ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСМЫСЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТРАВМЫ И ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 7
1.1. О национальной идентичности 7
1.2. Постколониальная теория 9
1.3. Опыт Советского Союза 15
1.4. Формирование национальной идентичности на территории Северного
Кавказа 17
1.5. Деколониальниальные исследования на постсоветском пространстве 19
1.6. О коллективной травме 23
1.7. О роли государства и политике памяти 29
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТРАВМЫ И ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСКУССТВЕ НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖНИКОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 35
2.1. Коллективная травма и идентичность в контексте искусства 35
2.2. Аслан Гойсум 39
2.3. Шамиль Ахмед 41
2.4. Таус Махачева 43
2.5. Анна Кабисова 46
2.6. Милана Халилова 48
2.7. Руслан Мазлоев 50
2.8. Зак Кахадо 52
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ ВТОРОЙ ДЕКАДЫ XXI ВЕКА В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА КАВКАЗА 57
3.1. Биеннале трудного наследия и Международная биеннале современного искусства Кавказа 57
3.2. О кураторах 58
3.3. О проектах 59
3.4. О кураторском подходе 63
3.5. О локациях 66
3.6. О работах художников 68
3.7. Выводы сравнительного анализа проектов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ
Искусство играет значимую роль в том, как сообщества взаимодействуют с прошлым. Оно способствует осознанию и переосмыслению исторических событий, особенно тех, которые имели трагический или травматический характер. Искусство также служит средством формирования и сохранения культурной памяти, а на основе этой памяти создает образы настоящего и будущего.
Кавказ является регионом с богатой и сложной историей, который испытал коллективные травмы в виде конфликтов, войн, принудительной миграции и геноцида. Во втором десятилетии XXI века осмысление этих травм и поиск национальной идентичности становятся особенно актуальными в контексте постконфликтной реконструкции и искусственного выражения своего национального самосознания. Современные художники Кавказа активно исследуют и воплощают темы коллективной травмы и национальной идентичности в своих работах. Исследование этой практики позволит выявить различные художественные стратегии и эстетические подходы, используемые художниками.
Объект выпускной квалификационной работы: Современное искусство Кавказа во втором десятилетии XXI века.
Предмет выпускной квалификационной работы: Процесс осмысления коллективной травмы и поиск национальной идентичности в работах художников Кавказа во втором десятилетии XXI века
Цель работы заключается в исследовании процессов осмысления коллективной травмы и поиска национальной идентичности в современном искусстве Кавказа во втором десятилетии XXI века, а также в раскрытии взаимосвязей между коллективной травмой, идентичностью и современным искусством на Кавказе.
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературы и существующих исследований, посвященных коллективной травме и поиску идентичности.
2. Проанализировать работы художников и художественные проекты, которые осмысляют коллективную травму и способствуют поиску национальной идентичности.
3. Выявить основные тематические и художественные подходы, используемые художниками для осмысления и репрезентации коллективной травмы и поиска национальной идентичности.
4. Сформулировать выводы и рекомендации по развитию искусства Кавказа в контексте осмысления коллективной травмы и поиска национальной идентичности.
Результаты исследования помогут более глубоко понять процессы осмысления коллективной травмы и формирования национальной идентичности в современном искусстве Кавказа.
Теоретическая база исследования основана на трудах Александра Эткинда, Мадины Тлостановой, Эдварда Саида, Амирана Урушадзе, Алейды Ассман.
Методы исследования: анализ художественных произведений, критический обзор литературы по теме исследования, сравнительный анализ художественных проектов.
Научная новизна: данное исследование расширило знания в области искусства, коллективной травмы и идентичности в контексте Северного Кавказа, внесло вклад в академические исследования, связанные с культурными травмами и процессами формирования идентичности в современном искусстве. а также позволило заполнить пробелы в исследованиях искусства Кавказа и предложить новые подходы к анализу и интерпретации художественных работ.
Практическая значимость: данное исследование поможет художникам, кураторам и другим деятелям искусства на Кавказе лучше понять и применять эстетические и художественные подходы к осмыслению коллективной травмы и поиску национальной идентичности, способствует формированию общественного диалога и осознанного обсуждения травматического наследия, что может помочь в преодолении трагических последствий прошлого, и вдохновит новые проекты и исследования, направленные на развитие искусства Кавказа и его взаимодействие с историческим и социокультурным контекстом.
База исследования: художественные работы Аслана Гойсума, Шамиля Ахмеда, Таус Махачевой, Анны Кабисовой, Миланы Халиловой, Руслана Мазлоева и Зака Кахадо, а также Биеннале трудного наследия и Международная биеннале современного искусства Кавказа.
Выполнение данной выпускной квалификационной работы позволит глубже проникнуть в процессы осмысления коллективной травмы и поиска национальной идентичности в современном искусстве Кавказа во втором десятилетии XXI века. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в практике искусства и в дальнейших научных исследованиях, способствуя развитию и продвижению культурного наследия Кавказа.
Объем и структура работы: исследование состоит из работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 55 наименование, изложена на 101 страницах машинописного текста и содержит 14 рисунков.
В данной выпускной квалификационной работе было проведено исследование процессов осмысления коллективной травмы и поиска национальной идентичности в современном искусстве Северного Кавказа во втором десятилетии XXI века. Целью работы было исследовать творческие подходы и художественные выражения художников, которые репрезентируют и перерабатывают травматические события истории Кавказа, а также стремятся к поиску и укреплению национальной идентичности.
На протяжении истории Северного Кавказа этот регион испытал серию травматических событий, которые оставили глубокий след в его культуре и коллективной памяти. Однако художники Таус Махачева, Анна Кабисова, Шамиль Ахмед, Руслан Мазлоев, Милана Халилова, Аслан Гойсум и Зак Кахадо решительно стремятся осмыслить этот опыт через искусство. В своих работах они придают видимость травме и вызывают общественный диалог, чтобы помочь преодолеть трагические последствия прошлого.
Современное искусство становится одним из немногих доступных и легитимных способов взглянуть на темы культурной травмы и поиска национальной идентичности, позволяющих глубоко и чутко исследовать их. Искусство способно превратить личные травматические воспоминания в общественные и культурные факты: через выражение неописуемого страдания возникает возможность идентификации и сопереживания. В то же время оно помогает разделить культурную травму между ее носителями и не носителями, способствуя изменению коммеморативной перспективы и преодолению асимметрии памяти, которая причиняет боль. Чтобы преодолеть асимметрию памяти, необходимо строить общую инклюзивную память, которая отражает страдания обеих сторон и создает возможность примирения. Это возможно только через сопереживание и признание чужих страданий. В третьей главе будет проведен анализ двух крупных проектов второго десятилетия XXI века, посвященных темам осмысления культурной травмы, преодоления трудного наследия и поиска национальной идентичности.
В процессе исследования были выявлены различные художественные практики и форматы, используемые художниками Кавказа, включая живопись, инсталляции, фотографию и перформанс. Анализ конкретных произведений и творческого подхода художников позволил раскрыть их особенности, мотивацию и взаимодействие с обществом и аудиторией.
В ходе работы над исследованием был проведен обзор литературы и существующих исследований, посвященных коллективной травме и поиску идентичности и были проанализированы работы художников и художественные проекты, которые осмысляют коллективную травму и способствуют поиску национальной идентичности. Кроме того, были выявлены основные тематические и художественные подходы, используемые художниками для осмысления и репрезентации коллективной травмы и поиска национальной идентичности, и сформулированы выводы и рекомендации по развитию искусства Кавказа в контексте осмысления коллективной травмы и поиска национальной идентичности.
Результаты исследования подтвердили актуальность изучения темы осмысления коллективной травмы и поиска национальной идентичности через современное искусство Кавказа. Художники Кавказа, используя художественные стратегии, вносят значительный вклад в процесс преодоления травматических событий прошлого и конструирования новой национальной идентичности.
Это исследование имеет важное значение не только в академической среде, но и для художественного сообщества и общества в целом. Оно расширяет наше понимание влияния современного искусства на формирование и сохранение культурной памяти, а также на процесс преодоления коллективной травмы. Работа подчеркивает важность художественного выражения и общественного диалога в создании новых образов настоящего и будущего. Художники своими произведениями вызывают общественный диалог, стимулируют рефлексию и создают возможность переосмысления исторических событий. Они придают видимость травме, выражают сложные эмоции и создают платформу для общественного осмысления травматичных событий.
1. «Мы родные братья и сестры». Почему американский художник решил
устроить выставку в Осетии [Электронный ресурс] : Sputnik Южная Осетия. URL: https://sputnik-ossetia.ru/20220210/my-rodnye-bratya-i-sestry-pochemu-
amerikanskiy-khudozhnik-reshil-ustroit-vystavku-v-osetii-15468828.html (дата
обращения: 28.04.2023).
2. «Облако, зацепившееся за гору». Персональная выставка Таус Махачевой. [Электронный ресурс] : сайт Московского музея современного искусства.
URL:https://mmoma.ru/exhibitions/petrovka25/oblako_zacepivsheesya_za_goru_br_ personalnaya_vystavka_taus_mahachevoj/ (дата обращения: 24.04.2023).
3. «Творчество считают чем-то несерьезным, поэтому доверяют его
женщинам». Художницы Кавказа об искусстве в регионе // Forbes : Оетевое издание «forbes.ru». URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/386491-tvorchestvo- schitayut-chem-nesereznym-poetomu-doveryayut-ego-zhenshchinam (дата
обращения: 06.05.2023).
4. «Трагедия в углу»: арт-путеводитель по России // mosmuseum.ru:
официальный сайт Музея Москвы. URL:
https://mosmuseum.ru/exhibitions/p/tragediya-v-uglu/(дата обращения: 25.04.2023).
5. Anzaldua G. Borderlands/La Frontera: The New Mestiza. - San Francisco: Aunt Lute Books, 1999. - 260 с.
6. Bhabha H. The Location of Culture. - 2nd изд. - New York: Routledge, 2004. - 408 с.
http://noev-kovcheg.ru/mag/2008-11/1420.html
7. Александер Дж. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал. - 2012. - №3. - С. 6-40.
8. Анна Кабисова. [Электронный ресурс] : Alanica Fest / Официальный сайт фестиваля Alanica URL: https://alanicafest.art/ru/artist/anna-kabisova(дата обращения: 25.04.2023).
9. Анонс II Международной биеннале современного искусства Кавказа. [Электронный ресурс] : Официальный сайт Центра дизайна Artplay. URL: https: //artplay .ru/index.php/events/ii-mezhdunarodnaya-biennale-sovremennogo- iskusstva-kavkaza.html (дата обращения: 03.05.2023).
10. Антон Вальковский. [Электронный ресурс] : Теории и практики /
Биография Антона Вальковского. URL:
https://theoryandpractice.ru/presenters/46431-anton-valkovskiy/seminars (дата
обращения: 30.04.2023).
11. Аслан Гойсум. [Электронный ресурс] : Arteex.ru/ Биография Аслана
Гойсума. URL: https://arteex.ru/artists/gajsumov-aslan(дата обращения:
23.04.2023).
12. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика / пер. Хлебников Б. - 3-е изд. - М.: Новое литературное обозрение, 2023. - 328 с.
13. Ассман А. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 363 с.
14. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. Отрывок из книги // Сноб URL: https://snob.ru/selected/entry/104605/(дата обращения: 16.02.2023).
15. Башир Борлаков. [Электронный ресурс] : Официальный сайт премии
Кандинского URL: http://www.kandinsky-prize.ru/bashir-borlakov/(дата
обращения: 03.05.2023).
16. Биеннале трудного наследия. [Электронный ресурс] : Издательство «Горизонталь» / Каталог Биеннале трудного наследия. URL: https://horizontal.pub/books/difficult-heritage(дата обращения: 03.05.2023).
17. Биеннале трудного наследия [Электронный ресурс] : Официальный сайт Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова. URL: https://mashkovmuseum.ru/sobyitiya/sobyitiya-base/biennale-trudnogo-naslediya(дата обращения: 30.04.2023).
18. Брубейкер Р.Этничность без групп / пер. с англ. И. Борисовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.
19. Ермолов А. П. Кавказские письма: 1816-1860. СПб.: Звезда, 2014. - 834 с.
20. Жители Чечни требуют ликвидировать памятник Ермолову в Ставропольском крае [Электронный ресурс] : Кавказский узел. 2008. 20 окт. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/143104/(дато обращения: 01.04.2023).
21. Заира Астемирова/ [Электронный ресурс] : Официальный сайт
Международной биеннале современного искусства Кавказа. URL: http://caucasianbiennale.ru/zastemirova(дата обращения: 30.04.2023).
22. Зак Кахадо. Существование-со-Существование [Электронный ресурс] :
сайт Московского музея современного искусства. URL:
https://mmoma.ru/exhibitions/petrovka25/zak_kahado_suwestvovaniesocuwestvovani e/ (дата обращения: 25.04.2023).
23. Иваницкая А. «Одна на всех», или что такое коллективная память.
[Электронный ресурс] : Теории и практики. URL:
https://theoryandpractice.ru/posts/8258-madina-tlostanova-o-dekolonialnom-povorote(дата обращения: 18.04.2023).
24. Интервью с Анной Кабисовой в рамках документации Биеннале
трудного наследия. [Электронный ресурс] : Официальный канал Биеннале трудного наследия на Youtube URL: https://youtu.be/RHhEqmCSju0(дата обращения: 25.04.2023).
25. Каталог I Международной биеннале современного искусства Кавказа
«В поисках идентичности». [Электронный ресурс] : URL:
https://telegra.ph/Zayavlenie-kuratora-12-17(дата обращения: 01.05.2023).
26. Кураторское высказывание Антона Вальковского. [Электронный
ресурс] : Официальный канал Телеграм Биеннале трудного наследия. URL:
https://telegra.ph/Zayavlenie-kuratora-12-17(дата обращения: 30.04.2023).
27. Маффесоли М. Околдованность миром, или Божественное социальное // СОЦИО-ЛОГОС. - 1991. - С. 274-283.
28. Милана Халилова. [Электронный ресурс] : II Международная
биеннале современного искусства Кавказа URL:
http://caucasianbiennale.ru/milanakhalilova(дата обращения: 26.04.2023).
29. Милана Халилова «Плач». [Электронный ресурс] : Официальный
канал Телеграм Биеннале трудного наследия URL: https://telegra.ph/Milana- Khalilova-Cry-12-20(дата обращения: 03.05.2023).
Мкртчян Л. Памятник генералу Ермолову в Минводах. [Электронный ресурс] : Ноев ковчег. 2008. N° 11. URL: http://noev-kovcheg.ru/mag/2008-11/1420.html(дата обращения: 01.04.2023)
30. Муса Гайворонский «Ядра Ахульго». [Электронный ресурс] :
Официальный канал Телеграм Биеннале трудного наследия. URL: https://telegra.ph/Musa-Gaivoronsky-Cannonballs-of-Akhoulgo-01-15 (дата
обращения: 06.05.2023).
31. Новые имена: плетеные панно Руслана Мазлоева. [Электронный
ресурс] : My Decor. URL: https://mydecor.ru/heroes/design/novye-imena-pletenye-
panno-ruslana-mazloeva/ (дата обращения: 26.04.2023).
32. Обзор выставки Таус Махачевой «Поддерживающие действия». [Электронный ресурс] : Aroundart. URL: http://aroundart.org/2010/12/03/obzor-vy-
stavki-taus-mahachevoj -podderzhivayushhie-dej stviya/ (дата обращения:
24.04.2023).
33. Официальный сайт Международной биеннале современного искусства
Кавказа URL: http://caucasianbiennale.ru/zastemirova(дата обращения:
02.05.2023).
34. Руслан Мазлоев. [Электронный ресурс] : Электронная энциклопедия
«Имена Кавказа». URL:
https://imenakavkaza.ru/biographii/mazloev_ruslan_zamirovich/(дата обращения: 26.04.2023).
35. Русско-Кавказская война 1763-1864гг. - забытая трагедия.
[Электронный ресурс] : Адыгэ Хэку. URL:
https://aheku.net/articles/russian/istoriya-adyigov/419(дата обращения: 28.03.2023).
36. Саид Э. Ориентализм. - М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. - 560 с.
37. Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания / пер. Голышева В. - М.: Совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem, 2013. - 210 с.
38. Стыдно быть человеком. Как искусство помогает переосмыслить
травмы прошлого. [Электронный ресурс] : Kiozk. URL:
https://kiozk.ru/article/stydno-byt-celovekom-kak-iskusstvo-pomogaet-pereosmyslit- travmy-proslogo(дата обращения: 23.04.2023).
39. Таус Махачева. [Электронный ресурс] : Артгид. URL:
https://artguide.com/people/2827(дата обращения: 24.04.2023).
40. Таус Махачева «Гамсутль». [Электронный ресурс] : Биеннале трудного
наследия. URL: https://telegra.ph/Taus-Makhacheva-Gamsutl-01-15 (дата
обращения: 24.04.2023).
41. Тлостанова М. Деколониальность бытия, знания и ощущения. - 1 изд. - Алматы: Издательство Центра Современной Культуры «Целинный», 2020. - 192 с.
42. Тлостанова М. «Колониальность переживет колониализм».
[Электронный ресурс] : Теории и практики. URL:
https://theoryandpractice.ru/posts/8258-madina-tlostanova-o-dekolonialnom-povorote(дата обращения: 16.04.2023).
43. Тлостанова М. Постколониальный удел и деколониальный выбор:
постсоциалистическая медиация. [Электронный ресурс] : Новое литературное обозрение. URL:
https://www.nlobooks.rU/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/161_nlo_1_2020/a rticle/21972/ (дата обращения: 15.04.2023).
44. Тлостанова М. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века: дис. д-р. филологических наук наук: 10.01.05. - М., 2000. - 353 с.
45. Трудное наследие: заброшенный ЦУМ Волгограда сделали площадкой биеннале современного искусства. [Электронный ресурс] : V1.RU. URL: https://v1.ru/text/culture/2021/11/22/70269065/(дата обращения: 01.05.2023).
46. Урушадзе А. Память полураспада: Кавказская война в этнических коммеморациях и большом нарративе // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. - С. 250-279.
47. Фанон Ф. Черная кожа, белые маски / пер. с франц. Дмитрия Тимофеева. - М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. - 224 с.
48. Фукуяма Ф. Идентичность. Стремление к признанию и политика неприятия. - 1-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 250 с.
49. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти./ пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина - М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.
50. Хирш М. Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста / пер. Эппле Н. - М.: Новое издательство, 2021. - 428 с.
51. Черкесский вопрос в Сочи: Столица Олимпиады или земля геноцида? [Электронный ресурс] : Кавказский узел. 2014. 24 мар. URL: http://www.kavkaz- uzel.ev/articles/238010/(дата обращения:
52. Шамиль Ахмед «Не хочу быть журавлем». [Электронный ресурс] :
Официальный канал Телеграм Биеннале трудного наследия. URL: https://telegra.ph/Shamil-Ahmed-I-Dont-Want-to-Be-a-Crane-01-11 (дата
обращения: 05.05.2023).
53. Шамиль Ахмед. [Электронный ресурс] : Артгид. URL:
https://artguide.com/people/3699(дата обращения: 23.04.2023).
54. Шерстью и кровью. [Электронный ресурс] : Это Кавказ. URL: https://etokavkaz.ru/sovremennoe-iskusstvo/sherstyu-i-krovyu(дата обращения: 26.04.2023).
55. Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. - М.: Новое литературное обозрение, 2021. - 448 с.