Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевая специфика объяснения как типа текста онлайн-лекции по экономике: коммуникативно-прагматический аспект

Работа №127083

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы159
Год сдачи2022
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОНЛАЙН-ЛЕКЦИИ В КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 8
1.1 Онлайн-лекция: коммуникативно-речевой статус, основные характеристики и подходы к изучению 8
1.1.1 Онлайн-лекция как жанр научно-популярного и научно-учебного стиля 8
1.1.2 Принципы изучения речевой организации лекции 16
1.2 Речевая структура онлайн-лекции 20
1.2.1 Онлайн-лекция с точки зрения ее композиционной структуры. Презентация как структурная часть онлайн-лекции 20
1.2.2 Типы текстов, участвующие в речевой организации онлайн-лекции 25
1.3 Объяснение как функционально-смысловой тип речи 27
1.3.1 Коммуникативно-семантические типы объяснения 27
1.3.2 Стратегии и тактики объяснения 34
1.3.3 Поликодовый тип текста-объяснения 39
ВЫВОДЫ по первой главе 42
Глава 2. РЕЧЕВАЯ СПЕЦИФИКА ОБЪЯСНЕНИЯ КАК ТИПА ТЕКСТА ОНЛАЙН- ЛЕКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ 46
2.1 Сравнительный анализ типов объяснения в онлайн-лекциях для массовой аудитории и для будущих специалистов 46
2.1.1 Общая характеристика использования типов объяснений (количественный анализ) 46
2.1.2 Объяснение — квалификация объекта (Что такое N?) 49
2.1.3 Объяснение — качественная характеристика (Каков N?) 59
2.1.4 Объяснение — демонстрация процесса (Каковы механизмы действия N?) 65
2.1.5 Объяснение — демонстрация связей и отношений (обусловленность явлений) 73
2.1.5.1 Демонстрация причин (Почему возникает N?) 73
2.1.5.2 Объяснение-демонстрация следствий (К каким последствиям приводит N?) 80
2.1.6 Объяснение функций (Для чего служит N?) 88
2.2 Презентация как структурная часть онлайн-лекции. Связь между типом объяснения и сопровождающей его презентацией 94
2.3 Стратегии и тактики объяснения в онлайн-лекции специалистам и широкой аудитории 99
ВЫВОДЫ по второй главе 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
Список используемой литературы 109
Приложение 1. Список проанализированных онлайн-лекций 118
Приложение 2. Языковые маркеры и примеры их использования в каждом типе объяснении 122
Приложение 3. Типы презентаций в онлайн-лекции по экономике 138
Приложение 4. Расшифровка онлайн-лекции для специалистов 146
Приложение 5. Расшифровка онлайн-лекции для неспециалистов 151

Понятие «онлайн - обучение» возникло благодаря типу коммуникативной деятельности - общению в Интернете в режиме реального времени.
Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с компьютером, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр.
Ситуация с пандемией коронавируса привела к тому, что многие очные формы обучения стали переходить в дистанционные формы, а также в режим онлайн, в связи с чем данная тема очень востребована.
Онлайн-лекции имеют свои особенности и в контенте, и в форме, и при этом они должны иметь классическую специфику доказательства, рассуждения, объяснения, в связи с чем исследование, цель которого - анализ речевой специфики объяснения как типа текста онлайн-лекции, является актуальным.
Жанр лекции уже стал объектом исследования ряда работ: «Интернет - лекция как особый жанр» [Матяшевская 2020], «Жанр лекции в учебно-научном дискурсе» [Таланина 2021], «Особенности речевой организации публичной лекции в формате массмедиа» [Нагиева 2016]. Научная новизна данной работы определяется тем, что впервые как самостоятельный объект лингвистического описания рассматривается онлайн-лекция по экономике, новизну определяет и впервые привлекаемый к анализу материл онлайн- лекция в формате видео, адресованной массовой аудитории.
Объектом исследования является объяснение как типа текста онлайн- лекции.
Предметом исследования являются речевые средства создания объяснения в коммуникативно-прагматическом аспекте.
Материал исследования : 10 онлайн-лекций по экономике для не экономистов (каждая лекция от 10 до 15 минут); 10 онлайн-лекций по экономике для экономистов (каждая лекция от 10 до 15 минут).
Гипотеза исследования - объяснение как тип текста онлайн-лекции обладает своей спецификой в зависимости от адресата: массовой аудитории или специалистов (экономистов). Анализ характера объяснения как типа текста для специалистов и неспециалистов позволит выявить его языковую специфику.
Целью работы является выявление языковой специфики объяснения в онлайн-лекции экономической тематики, направленной будущим специалистам и широкой аудитории.
Для достижения цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать онлайн-лекцию как жанр научно-популярного стиля;
2) сформулировать речевые особенности научно-популярной лекции;
3) проанализировать онлайн-лекцию с точки зрения ее композиционной структуры, а также дать характеристику презентации как структурной части онлайн-лекции;
4) исследовать типы текстов, участвующих в речевой организации онлайн-лекции;
5) охарактеризовать как функционально-семантический тип речи коммуникативно-семантические типы объяснения; стратегии и тактики объяснения; проанализировать поли кодовый тип текста-объяснения.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, полученные в процессе анализа речевой специфики объяснения онлайн-лекции, углубляют представления о роли адресата в дистанционном общении; вносят вклад в изучение специфики объяснения в учебно-научном дискурсе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Объяснение в онлайн-лекций по экономике имеет свою специфику в зависимости от типа адресата. Для лекций неспециалистам характерны такие типы объяснения, как «Объяснение—квалификация объекта» и «Объяснение—демонстрация следствий». Для лекций специалистам характерны «Объяснение—демонстрация процесса», «Объяснение функций» и «Объяснение— квалификация объекта».
2. Каждый тип объяснения имеет характерные способы объяснения и особые языковые маркеры. Так, для объяснения-квалификации объекта для неспециалистов - это «что такое», «мы поговорим об/про/о том» и «то есть»; для специалистов - «то есть», «что такое» и «поэтому». Для объяснения- качественная характеристика для неспециалистов и специалистов - «то есть». Для объяснения— демонстрация процесса для специалистов и неспециалистов - союз «если». Для объяснения — демонстрация причин для специалистов - «то есть», для неспециалистов «то есть» «ведь». Маркерами объяснения — демонстрация следствий для специалистов и неспециалистов являются - «потому что», «поэтому», «то есть», «в результате чего». Объяснение функции для специалистов и неспециалистов имеют общие маркеры - «для того чтобы», «то есть», «позволяет делать...что». Самый частотный языковый для каждого объяснения это - «то есть».
3. Презентации как структурная часть онлайн-лекции имеют свои особенности в зависимости от адресата. Для неспециалистов презентация оформляются в научно-популярном стиле, в том числе используются интересные иллюстрации, таблицы, график, диаграмма и т. п. Для специалистов презентация информативнее и лаконичнее, используется научный стиль, презентация похожа на конспект лекции, в большинстве случаев составляется в виде текста.
4. Все тактики, которые лектор использует в онлайн-лекции, используются, во-первых, для того чтобы подчеркивать важную информацию, во-вторых, для того чтобы привлечь внимание слушателей, в-третьих, для того чтобы снижать трудность восприятия информации для слушателей. Выявлены следующие типичные тактики объяснения в онлайн-лекциях по экономике: тактика диалогизация, тактика эмоционального воздействия, тактика создания контакта со слушателем, тактика повтора, тактика сопоставления, тактика информационного развертывания.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания русского как иностранного при обучении устному и письменному научному и учебно-научному общению. Выявленные модели объяснения в онлайн-лекции могут использоваться на уроках РКИ при дистанционном и традиционном обучении. Данное исследование может помочь учащимся лучше понять значение адресата.
Методами исследования послужили методы наблюдения и дискурсивного анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, пяти Приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена выявлению языковой специфики объяснения в онлайн-лекции экономической тематики, направленной специалистам и неспециалистам.
Мы рассматриваем онлайн-лекцию как жанр научно-популярного и научно-учебного стиля. В основу исследования было положено предположение о влиянии типа адресата (будущий специалист или широкая аудитория) на характер объяснения в лекции экономической тематики. Данная гипотеза нашла свое подтверждение в ходе исследования.
Опираясь на классификацию типов объяснения, предложенную И.М. Вознесенской, - объяснение — квалификация объекта, объяснение — качественная характеристика, объяснение — демонстрация процесса, объяснение — демонстрация связей и отношений (демонстрация причин, демонстрация следствий), объяснение функций - мы выявили языковые особенности развертывания каждого из типов объяснения в лекциях для специалистов и неспециалистов.
Результат анализа показал, что основное отличие объяснения для специалистов и неспециалистов - это объем и характер объяснения, что проявляется в различии типов информационных структур объяснения, способах объяснения и тактиках объяснения. Отличается и характер презентаций, сопровождающих объяснения в лекциях для специалистов и неспециалистов: для специалистов презентация более информативна и лаконична, а для неспециалистов - более наглядна.
Таким образом, можно заключить, что цель нашего исследования достигнута, мы выявили языковую специфику объяснения в онлайн-лекции. Также мы доказали нашу гипотезу, лектор в большинстве случаев использует разные языковые средства в зависимости от адресата: специалистов и неспециалистов. Отметим, что у каждого лектора имеется своя индивидуальная специфика объяснения, но ограниченный материал не позволяет выявить индивидуальные закономерности. Вопрос индивидуальных тактик объяснения требует дальнейшего изучения.


1. Анохина В. С. Стратегии и тактики коммуникативного поведения в малой социальной группе(семье) / В. С. Анохина // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2008. - № 3. - С. 64-71.
2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студентов фак. иностр. языков вузов / Е. Е. Аносимова- М.: ТЕЗАРУС, 2013. - 75 с.
3. Алексеева М. А. Применение презентаций в процессе чтения лекций по математическим дисциплинам в профильных вузах атомной отрасли / М. А. Алексеева // Глобальная ядерная безопасность. — 2014. - № 4(13). - С. 113­116.
4. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - 136 с.
5. Баженова Е. А., Котюрова М. П. Текст // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. / Под ред. М. Н. Кожиной. - Москва: Флинта, Наука, 2006. - С. 528-533.
6. Вейзе А. А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учебное пособие / А. А. Вейзе - Москва: Высшая школа, 1985. - 176 с.
7. Василина В. Н. Понятия стратегии и тактики в прагмалингвистике / В. Н. Василина // Вестник МГЛУ. Серия 1. Филология. — 2006. - № 1 (21). - С. 28-37.
8. Вознесенская И. М. Текст-объяснение: семантические модели и языковые средства их оформления / И. М. Вознесенская // ХШ конгресс мапрял. — 2015. - С. 70-75.
9. Вознесенская И. М., Гончар И. А., Колесова Д. В., Попова Т. И., Реброва И. В., Рогова К. А., Хорохордина О. В., Шкурина Н. В. Функционально-смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания / Под.ред. К. А. Роговой. СПб.: Златоуст, 2017-320 с.
10. Вознесенская И. М. Прагматика объяснения (выразительные средства в научно-популярных текстах) / И. М. Вознесенская // Филологический класс. — 2015. - № 2(40). - С. 15-19.
11. Ворошилова М. В. Креолизованный текст: аспекты изучения / М. В. Ворошилова // Политическая лингвистика. — 2007. - № 1(21). - С. 75-80
12. Вашунина И. В. Обобщение экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов / И. В. Вашунина // Вестн. Тамбовского гос. ун-та. — 2008. - № 6 (62). - С. 81-83.
13. Гальперин П. Я. Введение в психологию / П. Я. Галаперин. - Москва, 1976.- 119 с.
14. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - Москва: Астрель, 2005. - 46 с.
15. Грибан О. Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций / О. Н. Грибан // Историко педагогические чтения. — 2016. - № 3. - С. 23-31.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ