Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы и пути их решения в атласном картографировании учебного профориентационного назначения

Работа №127185

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

картография

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект создания профориентационного атласа 5
1. 1. Профессиональная деятельность и профориентация. Основные понятия 5
1. 1. 1. Формирование и современное состояние профориентационной деятельности .... 8
1. 2. Атласное картографирование 10
1. 3. Обзор профориентационных изданий и Интернет-проектов 14
1. 3. 1. Справочники поступающим 15
1. 3. 2. Интернет-проекты 17
1. 3. 3. Сайты-навигаторы 21
Глава 2. Концептуальное представление содержания профориентационного атласа 25
2. 1. Классификация направлений профессиональной деятельности как основа структуры
основного содержания атласа 25
2. 2. Содержание раздела 1. Направления профессионального образования 29
2. 3. Содержание раздела 2. Учебные заведения высшего профессионального образования 34
2. 4. Содержание раздела 3. Учебные заведения среднего профессионального
образования 50
Глава 3. Картографическая составляющая профориентационного атласа 54
3. 1. Картографическая основа 54
3. 2. Карты раздела 1. Направления профессионального образования 55
3. 3. Карты разделов 2 и 3. Учебные учреждения высшего и среднего профессионального
образования 57
Заключение 66
Литература 67
Приложение

Динамичное изменение мира, как никогда, влияет на все сферы жизни. Мир профессий отражает экономические, социальные, политические изменения, возрастают требования к выпускникам общеобразовательных организаций, соответственно, ещё острее встают проблемы профессионального определения школьников. Подросток должен уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и учебных заведений, обучающих по выбранной специальности. Профориентационное образование всё больше становится предметом внимания государственных структур в Российской Федерации, а также в зарубежных странах.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что зачастую при выборе профессии выпускники школ полагаются на самих себя или на непрофессиональную помощь родителей и друзей, что влечёт случайный выбор профессии и, как следствие, ненужную потерю времени и ухудшение самооценки.
На решение проблем профессионального самоопределения направлено профессиональное просвещение школьников в целях расширения их общего кругозора с учётом специфики регионов, выбранных для осуществления профессиональной деятельности. Его важной составляющей является подготовка качественного справочного материала, помогающего школьникам сформировать представление о современной ситуации в различных областях профессионального образования.
Ключевым этапом в достижении этой цели является выбор формы подачи профориентационного материала, наиболее подходящей из которых представляется атлас. Преимуществами обеспечения выпускников общеобразовательных учреждений
профориентационной информацией в форме атласа являются высокая информативность, понятная визуализация, а также структурированность данных.
В настоящее время в России отсутствуют подобные картографические произведения, и, как следствие, рекомендации по их составлению. Отмечается отсутствие единообразного подхода к разработке справочной профориентационной информации и её единой классификации.
Целью настоящей выпускной классификационной работы является разработка методических рекомендаций к составлению профориентационного атласа для учащихся. Основные задачи работы сформулированы следующим образом:
1. Изучение и анализ предыдущего опыта в создании атласов и справочников профориентационного направления.
2. Сбор пространственных и тематических данных по предмету исследования.
3. Анализ тематических данных по предмету исследования.
4. Разработка общей концепции представления данных (структура атласа, математическая основа атласа, образно-знаковая система).
5. Создание картографической основы и сбор базы данных.
6. Формирование методики проектирования тематических карт (разработка легенд, выбор показателей и способов изображения).
7. Разработка научно-методических принципов дизайна атласа.
8. Создание макетов страниц атласа.
9. Создание картографического материала.
Объект исследования: профориентационное образование в школах.
Предмет исследования: атласное картографирование как инструмент системы профессиональной ориентации.
Научная значимость работы: разработка общей концепции атласа с определением составляющих его тематического содержания, а также рекомендаций к составлению карт на основе изучения предыдущего опыта создания справочных профориентационных материалов.
Практическая значимость работы: атлас предназначен для выпускников
общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, самостоятельно решающих важнейшую задачу выбора будущей профессии, он иллюстрирует состояние профессионального образования в регионе с учетом специфики рынка труда и формирует у них способность к принятию осознанных карьерных решений.
В качестве программного продукта для реализации поставленной цели работы использовались геоинформационная система с открытым кодом QGIS, лицензионные программные продукты: графический редактор векторной графики Corel Draw, разработанный компанией Corel, и программа компьютерной верстки Adobe InDesign, являющаяся продуктом компании Adobe System. В качестве картографической основы использовались данные, предоставленные кафедрой картографии и геоинформатики Института наук о Земле СПбГУ. В качестве источников справочной информации использовались книги, научные журналы предметной области, научные статьи, работы прошлых лет, а также источники сети Интернет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первую очередь атлас - это система, имеющая строго определённую структуру. При подготовке рекомендаций к созданию атласа профориентационного назначения наибольшую сложность представляла разработка структуры представления информации в силу отсутствия аналогов таких произведений. Анализ существующих справочных материалов, трудов специалистов разных областей позволил сформировать набор параметров, необходимых выпускникам школ, готовящихся стать абитуриентами средних специальных или высших учебных заведений.
При решении задач, обозначенных в рамках настоящей квалификационной работы, было выполнено следующее:
1. Определена концепция представления данных и структура атласа профориентационного назначения.
2. Создана картографическая основа на город Санкт-Петербург.
3. Предложены методики создания восьми видов тематических карт, всего создано 20 карт.
4. Разработан дизайн макетов страниц атласа, создано 38 страниц проектируемого атласа.
Кроме того, в процессе работы стала очевидна необходимость разработки четвертого раздела атласа - порайонной информации о местах работы и учебы, за основу которого предполагается взять разработки, использованные для подготовки предыдущих разделов.
Концепция атласа подразумевает ежегодное обновление информации, содержащейся на его страницах. В случае согласования проекта атласа с Комитетом по образованию Санкт- Петербурга появилась бы возможность ежегодного получения статистических данных об образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также получения финансирования на тиражирование печатного атласа для вручения в качестве подарка на День знаний ученикам 8-11 классов.
Таким образом, атлас профориентационного назначения способен повлиять на формирование у подростков и молодежи города и прилегающих районов готовности к самостоятельному, осознанному и ответственному выбору профессии и построению карьеры в условиях динамично развивающегося рынка труда.



1. Антипьева, А.Г., Захаров, Н.Н. Профориентация молодёжи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Вестник Прикамского социального института. - 2012. - №2. - С. 20-25
2. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.:
Интеллектуальная Литература. - 2020. - 456 с.
3. Бажуков, Н.В. Картография: учебное пособие. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет. - 2020. - 310 с.
4. Берлянт, А.М. Картография: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс. - 2002. - 336 с.
5. Бойцова, Н.Н. Международное сотрудничество вузов как важнейший компонент в системе непрерывного образования // Молочнохозяйственный вестник - 2012. - №3(7)
- С. 16-20
6. Васильева, Е.В. Вузы Санкт-Петербурга. - СПб.: ПапиРус. - 2021. - 108 с.
7. Васильченко, М. Современная профориентация: как искать дело жизни. - 2020. - 90 с.
8. Грязнов, С.А. Роль олимпиады в профориентационной работе // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. - 2020. - С. 130-133
9. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М: Академический; Екатеринбург: Деловая книга. - 2003. - 336 с.
10. Зинченко, В.П., Мещерякова, Б.Г. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс. - 1999. - 440 с.
11. Каплюк, М.А. Понятие и виды высших учебных заведений: проблемы их правового определения // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2006. - Спецвыпуск. - С. 29-33
12. Климов, Е.А. Выбор профессии и профконсультация // Проф. техн. образование. -1972.
- № 7. - С.50-51
13. Климов, Е.А. Школа... а дальше? (Старшекласснику о выборе профессии): монография.
- Ленинград: Лениздат. - 1971. - 134 с.
14. Коваленко, К. М. Востребованность профессии на рынке труда: Формирование спроса. // Science Time. - 2014. - С. 124-127
15. Кондратьева, О.Г., Сергеев, И.С. Региональный атлас перспективных компетенций - новый профориентационный проект Иркутской области // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - №3 - С. 98-104
16. Кондрашова, А.В. Формы взаимодействия школы и вуза в современных условиях // Педагогические науки. - 2017. - №9(63). - С. 146-149
17. Кузнецова, И.В. Профессии и колледжи Петербурга 2021/22: Справочник. - СПб.: ООО «Бета-версия». - 2021. - 104 с.
18. Курбатова, А.С., Рубцова, Н.В., Калачёв, Е.Ю. Проблемы и перспективы профориентационной работы в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. №4(29). - С. 119-122
19. Литус, К.Д., Напалков С.В. QR-коды в образовании школьников // Международный студенческий научный вестник. - 2015. №5. - С. 526-563
20. Макаренко, А.А., Загребин, Г.И. Атласное картографирование: Учебное пособие. - М.: МИИГАиК. - 2018. - 56 с.
21. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Феникс.- 1998. - 544 с.
22. Мижериков, В.А., Ермоленко, М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное
пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое
общество России. - 2002. - 268 с.
23. Никандров, Н. Д., Грохольская, О. Г. Классификация профессий и видов профессиональной деятельности // Научные исследования в образовании. - 2012. - №10. - С. 1-18
24. Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1076 (ред. от 13.08.2021) "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" // Собрание законодательства РФ. - 21.08.2020.
25. Савицкая, Е.В. Формы взаимодействия вузов и предприятий // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2019. - С. 713-717
26. Салищев, К.А. Картоведение: учебник по специальности «Картография». 3-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство МГУ. - 1990. - С. 232-237
27. Сваткова, Т.Г. Атласная картография: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс. - 2002. - 203 с.
28. Селиванова, З.К. Ранняя профориентация как насущная задача государственной политики // Власть. - 2013. - №4. - С. 136-139
29. Справочник для поступающих в вузы Санкт-Петербурга 2021/2022 (Справочное издание). - СПб.: ООО «Виктория плюс». - 2021. - 176 с.
30. Степанов, В.Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии: учебник для вузов. - М.: Академический проект. - 2020. - 447 с.
31. Федеральный Закон № 273 от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 21.12.2012.
32. Фромм, Э. Душа человека: [Сборник: Перевод].- М.: Республика. - 1992. - 429 с.
33. Чистякова, С.Н., Лернер, П.С., Родичев, Н.Ф. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Новая школа. - 2004. - 311 с.
34. Чумакова, Т. Н. Дистанционная форма обучения в практике высшего образования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 12(114). - С. 132-135
35. Watts, A. G. Career Guidance Policy: An International Review // The Career Development Quarterly. - 2005. - 54(1). - P. 66-76
Электронные источники:
36. Академия цифровых технологий [Электронный ресурс]. -
URL:https://adtspb.ru/project/ticket/, дата обращения- 03 ноября 2021
37. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - URL: https://new.atlas100.ru/, дата обращения - 10 ноября 2021
38. Бета-версия. Обучающая компания [Электронный ресурс]. - URL: http://beta- version.ru/spravochnik_professii_i_vuzy, дата обращения - 17 мая 2022
39. Веб-сервис для хостинга IT-проектов GitHub [Электронный ресурс]. - URL:
https://github.com/valhalla/valhalla, дата обращения - 20 апреля 2022
40. Гильдия экспертов в сфере профессионального образования [Электронный ресурс]. -
URL:https://best-edu.ru/ratings/national/nacionalnyj-rejting-universitetov-interfaks, дата
обращения- 05 октября 2021
41. Денисова, К. Уровни образования в России [Электронный ресурс].- URL: https://moluch.ru/information/urovni-obrazovaniya-v-rossii/, дата обращения - 19 апреля 2022
42. Единый центр высшего дистанционного образования. Общая приемная комиссия вузов [Электронный ресурс]. - URL: https://ecvdo.ru/, дата обращения - 13 декабря 2020
43. Заочник.ру // Учеба по обмену для студентов: какие программы бывают и как туда попасть [Электронный ресурс]. - URL:https://zaochnik.ru/blog/ucheba-po-obmenu-dlja- studentov-kakie-programmy-byvajut-i-kak-tuda-popast/, дата обращения - 10 апреля 2022
44. Индекс HeadHunter [Электронный ресурс]. - URL: https://spb.hh.ru/article/index, дата обращения - 20 апреля 2022
45. Интерфакс [Электронный ресурс]. - URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/, дата обращения - 13февраля 2022
46. Как просто! // Что такое контрактная форма обучения и бюджетная [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kakprosto.ru/kak-827309-chto-takoe-kontraktnaya-forma- obucheniya-i-byudzhetnaya,датаобращения - 04 апреля 2022


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ