АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА И ОТЕЧЕСТВЕННОГО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ 7
1.1 Глобальные, технологические достижения в развитии высокоскоростных магистралей и ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ВНУТРЕННИЕ ПРОЕКТЫ 7
1.2 ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА НА СЛАБЫХ ОСНОВАНИЯХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ магистралей 9
1.3 Изучение научных концепций характеристик глинистых грунтов, с учетом их ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ 14
ГЛАВА 2. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ НОВОГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 17
2.1 Орографические условия региона 17
2.2 КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕГИОНА 18
2.3 Геологическое строение региона 20
2.4.1 Структурно-геологическое строение территории 23
2.4.2 Тектоно-магматическое строение территории 31
2.5 Гидрогеологические условия региона 36
ГЛАВА 3. ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УЧАСТКА РАБОТ МОСКВА — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ) 41
3.1 Физико-географический очерк 41
3.2 Инженерно-геологические условия участка изысканий 43
3.3 КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА УЧАСТКЕ ИЗЫСКАНИЙ 46
3.3 Геологическое строение на участке изысканий 49
3.4 Гидрогеологические условия 52
3.5 Физико-механические свойства грунтов 54
3.6 Геологические и инженерно-геологические процессы 57
3.7 Геологические и инженерно-геологические процессы 58
3.7.1 Сейсмичность 58
3.7.2 МОРОЗНОЕ ПУЧЕНИЕ ГРУНТОВ 59
3.7.3 Подтопление территории 59
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ РАСЧЕТА КОНСОЛИДАЦИИ СЛАБОГО ОСНОВАНИЯ 61
4.1 МОДЕЛИ деформационного поведения слабых грунтов и определение их осадки с помощью АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ 61
4.1.1 Модель линейного деформирования грунта (Пузыревский Н.П., Герсеванов Н.М., Флорин В.А. И ДР.) 61
4.1.2 Теория не линейного деформирования грунтов (Вялов С.С., Гольдин А.Л., Зарецкий Ю.К., Крыжановский А.Л. и др.) 61
4.1.3 Методы фильтрационной консолидации (Терцаги К., Био М.А., Николаевский В.Н., Зарецкий Ю.К. и др.) 61
4.1.4 Идеально-упруго-пластическая модель с предельной поверхностью, описываемой критерием Кулона-Мора 62
4.1.5 Модель вязко-упруго-пластическая (Шашкин А.Г.) 62
4.2 Характеристики конструкций из композитных материалов, содержащих сваи различных типов, включая их технологические особенности 64
4.2.1 Грунтоцементные сваи типа Jet Grouting 67
4.2.2 Песчаные сваи 67
4.2.3 Буронабивные сваи CFG 68
4.3 Расчетно-прогнозный принцип проектирования земляного полотна ВСМ на слабом основании по I группе предельных состояний 69
4.4 Расчетно-прогнозный принцип проектирования земляного полотна ВСМ на слабом основании по II группе предельных состояний 74
4.5 Расчет консолидации слабого основания методом МКЭ. Plaxis 2D 80
4.5.1 Модель грунта Hardening soil 82
4.5.2 Модель грунта Soft soil creep 82
4.5.3 Исходные данные для расчета 84
4.5.4 Расчет консолидации после укрепления основания буронабивными сваями CFG 87
4.5.5 Расчет консолидации после укрепления основания песчаными сваями 89
4.5.6 Расчет консолидации после укрепления основания сваями Jet-Grouting 91
4.6 Результаты расчета консолидации методом конечных элементов и расчета по II группе предельных состояний и выводы 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Актуальность исследования. За последние несколько десятилетий модернизация глобальных пассажирских перевозок была сосредоточена на развитии высокоскоростных железных дорог (ВСМ) и скоростных магистралей (СМ), которые смогли конкурировать с авиационными и автомобильными компаниями из-за сокращения времени в пути. Однако в России недостаточное развитие транспортной инфраструктуры стало препятствием для перехода страны на более высокий уровень социальной структуры, учитывая ее обширные географические масштабы и неравномерное заселение территорий.
Важность высокоскоростного железнодорожного сообщения была признана в государственных программных документах, включая Транспортную стратегию Российской Федерации и Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются при строительстве железных дорог (ЖД), является обеспечение надежности дорожного полотна на слабых основаниях, что трудно предсказать. Чтобы преодолеть эту проблему, необходимы детальное изучение инженерно-геологических условий и современные инструменты, такие как моделирование и численный расчет.
Поэтому важной задачей инженерно-геологических исследований является оценка взаимодействия сооружения с горными породами, слагающими геологический разрез участка строительства.
Степень разработанности темы. Достижения, представленные в выпускной работе, основаны на исследованиях как национальных, так и международных ученых по рассматриваемым вопросам:
• методологии проектирования и эксплуатации земляного полотна: Казарновского В.Д., Кузахметовой Э.К. (МИИТ), Шахунянца Г.М., Виноградова В.В., Ефименко В.Н. (ТГАСУ); Ефименко В.Н. (ТГАСУ); Коншина Г.Г. (МИИТ), Дыдышко П.И. (ВНИИЖТ), Колоса А.Ф., Прокудина И.В. (ПГУПС), Доброва Э.М. (МАДИ);
• технологии и механизации сооружения земляного полотна: Недорезова И.А., Жорняка С.Г., Орлова Г.Г., (ЦНИИС), Луцкого С.Я., Спиридонова Э.С., Долгова Д.В. (МИИТ), Хархуты Н.Я. (СПбГПУ);
• грунтоведения: Трофимова В.Т., Королева В.А., Вознесенского Е.А., Зиангирова Р.С. (МГУ);
• геотехники: проф. Р.А. Мангушева (СПбГАСУ), Улицкого В. М. (ПГУПС), Трубецкого К.Н. (ИПКОН АН РФ), Шашкина А. Г. (ООО «ПИ Геореконструкция»), З. Г. Тер-Мартиросяна (МГСУ), А.И. Полищука (КГАУ) и других известных ученых.
Цель работы. Целью работы является всестороннее изучение инженерно-геологических условий на участке строительства ВСМ Москва - Санкт-Петербург с целью рекомендаций для расчета и проектирования конструкций насыпи на слабых грунтах. Исследование будет включать анализ физико-механических свойств грунтов и их несущей способности. Полученные расчеты и рекомендации для проектирования показывают, что учет консолидации грунтов и укрепление основание сваями приведет к стабилизации осадок и устойчивости сооружения в течение длительного времени.
Для достижения цели проведения комплексного исследования инженерно-геологических условий на строительной площадке ВСМ Москва - Санкт-Петербург с целью проектирования безопасных путепроводных сооружений были поставлены следующие задачи:
• анализ инженерно-геологических условий участка проектирования;
• исследование свойств грунтов различными методами и выбор наиболее достоверных методов;
• теоретический анализ возможности консолидации грунтов участка и ее расчет;
• выбор наилучшего варианта укрепления основания сваями;
• расчет осадок основания земляного полотна ВСМ на слабом основании.
Автор принимал участи в рекогносцировочных, полевых работах: бурение, штамповые испытания, статическое зондирование.
Структура и объем работы.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и семи приложений.
Благодарность. Автор выражает огромную благодарность своему научному руководителю Старшему преподавателю кафедры гидрогеологии и инженерной геологии, кандидату геолого-минералогических наук Еремеевой Анастасии Александровне, а также рецензенту Главному геологу Рощеной Дарье Владимировне.
В ходе данной научно-исследовательской работы изучались инженерно-геологические условия участка, где планируется строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) "Москва-Санкт-Петербург".
Данный участок трассы для ВСМ проходит через Новгородскую область.
Была проведена оценка структуры геологического и гидрогеологического разрезов Новгородской области. Также была представлена оценка инженерно-геологических условий участка, на котором будет проходить трасса.
Исследование грунтовых оснований является важной составляющей проектирования сооружений. Полученные результаты инженерно-геологических изысканий показали, что подстилающие грунты для земляного полотна насыпи и выемки представлены дисперсными грунтами различных видов, включая: суглинки, супеси, глины и пески. В то же время, на участках трассы широко распространены специфические грунты, которые являются современными биогенными отложениями. Также были выявлены места распространения слабых грунтов с модулем деформации меньше 17 МПа, все это представляет сложность при выборе способов устройства основания сооружений.
С учетом этих сложностей, работа предусматривает различные типы упрочнения грунтов, которые позволят эффективно преодолеть трудности строительства на заболоченных участках и стабилизировать грунт основания. Таким образом, магистерская работа представляет комплексный подход к решению проблемы выбора наиболее подходящих способов устройства основания сооружений на данном участке трассы.
Для участка строительства Москва-Санкт-Петербург была применена концепция укрепления слабых оснований земляного полотна ВСМ с использованием композитных конструкций.
Результаты численного моделирования подтверждают, что для обеспечения прочного взаимодействия между грунтами основания и сваями необходимо сконсолидировать слабые грунты.
1. Абелев, М.Ю. Строительство промышленных и гражданских сооружений на слабых водонасыщенных грунтах / М. Ю. Абелев. - М.: Стройиздат,1983. - 247 с.
2. Виноградов, В.В. Расчеты и проектирование железнодорожного пути: учебное пособие для студентов ВУЗов железнодорожного транспорта / В. В. Виноградов, А. М. Никонов, Т. Г. Яковлева и др. - М.: Маршрут, 2003. — 486 с.
3. Грунтоведение. Под ред. В.Т. Трофимова. 6е изд., перераб. и дополн. (серия «Классический университетский учебник»). М.: Изд-во МГУ, 2005, 1024 с.
4. Иванов И.П., Тржцинский Ю.Б. Инженерная геодинамика. СПб: Наука, 2001, 416 с.
5. Инженерная геология России. Том 1. Грунты России: Под ред. В.Т. Трофимова, Е.А. Вознесенского, В.А. Королёва. М.: КДУ, 2011, 672 с.
6. Галлагер, Р. Метод конечных элементов. Основы. / Р. Галлагер — М.: Мир,1984 - 428 с.
7. Герсеванов, Н. М. Основы динамики грунтовой массы / Н. М. Герсеванов - М: Госстройиздат, 1933. - 196 с.
8. Гольдберг, В.М. Проницаемость и фильтрация в глинах / В. М. Гольдберг, Н. П. Скворцов — М.: Недра, 1986. - 160 с.
9. До Кхань Хунг. Усиление слабых оснований дорожных насыпей грунтовыми сваями в геосинтетических оболочках: дис. канд. техн. наук: 05.23.11 / До Кхань Хунг. - М., 2014. - 152 с.
10. .Егорова, Е.С. Модели грунтов, реализованные в программных комплексах SCAD Office и Plaxis 3D / Е. С. Егорова, А. В. Иоскевич, В. В. Иоскевич, К. Н. Агишев, B. Ю. Кожевников // Строительство уникальных зданий и сооружений.- 2016. - №3. - C. 31-60.
11. Киселев, И.П. Высокоскоростной железнодорожный транспорт и перспективы его развития в мире / И. П. Киселев // Транспорт Российской Федерации. - 2012. - № 5 (42). - С.44 - 51.
12. Колос, А.Ф. Основополагающие требования к конструкции земляного полотна высокоскоростных железнодорожных линий / А. Ф. Колос, А. В. Петряев, И. В. Колос, В. В. Говоров, Е. И. Шехтман. // Бюллетень результатов научных исследований Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (Санкт-Петербург). - 2018. - №1. - С.36-48.
13. Колос, А.Ф. Особенности напряженного состояния грунтов подплитного основания при безбалластной конструкции верхнего строения пути/ А. Ф. Колос, А. А. Сидоренко, С. В. Соловьев //Инженерный Вестник Дона. - 2014.- №2. - С.108.
14. Ланис, А.Л. Усиление грунтов земляного полотна на подходах к мостам и путепроводам / А. Л. Ланис, Д. А. Разуваев // Вестник ростовского государственного университета путей сообщения. - 2016. - №3. - С.97-104.
15. Ле Суан Тхо. Обеспечение стабильности слабых основании дорожных насыпей с помощью грунтоцементных свай: дис. ... канд. техн. наук: 05.23.11 / ЛеСуан Тхо. - М., 2011. - 146 с.
...