценностно-смысловых факторов напрямую не обуславливает общий уровень удовлетворенности жизнью.
Дальнейшие исследовательские перспективы по данной теме, как нам кажется, могут быть связаны с выявлением динамики мотивационной и ценностно-смысловой направленности на успех в ранней взрослости и за ее пределами. Поскольку вместе с иерархией ценностно-смысловых предпочтений по мере взросления и решения разных возрастных задач (среди которых в качестве фактора мы рассмотрели только начало трудовой деятельности), вероятно, меняется и уровень достижения всех поставленных целей, интерес представляет не только динамика силы стремления к успеху в различных сферах, но и динамика мотивационного напряжения (соотношения между оценками важности, доступности и успешности достижения целей) на протяжении жизненного пути, а также роль названных показателей в переживании субъективного благополучия в разные возрастные периоды.
Кроме этого, несмотря на вывод о том, что мотивационные факторы, отражающие интенсивность стремления к успешному достижению целей, в большей мере, чем содержание ценностно-смысловых предпочтений, обуславливают удовлетворенность жизнью у молодых взрослых, интересным направлением для дальнейших исследований, на наш взгляд, является изучение личностных смыслов, которые отличаются широким индивидуальным своеобразием, отражают соподчиненность и согласованность жизненных целей и, по всей видимости, опосредуют вклад их выбора и достижения в субъективное благополучие личности.


1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Асмолов А.Г. Деятельность // Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
4. Асмолов А.Г. Мотивация // Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
5. Бабаян И.В., Пашинина Е.И. Социальное благополучие молодежи в социально-экономических условиях модернизации. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2016. Том 16. № 1. С. 15-22.
6. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 318 с.
7. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ. М. Бабичевой. М.: Время, 2009. 192 с.
8. Василенко Т.Д. Жизненный путь личности: время и смысл человеческого бытия в норме и при соматической патологии. Курск: КГМУ, 2011. 572 с.
9. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. 192 с.
10. Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / О.С. Виндекер. Екатеринбург, 2010. 26 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
12. Галажинский Э.В., Бохан Т.Г., Ульянич А.Л., Терехина О.В., Шабаловская М.В. Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи // Вестник НГПУ. 2019. № 6. С. 19-38.
13. Гапонова С.А., Сальникова И.В. Представления о счастье современных студентов - юношей и девушек // Вестник Вятского государственного университета. 2013. № 2-3. С. 151-154.
14. Головин С.Ю. Мотивация достижения // Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 799 с.
15. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. 336 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ