ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВИЗУЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРАХ И ЕГО ГЕНЕЗИС НА ПРОТЯЖЕНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА 12
1.1. Интерьерные стили первой половины ХХ века 15
1.2. Советский интерьер как явление: становление концепции художественного образа и стиля первой половины ХХ века 17
1.3. Школа Баухаус, гламур ар-деко в Европейском стиле в конце 1920-х - 1930-е гг (Первая половина ХХ века) 18
1.4. Интерьеры под влиянием войны и послевоенный бум (Первая Мировая война) 1914-х -1930-е гг. (Первая половина ХХ века) 20
1.5. Визуальные решения в жилых и общественных интерьерах первой половины ХХ века 22
ГЛАВА 2. ВИЗУЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРАХ И ЕГО ГЕНЕЗИС НА ПРОТЯЖЕНИИ ВТРОЙ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА 24
2.1. Интерьерные стили второй половины ХХ века 24
2.2. Советский интерьер как явление: становление концепции художественного образа и стиля второй половины ХХ века 26
2.3. Школа Баухауз в Европейском стиле в конце 1950-х - 1970-е гг (вторая половина ХХ века) 27
2.4. Интерьеры под влиянием войны и послевоенный бум (вторая мировая война) 1945-х -1960-е гг. (вторая половина ХХ века) 28
2.5. Визуальные решения жилых и общественных интерьерах второй половины ХХ века 30
ГЛАВА 3. СУПЕРГРАФИКА В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРАХ 32
3.1 Суперграфика в первой половине ХХ века 34
3.2 Суперграфика во второй половине ХХ века 35
3.3 Суперграфика на современном этапе 36
ГЛАВА 4. ОПИСАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образцы графического дизайна ХХ века 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблица. Советские образцы, связанных со спортивными плакатами 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Таблица. Графические образцы, связанных со спортивными плакатами 136
Данная магистерская работа представляет собой проект, связанный с разработкой современной суперграфики для баскетбольных залов.
Представленная работа состоит из двух смысловых частей.
Первая - это теоретическая часть. В ней собраны аналитические и систематические наблюдения, которые рассматривают как вопросы формирования дизайна, так и темы развития суперграфики в интерьере.
Вторая Практическая часть - это графический проект, который использует основные наблюдения, сформированные в теоретической части проекта.
С другой стороны, нас интересуют возможности представления суперграфики в спортивных интерьерах в рамках графической системы. В презентационной и плакатной графике.
Поэтому нас интересует развитие графической системы ХХ века (этот материал представлен в первой и второй главе), а также возможности, варианты и характер изображения суперграфики в плакатной графике (этот материал продемонстрирован в приложении).
Целью данного проекта является создание графической решения для проектов, связанных с использованием суперграфики в интерьере.
Задачи данного исследования можно обозначить следующим образом:
• Рассмотрены основные направления графического дизайна ХХ века.
• Определены основные школы графического дизайна ХХ столетия.
• Обозначена специфика графического дизайна жилых и общественных интерьеров
• Обозначена специфика и основные школы суперграфики в России.
• обеспечить соответствие объекта его месту в общей пространственной композиции и его функциональному назначению.
Состав исследования - Проект состоит из двух основных компонентов - прикладной графической части и теоретического исследования. Теоретический раздел, в свою очередь, посвящен двум основным тематическим направлениям: изучению графического дизайна в ХХ века и исследованию специфики графического дизайна жилых и общественных интерьеров.
Предмет исследования. Предметом исследования в рамках данной работы являются графические системы ХХ века, а также актуальные формы современного графического дизайна. Это направление исследования позволяет сформировать понимание основных векторов развития современного дизайна и использовать их в рамках графического проекта. Также важной темой исследования являются вопросы, связанные с суперграфики в интерьере. Понимание основных принципов этой системы позволяет лучше понять проблематику данного проекта.
Методика исследования. Данная работа построена на систематическом изучении выбранного материала. Работу над графическим проектом предваряет последовательное изучение основных графических школ ХХ века. Рассмотрены важнейшие течения графического дизайна ХХ века. Также рассмотрены основные образцы графического дизайна ХХ века. Этот материал представлен в хронологическом порядке. Также в рамках данной работы рассмотрены и использованы основные исследования, связанные с проблематикой графического дизайна. Материал, представленный в аналитическом исследовании, положен в основу графического проекта.
Концепция проекта- Заключена идея графического решения для выражения спорта в баскетбольных залах и также сравнения современного графического дизайна в спортивных интерьерах по разному категориям возраст.
Актуальность исследования - Применение суперграфики в спортивных интерьерах позволило внести цветовое разнообразие в спортивную среду, сделать её эмоционально насыщенной, привлекательной и, вместе с тем, несущей информативную и эстетическую нагрузку.
Значимость исследования - Суперграфика во многом способствует обновлению спортивных объектов, небогатых на цвет и изысканность форм. С помощью цвета суперграфики интерьеры и экстерьеры зданий приобретают новый облик, уникальность. Цветовая гармония в спорткомплексах, как всякая гармония вообще, затрагивает эмоциональные струны в человеке, способствует повышению эстетических ценностей и непременно сказывается на самочувствии.
Новизна исследования. Особенностью данного исследования является попытка объединения теоретической платформы и графической программы. Данный проект обращается к актуальному графическому языку - и в теоретической части, и в рамках графического проекта. Актуальность графических методов, а также синтез теоретической и прикладной стратегии можно считать новым элементом в данном исследовании.
Структура работы:
В первой главе исследования подробно описывается визуальная специфика графического дизайна жилых и общественных интерьеров, его генезис на протяжении первой половины ХХ века и визуальные решения в жилых и общественных интерьерах. Также в этой части описаны направления, созданные благодаря школе Баухаус, гламур ар-деко в европейском стиле в конце 1920-х - 1930-х гг., интерьеры, формировавшиеся под влиянием войны и в послевоенный период.
Во второй главе исследования приведена аналогичная специфика дизайна интерьеров и его генезис на протяжении второй половины ХХ века. Описаны визуальные решения в жилых и общественных интерьерах, а также влияние школы Баухаус. Рассмотрен советский интерьер как явление и раскрыто становление концепции художественного образа и стиля второй половины ХХ века.
В третьей главе описывается реализация принципов создания Суперграфики в первой и во второй половине ХХ века и так же на современном этапе.
В четвёртой главе представлено описание графического проекта.
Целевая аудитория: Задача проекта предполагает обращение как к Любители спорта, а также направлена на расширение целевой аудитории путем привлечения внимания потенциальных зрителей.
Общее содержание работы: Теоретическая часть данной работы состоит из Введения, четырех глав, 13 параграфов, заключения и приложений.
В первой главе исследования посвящена вопросам развития графического дизайна на первую половину ХХ. В рамках данного раздела будут рассмотрены основные направления и течения в графическом дизайне ХХ века. Создавая проект и работая над его графическими элементами, нам представляется важным обратиться к изучению основных компонентов графической практики ХХ века. В рамках данной главы, в силу ограниченного объема и ограниченных возможностей исследовательского проекта, будут рассмотрены лишь основные направления и течения графического дизайна ХХ века. Мы попытаемся сосредоточиться на тех направлениях, которые обозначили основные векторы развития и основные графические программы ХХ столетия.
Стили модерн и минимализм становятся важнейшими элементами дизайна интерьеров первой половины XX века.
Тогда же впервые появилась разница между дизайнером и оформителем. Дизайнер должен мыслить более масштабно, уметь изначально представлять, как создаваемая им вещь повлияет на среду, в которой будет находиться.
Новый дизайн, связанный с графической системой первой половины ХХ века, формировался под влиянием теорий и принципов Баухаус
В 1919-м году Вальтер Гропиус стал основателем в Веймаре школы строительства и конструирования «Bauhaus».
В начале XX веков, а также первое десятилетие XX века модерн можно назвать самым популярным стилем.
Однако после первого десятилетия в Германии появился «Веркбунд» — одно из первых профессиональных объединений дизайнеров.
Во второй главе исследования посвящена вопросам развития графического дизайна на вторую половину ХХ. Во второй половине XX века возникло большое количество совершенно новых стилей в дизайне, нашедших своё применение и в элементах интерьера. Стремительное развитие технологий, решение множества проблем позволило творцам применять новые материалы, приёмы. Например, проектирование на компьютере.
Новый виток в развитии Баухауса начался в 1928 году. Тогда Вальтер Гропиус - основатель школы - ушёл в отставку и уступил место швейцарскому архитектору Ханнесу Майеру.
Во второй половине ХХ столетия многие идеи Баухаус получат развитие и массовое распространение в рамках так называемого Интернационального стиля. Тем не менее, в первой половине столетия именно Баухаус будет определять вектор развития новой художественной и визуальной программы.
Рассмотрим подробнее, какую же роль сыграли события Второй мировой войны в истории дизайна интерьера. Безусловно, такое масштабное событие сказалось на жизни общества во всех его сферах, в том числе и в интерьере.
В третьей главе описывается реализация принципов создания Суперграфики в первой и во второй половине ХХ века и так же на современном этапе.
Первые образцы суперграфики — рисунки и надписи на общественных зданиях, появившиеся в 1920-е годы в Нью-Йорке. Их оставляли члены уличных банд, которые обменивались информацией с помощью своеобразных знаков. Так создался особый стиль визуальной коммуникации.
Начиная с 50-х годов ХХ столетия некоторую популярность приобрело использование уличного оборудования в закрытых помещениях. Улица словно вошла в здание с фонарями, скамейками, рекламными щитами, деревьями и кустарниками и своими особыми материалами. Таким образом, благодаря градостроительству и ландшафтному планированию пропадает привычная граница между внешней и внутренней средой архитектурного объекта.
В настоящий момент суперграфика применяется не только для реконструкции архитектурной среды города для повышения ей эстетического уровня.
В четвёртой главе представлено описание графического проекта.
Данная магистерская работа представляет собой проект, связанный с разработкой современной суперграфики для баскетбольных залов. Подготовленная работа состоит из двух основных частей
Теоретической основы и практического прикладного проекта. Практический раздел представляет собой проект суперграфики в спортивных интерьерах, связанных с представлением баскетбольного зала.
Теоретический раздел, в свою очередь, посвящен двум основным тематическим направлениям: изучению графического дизайна в ХХ века и исследованию специфики графического дизайна жилых и общественных интерьеров.
Целью практической части магистерского исследования являлось разработать актуальную современную суперграфику для баскетбольных залов. В работе над дизайн проектом был проведен анализ содержания суперграфики в интерьере изучены потребности целевой аудитории.
В процессе работы над темой реализован целый перечень поставленных задач:
• Рассмотрены основные направления графического дизайна ХХ века.
• Определены основные школы графического дизайна ХХ столетия.
• Обозначена специфика графического дизайна жилых и общественных интерьеров
• Обозначена специфика и основные школы суперграфики в России.
Для решения задач магистерской диссертации была использована фундаментальная литература, посвященная описанию развития мировых дизайн направлений, теоретические школ труды современных исследователей дизайн-образования в мировой и отечественной парадигме дизайна.
Теоретические результаты магистерской диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения закономерностей дизайн- образования в 21 веке, в целях описания и дальнейшего исследования методик обучения дизайнеров современности.
Данная работа построена на систематическом изучении выбранного материала. Работу над графическим проектом предваряет последовательное изучение основных графических школ ХХ века. Рассмотрены важнейшие течения графического дизайна ХХ века. Также рассмотрены основные образцы графического дизайна ХХ века. Этот материал представлен в хронологическом порядке. Также в рамках данной работы рассмотрены и использованы основные исследования, связанные с проблематикой графического дизайна. Материал, представленный в аналитическом исследовании, положен в основу графического проекта.
В первой главе исследования подробно описывается визуальная специфика графического дизайна жилых и общественных интерьеров, его генезис на протяжении первой половины ХХ века и визуальные решения в жилых и общественных интерьерах.
Также в этой части описаны направления, созданные благодаря школе Баухаус, гламур ар-деко в европейском стиле в конце 1920-х - 1930-х гг., интерьеры, формировавшиеся под влиянием войны и в послевоенный период.
Во второй главе исследования приведена аналогичная специфика дизайна интерьеров и его генезис на протяжении второй половины ХХ века. Описаны визуальные решения в жилых и общественных интерьерах, а также влияние школы Баухаус. Рассмотрен советский интерьер как явление и раскрыто становление концепции художественного образа и стиля второй половины ХХ века.
В третьей главе описывается реализация принципов создания Суперграфики в первой и во второй половине ХХ века и так же на современном этапе.
Выводы по главах:
На рубеже IX-XX веков активно развивается дизайн-образование, осуществляется моделей будущих дизайнеров, соответствующих требованиям к деятельности дизайнеров начала века. поиск обучения. Впервые в дизайн - образовании был заложен принцип разделения теоретического и практического обучения в профессиональной подготовке дизайнеров.
Ключевыми школами дизайн-образования, формирующими тренды в сфере обучения становится Баухауз, в которой впервые были оформлены принципы дизайн-образования: уровневость, разделение направлений.
1. Аббасов И. Основы графического дизайна. М.: ДМК Пресс, 2008. - 224 с.
2. Абрамова А. Традиции советской промграфики // Декор, искусство СССР.- 1964. № 3. -С.18-21.
3. Адамс Шон. Реальный путеводитель по суперграфике //интеоьер,2019.
4. Азизян И. Ар-деко: диалог и компромиссы // Искусствознание. - № 1. -2003.
5. Азизян И. Диалогизм сознания XX века // Искусствознание. № 1. -2001.
6. Азиян, И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры //Прогресс- Традиция, 2002. - 568 с.
7. Акопов В. О графическом дизайне надо говорить достойным языком. (Интервью А. Григорьеву). // Мир дизайна. - №1 (22). - 2001. - С.60-65
8. Алена Асташева. Арт-деко и ар-нуво: сходства и различия //дизайн,2019.
9. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. М.: Прогресс, 2007.
10. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм // Стройиздат, 1984. -19 с.
11. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие // Издательство «Прогресс», 1974. - 392 с.
12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие; пер. с англ. В.Н. Самохина. М.: Прогресс, 1974.
13. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века М.: 1987. - 232 с.
14. Ахмедова Л. С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникационного поля город//архитектура ,2010.
15. Бабурина Н. И. Русский плакат: Вторая половина XIX нач. XX в. - Л., 1986.190 с.
...