Введение 3
Глава 1. Изменение положения, статуса и роли женщин в Таиланде с середины 1850-х гг. до революции 1932 г 13
1.1. Изменения, коснувшиеся положения, статуса и роли женщин Таиланда в
сфере экономики и профессиональной занятости 15
1.2. Изменения в правовом статусе женщин Таиланда 16
1.3. Изменения, коснувшиеся положения, статуса и роли женщин Таиланда в
сфере образования 18
1.4. Изменения, коснувшиеся социального статуса и семейной роли женщин
Таиланда 24
Глава 2. Изменение положения, статуса и роли женщин в Таиланде в 1932-1973
гг 27
2.1. Изменения, коснувшиеся положения, статуса и роли женщин Таиланда в
сфере экономики и профессиональной занятости 29
2.2. Изменения в правовом статусе женщин Таиланда 36
2.3. Изменения, коснувшиеся положения, статуса и роли женщин Таиланда в
сфере образования 39
2.4. Изменения, коснувшиеся социального статуса и семейной роли женщин
Таиланда 46
Глава 3. Изменение положения, статуса и роли женщин в Таиланде с 1973 г. по
начало XXI в 54
3.1. Изменения, коснувшиеся положения, статуса и роли женщин Таиланда в
сфере экономики и профессиональной занятости 56
3.2. Изменения в правовом статусе женщин Таиланда и в политике 60
3.3. Изменения, коснувшиеся положения, статуса и роли женщин Таиланда в
сфере здравоохранения 65
3.4. Изменения, коснувшиеся положения, статуса и роли женщин Таиланда в
сфере образования 68
3.5. Изменения, коснувшиеся социального статуса и семейной роли женщин Таиланда 72
Заключение 79
Список источников и литературы 85
Приложение 91
Обеспечение равных прав и возможностей всех слоев населения на участие в жизни страны является необходимой предпосылкой и условием построения правового государства. В этом отношении имеющая длительную историю борьба женщин за свои права занимает одну из центральных страниц в истории человечества. Для Таиланда вопрос о равноправии полов специфичен из-за того, что по традиции статус женщины в странах Востока, в том числе и в Таиланде, был низок.
Низкий социальный статус таиландок обусловлен гендерными предубеждениями, которые исходят, в том числе, и из религиозных верований, преимущественно из буддизма. По данным государственного агентства Национального статистического управление (NSO) Таиланда буддизм исповедует 95% населения Таиланда , вследствие чего влияние учения Будды представляется немаловажным в понимании формирования положения таиландок. Согласно вышеупомянутому учению, хотя у женщин, как и у мужчин, есть возможность достичь наивысшего уровня в духовной практике — состояния Архата, они никогда не смогут стать Буддой. Такая возможность появится, только если женщина будет совершать благие поступки в настоящей жизни и в следующей жизни переродится мужчиной. Также в данном учении считается, что женщины по своей природе «грязные», и они согласно каноническому буддийскому писанию «Самъютта—никая» «пятно на святой жизни» для монаха. В Таиланде этот отрывок воспринимается буквально, и монахи не вступают в прямой контакт с женщиной. Помимо этого, в таиландском буддизме считается, что ребенок рождается девочкой из-за плохой кармы человека в прошлом, из-за того, что тот совершал много ошибок. Данное мнение укоренилось не столько из-за того, что так было написано в буддийском каноне, сколько из-за того, что так считали индийские комментаторы буддийских писаний, как, например, известный философ комментатор V в. Буддхагхоса. Говоря о современном статусе монахинь в буддизме, можно ясно видеть, что они также находятся на более низком положении по сравнению с монахами. Монахини должны говорить после того, как монахи заговорили, есть после того, как они поели, сидеть позади монахов во время ритуалов и церемоний; они не могут занимать самые высокие должности на церемониях.
При этом среди верующих существует убеждение в том, что однажды Будда подтвердил, что не только мужчина может быть мудрым — женщины также мудры: «Девочка может оказаться лучшим ребенком, чем мальчик. Ведь она может вырасти мудрой и нравственной, и свекровь будет чтить ее как прекрасную жену своего сына. Рожденный ей мальчик может совершить великие дела и править огромными странами. Да, сын такой благородной женщины станет примером для своей страны».
Однако, как утверждает Чатсумарн Кабилсингх, профессор религии и философии в Университете Таммасат в Бангкоке, в книге “Thai Women in Buddhism”, «подчиненное» положение женщин в тайском обществе формально декларируется в правовой системе страны, которая на протяжении всей истории государства находилась под сильным влиянием буддизма и его активного подавления женщин .
Если еще в дореволюционные времена религиозные принципы, казалось, проникали во все аспекты жизни тайского народа, то в настоящее время западная идеология все больше влияет на повседневную жизнь тайцев. И, тем не менее, психологическая трагедия данной ситуации в том, что женщины, рожденные в обществе с гендерными стереотипами, как правило, усваивают эти убеждения и принимают их как действительные.
Традиционная тайская пословица гласит: «Женщины — это задние ноги слона», что иллюстрирует важную роль женщин, но, в то же время, их второстепенный статус в тайском обществе. Таиландские женщины, внося неоценимый вклад в успех таиландской экономики, получают широкий доступ к высшему образованию, медицинским услугам и различным видам профессиональной деятельности. Однако говорить о достижения полного равенства с мужчинами еще преждевременно.
В свою очередь, стоит отметить, что женщины из низших слоев общества не пользуются теми же возможностями и привилегиями, что и женщины из высших слоев. Сельские женщины чаще, чем городские женщины, страдают от нищеты, низкого уровня образования, сексуального домогательства и насилия в семье. Многие женщины, работающие в секс-индустрии, родились именно в сельских районах. В частности, женщины горных племен, которые не были официально признаны правительством, страдают от эксплуатации.
Также существуют группы тайских женщин, которые еще недостаточно изучены. К таким группам относятся женщины низших социально-экономических классов, женщины-иммигранты и женщины малых народов Таиланда.
В данной работе освещается процесс изменения положения, статуса и роли женщин в Таиланде с середины XIX в. по начало XXI в.
Актуальность выбранной темы:
Изучение правового статуса женщин, их места в семейной и социальной иерархии необходимо для более полного понимания многих проблем любой национальной культуры.
Начало XXI в. ознаменовалось новым подъемом феминизма и интереса к положению, роли и статусу женщин в обществе, в том числе в странах Востока. На каждом историческом этапе у женщин менялась их политическая, социальная и экономическая роль, их благополучие, возможности, роль в семье и в обществе. Понимание того, как с исторической точки зрения изменялось положение женщин имеет первостепенную важность для формирования политики, соответствующей современной повестке дня по достижению гендерного равенства.
В этом контексте обращение к данной проблеме представляется важным и актуальным в современном изучении Таиланда. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Степень исследованности проблемы:
Несмотря на актуальной выбранной темы, в силу определенных причин вопрос о положении женщин в истории Таиланда до сих пор остается на периферии исторической науки. На наш взгляд, отечественные таиландоведы по- прежнему недооценивают значимость и перспективность изучения истории положения женщин. Отставание отечественных работ в этом направлении, отсутствие специальных исследований по разным аспектам социального, экономического и правового положения женщины в истории Таиланда также обусловливают актуальность настоящего исследования. При этом наименее исследованным аспектом до сих пор остается положение горных жителей, иммигрантов и работниц сферы сексуальных услуг.
Научная новизна:
В данной выпускной квалификационной работе впервые в отечественном таиландовении было проведено комплексное исследование изменения положения, статуса и роли женщин в Таиланде с середины XIX в. по начало XXI в.
Целью данной работы является исследование изменения положения, статуса и роли женщин в Таиланде с середины XIX в. по начало XXI в.
Задачи исследования:
• проследить линию изменения положения, статуса и роли женщин в Таиланде с середины XIX в. по начало XXI в.;
• исследовать, в какой научной литературе затрагивается тема положения женщин;
• выявить причины изменений в положении женщин Таиланда, происходящих с середины XIX в. по начало XXI в.;
• проанализировать доступные статистические данные по заданной теме;
• проследить влияние западной системы ценностей на облик, поведение и роль тайской женщины.
Объект исследования — женщины Таиланда середины XIX в. по начало XXI в.
Предмет исследования — изменения положения, статуса и роли женщин в Таиланде с середины XIX в. по начало XXI в.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Методологические основы исследования:
При подготовке исследования был использован комплекс следующих общенаучных и исторических методов:
1. структурный метод для выявления связей и закономерностей в изменении положения, статуса и роли таиландок;
2. метод историзма, сутью которого является выявление последовательных периодов в изменении положения, статуса и роли женщин Таиланда;
3. проблемно-хронологический метод, благодаря которому широкая тема была разделена на более узкие; данный метод способствует более глубокому пониманию исследуемых проблем.
Источниковая база исследования:
В работе были использованы статистические данные из работы К. М. Уилсона «Таиланд: Справочник по исторической статистике», которые были сведены в таблицы, иллюстрирующие профессиональную занятость таиландцев в 1937 и 1947 гг. соответственно (см. Приложение: Таблицы 1-2). Также данная работа была использования для составления таблиц о грамотности населения Таиланда в 1937 г. и 1947 г.; в 1960 г. и в 1970 г. (см. Приложение: Таблица 4-5) и демонстрации профессиональной занятости таиландцев в 1960 г. и 1970 г. соответственно (см. Приложение: Таблица 3).
Помимо этого, многие данные были взяты из статистического базы данных World Bank, в частности составлен график, отражающий грамотность населения в 1970 г., 1980 г., 2000 г., 2010 г. 2018 г. (см. Приложение: Рисунок 1), а также графики о количестве учащихся лиц женского и мужского пола (в процентах), для начальных, средних и высших учебных заведений соответственно за период 1976-2016 гг. (см. Приложение: Рисунки 2-4).
Для точного указания ключевых дат автор обращался к интернет- источнику «Статус тайских женщин: прошлое и настоящее» сайта Национального статистического управления Таиланда (NSO) на тайском языке.
Краткий обзор основной литературы по теме работы:
Основным литературным источником, использованным при написании данной работы, стала исследовательская работа доктора наук по философии и культурной антропологии Н. Онозава «Женщины Таиланда: изменение статуса и роли в период модернизации Таиланда», представленная в трех частях, где рассматриваются все основные изменения, затронувшие женщин в Таиланде в течение, выделенных автором, пяти периодов модернизации в Таиланде.
Для описания периода 1930-1940-х гг. за основу была взята статья на тайком языке М. Путтапона «Происхождение законов, касающихся культуры, и создание нового духа страна в период правления Пибуна Сонгкрама (1938-1944 гг.)».
Основополагающей в написании работы также стала исследование «Изменение роли и статуса женщин Таиланда: документальная оценка» , которое было опубликовано в 1992 г. коллективом авторов-преподавателей Института народонаселения и социальных исследований Университета Махидол в Таиланде.
Помимо этого важная информация об исторических событиях исследуемой страны содержится в труде российского востоковеда Э. О. Берзина «История Таиланда: Краткий очерк». В этой работе можно найти сведения о проводимых административно-политических, экономических, социальных и культурных реформах в указанный исторический период.
Для рассмотрения политических, экономических и социальных процессов, связанных с положением женщин с 1932 г. по начало XXI в. немаловажной литературой стал совместный труд московских таиландоведов Н.Н. Бектимировой и В.А. Дольниковой «Альтернативные пути демократизации: на примере Камбоджи и Таиланда: монография», а также исследование Л. Романовой «Женщины Таиланда» , которая описывает современное положение женщин в сфере экономики, политики, образования и здравоохранения.
Объяснение используемой терминологии:
В работе встречаются такие термины как социальный статус, положение и роль женщины в обществе, а также определение модернизации, индустриализации и национального плана. Следует определить, что они означают.
1. (Социальный) статус — положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной системы признаков (пол, образование, профессия, доход и др.).
2. Положение — место, роль отдельного человека (в данной работе — таиландок) в обществе; состояние, обусловленное какими-либо обстоятельствами.
3. (Социальная) роль — это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений; поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.
4. Модернизация — это процесс изменения чего-либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям . Слово «модернизация» в контексте данной работы означает процесс адаптации западной политики, экономики, идеологии и культуры, затрагивающий образование, управление, законодательство, политическую идеологию, экономическую систему, систему верований и модели поведения. Модернизация в Таиланде началась во второй половине XIX - первой половине XX вв., когда страна находилась под угрозой экспансии имперских западных держав. Тайские короли выбрали путь модернизации страны путем вестернизации системы.
5. Индустриализация — в экономической теории — период опережающего развития производства, характеризующийся созданием крупного машинного производства стандартизированных продуктов на основе: сложного разделения труда и специализации, использования разных видов энергии и применения науки и техники в организации производства .
6. Национальный план — экономический план, сформулированный правительством в качестве проекта/наметок экономического развития на определенный период, обычно на пять или десять лет .
Хронологические рамки исследования:
Хронологическими рамками исследования является время с середины XIX в. по начало XXI в. Выбор данного периода продиктован хронологическими рамками изменения положения, статуса и роли женщин: рассматривается период от первых значимых изменений во второй половине 1850-х гг., когда началась модернизация Таиланда, до настоящего времени (положение женщин в современном тайском обществе). Само время модернизации имеет прямое отношение к заданной теме, потому что именно в этот период начинается постепенный уход от традиционного общества и начинается процесс изменений в социальном статусе, положении и роли таиландок. В основном эти новшества были тесно связаны с качественными изменениями в законодательстве, политике, экономике и других областях общественной жизни. По этой причине, чтобы предоставить полную картину и дать контекст для тех событий, которые произошли в жизни женщин Таиланда в указанный период, в данной работе будут приводиться реформы из разных сфер жизни общества.
Работа разделена на три главы, каждая из них соответствует определенному этапу в изменении положения, статуса и роли женщин в истории Таиланда. Данное деление дает возможность проследить и проанализировать происходившие изменения хронологически.
В процессе проведенного исследования был рассмотрен процесс изменения положения, статуса и роли женщин в Таиланде с середины XIX в. по начало XXI в. При написании работы была изучена литература на русском, английском и тайском языках, а также источники и статистические данные по заданной теме. Помимо этого, было прослежено влияние западной системы ценностей на облик тайской женщины.
В ходе работы оказалось, что по теме изменения положения, статуса и роли таиландок с середины XIX в. по начало XXI в. не имеется исследований, которые точно соответствуют теме; имеются лишь работы по отдельным аспектам положения, статуса и роли женщин. Поэтому нами была сделана попытка систематизации разрозненной литературы по теме и на этой основе были сделаны собственные выводы. В данной выпускной квалификационной работе впервые в отечественном таиландовении было проведено комплексное исследование изменения положения, статуса и роли женщин в Таиланде в указанный период.
Ознакомившись с массивом научной литературы по данной теме, автор пришел к следующим выводам в соответствие с целью исследования и поставленными задачами:
1. Таиланд, как и многие азиатские страны, с исторической точки зрения принадлежал к тем странам, в которых у женщин изначально было второстепенное положение после мужчин; они не имели тех же прав и возможностей. Они не могли получать образование наравне с мужчинами, у них не было основных гражданских прав, и их общественная роль за пределами их семей была незначительна. Также немаловажно отметить, что на положение, статус и роль женщин Таиланда, как в древности, так и в современности непосредственное влияние оказывает буддизм, который исповедуют 95% населения Таиланда: согласно буддийским догматам женщины имеют второстепенное место после мужчин. Помимо этого, из- за толкований комментаторов буддийских писаний начала н.э. в обществе, как среди монахов, так и среди мирян, укоренилось убеждение, что женщины по своей природе «грязные», и само их рождение в женском теле говорит об их плохой карме в прошлом. Многие современные таиландки до сих пор считают данное убеждение истиной и поэтому стараются совершать благие деяния, чтобы переродиться мужчиной. Поэтому и в настоящее время буддийские каноны в некоторой степени мешают достижению гендерного равенства, поскольку само неравенство укоренилось в сущности буддизма.
2. В результате исследования была выведена следующая периодизация в изменении положения, статуса и роли женщин Таиланда:
1) Первый период (со второй половины XIX в. до революции 1932 г.): в стране происходит модернизация путем вестернизации и первые изменения в сохранявшемся веками традиционном положении, статусе и роли женщин Таиланда. Женщины получили свои первые гражданские права, они смогли получать образование, в обществе прививается постепенный уход от полигамии в сторону моногамии, а также перенимается западная манера общения и мода в одежде и внешности. Однако, большинство положительных изменений касалось лишь женщин из королевской семьи и из высшего слоя общества Таиланда.
2) Второй период (1932-1973 гг.): после революция 1932 г. в стране был осуществлен переход к конституционной монархии, а в отношении положения таиландок происходило нестабильное развитие, поскольку в стране сменялись то гражданские, то военные правительства. Премьер-министры военных правительств зачастую имели традиционные взгляды, поэтому при них сохранялись и укреплялись гендерные стереотипы. В этот период изменения коснулись уже большей части женского населения страны, а не только высшего общества: увеличилась вовлеченность женщин в различные сферы экономики, таиландки стали все чаще стремиться получить высшее образование. В этот период таиландки также получили возможность работать в органах государственной власти.
3) Третий период (с 1973 г. по начало XXI в.): современный этап изменений положения, статуса и роли женщин в Таиланде, который характеризуется значительным вовлечением женщин в трудовую сферу (особенно в сферу услуг), благодаря устойчивому экономическому росту и расширению частного сектора; высокой значимостью деятельности частных и государственных общественных организаций; повышением внимания к здоровью женщин и появлением широкомасштабных программ в сфере здравоохранения, направленных на улучшение положения женщин и их здоровья; равным доступом мужчин и женщин к образованию. И тем не менее, традиционные гендерные предубеждения и неравные возможности в трудовой сфере и политике, а также сохраняющееся насилие в семье и сексуальная эксплуатация не позволяют говорить о полном гендерном равенстве на современном этапе.
3. Наличие изменений в отношении положения женщин и их направленность во многом зависели от политической конъюнктуры в стране, в том числе от ценностей и убеждений глав правительства. Так, например, при короле Раме V Чулалонгкорне для сохранения независимости страны был взят курс на вестернизацию: перенимались многие западные обычаи и устои, которые повлияли, в том числе, на таиландских женщин (появление возможности получения образования для женщин, в моду вошло отбеливание зубов, более женственная одежда, длинные волосы и были даны рекомендации по более непринужденной и открытой социализации с мужчинами, как это было на Западе). А Рама VI, которой считал, что статус женщины является показателем цивилизованности нации, проводил реформы, нацеленные на улучшения положения таиландок, чтобы страны Запада смотрели на Таиланд, как на развитую страну. Маршал Сарит Танарат, будучи премьер-министром, упразднил многие организации по делам женщин, поскольку имел традиционные взгляды по вопросу положения женщин. Несмотря на постепенный уход от полигамии при правителях до него, Сарит был сторонником моногамии и сам имел более пятидесяти младших жен.
4. Уход от традиционной концепции «идеальной женщины» Таиланда напрямую связан с периодом вестернизации (вторая половина XIX в. - начало XX в.) и желанием королей Сиама поднять авторитет страны в глазах держав Запада. Западная система ценностей начиная с этого времени оказывала влияние на формирование изменений в отношении положения, статуса и роли женщин Таиланда. Присоединение страны к международным договорам, целью которых является улучшение положения женщин (например, подписанная в 1985 г. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), также говорит о стремлении государства улучшить положение женщин в соответствии с международными стандартами.
5. С середины XIX в. по 1932 г. инициаторами изменений в отношении положения, статуса и роли женщин были короли Таиланда. С падением абсолютной монархии в 1932 г. и переходом к конституционной монархии эти изменения инициировали находящиеся у власти премьер-министры, их правительства, а также к концу XX в. неправительственные частные организации.
6. Благодаря политике королей, премьер-министров и правительств Таиланда можно в целом говорить о почти достигнутом гендерном равенстве к началу XXI в., но с оговорками. Женщины в Таиланде на современном этапе исторического развития активно получают образование, составляют половину рабочей силы страны, таиландки все чаще принимают активное участие в политике и в общественной жизни Таиланда. В том числе на самом высоком уровне, о чем свидетельствует, в частности, пример Йинглак Чинават — первой женщины премьер-министра в истории страны, которая занимала данную должность с 2011 г. по 2014 г.
7. Тем не менее, все еще преждевременно говорить о достижении полного гендерного равноправия и о том, что женщины в Таиланде уже достигли высокого положения, статуса и роли во всех сферах жизни общества. Согласно действующей конституции страны, принятой в 2017 г. , женщины обладают равными правами с мужчинами. Однако фактически дискриминация женщин все еще существует. Женщины слабо представлены в различных общественных и политических сферах, зачастую безнаказанно и подвергаются жестокому обращению дома и профессиональной дискриминации. Кроме того, востребованность и распространенность работы в секс-индустрии остается серьезной проблемой среди женщин и детей Таиланда.
8. Хотя социальный статус таиландок и их роль в семье значительно повысилась, в обществе продолжают сохраняться традиционные гендерные представления о физическом и умственном превосходстве мужчин над женщинами.
9. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый на политическом уровне, на каждом из рассмотренных исторических периодов существовал большой разрыв между текстом утвержденных новых законов и политических программ и тем, что действительно было осуществлено и как это соблюдается. Проблема заключается не в разработке гендерной политики, а скорее в желании властей страны и реальных возможностях обеспечить ее полное осуществление и подотчетность.
Хотя на это ушло много времени, женщины в Таиланде в целом наконец получают права и доступ к тем же возможностям, что и мужчины, тем не менее пока преждевременно говорить о том, что таиландки имеют такое же положение, статус и роль в обществе, что и мужчины. От единства взглядов всех политических сил, от преодоления социальных, экономических и политических проблем зависит как дальнейшее положение, статус и роль таиландок, так международное положение страны в регионе и мире.
1.
[Население по вероисповеданию, регионам и районам, 2015 г. Национальное статистическое управление Таиланда (NSO). 109 с.] URL: http://web.nso.go.th/en/survey/popchan/data/2015-2016-
Statistical%20tables%20PDF.pdf
2. Issr^^wvNsn^anwnfosTMa vwisfln'm u&uo УПЙ^П U^
[Конституция Таиланда 2017 г. Раздел 27]. URL:
http://www.ratchakitcha.soc.go.th/DATA/PDF/2560/A/040/1 .PDF
3. ЙППЦЛТ^Йй^Гни : ЭЯй - 'd^'UU [Статус тайских женщин: прошлое и настоящее. Национальное статистическое управление Таиланда (NSO)]. URL:http: //web .nso.go.th/ gender/status. htm
На английском языке:
1. Background Note Thailand (2011). / Washington, DC: U.S. Department of
State). - URL: https://1997-
2001 .state.gov/background notes/thailand 0010 bgn.html
2. Bodhi, B. The connected Discourses of the Buddha: A Translation of the
Samyutta Nikaya. Vol. I (translated from the Pali). - Somerville MA: Wisdom Publications, 2000. 1105 p. URL:
http://lirs.ru/lib/sutra/Connected Discourses of the Buddha(Samyutta Nikaya).Vol.I.pdf
3. Thailand Constitution 1932 (promulgated on the 10 December 1932). 13 p.
URL: https://media.bloomsburyprofessional.com/rep/files/thailand-
constitution-1932-december.pdf
4. Thailand’s Ministry of Labour (MOL) History. / Ministry of Labour // URL: https: //www. mol.go.th/en/departments/mol-history
5. Wilson, C. M. Thailand: Handbook of Historical Statistics. - Boston: G.K. Hall, 1983. 366 p.
6. World Development Indicators. / World Bank. // Washington, DC: The
World Bank. - URL:
https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=world-development-indicators
На русском языке:
1. MyDocs. - URL:https://mydocx.ru/5-43471.html
2. Академик. - URL:https: //dic.academic.ru/dic. nsf/fin enc/23249
3. Академик. - URL:https: //dic.academic.ru/dic. nsf/fin enc/34437
4. Академик. - URL:https: //dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/413423
5. Академик. - URL:https://goo.su/1GrS
6. Академик. - URL:https://goo.su/1GrT
Научная литература:
На тайском языке:
1. мйппзш^пА^п^^ййпайЗУшнайэппз^шцп^пйЪа
тпшйц^пяТиуайЬ ga^wa 'd.wua^A™ (этаит^ w.fl. 2481 - 2487) 4J
[Исторические события, влияющие на развитие тайской нации: Тайская национальность во время фельдмаршала П. Пибун Сонгкрама (1938¬1944)]. URL :https://goo.su/1GZ0
Я^П^1Йц^П^Э4ПдИ^П8т'^ЦбЭЭ^Питэа^П4^ТцбЭЭ^1и^^Э4^ПЙ^1ПЙ?ц1
цай'у|§ипа^э^^а^. жиа^АЭПУ (2481-2487) [Монгколоворан, П.:
«Происхождение законов, касающихся культуры, и создание нового духа
страна в период правления Пибуна Сонгкрама (1938-1944 гг.)» - Бангкок: Исторический журнал университета Таммасат. С. 162-199]. URL :
https://so05.tci-
thaijo.org/index.php/thammasat history/article/download/78476/62856/
На английском языке:
1. Anand, A. Behura, A. K. Women and nibbana: An analysis of early Buddhist
texts. - Journal of Dharma. Vol. 41, No. 1, 2016. Pp. 65-86.
https://wwW.researchgate.net/publicatipn/312942890 Women and nibbana
An analysis of early Buddhist texts
2. Bencha, Y.-A., Richter, K., Amara, S., Chanya, S., Anthony, P. Changing roles and statuses of women in Thailand: A documentary assessment. - Nakhon Pathom: Institute for Population and Social Research, Mahidol University, 1992. 128 p.
3. Buranajaroenkij, D. Political Feminism and the Women's Movement in
Thailand: Actors, Debates and Strategies. - Friedrich Ebert Stiftung, Bangkok, 2017 44 p. URL: http://library.fes.de/pdf-
files/bueros/thailand/13363.pdf
4. De Young, J. E. Village life Modern Thailand. - Berkeley: University of California Press, 1966. 224 p.
5. Dhammananda, K. S. What Buddhists Believe: Expanded 4th edition. // Buddhist Missionary Society Malaysia. - Malaysia, 2002. 434 p. - URL : http: //buddhanet.net/pdf file/whatbelieve.pdf
6. Esteric, P. V. Women of Southeast Asia. - Detroit: The Cellar Book Ship, 1982. 279 p.
7. Gervaise, N. The Natural and Political History of the Kingdom of Siam A.D. 1688. - Bangkok: Siam Observer Press, 1928. 150 p.
8. Ingram, J. C. Economic Change in Thailand 1850-1970. - Stanford: Stanford University Press, 1971. 361 p.
9. Kabilsingh, Ch. Thai Women in Buddhism. - Berkeley, CA: Parallax Press,
1991. 110 p.
http://facuhy.smcm.edu/jwschroeder/Web/studytour/readings files/ThaiWomenInBuddhism.pdf
10. Mabry, B. D. The Development of Labor Institutions in Thailand. - Ithaca: Cornell University, Southeast Asia Program, 1979. 144 p.
11. Nicol, S., Guven, P., Pennisi, A. Thailand: Gender Budgeting Action Plan. -
OECD (Organisation for Economic Cooperation and Development) Journal on Budgeting, Vol. 20, No. 3, 2021. 53 p.
https://www.oecd.org/gov/budgeting/gender-budgeting-action-plan-thailand.pdf
12. Nitungkorn, S. Education and Economic Development during the Modernization Period: A Comparison between Thailand and Japan. // Southeast Asian Studies, Vol. 38, No. 2. - Kyoto: Center for Southeast Asian Studies, 2000. P. 142-164. URL:https://kyoto-seas.org/pdf/38/2/380202.pdf
13.Onozawa, N. Thai Women: Changing Status and Roles During the Course of Thai Modernization (I) // Tsukuba Gakuin University, 1999. 20 p. - URL: https: //www.tsukuba-g.ac.j p/library/kiyou/99/10 .ONOZAWA.pdf
14.Onozawa, N. Thai Women: Changing Status and Roles During the Course of Thai Modernization (II) // Tsukuba Gakuin University, 2000. 20 p. - URL: https: //www.tsukuba-g.ac.j p/library/kiyou/2000/4.ONOZAWA. pdf
15.Onozawa, N. Thai Women: Changing Status and Roles During the Course of Thai Modernization (III) // Tsukuba Gakuin University, 2001. 19 p. - URL: https: //dl. ndl .go j p/info: ndlj p/pid/9283243
16. Paudel, A., Dong, Q. The Discrimination of Women in Buddhism: An Ethical Analysis. - Open Access Library Journal, Vol.4, No.4, 2017. URL: https: //www.scirp.org/j ournal/paperinformation.aspx?paperid=75673
17. Praparpun, Y. Gender Sensitivity & Accountability in Thai Government Policy Formulation, Implementation & Evaluation from an Historical Perspective. - Ramkhamhaeng University, Bangkok, 2009. 20 p.
18. Romanow, L. The Women of Thailand. - Global Majority E-Journal, Vol. 3, No. 1, 2012. 17 p. URL:
http://bangladeshstudies.org/files/Global Majority e Journal 3 1 Romanow.pdf
19.Syamananda, R. A History of Thailand. - Bangkok: Thai Watana Panich, 1988.
20. Tantiwiramanond, D., Pandey Sh. R. By Women, for Women: A Study of Women’s Organization in Thailand. - Singapore: Institute of Asian Studies, 1991. 186 p.
21. Thailand National Commission on Women’s Affairs, Women’s Development in Thailand. - Bangkok: National Committee for International Cooperation, 1989. 170 p.
22. UN Women. The Government of Thailand’s National Review.
Implementation of the Beijing Declaration and Platform for Action (1995) and the outcomes of the twenty-third special session of the General Assembly (2000) in the context of the twentieth anniversary of the Fourth World Conference on Women and the adoption of the Beijing Declaration and Platform for Action 2015. // UN women, 2014. 52 p. URL:
https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/13208Thailand review Beijing20.pdf
23. Vichit-Vadakan, J. Women and the Family in Thailand in the Midst of Social Change. - Law and Society in Southeast Asia, Vol. 28, No. 3, 1994. Pp. 515¬524. URL:https://www.j stor.org/stable/3054071?seq=1
24. Wootirat, S. A Study of Thai Higher Education and Its Role in National Development Planning. / Ph. D. Dissertation. - Graduate School of Boston College, 1977.
25. Wyatt, D. K. Thailand: A Short History. - Bangkok: Trasvin Publication, 1982. 384 p.
26. Yoddumnern, B. Continuity and change in a northern Thai Village: determinants and consequences of fertility decline on northern Thai family structure. - Ph.D. thesis, Department of Anthropology University of Illinois at Urbana-Champaign, 1985. 311 p.
27. Yuthayothin, T. Thai Education. - Bangkok: Thonburi Teachers College, 1985.
На русском языке:
1. Бектимирова Н. Н., Дольникова В. А. Альтернативные пути демократизации: на примере Камбоджи и Таиланда: монография. Москва: Ленанд, 2009. 314 с.
2. Берзин Э. О. История Таиланда: краткий очерк. М.: Наука, 1973. 252 с.
3. Колотов В. Н., Ланьков А. Н. Особенности развития и проблемы стабильности стран АСЕАН: энергетические ресурсы, экономика и политика регионана современном этапе // «Ресурсное проклятие»: нефть, газ, модернизация общества / Под общ. ред. Н.А. Добронравина, О.Л. Маргания. СПб.: Экономическая школа ГУ ВШЭ, 2008. С. 395¬439. URL:http://seinst.ru/files/OIL GAS/oil-8p395-439.pdf
4. Лунев С. И. История стран Азии и Африки после Второй мировой войны: учебник для академического бакалавриата: в 2 т. Т. 1. — М.: Издательство Юрайт, 2016. 428 с.
5. Москалев П. Э. Зарубежные китайцы в истории Таиланда и Вьетнама в XX в. - начале XXI в.: диссертация.кандидата исторических наук: 07.00.03. - СПб., 2020. 411 с.
6. Мыльникова Ю. С. Правовое положение женщин в истории средневекового Китая (VII-XIII века). — СПб.: Издательство НП- ПРИНТ, 2014. 336 с. URL:https://www.orient.spbu.ru/ru/vse/6-istoriya/38-pravovoe-polozhenie-zhenshchin-v-istorii-srednevekovogo-kitaya-vii-xiii-veka.html