Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экранизация южнокорейской прозы периода индустриализации (1960-1980-х гг.) в кинематографе Республики Корея

Работа №127047

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы82
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава №1 - Исторический контекст 10
Глава №2 - «Мячик, подброшенный карликом вверх» 22
2.1 Цикл рассказов «Мячик, подброшенный карликом вверх» 22
2.2. «Мячик, подброшенный карликом вверх» - экранизация 44
Глава №3 - Дорога в Сампхо 49
3.1. Рассказ «Дорога в Сампхо» 49
3.2. «Дорога в Сампхо» - экранизация 56
Заключение 67
Библиография 69
Приложения 80

Тема индустриализации Южной Кореи 1960-1980-х годов пользуется немалой популярностью в литературе Республики Корея. Это легко объясняется тем, что отношение к событиям в Корее 1 того времени противоречиво, и события данного исторического периода остаются предметом общественных и политических дебатов. Для одних те события — это гигантский скачок вперед для страны, которая ранее не играла никакой роли в международных делах, для других - это становление военной диктатуры, отсутствие демократических прав и ничем не сдерживаемая власть финансового капитала.
Вопрос об осмыслении событий того времени в литературе и то, как потом литературные первоисточники перекладываются в киноадаптации, заслуживает детального рассмотрения, поскольку корейское общество по- прежнему помнит о тех событиях, а кино является частью «мягкой силы», то есть способно делать свою культуру привлекательной и транслировать точку зрения по историческим, социальным и культурным вопросам. Хочется заранее отметить, что фильмы, о которых в дальнейшем пойдет речь, не являются точным отражением исторических событий.
Ключевыми вопросами, поднимаемыми в работе, являются следующие:
1) Каким образом южнокорейские литераторы отображали в своих произведениях происходящие процессы индустриализации;
2) Какие произведения литературы и кино эпохи индустриализации являются репрезентативными;
3) Каковы основные особенности отображения художественных произведений, посвященных эпохе индустриализации в кинематографе.
Период индустриализации повлек за собой коренные изменения в структуре корейского общества, определил новые ценности, а также стер черты, присущие старым формациям. Формирование же человека и его качеств всецело зависит от общества, в котором он живет. Человек формируется этим обществом и для этого общества. Общество и отношения внутри него создают условия для проявления базовых человеческих качеств, а с другой стороны, общество же может сделать так, что базовые человеческие качества не проявляются человеком. Примеров такого явления существует много. Один из них - классическое античное рабство, где рабам отказывали в части человеческих качеств и считали их не людьми, а инструментами. Рабы навсегда лишались шанса прожить человеческую жизнь. Можно вспомнить и бытовые, создающие фон жизни примеры, на которые мы не обращаем внимания .
Труд создал человека таким, какой он есть. Потребность в труде - это имманентное качество человеческого существа, т. е. внутренне присущее свойство натуры человека. И если человек отчуждается от труда или от результатов труда, или лишен потребности в труде, он автоматически лишается части, определяющей качество жизни человека. В сегодняшнем мире, впервые после падения рабовладельческой формы правления, господствующая на части планеты формация - капитализм, создала такие условия, когда большинство наёмных работников, которые составляют наибольшую часть жителей мира, отчуждены от результатов собственного труда. В итоге люди проводят часть своей активной жизни в состоянии, которое трудно назвать нормальным для человека, что лишний раз доказывает, что то, что корейские авторы описывали в эпоху индустриализации, является актуальным и сейчас, как и во времена, когда эти произведения были написаны. Возникающие социальные и экономические противоречия не остались без внимания творческой интеллигенции.
Эти произведения легли в основу киноадаптаций через несколько лет после своей публикации. 60-80 годы стали периодом расцвета корейских экранизаций. На этот процесс оказал влияние ряд факторов. Во-первых, массовое кино превратилось в инструмент пропаганды для находившегося у власти военного режима. Во-вторых, рост кинематографа в этот период был характерен не только для Кореи, но и для других стран Восточной Азии, и, в первую очередь - Японии. В этих условиях японский кинематограф стал прямым конкурентом корейских кинопроизводителей, причем японское кино сразу стало резко вытеснять корейское, что повлекло за собой установление государственных квот на показ иностранного кино в целях защиты корейского кинопроизводителя.
Собственная мотивация
Исследовательский компонент этой работы связан с изучением корейского кинематографа, в первую очередь затрагивающего исторические и остросоциальные вопросы, такие как разделение Кореи, восстание в Кванчжу. Трудно не обратить внимание на новый подъем корейского кино на социально-критическую тематику, после выходов на экраны фильма «Паразиты» (2019), сериала «Игра в кальмара» (2021), получившие мировую известность, а также непосредственно близкое автору в связи с его критическим отношением к капиталистической формации.
Для автора интересно рассмотреть вопросы, как происходило формирование современного корейского общества в условиях, когда современная Республика Корея - молодое государство, с самого начала выбрало путь построения капитализма, включенного во все сферы жизни государства и общества.
Корейский кинематограф часто исследует насущные темы и социальные реалии с захватывающим эффектом. В процессе исследования классического корейского кино становится понятно, что так было на протяжении всей истории кинематографа в Корее. Единственное отличие состоит в том, что вопросы, поднимаемые кинематографистами, со временем менялись. Одним из таких вопросов стала индустриализация и ее последствия для корейского общества.
Предмет и объект исследования
Объектом исследования в данной работе являются, соответственно, цикл рассказов писателя Чо Сехи «Мячик, подброшенный карликом вверх» (1978 г.) и рассказ Хван Согёна «Дорога в Сампхо» (1973 г.), а также их экранизации - фильм «Мячик, подброшенный карликом вверх» (1981 г.) режиссера Ли Вонсе, и фильм «Дорога в Сампхо» (1975 г.) режиссера Ли Манхи, затрагивающие эпоху индустриализации 1960-1980 гг.
Предмет исследования - тема индустриализации в процессе переложения текста художественного произведения на экран (экранизация).
Корейская литература эпохи индустриализации весьма обширна, и многие авторы посвятили свои произведения проблемам той эпохи. Для исследования были выбраны два художественных произведения - «Дорога в Сампхо» (nhi ?[^ s 1973) автора Хван Согёна (%^о) и «Мячик, подброшенный карликом вверх» (HohOPF ^0^^ ^^ ^ 1978) автора Чо Сехи (^АЦо|) и одноименные экранизации этих произведений - 1975 и 1981 годов соответственно. «Мячик, подброшенный карликом вверх», «Дорога в Сампхо» были выбраны как наиболее репрезентативные произведения эпохи индустриализации 1960-1980 годов, а также в связи с тем, что их дальнейшие экранизации также оказались успешными и их анализ и сопоставление с художественными оригиналами представляется небезынтересным.
Несмотря на большое количество публикаций на корейском языке по этой теме, научных статей на русском языке, пока не так много. В основном есть переводы отдельных рассказов по теме индустриализации, такие как «Дорога в Сампхо»2 (на русский язык перевел Г. Е. Рачков). М. В. Солдатова перевела два рассказа из сборника «Мячик, подброшенный карликом вверх» - сам «Мячик, подброшенный карликом вверх» 3 и «Железный город»4. М. В. Солдатова посвятила несколько своих статей творчеству писателя Ли Мунёля 5 . Затрагивает эту тему в своих исследованиях и К. А. Пак. И. В. Цой опубликовала статью, посвященную циклу рассказов «Мячик, подброшенный карликом вверх»6.
В самой Республике Корея существует довольно большое разнообразие исследований по данной тематике. В связи с этим, большая часть информации будет взята из научных статей корейских исследователей
Из литературы на русском языке автор будет использовать труды Т.Иглотона78, а также таких ученых-литературоведов, как И. Н. Сухих и А. П. Скафтымов.
Для того чтобы проанализировать экранизации указанных выше произведений, применяется теория анализа кино, выдвинутая немецким исследователем Гельмутом Корте7 8 9. В то же самое время, были учтены и идеи, разработанные другими исследователями. В частности, при написании ВКР применялся труд Данилы Кузнецова «Язык как кино»10. Особенно хотелось бы отметить труд В. С. Соколова «Киноведение как наука», который является одной из первых попыток описать в теоретических терминах киноведение как междисциплинарную область знания, объединить взгляды теоретиков кино11. Данный труд также будет использоваться при анализе кинематографических материалов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты этого исследования можно будет использовать в процессе чтения лекций по корейской литературе и ее киноадаптациям.
Цели и задачи
Цель исследования
Целью работы является исследование и выявление основных особенностей литературы, посвященной эпохе индустриализации, исследование и выявление основных особенностей экранизаций данной литературы.
Этой целью определяются следующие задачи:
• Изучить исторический контекст указанного периода и выделить исторические события и процессы, повлиявшие на создание образов в художественных произведениях и в экранизациях
• Провести литературоведческий анализ художественных произведений, с учетом структуры произведения, места и времени действия, сюжетных коллизий, проблематики, художественных приемов
• Проанализировать экранизации в соответствии с методологией Д. Кузнецова и Г. Корте, провести контент-анализ фильмов
• Сопоставить литературный текст и кино-текст, сопоставить «опущенные» процессы и события в кино в контексте законов жанра, выявить причины расхождений между художественным отображением и отображением в кино
Работа состоит из введения, главы об историческом контексте, двух глав о самих произведениях и их экранизациях, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итог работы, можно констатировать, что деятели культуры эпохи индустриализации, живя в стране с правящим военным режимом, имели дело с цензурой и идеологическим преследованием, что серьезно осложняло работу писателей и кинематографистов. Данная стесненность привела к развитию новых средств выражения у писателей.
Общим для большинства произведений эпохи индустриализации являлось выражение критического отношения, причем не столько к самой индустриализации и научно-техническому прогрессу, сколько к последствиям этих процессов для человека. В первую очередь - нарастание социального неравенства. Героями как двух проанализированных в данной работе книг, так и других литературных произведений 60-80-х годов, являются либо представители пролетариата, либо люди, превратившиеся в маргиналов, потерявшие все в результате происходящих исторических процессов.
Характерно, что в эпоху индустриализации писатели проявляли большой интерес и к событиям Корейской войны, что можно трактовать как осознание того, что противостояние внутри страны не закончилось, несмотря на окончание внешнего конфликта.
Цензура подстегнула к самосовершенствованию и кинематографистов. В условиях, когда словами и изображениями можно было передать далеко не все, а также в связи с отсталой материальной базой по сравнению с развитыми киноиндустриями Запада, режиссерам пришлось развивать новые формы выражения, ознаменовавшие «золотой век» корейского кинематографа. Корейские режиссеры превращали световое оформление, озвучку, мелкие детали в системообразующие элементы своих картин, что привело к существенному росту качества корейского кино. Среди режиссеров того времени появляются такие новаторы и экспериментаторы как Ли Манхи и др.
Трудно выделить общие черты экранизаций произведений эпохи индустриализации. К примеру, если рассматриваемый в работе фильм «Мячик, подброшенный карликом вверх», урезан по сравнению с книгой и из него исключена вся «идеологическая» составляющая, то создатели фильма «Дорога в Сампхо» расширили сюжет, превратив короткий рассказ из нескольких страниц в фильм на 100 минут. Оба фильма оставляют открытый финал. «Мячик, подброшенный карликом вверх» заканчивается смертью отца-карлика и непонятными дальнейшими перспективами жизни его семьи. В «Дороге в Сампхо», несмотря на то что героям удается найти свой путь, они расстаются друг с другом и продолжают свое прежнее существование - переход с места на место в поисках работы. Они по- прежнему являются жертвами эксплуатации, а того города Сампхо, который был символом, к которому стремился один из героев, больше не существует. Подобные сюжеты показывают потерю уверенности в завтрашнем дне и дальнейших перспективах на фоне индустриализации.
Автор надеется, что исследование поможет популяризации корейской литературы, которая в первую очередь является предметом исследования отдельных специалистов, о результатах работы которых широкий круг читателей осведомлен мало.


Видеоматериалы:
на корейском языке
1) ^i 7[^ s (Сампхо канын киль - «Дорога в Сампхо» - фильм, реж. Ли Манхи, 1975).
2) НООРЬ ^>^ ^^ ^ (Нанчжанъига ссоаоллин чагын кон - «Мячик, подброшенный карликом вверх» - фильм, реж. Ли Вонсе, 1981).
Источники:
на русском языке
3) Золотая птица Гаруда: рассказы соврем. кор. писателей: [пер. с кор.] / [сост. - Ким Гын Сик]. - Санкт-Петербург: Центр "Петерб. Востоковедение", 1994. - 345, [2] с.: ил.; 21 см. - (Современная проза Востока)
4) Сезон дождей. Рассказы современных корейских писателей / Пер. с кор. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. - С. 21 - 38.
5) Солдатова М. В.; Пак К. А. Современная литература Кореи. Учебное пособие. - Владивосток: ДВГУ, 2003. - 284 с.
на корейском языке
6) Но^ОРЬ ^0^^ *^ ^ (Нанчжанъига ссоаоллин чагын кон - Мячик, подброшенный карликом вверх) / Чо Сехи - ^S[2p|^A[ (Мунхвавачичонъса - Литература и интеллект). - Сеул, 1993 г., 294 С.
Литература:
на русском языке
7) Ахметов К. 25 лет кинодраматургии: От братьев Люмьер до братьев Нолан / Камилл Ахметов. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2021. - 414 с.
8) Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и в кино / Кристофер Воглер; Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина нон-фикшн,2021. - 608 с. - (Серия «Сценарное и писательское мастерство)
9) И. В. Цой. Литература в период индустриализации (цикл рассказов Чо Сехи (1942 —) Korean Literature at the Age of Industrialization (Collection of Short Stories by Cho Se-Hui (1942~) // Корё Сарам URL: https://koryo-saram.site/literatura-v-period-industrializatsii-tsikl- rasskazov-cho-sehi-1942-korean-literature-at-the-age-of-industrialization- collection-of-short-stories-by-cho-se-hui-1942/ (дата обращения: 05.03.2023).
10) Иглтон Т. Теория литературы: Введение / пер. Е. Бучкиной по ред. М. Маяцкого и Д. Субботина. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). —296 с.
11) Колотаев В.А. Под покровом взгляда: Офтальмологическая поэтика кино и литературы. - М.: Аграф, 2003. - 480 с. + 8 с. ил.
12) Коппола Ф. Живое кино: Секреты, техники, приемы / Фрэнсис Форд Коппола; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 250 с.
13) Корте, Г. Введение в системный киноанализ / Г. Корте; пер. с нем. М. Юдсон, Е. Смирновой. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 360 с.
14) Кузнецов, Д. Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра / Данила Кузнецов. - Москва: Эксмо, 2019. - 112 с. - (Синхронизация. Включайтесь в культуру)
15) Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, 2009. — 680 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ