ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ДАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 8
1.1. Арктика в эпоху потрясений. Предложения по стратегии деятельности в Арктическом регионе 2008 г 8-14
1.2. Стратегия Королевства в Арктике на период 2011-2020 гг 14-22
1.3. Арктическое измерение внешнеполитической стратегии на 20222030 22-25
ГЛАВА 2. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ДАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАП 25
2.1. Датско-гренландское взаимодействие в области безопасности 25-32
2.2. ЕС как актор обеспечения безопасности Арктики с точки зрения Дании 33-38
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ДАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 38
3.1. Восприятие датчанами китайских инвестиций в Гренландию 38-53
3.2. Торговый вектор Фарерских островов 53-64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64-67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67-72
Арктический регион в 21 веке входит в число более перспективных на Земле с точки зрения возможностей развития. К тому же огромное количество интересантов присоединяются к участию в политике региона. Для государств чье арктическое измерение является одним из первоочередных фронтиров развития на современном этапе, технологии которыми обладает человеческая цивилизация открывают существенные преимущества и перспективы в данном регионе. Сложность ситуации отражается на уровне сотрудничества, которое сталкивается с напряженностью как между арктическими субъектами, так и между арктическими и не арктическими субъектами. Существенное изменение климатических условий в Арктике вносит определенные коррективы в экономическую деятельность в регионе. Зависимость ведущих экономик мира от энергоресурсов, в частности нефти и газа, обуславливает существующий уже сейчас интерес к Арктике, где добывается десятая часть общемировых запасов нефти и четверть запасов природного газа. Таяние арктических льдов, упрощающее разведку, добычу и транспортировку полезных ископаемых обуславливает растущую рентабельность экономической деятельности в регионе. Помимо этого, климатические изменения в Арктике позволяют создавать новые, ранее недоступные, морские маршруты, а также снизить издержки при использовании существующих. Вследствие увеличения интереса к региону, арктическим государствам приходится не только заявлять о своих интересах в Арктике, но и активизировать работу в регионе. Одним из таких государств является Королевство Дания. Особый интерес к деятельности Королевства в Арктическом регионе наблюдается по причине того, что данное государство включает в себя три автономные части, каждая из которых имеет собственные интересы в Арктике, но при этом автономии обладают едиными законами и общей национальной арктической стратегией.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что в ней рассматривается не только общая стратегия Королевства Дания в Арктике, но также описываются отдельные интересы и планы автономных частей Королевства. Также в работе уделено внимание военно-политической, экономической ситуации в арктических территориях Королевства Дания в XXI веке. Такая направленность редко встречалась у российских исследователей, что подтверждает актуальность данного исследования.
Объектом исследования является арктический вектор политики Королевства Дании в начале 21 века
Предметом исследования является внешнеполитическое, военно-политическое, экономическое измерение арктической политики Королевства Дании в начале 21 века.
Цель исследования состоит в выявлении ключевых факторов эволюции арктической стратегии Королевства Дании в начале 21 века. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• определить предпосылки и условия стратегических подходов Королевства Дании к освоению Арктики в начале 21 века;
• выявить основные проблемы военно-политической безопасности в Арктике;
• проанализировать экономическое измерение арктической политики Королевства Дании.
Хронологические рамки исследования обозначенные как начало 21 века обусловлены тем, что национальная стратегия Королевства Дания начала полноценно формироваться в 2008 году в связи с быстро меняющимся миром. 28 мая 2008 года представители высокого уровня пяти арктических прибрежных государств встретились в Илулиссате (Гренландия) на встрече, которая станет поворотной в политической истории Арктического региона. Министерская встреча стала результатом совместной инициативы, а также приглашения датского и гренландского правительств. Принятая Илулиссаткая Декларация стала важным упреждающим ударом против растущего глобального интереса к Арктике и решимости ретерриториализовать Северный Ледовитый океан. Более того декларации придала престиж Дании и Гренландии как государству Арктического Совета. Спустя три года Королевство принимает стратегию до 2020 года, где уже учитываются новые риски и возможности, которые будут преследовать Королевство Дания в начале 21 века.
Степень разработанности темы в научной литературе. Имеющиеся работы, раскрывающие различные стороны изучаемой проблемы можно разбить следующим образом:
Работы западных исследователей - это работы Дэвида Бертмана1, Бальдур Торхальссона2, Петерсена3, которые рассматривают внешнюю политику Королевства Дания, а также какова роль малых государств в международных отношениях. Выделим также научные работы Андерса Хенриксена, Йон Рахбек-Клеменса4, где они рассматривают перспективы и вызовы датской арктической дипломатии в Вашингтоне. Стоит отметить тот факт, что Королевство Дания должно балансировать в попытке удовлетворить ожидания Гренландии и Фарерских островов с сильными пожеланиями союзников, которые стремятся к диалогу. Что касается роли китайского участия в арктической зоне Королевства Дании, то данной тематикой занимаются Дамьен Дежорж5 и Цзян И6. Стоит отметить, что Гренландия имеет важную стратегическую ценность для Китайской Народной Республики как источник важных полезных ископаемых и как плацдарм для доступа к арктическому региону. Датское правительство обеспокоено тем, что Китайская Народная Республика может оказывать влияние на острове так же как Китайская Народная Республика делает это на глобальном и региональном уровнях.
Источниковую базу диссертации составил комплекс документов на датском, английском и русском языках.
Первую группу источников образуют нормативно-правовые документы, а также международные Королевства Дания отражающие развитие процесса международного сотрудничества установленного периода. Вдобавок позволяют сложить представление о том, как имеющиеся законодательство влияет на внешнюю политику Королевства Дания.7
Вторая группа источников представлена арктическими стратегиями Королевства Дания, утвержденными на уровне Правительств сравнительный анализ которых позволяет выявить общие и специфические черты, а также создать целостную картину эволюции региональных подходов Королевства Дании.8
Третья группа источников — это материалы правительственных министерств и ведомств Королевства Дания.9
В четвертую группу входят отчеты служб военной разведки Королевства Дании, в которых можно проследить официальную линию оценки военно-политическим руководством указанных государств динамики развития безопасности, а также экономической безопасности Арктики на протяжении последних нескольких лет.10
Пятая группа включает в себя интервью, выступления политических деятелей, по актуальным вопросам развития региона.11
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Настоящая работа обладает новизной в отечественной науке о международных отношениях, поскольку она является одним из немногих русскоязычных комплексных исследований датской арктической политики. Недостаточное внимание прежде уделялось и институциональному аспекту проведения арктической стратегии Королевства Дания. Помимо этого, рассматриваемые в работе кейсы военно-политического и экономического измерения Королевства Дания в отношении других стран также редко рассматриваются в российской науке.
Практическая и теоретическая значимость работы обуславливается тем, что выводы и рекомендации работы прежде всего относятся к внешнеполитической сфере Королевства в арктическом регионе. Данная работа вносит вклад в осмысление внешнеполитических механизмов датского правительства по проблемам Арктики в 21 веке. Итоги исследования могут быть пригодны при прогнозировании политических процессов в арктическом регионе, а также работа может быть использована в организации учебного процесса по специальностям таким как «Международные отношения», «Политология», «Регионоведение».
Методологическая основа исследования. Для выявления общих и специфических характеристик в содержании арктических документов рассматриваемого государства был использован историко-сравнительный метод, где рассматриваются национальные стратегии 2008, 2011 годов. Институционально-правовой - в связи с рассмотрением нормативно-правовой базы автономии Гренландии и Фарерских островов во внешней политики Королевства Дания. Контент анализ использовался при исследовании речей политического истеблишмента Дании, Гренландии, Соединенных Штатов Америки и т.д. Также в диссертации был применен геополитический подход, метод case-study для анализа ключевых событий арктической дипломатии Королевства Дании, а также сотрудничества страны в сфере инвестиционного развития Гренландии и Фарерских островов.
Структура исследования. Структура настоящего исследования отвечает поставленным целям и задачам и включает введение, три главы, разделенные на параграфы, и заключение, в котором изложены основные выводы автора. Первая глава рассматривает концептуальные основы арктической политики Королевства Дания. В первом параграфе первой главы мы обращаемся к документу “Арктика в эпоху потрясений. Предложения по стратегии деятельности в Арктическом регионе 2008 г. Во втором параграфе первой главы мы рассматриваем Национальную стратегию Королевства в Арктике на период 2011 -2020 годы и далее сравниваем документ 2008 и 2011 годов. В третьем параграфе рассматриваем стратегию правительства в области внешней политики и политики безопасности на 20222030, где делаем акцент на арктическое измерение внешнеполитической стратегии. Вторая глава является обзором состояния безопасности Королевства Дания в Арктическом регионе на современном этапе. В первом параграфе мы рассматриваем датско- гренландское взаимодействие в данной сфере. Второй параграф посвящен мало интенсивному сотрудничеству Королевства Дания с Европейским Союзом в области безопасности в Арктике. Третья глава посвящена экономическому измерению Королевства Дания в Арктическом регионе. В первом параграфе третьей главы мы отмечаем важность и каково восприятие населения Королевства китайского присутствия в Гренландии с помощью теории секьюритизации. Во втором параграфе третьей глав мы рассмотрим торговый вектор Фарерских островов в современных реалиях.
Подводя итоги нашего исследования, необходимо кратко суммировать результаты проведённой работы. Прежде всего, необходимо ответить на поставленные во введении задачи. Предпосылки и условия стратегических подходов Королевства Дания в Арктике в начале 21 века начались с предложения сформулировать основные видения национальной арктической стратегии государства в 2008 году. Королевству Дания необходимо было определить основные направления работы по которым государство будет работать и сотрудничать в Арктическом регионе после того как Арктическая пятерка государств приняла Илулиссатскую декларацию. Автономии Королевства Дании имеют не совсем единое видение в реализации своих арктических интересов, так как у них имеются собственные документы по стратегии для Арктического региона, но нам необходимо было исследовать именно национальную стратегию Королевства Дания, где автономии и Дания имеют общие задачи Королевства в Арктическом регионе. Изучив документы 2008 и 2011 годов мы пришли к выводу, что они имеют схожие черты арктической политики Королевства Дании в Арктическом регионе. Стоить отметить что в стратегических документах довольно ясно сказано, что Гренландия и Фарерские острова острова находятся под домашним правлениям с 1948 и 1979 года. Механизмы как таковые домашнего правления постоянно модернизировались, то есть с Законом о передаче полномочий по вопросам и сферам ответственности, а также Законом о внешнеполитических полномочиях Фарерских островов от 2005 года и Законом о самоуправлении Гренландии от 2009 года. Министерство обороны Дании выступает за то, чтобы граждане Гренландии привлекались к выполнению задач вооруженных сил и участвовали во всеобщем спектре тренировок. Необходимо отметить тот факт, что в обоих стратегических документах на долю показателя туризм отводится довольно мало внимания. Королевство ставит перед собой цель усилить экономическое развитие, включая развитие туристической отрасли и подкрепления общего развития соответствующей инфраструктуры. Но не объясняет каким образом и через какие механизмы это возможно сделать. Особое внимание уделяется повышению квалификации и подготовке кадров для индустрии минеральных ресурсов, чтобы обеспечить доступ гренландцев на этот рынок труда и государство тем самым содействует этому обучению. Оба документа сосредоточены на экономическом развитии Гренландии и мягко говоря игнорируют Фарерские острова. В связи с этим мы рассмотрим Фарерские острова в экономической плоскости в третьей главе нашего исследования. Схожесть основных параметров в стратегических национальных документах наблюдается по таким параметрам как человеческое измерение, управление, безопасность, экономика, туризм, наука и образование, изменение климата, международное сотрудничество. Есть некоторые различия в том, как в двух документах рассматривается вопрос миграции. Документ 2008 года посвящен нелегальной миграции, в то время как документ стратегии 2011 года фокусируется на легальной миграции и проблемах, связанных с потенциальным увеличением трудовой миграции.
Что касается военно-политического измерения арктической политики Королевства Дания, то мы пришли к выводу что государство является единственным, которое входит в Организацию Североатлантического договора, Европейский Союз и Арктический Совет. В нынешней ситуации Соединенные Штаты Америки остаются главным внешним актором и союзником, с которым Дания и Гренландия считаются в вопросах арктической безопасности и обороны. В ближайшем будущем не будет наблюдаться изменение вектора отдаления Королевства Дания от Организации Североатлантического договора и Соединенных Штатов Америки, так как активный интерес неарктических государств на природные минеральные ресурсы Гренландии в лице Китайской Народной Республики и активная милитаризация Арктического региона со стороны Российской Федерации приведет и в дальнейшем в увеличении частоты взаимодействия Королевства Дания с военно-политическим блоком Организации Североатлантического договора, хотя это и будет влиять на окружающую среду Арктического региона, где таяние ледников в будущем может привести к климатическим последствиям не только для Королевства Дания, но и к остальным при арктическим государствам. К тому же во всех своих высказываниях американского руководства трактуется мысль о том, что деятельность и амбиции Российской Федерации и Китайской Народной Республики угрожают мирной обстановке в Арктике, а датская сторона не возражает этим высказывания, а иногда даже поддерживает данную риторику. В третьей главе мы пришли к выводу, что причины китайских инвестиций в Гренландии является политический интерес в приобретении влияния на регион. Как показывает общемировая практика, китайский капитал заходит на территорию любого государства не только из-за экономических выгод, но и затем чтобы хоть каким то образом влиять на политическую обстановку в стране, хотя это явно не выражается. Датское правительство ссылаясь на разведданные оценили риски, которые могут появиться в связи с покупкой заброшенной военной базой Китайской Народной Республикой. Решение отказа привлечение иностранцев к покупке было встречено с умеренной неприязнью гренландским самоуправлением, которое не проявило никакой оппозиции. Собственно правительство Гренландии рассматривало это вмешательство не только как упущенную возможность, поскольку на протяжении многих лет Гренландия активно работала над привлечением иностранных инвестиций, в том числе китайских, но и как вопрос между правительствами Дании и Гренландии. Происходит конфликт интересов и тем самым мнения датского и гренландского правительств не совпадают друг с другом. Официально датское правительство не может вмешиваться в инвестиционные проекты в Гренландии, если они рассматриваются как чисто экономические соглашения. Но важно подчеркнуть тот факт, что оно может вмешаться, если возникнут вопросы безопасности. Поэтому через теорию секьюритизации разработанной Оле Вевером и Барри Бузаном мы пришли к выводу, что датское правительство ведет себя как секьюритизирующий актор и пытается убедить все Королевство Дания, включая гренландских политиков и население, что инвестиции китайских компаний в Гренландию, если они будут приняты, будут угрожать экономике острова, поскольку долговое бремя в результате соглашения может привести гренландскую экономику в долговую ловушку и скорее всего Гренландия даже может оказаться под политическим влиянием Китайской Народной Республикой. В заключительном параграфе третьей главы под названием “Торговый вектор Фарерских остров” выяснилось, что Фарерские острова уже давно стремятся к развитию более прочных и целенаправленных отношений с Соединенными Штатами Америки, так как Европейский Союз не проявляет должного внимания в данной сфере. Стоит отметить, что даже после того как начался украинский кризис в 2014 году, Фарерские острова вопреки санкционной политики Европейского Союза увеличили поставки рыбной продукции в Российскую Федерацию. Суммируя все вышесказанное можно прийти к общему заключению и сказать, что арктическая стратегия Королевства Дании в 21 веке будет работать и в дальнейшем над задачей превращения Арктики в зону низкого напряжения. Это является как самоцелью, так и необходимым условием для устойчивого экономического и социального развития на благо народов Арктики.
ИСТОЧНИКИ
Нормативно-правовые документы
Закон о самоуправлении Гренландии был предоставлен Гренландии 21 июня 2009 года (Закон № 473 от 12 июня 2009 года) и явился расширением полномочий, предусмотренных Законом о внутреннем самоуправлении 1979 года (Закон № 577 от 29 ноября 1978 года): [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail7p lang=en&p isn=110442&p count=23&p classi fication=01#:~:text=The%20Act%20on%20Greenland%20Self,577%20of%2029%20November %201978) (дата обращения 15.02.2022)
Закон о самоуправлении Гренландии (№ 577): [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail7p lang=en&p isn=110442&p count=13&p classi fication=01 (дата обращения 14.02.2022)
Итиллекская декларация 2003 года: [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.world-autonomies.info/tas/Greenland/index.html (дата обращения 11.02.2022)
Новый закон о предотвращении опасных приобретений в Дании и давление со стороны таких стран, как Китай: [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://politiken.dk/indland/art6850533/Ny-lov-skal-forhindre-farlige-opk0b-i-Danmark-og- pression-fra-lande-som-Kina (дата обращения 22.04.2022)
Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Правительством Фарерских островов был подписан 23 августа 2018 года: [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/en/nae/news/Pages/13-11-2019- 6.aspx (дата обращения 21.04.2022)
Парламентский закон № 6 от 5 декабря 2008 года о Фонде минеральных ресурсов Гренландии: [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://nmbu.brage.unit.no/nmbuxmlui/bitstream/handle/11250/283303/Masteroppgave%20De% 20Rosa.pdf?sequence= 1 &isAllowed=y (дата обращения 19.02.2022)
Статья № 5 Устава НАТО: [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics 110496.htm?selectedLocale=ru (дата обращения 11.02.2022)
Соглашение о внесении изменений и дополнений в Соглашение об обороне Гренландии 1951 года: [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://2001-2009.state.gov/p/eur/rls/or/35269.htm (дата обращения 07.02.2022)
Соглашение о рыболовстве между Европейским экономическим сообществом, правительством Дании и правительством Фарерских островов 1971: [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/0036f374-4788-42c3- 8434-efdd47fb1e50/language-e (дата обращения 03.05.2022)
Defense of Greenland: Agreement Between the United States and the Kingdom of Denmark, April 27, 1951: [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://avalon.law.yale.edu/20th century/den001.asp#1 (дата обращения 11.03.2022)
EU General Budget 2010: [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://eur- lex.europa.eu/budget/www/index-en.htm (дата обращения 02.05.2022)
The Ilulissat Declaration / The Arctic Governance Project: [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.arcticgovernance.org/the-ilulissat-declaration.4872424.html (дата обращения: 16.03.2022)
United Nations Convention on the Law of the Sea: [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://treaties.un.org/pages/ViewDetailsIII.aspx?src=TREATY&mtdsg no=XXI- 6&chapter=21&Temp=mtdsg3&clang=en (дата обращения 16.02.2022)
Материалы правительственных министерств и ведомств Королевства Дания
Арктика в эпоху потрясений. Предложение Стратегии деятельности в Арктическом регионе. 2008 (стр.7): [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.ft.dk/samling/20091/almdel/NPA/bilag/18/827503.pdf (дата обращения 07.02.2022)
Дания, Гренландия и Фарерские острова: Стратегия Королевства Дания для Арктики 2011-2020. Копенгаген: Министерство иностранных дел (МИД); Нуук: Департамент иностранных дел; Турсхавн (стр. 9): [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://um.dk/en/foreign-policy/the-arctic (дата обращения 27.03.2022)
...