Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы формирования доступной городской среды для МГН 5
1.1 Научные подходы к адаптации городской среды для МГН 5
1.2 Нормативно-правовые документы по формированию доступной городской среды 9
1.3 Методы исследования городской среды и оценки её доступности 12
Глава 2. Анализ реализации программы Доступная среда в городе Санкт-Петербурге 16
2.1 Место программы «Доступная среда» в социальной политике города 16
2.2 Механизмы внедрения программы «Доступная среда» в городе Санкт-Петербург 21
2.3 Проблемы реализации программы «Доступная среда» 36
Глава 3. Результаты анализа районов Санкт-Петербурга на доступность социальной инфраструктуры 40
3.1. Анализ доступности для маломобильной группы населения районов города Санкт-Петербурга 40
3.2 SWOT-анализ реализации программы «Доступная Среда» в Санкт-Петербурге 53
3.3 Рекомендации по совершенствованию механизмов развития программы «Доступная среда» в Санкт-Петербурге 55
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение А. Анализ доступности объектов инфраструктуры по районам Санкт- Петербурга 67
Социальная политика государств направлена на создание комфортных и доступных условий среды для каждого гражданина. Это обусловлено не только международными договорённостями, но и национальным законодательством, которое ставит сложные задачи перед архитектурно-градостроительной сферой - создавать новые объекты с учётом требований по формированию универсального доступа, а также адаптировать уже построенные с целью создания гармоничного городского пространства.
Большая работа в данном направлении ведётся для обеспечения полного развития возможностей граждан, имеющих инвалидность или ограничения, препятствующие их комфортному пребыванию в сложившихся условиях городской застройки. Недоступная среда - главный барьер на пути интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. Каждый человек имеет право на доступность физической среды с возможностью использования её благ (транспорт, работа, жильё, культурно-досуговые мероприятия, образование и т. д.). Раньше приоритетом конструирования городских пространств являлось максимально эффективное обслуживание стратегически важных для страны предприятий, например, связанных с экономикой, обороной, производством. Идея приспособления городских условий среды для лиц с ограниченными возможностями не имела достаточной поддержки для её дальнейшей реализации. Во многом это является одной из основных трудностей при адаптации того, что изначально было создано без учёта перспективы на будущие перемены в государственной социальной политике.
В последние годы градостроители уделяют больше внимания ландшафтной архитектуре. С целью социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями появились требования к созданию безбарьерной среды, которые необходимо учесть для достижения травмобезопасного перемещения. При упоминании лиц с ограниченными возможностями люди зачастую сперва думают о человеке в инвалидной коляске, но помимо этого к группе маломобильного населения также относятся пожилые люди, беременные женщины и граждане, временно потерявшие возможность полноценно использовать городскую среду. Важно понимать - возможности обычного человека кардинально отличаются от возможностей инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями (далее - МГН).
Особенно сложно провести меры по адаптации для городов, в которых сохраняется культурное наследие - памятники архитектуры и истории, целые кварталы, сохранившиеся спустя многие столетия. Одним из таких городов является Санкт-Петербург. Для реализации требований к обеспечению доступа в равных правах для каждого человека, была создана и запущена программа «Доступная среда». Её основной целью является создание условий доступности всех социальных объектов города для инвалидов и других МГН. Однако возникший конфликт восприятия нормативных требований с реальностью, с которой каждый день сталкиваются представители МГН, а также недооцененность вовлечения лиц с ограниченными возможностями в процессы разработки Программы стали основными препятствиями на пути к достижению этой цели в полной мере. Необходимость совершенствования городской среды Санкт-Петербурга для свободного доступа делает данную проблему актуальной.
Объектом исследования является городская инфраструктура Санкт-Петербурга и принимаемые меры по её адаптации для людей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования - вопросы, связанные с реализацией программы «Доступная среда» в г. Санкт-Петербурге, анализ территориальных особенностей улучшения качества городской среды для МГН в районах города.
Цель исследования заключается в выявлении основных проблем при адаптации городской среды для нужд маломобильных групп населения (далее МГН) и возможных перспектив развития городской инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели определены и выполнены следующие задачи:
1) Изучить и обобщить теоретические и методологические вопросы изучения адаптации городской среды для МГН;
2) Проанализировать и оценить развитие государственной программы изменения качества городской среды для МГН в г. Санкт-Петербурге;
3) Выявить территориальные особенности реализации программы «Доступная среда» в Санкт-Петербурге.
4) Определить негативные факторы, влияющие на ход реализации программы адаптации городской среды для МГН в различных районах города, и причины их появления;
5) Разработать рекомендации по совершенствованию городской среды Санкт- Петербурга для нужд маломобильных групп населения.
В работе использовались такие научные методы исследования, как аналитический, сравнительно-географический, статистический, метод географического районирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, заключения, списка литературы, приложения. Список литературы включает 55 источников: научные работы, нормативно-правовые акты РФ и Санкт-Петербурга, статистические данные, электронные ресурсы сети Интернет, неопубликованные материалы.
В данной работе были рассмотрены территориальные особенности реализации программы «Доступная среда в Санкт-Петербурге» в масштабе районов города, проведен анализ, в результате которого:
1) Рассмотрены теоретические и методологические аспекты изучения и оценки адаптации городской среды для МГН;
Проведенный анализ показал, что в настоящее время не существует комплексной методики оценки доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями, методики носят либо островной, либо социологический характер и не подходят для решения поставленных в работе задач.
2) Проанализированы развитие государственной программы изменения качества городской среды для МГН в г. Санкт-Петербурге;
Программа «Доступная среда» в Санкт-Петербурге» имеет долгую историю и постепенно достигает своих целей, но существует ряд проблем при её реализации, которые были подробно разобраны в работе.
3) Охарактеризованы территориальные особенности реализации программы «Доступная среда» в районах города Санкт-Петербург.
Была предпринята попытка провести сравнительный анализ доступности районов города и характеристика территориальных особенностей доступности объектов городской инфраструктуры по районам города Санкт-Петербург.
4) Составлен SWOT-анализ, в котором определены сильные и слабые стороны реализации программы «Доступная среда», а также угрозы и возможности
5) Разработаны рекомендации по совершенствованию городской среды Санкт- Петербурга для нужд маломобильных групп населения.
В работе сделаны следующие основные рекомендации и выводы:
1. Необходимо подходить комплексно к изучению адаптации городской для инвалидов для избежания «островной доступности».
2. Улучшать работу онлайн-сервисов и карт для людей с ограниченными возможностями, что позволит оперативно взаимодействовать органам исполнительной власти с инвалидами.
3. Важно повышать вовлеченность людей с инвалидность в решение проблем организации доступной среды.
4. Помимо учета и оценки доступности государственных объектов инфраструктуры, необходимо вести реестр коммерческих объектов, проводить комплексный анализ доступности жилых помещений и дорожно-транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.
По результатам оценки доступности инфраструктуры в районах города можно сделать вывод о наличии сильных территориальных различий. Доступность инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями в Петродворцовом районе значительно отличается от аналогичных показателей в Курортном и Кировском районах города.
Самый высокий показатель доступности городской инфраструктуры — в Петродворцовом районе, за ним следуют Кронштадтский, Пушкинский районы. Анализ отчетов электронной подсистемы "Доступная среда" показывает, что эти районы имеют наилучшие результаты по доступности городской инфраструктуры для людей с трудностями передвижения. Кронштадтский и Петродворцовый районы получили высокий рейтинг оценки доступности по всем показателям. Пушкинский район имел низкие показатели доступности для инвалидов-колясочников и мало информации о паспортизации объектов.
Неоднородная степень доступности социальной инфраструктуры в разных районах Санкт-Петербурга подробно показана на итоговой карте-схеме. Общий рейтинг доступности городской инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями в таких районах, как Центральный и Адмиралтейский, высокий, несмотря на плотную историческую застройку, более детальный анализ показывает, что для инвалидов-колясочников, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения трудности с беспрепятственным доступом сохраняются. Примечательно также, что Выборгский район имеет высокие показатели доступности ОСИ для инвалидов, но довольно низкие показатели обеспеченности объектами инфраструктуры для инвалидов.
К третьей группе доступности для инвалидов относятся Василеостровский, Фрунзенский и Невский районы, причем Невский район лидирует по доступности для инвалидов.
Следующую группу по доступности городских объектов для инвалидов составляют Петроградский, Приморский и Красносельский районы. В Петроградском районе показатель доступности объектов для инвалидов очень высокий, но их доступность низкая. В остальных районах ситуация обратная, где показатель доступности ОСИ достаточно высок, но объектов для инвалидов в районе не хватает.
Четвертую группу районов составляют Московский, Колпинский и Красногвардейский районы. В Московском районе инфраструктура для инвалидов довольно развита и почти на 100% доступна для инвалидов по слуху. В Красногвардейском районе доступность для инвалидов по зрению и слуху оценивается достаточно высоко. Самый высокий рейтинг доступности для этой группы — в Колпинском районе, с высокой доступностью для инвалидов-колясочников и инвалидов по с нарушением опорно-двигательного аппарата, но с низкой доступностью для инвалидов послуху.
Самый низкий рейтинг доступности объектов инфраструктуры был выявлен в Кировском, Калининском и Курортном районе города. Худшие показатели у Кировского района, но при этом высокий рейтинг в доступности ОСИ для людей с умственными нарушениями и обеспеченность инфраструктуры системой «Говорящий город». В Курортном районе стоит отметить высокую степень обеспеченности ОСИ паспортизацию, но при этом самая низкая их доступность среди всех районов города. В Калининском районе достаточно высокая степень доступности инфраструктуры для инвалидов по слуху и обеспечение системой «Говорящий город», но при это худшие в городе показатели по наличию объектов доступных для всех категорий инвалидов, доступность для инвалидов- колясочников.
К сожалению, отчетность о доступности объектов инфраструктуры существует только на уровне районов города, поэтому невозможно более детально рассмотреть территориальную структуру доступности ОСИ для людей с ограниченными возможностями.
1. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006
2. Федеральный закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
3. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
4. Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы"
5. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
6. Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 (ред. от 10.02.2020) "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов
7. Приказ Минтруда России от 25.12.2012 N 626 "Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения"
8. Приказ Минтруда России от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики»
9. Приказ Минстроя России от 11 июля 2019 г. №397/пр «О сервисах, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения в городе, данные о которых учитываются при формировании Министерством строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации индикатора «Количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения» для расчета индекса качества городской среды»
10. Закон Санкт-Петербурга от 25.07. 2005 № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт- Петербурга»
11. Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге»
12. «Дорожная карта» (План мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2021-2025 годы)
13. Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга №1162-р от 27.04.21 "Об утверждении форм отчетов о достижении запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, о выполнении мероприятий в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 14.04.2021 № 11-ри"
14. Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 12.10.2022 № 2570-р "Об организации работы по совершенствованию деятельности организаций социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг в Санкт-Петербурге, по результатам проведения в 2022 году независимой оценки качества условий оказания услуг"
15. СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей"
...