Введение 4
Глава 1 8
Теоретические и методологические основы исследования 8
1.1 Имидж Вооруженных Сил: определения и комментарии 8
1.2 Конструирование социальной реальности 10
1.3 Дискурс-анализ и подход Н. Фэркло 13
1.4 Методология исследования 17
Глава 2 23
Ретроспектива: роль армии в государственной системе Пакистана и создание
Объединенного управления по связям с общественностью 23
2.1 Обретение независимости, комплектование ВС 23
2.2 Создание Объединенного управления по связям с общественностью 26
2.3 Военный переворот Айюб Хана 29
2.4 Яхья Хан, возникновение Бангладеш и Зульфикар Али Бхутто 31
2.5 Золотой век ВС Пакистана 32
2.6 Десятилетие гражданских правительств 34
2.7 Каргил, Мушарраф и либерализация СМИ 35
2.8 2007 г. - поворот в конструировании имиджа ВС Пакистана 40
Глава 3 46
Анализ материалов Объединенного управления по связям с общественностью 46
3.1 Видеопродукция Объединенного управления по связям с общественностью 46
3.1.1 Имидж ВС Пакистана в видеоклипах Объединенного управления по
связям с общественностью 50
3.1.2 Имидж ВС Пакистана в документальных и художественных фильмах
Объединенного управления по связям с общественностью 58
3.2 Конструирование имиджа ВС Пакистана в социальной сети «Твиттер» на
современном этапе 67
Заключение 79
Библиография 83
Источники 83
Научная литература 87
Приложение 92
Приложение А: Список документальных фильмов 92
Приложение Б: пример фото из журнала «Муджахид» 94
Вооруженные силы (ВС) играли одну из ключевых ролей в жизни Исламской Республики Пакистан с момента обретения страной независимости. Значительный промежуток времени (1958—1971; 1977—1988; 1999—2008) военные непосредственно находились у власти, при этом их влияние на работу демократических институтов и другие аспекты функционирования государства всегда оставалось неизменным; и по сей день армия играет решающую роль в принятии судьбоносных для страны решений. Несмотря на то, что служащие и представители ВС Пакистана оказываются своего рода элитой пакистанского общества, отношение к ним и к вооруженным силам в целом среди населения страны по большей части неизменно остается положительным. Известный отечественный исследователь Пакистана В.Я. Белокреницкий пишет: «Благодаря умелой пропаганде армия в глазах пакистанцев - гарант независимости, которой угрожает Индия» умелой пропаганде армия в глазах пакистанцев - гарант независимости, которой угрожает Индия».
Многие исследователи отмечают тот факт, что сами военные очень тщательно подходят к вопросу представления ВС Пакистана как на внутрегосударственном, так и на международном информационном поле. Тем не менее на сегодняшний день практически отсутствуют комплексные научные работы, в которых бы изучались стратегии и особенности репрезентации или конструирования имиджа вооруженных сил в официальных источниках . Под официальными источниками в данной работе подразумеваются все те материалы, которые производятся специальным «крылом» вооруженных сил Пакистана, которое именуется Объединенным управлением по связям с общественностью (англ. Directorate of the Inter-Services Public Relations; здесь и далее «Управление»). Основной его функцией является публикация и распространение всей официальной информации, касающейся деятельности всех родов войск Пакистана, а также создание широкого спектра информационной и развлекательной продукции от журналов до кинофильмов для улучшения имиджа ВС среди населения страны. На плечах этой структуры фактически лежит задача по конструированию имиджа вооруженных сил страны.
Целью работы является изучение конструирования имиджа вооруженных сил Исламской Республики Пакистан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Описать теоретические и методологические основы исследования, в том числе дать определение понятию «имидж», описать особенности применения конструктивистской парадигмы, используемой в данной работе, а также в контексте данной работы особенности применения дискурс-анализа; рассмотреть подходы к изучению имиджа вооруженных сил других стран.
2) Изучить роль Вооруженных сил Пакистана на разных этапах истории страны, что позволит сформировать представление о актуальной социальной практике, в которой конструируется имидж ВС.
3) Проанализировать особенности конструирования имиджа ВС Пакистана в официальных материалах, создаваемых Объединенным управлением по связям с общественностью, включая как текстуальные материалы на английском языке и языке урду, так и различные примеры видеопродукции на данных языках.
Объектом настоящего исследования являются официальные материалы Объединенного управления по связям с общественностью в видео видеоклипов, кинофильмов, документальных фильмов, публикаций в социальной сети «Твиттер» и так далее.
Предметом исследования является имидж ВС Пакистана, конструируемый Объединенным управлением по связям с общественностью.
Эмпирическую базу исследования составляют: документальные и кинофильмы, видеоклипы и патриотические песни, созданные по заказу и под контролем Управления, официальный аккаунт Управления в социальной сети «Твиттер»; журнал «Хилал», издаваемый Объединенным управлением по связям с общественностью на нескольких языках.
Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного изучения конструирования имиджа ВС Пакистана.
Новизна работы заключается в выработке собственного подхода, в рамках которого материалы Объединенного управления по связям с общественностью, а также особенности конструирования имиджа ВС Пакистана в современности рассматриваются в исторической ретроспективе, с опорой на диахронический анализ их роли в истории страны.
Большая часть существующих на сегодняшний день исследований по данному вопросу фокусируются на изучении роли армии в политической системе и жизни пакистанского общества, отношениях между военными и гражданскими институтами и так далее . В научном обиходе находятся также несколько статей, которые так или иначе затрагивают деятельность Объединенного управления по связям с общественностью и имидж ВС, однако эти работы зачастую являются квантитативными, что не позволяет их авторам выделить ключевые особенности конструирования имиджа . Кроме того, две статьи из доступных работ, посвященных деятельности Управления, написаны индийскими исследователями, поэтому их необходимо рассматривать с предельно критических позиций в силу того, что проблема индо-пакистанских отношений даже в научных статьях может проявляться в может проявляться даже в научных работах .
Необходимо отметить, что перед настоящим исследованием стоит несколько теоретических и методологических проблем, которые обусловлены большой протяженностью рассматриваемого временного промежутка, а также разнообразием продукции, который производится Управлением в последние несколько десятилетий. Ключевая проблема заключается, безусловно, в том, что вместе с прошествием более чем шести десятилетий, быстрым развитием средств массовой информации в ХХ1 в., а также вместе с изменением роли Объединенного управления по связям с общественностью во внутренней политике Пакистана, характер и разнообразие публикуемых и создаваемых материалов сильно изменились даже за последние несколько лет, не говоря уже о 50-60-ч гг. ХХ в. Тем не менее, ввиду отсутствия обобщающих работ по истории вопроса, не представляется возможным рассматривать современную продукцию и стратегии функционирования Управления без обращения к ретроспективе. В первой главе, которая посвящена теоретическим и методологическим аспектам работы, описывается избранный путь решения вышеупомянутых проблем.
Некоторые тезисы, представленные в данной работе, были успешно апробированы на различных научных конференциях. В том числе, например, на конференции в Государственном академическом университете гуманитарных наук в докладе «Некоторые особенности конструирования имиджа ВС Пакистана в официальных материалах Объединенного управления по связям с общественностью».
При написании данной работы была поставлена цель изучить конструирование имиджа вооруженных сил Исламской Республики Пакистан в официальных источниках Объединенного управления по связям с общественностью. Для достижения данной цели были сформулированы и выполнены следующие задачи:
1) Описание теоретических и методологических основ данного исследования;
2) Изучение социальной практики, а именно истории и роли вооруженных сил в жизни Пакистана.
3) Анализ особенностей конструирования имиджа ВС Пакистана в официальных материалах, создаваемых Объединенным управлением по связям с общественностью, включая видеоматериалы, а также материалы, опубликованные в социальной сети «Твиттер».
На основании анализа текстов и соотнесения их с социальной практикой были сделаны следующие выводы. На современные особенности конструирования имиджа ВС Пакистана во многом повлияла роль военных в общественно-политической жизни страны. Многие аспекты, отраженные в современных материалах, которые публикуются Объединенным управлением по связям с общественностью, берут свое начало в ХХ в., как например, патриотические песни, образ солдата-героя и так далее. В последнее десятилетие активность Управления в социальных сетях все возрастает, что говорит как о поиске новых каналов для ретрансляции необходимой информации, так и о жизненно важном значении конструирования имиджа ВС внутри страны и за рубежом.
Для данного исследования был выработан собственный подход к анализу материалов, заключающийся в выделении «функциональных категорий» и описании их репрезентации. В теоретической части работы было дано обоснование и описаны преимущества этого подхода. Благодаря выделению функциональных категорий в рамках дискурс-анализа удалось обнаружить некоторые ключевые элементы конструирования имиджа ВС Пакистана. Такими элементами являются «героизация» (активное упоминание различных военнослужащих прошлого, которые так или иначе проявили себя в боевых действиях, их подвиги ставятся в пример), «патриотизация» (военнослужащие готовы умереть за свою Родину, которая ставится превыше всего), а также «возможности ВС» (акцент на новейших видах вооружения пакистанской армии, демонстрация оперативной деятельности военнослужащих в документальных фильмах и так далее).
В ходе данного исследования было показано, что в настоящее время Управление активно использует все возможные направления коммуникации с населением, от популярных видеоклипов до тезисных новостей в социальной сети «Твиттер». Представляется важным, что несмотря на то, что многие элементы конструирования имиджа пересекаются, за каждым информационным каналом «закреплена» собственная задача. Так, кинофильмы и другая продукция, публикуемая на видеохостинге «ЮТьюб», нацелена в первую очередь на конструирование положительного имиджа ВС среди максимально широкой аудитории, и при ее создании очевидно учитываются национальные особенности (необходимость демонстрации в роликах различных этносов Пакистана), и степень эмоционального вовлечения зрителей. Публикации в социальной сети «Твиттер» выполняют несколько иную - не пропагандистскую, а информационную - задачу, которая заключается в постоянном поддержании информированности аудитории о процессах, связанных с ВС. В конечном счете комбинация различных подходов к подаче материала и использование различных источников информации позволяют сконструировать имидж ВС как структуры, стремящейся к большей открытости.
Одной из важнейших особенностей, которая была выявлена при изучении материалов Управления, является конструирование имиджа ВС через призму конкретной личности (как было показано, чаще всего героя-мученика или начальника генерального штаба).
«Идеальным» конструируемым образом оказывается образ военнослужащего, искреннего патриота своей страны, который готов пожертвовать ради нее своей жизнью. В связи с этим большое внимание уделяется героям прошлого, которые становятся объектом почитания и образцом для подражания. Их мужество, доблесть и прочие качества ставятся в пример современным военнослужащим и всем тем, кто читает публикацию или смотрит документальный фильм. Очевидно, что подобные публикации и видеоматериалы вызывают большее эмоциональное вовлечение, нежели некие обезличенные лозунги или новости. Соответственно, благодаря конструированию имиджа бесстрашных солдат прошлого и настоящего конструируется имидж Вооруженных сил в целом. В глазах читателя или зрителя качества, приписанные упомянутым в публикациях погибшим в войнах ХХ в. солдатам, а также действия, совершаемые героями кинофильмов, переносятся на действующую армию, ВМС и ВВС.
Что касается начальника генерального штаба, то, по сути, большинство публикаций в социальной сети «Твиттер» посвящены его словам, встречам и поездкам. Делается попытка сконструировать имидж военачальника, вовлеченного во все аспекты жизни не только ВС, но и страны.
В видеоматериалах Управление фокусируется с одной стороны на мощи и возможностях ВС Пакистана, а с другой стороны на эмоциональном вовлечении зрителей и слушателей. Последний элемент представляется наиболее важным во всех материалах, которые публикуются Управлением, поскольку он играет важную роль в процессе «патриотизации» населения страны. Опираясь на результаты статистических исследований, процитированных в главе о кинофильмах и видеоклипах, можно говорить о том, что такой подход оправдывает себя, и многие респонденты говорят о положительном отношении к продукции Управления.
Кроме того, было показано, что подобные материалы направлены на максимально широкую аудиторию, в том числе с целью повышения престижа службы, о чем свидетельствует, например, акцент на женщинах, служащих в ВС. Соответственно, это способствует решению проблемы восприятия женщин в рядах ВС и привлечения их на службу.
Подводя итог, следует отметить, что настоящая работа предполагает много направлений для дальнейшего развития. Представляется интересным продолжить изучать особенности выделения функциональных категорий в рамках более широкого спектра доступных материалов, которые производятся Объединенным управлением по связям с общественностью. На некоторых этапах работы (особенно это касается изучения функционирования Управления в ХХ в.) ощущалась нехватка данных, которые могут быть получены при работе в архивах, а также в рамках интервью с военнослужащими.
Работу следует завершить словами бывшего главы Объединенного управления по связям с общественностью Асифа Гхафура, который, обращаясь к журналистам, подчеркнул, что «Пакистан и его вооруженные силы всегда будут вас удивлять», а потом заметил: «СМИ сыграли важнейшую роль [в последние десятилетия] в достижениях вооруженных сил» .
Библиография
1) Официальный аккаунт Объединенного управления по связям с
общественностью в социальной сети «Твиттер» [электронный ресурс] / DG ISPR. URL:
https://twitter.com/OfficialDGISPR?s=20&t=Z0X4iKYevKp05w2dwi6aYw(дата обращения 21.05.2022).
2) Army Medical Corps - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official, 07.04.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=93Vq_3VGM8Q&t=2s(дата обращения 21.02.2022).
3) Code of Conduct [Электронный ресурс] / PEMRA. URL: https://pemra.gov.pk/uploads/legal/Code of Conduct.pdf (дата обращения 21.11.2020).
4) CPEC First Convoy - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official,
22.01.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lTUdl4JffnY (дата
обращения 20.02.2022).
5) Constitution of the Islamic Republic of Pakistan [Электронный ресурс] / URL: http://www.pakistani.org/pakistan/constitution/ (дата обращения 14.05.2022).
6) Dawn [Электронный ресурс]. URL:https://www.dawn.com(дата обращения 25.05.2022).
7) Geo News [Электронный ресурс]. URL:https://www.geo.tv(дата обращения 25.04.2022).
8) Hilal: About Us [Электронный ресурс] / Hilal. URL:
https://www.hilal.gov.pk/hilal-english/about-us (дата обращения 25.05.2022).
9) Hilal for Her [Электронный ресурс] / Hilal for her. URL
https://www.hilal.gov.pk/hilal-her(дата обращения 25.05.2022).
10) Journey to Peace - Defence and Martyrs Day 2017- ISPR Official [видео] / ISPR Official, 08.09.2017. URL:https://www.youtube.com/watch?v=nuJH E4BnBI(дата обращения 20.02.2022).
11) Pakistan Army, A legacy of Peacekeeping - (ISPR Official Documentary)
[видео] / ISPR Official, 05.04.2018. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=oAdAFPSk1yc (дата обращения
21.02.2022).
12) Pakistan Army Team Spirits - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official, 15.04.2018. URL:https://www.youtube.com/watch?v=t6ZRE-Ri9Ys(дата обращения 20.02.2022).
13) The Express Tribune [Электронный ресурс]. URL:https://tribune.com.pk(дата обращения 20.02.2022).
14) This is our home, this is Pakistan - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official, 20.10.2017. URL:https://www.youtube.com/watch?v=Qkiz30Uf7vE(дата обращения 20.02.2022).
15) Wagha Border - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official,
09.04.2018. URL:https://www.youtube.com/watch?v=wcMUqB 1 n4zs(дата обращения 21.02.2022).
На языке урду:
16) Aik Hai Nigar | Telefilm | 24 October 2021 | ISPR [видео] / ISPR Official, 24.10.2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=a89sHuhVwdY(дата обращения 01.02.2022).
17) Azeem Maa - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official, 05.10.2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=RkRAdgXATeg (дата обращения 21.02.2022).
18) Ek Thi Marium | Complete Telefilm in HD | Sanam Baloch | Urdu1 [видео] / Urdu 1 Official, 24.06.2019.https://www.youtube.com/watch?v=5t3xxdA-NsE&t=325s(дата обращения 01.02.2022).
19) Ghazi Shaheed - 23rd March Special Telefilm - Aaj Entertainment [видео] / Aaj
Entertainment, 23.03.2017. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=z6jUWpcz7ak (дата обращения
01.02.2022).
20) Glorious Resolve - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official, 06.04.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gw4KQmFYezE (дата обращения 20.02.2022).
21) Hamara Pakistan (Urdu) | Shafqat Amanat Ali | Pakistan Day 2018 (ISPR Official Video) [видео] / ISPR Official, 23.03.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=euVogfXKn8w&list=PLcAPTl- NPAsvl9sJ2un_7YWZ-_IIymWhb(дата обращения 05.03.2022).
22) Ham tere sipahi hain [Электронный ресурс] / Poems Urdu. URL: https://www.poemsurdu.com/lyrics/hum-tere-sipahi-hain-mp3-lyrics/ (дата обращения 21.03.2022).
23) Hum Kon Hain | Defence and Martyrs Day - 2017 (ISPR Official Documentary)
[видео] / ISPR Official, 04.10.2016. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=EIsGlwjOWZg (дата обращения
20.02.2022).
24) Kabhi Percham Mein Lipte Hain | Atif Aslam | Defence and Martyrs Day 2017
(ISPR Official Video) [видео] / ISPR Official, 06.09.2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=HgBFtoiEsh4 (дата обращения
05.03.2022).
25) Khan W. Ek Bajwa ata hai, ek jata hai [Электронный ресурс] / BBC Urdu,
12.12.2016. URL: https://www.bbc.com/urdu/pakistan-38289774 (дата
обращения 12.03.2022).
26) KKH Documentary | Where Men and Mountains Meet | 1 January 2022 | ISPR
[видео] / ISPR Official, 01.01.2022. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=SliHOBs Cag (дата обращения
01.02.2022).
27) Manzil se Aagy-Defence and Martyrs Day 2017- ISPR Official [видео] / ISPR Official, 07.09.2017. URL:https://www.youtube.com/watch?v=2-tKWad-eyM(дата обращения 20.02.2022).
28) Martyrs of Pakistan-Defence and Martyrs Day 2017-ISPR Official [видео] /
ISPR Official, 29.09.2017. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=Y2o LPkyIIg (дата обращения
20.02.2022).
29) Mere Dhol Sipahiya | Ayesha Omer and Shahzad Roy | (ISPR Official Video)
[видео] / ISPR Official, 23.01.2018. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=Mp1FF8uGwUY (дата обращения 21.03.2022).
30) Mujahid [Электронный ресурс] // Hilal. URL:
https://www.hilal.gov.pk/uploads/archive/pdf/64-0-hilal-archive.pdf (дата
обращения 25.05.2022).
31) Pakistan Zindabad - 23 Mar 2019 | Sahir Ali Bagga | Pakistan Day 2019 (ISPR Official Song) [видео] / ISPR Official, 23.03.2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MjxGwfa5lxw&t=85s (дата обращения 03.03.2022).
32) Road to Future CPEC - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official, 04.10.2016. URL:https://www.youtube.com/watch?v=kgmpdeShWg0(дата обращения 20.02.2022).
33) Sisters in Arms - (ISPR Official Documentary) [видео] / ISPR Official,
24.01.2018. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=cAtYJnJUVUM&t=115s(дата обращения 20.02.2022).
34) Tu Thori Dair | Farhan Saeed (ISPR Official Video) [видео] / ISPR Official, 24.01.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZXJRLPRe7bI (дата обращения 21.03.2022).
35) Zameen Jaagti Hai | Atif Aslam (ISPR Official Video) [видео] / ISPR Official, 03.01.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FCJr2zA50B0 (дата обращения 21.03.2022).
На языке пушту:
36) Hamara Pakistan (Pashto) | Gul Panra | Pakistan Day 2018 (ISPR Official Video)
[видео] / ISPR Official, 19.03.2018. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=fd0TgF6762c (дата обращения
21.03.2022).
Научная литература
На русском языке:
37) Белокреницкий, В. Центр силы или источник нестабильности? Диалектика современного Пакистана // Россия в глобальной политике. - 2013. - Т. 11. - № 2. - С. 138—150.
38) Белокреницкий, В. Я. Армия в системе политической власти в Пакистане // Армии на современном Востоке. - Москва: Аспект Пресс, 2018. - С. 172—197.
39) Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 323 с.
40) Воробьев, В. В. Роль армии в современном Пакистане // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - Т.36. - № 3. - С. 156—164.
41) Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - Т.184. - № 13. - 2014. С. 181—187.
42) Замараева, Н. А. Армия и демократические институты в современном Пакистане // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. - 2015. - № 9. - С. 312—327;
43) Замараева, Н. А. Армия и демократические институты в Пакистане (2015-2017 гг.) // Труды Института востоковедения РАН. - 2017. - № 5. - С. 446— 461;
44) Ластовенко Н. С. Имидж Вооруженных Сил как фактор безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. полит. наук., Москва, 2011.
45) Махлаюк А.Н. Конструирование/деконструирование реальности в
контексте межконфессиональных столкновений в Дели // Труды Института востоковедения РАН. - 2021. - № 32. - С.156—170.
46) Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. - М.: Лабиринт, 1998. 168 с.
47) Прудников Л.А. Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. полит. наук., Москва, 2004. 24 с.
48) Шалупенко, Е. В. Женщины в армии Пакистана // Азия и Африка сегодня.
- 2019. - № 5. - С.41—44.
49) Шалупенко, Е. В. Этнический фактор в комплектовании армии Пакистана // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. - 2020.
- № 3. - С. 132.
На английском языке:
50) Altheide D.L. Creating Reality: How TV news distorts events. Beverly Hills, CA: Sage, 1976. 220 pp.
51) Bell A., Garrett P.D. Approaches to Media Discourse. Willey-Blackwell, 1988. 304 pp.
52) Between radicalization and democratization in an unfolding conflict: Media in Pakistan [Электронный ресурс] / International Media Support, 2009. URL: https://www.mediasupport.org/wp-content/uploads/2012/11/ims-media-pakistan-radicalisation-2009.pdf (дата обращения 23.09.2020).
53) C. Christine Fair. Fighting to the End: The Pakistan Army’s Way of War. New York: Oxford University Press, 2018. 364 pp.
54) Chaudhry S., Ali S. Public Perceptions about Policies and Practices of ISPR on War on Terror with Special Refernce to Military Actions in Tribal Areas // The Dialogue. - 2012. - Vol. 7. - № 2. - P. 102—137.
55) Chengappa B. M. Pakistan’s Fourth Military Takeover [Электронный ресурс]
/ Strategic Analysis. URL:
https://ciaotest.cc.columbia.edu/olj/sa/sa 99chb01.html (дата обращения
20.04.2022).
56) Cloughley B. A history of the Pakistan army: wars and insurrections. Carrel Books, 2016. 696 pp.
57) Cohen S. P. The Pakistan Army. Berkeley: University of California Press, 1984. 177 pp.
58) Fairclough N. Discourse and text: Linguistic and intertextual analysis within discourse analysis // Discourse & Society. - 1992. - Vol. 3. - № 2. - P. 193— 217.
59) Fairclough N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. London: Longman, 1995. 268 pp.
60) Fairclough N., Wodak R., Mulderrig J. Critical Discourse Analysis // Discourse Studies. A Multidisciplinary Introduction / Ed. by T. van Dijk. - 2011. - London, Sage. P. 357—358.
61) Gunaratne S. Handbook of the Media in Asia. New Delhi: Sage Publications, 2000. 722 pp.
62) Gunaratne S. Press in Pakistan under president Ayub Khan // Gazette: International Journal for Communication Studies. - 1970. - Vol. 16. - № 1. P. 39—53.
63) Huebner T., Ferguson C.A., Crosscurrents in Second Language Acquisition and Linguistic Theories. John Benjamins Publishing, 1991. 435 pp.
64) Hussain S.M. Bilal M.Z., Chodhry S. ISPR'S Visual Contents’ Role in Image Building of Pakistan // Orient Research Journal of Social Sciences. - 2019. - Vol. 24. - №2. - P.280—294.
65) Jalal A. The State of martial Rule. Press Syndicate of the University of Cambridge, 1990. 362 pp.
66) Jan I., Hussain S. Media, War and Peace: Towards Peace Journalism Strategies in Pakistan // Global Regional Review. - 2020. - Vol. 5 - № 1. - P. 340—345.
67) Javaid A. Any Regrets General? The role of media in the fall of General Pervez Musharraf from power [Электронный ресурс] // University of Oslo, 2014. URL:
https://www.duo.uio.no/bitstream/handle/10852/41462/Anam Javaid Final.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 20.05.2022).
68) Khan A.U., Shahzad S., Manan A. Press Laws in Pakistan // J.L. & Soc'y 21. - 2006. - Vol. 35. - № 48. P. 21—30.
69) Khan M. K., Pratt C. B. Strategic communications: The Pakistan military’s use of social media against terrorism // Media, War & Conflict. - 2020. P. 1—36.
70) Khan Z. Pakistan army turns to war movies to counter jihad [электронный
ресурс] / NBC News, 13.02.2011. URL:
https://www.nbcnews.com/id/wbna41561718 (дата обращения 20.02.2022).
71) Khoja-Mulji S. Sovereign Attachments: Masculinity, Muslimness and Affective Politics in Pakistan. University of California Press, 2021. 288 pp.
72) Malhotra D. Inter-Services Public Relations (ISPR): Assessment of Pakistan Military’s Discreet Propaganda Factory Post-1990 // Journal of Defence Studies and Analyses. - 2020. - Vol. 14. - №4. P. 37—57.
73) Mezzera M., Sial S. Media and Governance in Pakistan: A Controversial Yet Essential Relationship // Initiative for Peacebuilding, 2010. 48 pp.
74) Musharraf P. In the Line of Fire: A Memoir. London: Simon and Shuster, 2008. 368 pp.
75) Mussarat R., Zahra M.F., Ashraf A. ISPR Productions vs. Nationalism, Inclination to Join Army and Image Building: Case of Pakistan’s Military Operations // Global Social Sciences Review. - 2021. - Vol. 6. - № 4. P. 1—8.
76) Nawaz S. Crossed Swords: Pakistan, Its Army, and the Wars Within. Oxford University Press, 2009. 655 pp.
77) O’Halloran, K. L. Multimodal discourse analysis // Continuum Companion to Discourse, ed. by K. Hyland, B. Paltridge. London: Bloomsbury Publishing. P. 1—33.
78) Parveen S., Bhatti M.N. Freedom of Expression and Media Censorship in Pakistan: A Historical Study // Journal of Historical Studies. - 2018. - Vol. 4. - № 2. P. 1—21.
79) Rashid M. Dying to serve. Militarsim, Affect and Politics of Sacrifice in the Paksitan Army. Stanford: Stanford University Press, 2020. 288 pp.
80) Richardson J. Analyzing newspapers: An approach from critical discourse analysis. Bloomsbury Publishing, 2017. 280 pp.
81) Rizvi, H. Military, State and Society in Pakistan. Palgrave Macmillan UK, 2000. 326 pp.
82) Saeed M., Bukhari S., Rasool F. Patriotic songs: A strategic tool in hybrid warfare / Journal of Media & Communication. - 2020. - Vol. 1. - №2. P.204— 214.
83) Schoemaker E., Yusuf H. The media in Pakistan. Fostering inclusion in a fragile democracy? // BBC Media Action, 2013.
84) Shoemaker P.J., Reese S.D. Mediating the message: Theories of influences of mass media content. White Plains, NY: Longman, 1996. 321 pp.
85) Siddiqa A. Military Inc. Inside Pakistan’s Military Economy. Pluto Press, 2007. 400 pp.
86) Sivard R.L., World Military and Social Expenditure 1977. Leesburg: WMSE Publications, 1977. 31 pp.
87) Subrmanian N. ISPR: Setting Agenda through Popular Entertainment [Электронный ресурс] / ISAS Briefs, 7.10.2021. URL: https://www.isas.nus.edu.sg/papers/ispr-setting-the-agenda-through-popular-entertainment/ (дата обращения 12.03.2022).
88) Swami P. General Kayani’s Quiet Coup [Электронный ресурс] / The Hindu, 03.08.2010. URL: https://www.thehindu.com/opinion/lead/General-Kayanis-quiet-coup/article16120868.ece (дата обращения 21.05.2022).
89) Titscher S., Meyer M., Wodak R., Vetter E. Methods of text and discourse analysis: In search of meaning / S. Titscher et al. - Sage, 2000. 288 pp.
90) Upadhyay A. Decimating democracy in 140 characters or less: Pakistan army’s subjugation of state institutions through Twitter //Strategic Analysis. - 2019. - Vol. 43. - №. 2. - P.101—113.
91) Van Dijk T.A. Ideology: A multidisciplinary approach. London: SAGE, 1998. 384 pp.
92) Yan F. Image, Reality and Media Construction: A Frame Analysis of German Media Representations of China. Springer Singapore, 2020. 272 pp.