Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аутентичность личности в связи с отношением к ситуации неопределённости

Работа №127000

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы156
Год сдачи2023
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 8
1.1. Подходы к пониманию концепта неопределённости 8
1.2. Переживание ситуации неопределённости и стратегии совладания 15
1.3. Изучение феномена аутентичности 22
1.4. Анализ самообмана и смежных понятий 23
1.5. Изучение понятия идентичности в связи с феноменом аутентичности личности 53
1.6. Анализ механизма рефлексии в поддержании аутентичности 56
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 61
2.1 Цели и задачи исследования 61
2.2. Описание выборки исследования 62
2.3. Методы исследования 62
2.4. Процедура исследования 65
2.5. Математико-статистические методы обработки данных 66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 67
3.1. Результаты исследования 67
3.2. Обсуждение результатов 110
ВЫВОДЫ 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 133

Ежедневно, сталкиваясь с разными обстоятельствами, человек решает не только В повседневной жизни человек решает не только ежедневные и рутинные задачи, но и более сложные, связанные с самоопределением и пониманием своего предназначения в мире. Ответы на эти вопросы лежат в основе феномена аутентичности личности. Известный социолог Зигмунт Бауман использует метафору «текучая современность» для описания интенсивных изменений как социальной жизни в целом, так и жизни отдельного человека настоящей эпохи, характеризующейся высокой неопределённостью, размытостью условий и границ (Бауман З., 2008).
Как указывает пишет Т.Д.Марцинковская, люди задумываются о смысле жизни и своём бытии в ситуациях кардинальных трансформаций (Марцинковская Т.Д., 2017). Уже с 50-х годов прошлого столетия начались процессы, оказывающие определяющее влияние на проявление аутентичности личности: «невиданные ранее темпы и масштабы общественной динамики, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека, развитие технологий и в связи с этим рост информационного потока с помощью СМИ, телевидения и Интернета, привели к постоянным изменениям социальной реальности, к возникновению новых видов деятельности, групповых норм и ценностей, социальных ролей, увеличению трудностей индивидуального восприятия, категоризации себя и других» (Иванова Д.И., 2015, с. 125).
Д.А.Леонтьев указывает на то, что растущую и расширяющуюся неопределённость, затрагивающую все аспекты сегодняшней жизни, называют специфической характеристикой нашего времени, а также 21 века в целом (Леонтьев Д.А., 2015). В психологию личности для отражения данных процессов было введено понятие «вызовы неопределённости», выступающее как объективная характеристика человеческой жизни, к которой сам человек также формирует личное отношение.
По мнению Т.В.Корниловой, неопределённость учитывается как новый методологический принцип и ключевой элемент науки, на который ориентируются психологические теории мышления, сознания, саморегуляции личности (Корнилова Т.В., 2018).
Подходя к теме аутентичности, мы сталкиваемся с вопросами о том, что происходит с личностью в условиях неопределённости. Каковы переживания личности в неопределённости? Как личность сохраняет себя, свою аутентичность в ситуации неопределённости? Что обуславливает поддержание подлинности в таких условиях? Обращаясь к более частным вопросам, нас также интересует, существуют ли различия в выборе критериев для описания самим человеком аутентичного и неаутентичного поведения?
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что скорость изменения окружающего мира, сопряжённая с растущей неопределённостью, является серьёзным испытанием для идентичности человека.
Аутентичность - один из феноменов психологии, который сложно поддаётся классическим психологическим методам измерения.
Новизна исследования заключается в эмпирическом изучении феномена аутентичности. В данной работе мы стремились описать представления участников исследования о себе в контексте ряда жизненных событий и определить условия, которые позволяют им переживать свою аутентичность или, наоборот, неаутентичность. В работе сравниваются подходы к аутентичности как диспозиции и как динамической характеристике личности в контексте переживания ситуации неопределённости.
Цель данной работы - исследование аутентичности личности и её взаимосвязи с тем, как человек относится к ситуации неопределённости.
Задачи теоретической части работы:
1. Раскрыть содержание таких психологических понятий как отношение к ситуации неопределённости, переживание ситуации неопределённости и способы совладания с ситуацией неопределённости.
2. Проанализировать феномен аутентичности в психологических работах, а также в системе психологических понятий, описать его связь с понятием идентичности личности и механизмом рефлексии.
Задачи эмпирического исследования:
1. Разработать глубинное полуструктурированное интервью, направленное на изучение аутентичности.
2. Изучить связь феномена аутентичности личности с особенностями переживания ситуации неопределённости.
3. Сопоставить показатели аутентичности как личностной диспозиции и аутентичности в контексте ситуации.
4. Сравнить описания переживаний в ситуациях аутентичного и неаутентичного поведения.
Гипотезы исследования:
Теоретическая гипотеза
У людей с более высоким уровнем аутентичности более высокий уровень толерантности к неопределённости.
Эмпирическая гипотеза
Аутентичность человека связана с:
1) отношением к ситуации неопределённости;
2) особенностями построения репрезентации себя в ситуации (связанной с типом рефлексии);
3) особенностями того, какой стиль конструирования идентичности предпочитается человеком.
Объект исследования - аутентичность личности.
Предмет исследования - аутентичность личности в связи с отношением к ситуации неопределённости.
Методы исследования: шкала толерантности к неопределённости МакЛейна в адаптации Е. Н.Осина, дифференциальный тест рефлексии (Д.А,Леонтьев, Е.М.Лаптева, Е.Н.Осин, А.Ж.Салихова), опросник стилей конструирования идентичности М.Берзонски, шкала аутентичности А.Вуда в адаптации С.К.Нартовой-Бочавер, глубинное полуструктурированное интервью, направленное на изучение отношения к аутентичности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения данной работы нами были обнаружены существенные трудности при изучении феномена аутентичности. Так, несмотря на популярность исследований данного феномена, существует значимые расхождения в понимании аутентичности в теоретических разработках учёных. Возникают вопросы о том, чем же является аутентичность — чертой или состоянием? Связана ли аутентичность с конгруэнтностью, принятием себя, «истинным я» или же с «желаемой репутацией»?
Так, в рамках данного исследования было показано, что, если представления людей об аутентичности могут быть устойчивыми, иметь универсальный, но абстрактный характер, то их поведение и «проявление аутентичности» в конкретной ситуации подвержено множеству факторов, таких как неопределённость ситуации, присутствие других людей и т.д. При этом переживания людей неаутентичности более специфические и их вариативность обуславливается «включенностью» в реальность. Мы предполагаем, что именно изучение неаутентичного поведения может преодолеть разрыв между пониманием аутентичности в контексте теоретических концепций и реальном поведении людей в ситуации.
В заключении стоить отметить, что идея аутентичности в той или иной форме играет важную роль в жизни людей. Вопросы самоопределения, самопонимания, самопринятия особенно актуальны в психологическом консультирования и психотерапии. Мы надеемся, что данная работа будет полезна для практикующих психологов.


1. Barrett-Lennard G.T. Carl Rogers' Helping System: Journey and Substance / G.T. BarrettLennard. London: Sage Publications, 1998. 432.
2. Baumeister R.F. (2019). Stalking the True Self Through the Jungles of Authenticity: Problems, Contradictions, Inconsistencies, Disturbing Findings—and a Possible Way Forward. Review of General Psychology, 23(1), 143-154.
3. Baumeister R.F., Cairns K.J., 1992. Repression and Self-Presentation - When Audiences Interfere with Self-Deceptive Strategies. Journal of Personality and Social Psychology 62 (5) 851-862.
4. Berzonsky M.D. Development and Validation of the Revised Identity Style Inventory(ISI-5): Factor Structure, Reliability, and Validity. Psychological Assessment, 2013, Vol. 25(3), 893-904.
5. Berzonsky M.D. Identity style: conceptualization and measurement. // Journal of Adolescent Research, 1989 vol. 4 no. 3, pp. 268-282.
6. Berzonsky M.D. Reliability Data for the Identity Style Inventory. State University of New York at Cortland, 1997.
7. Bochner S. (1965). Defining intolerance of ambiguity.Psychologist Record, 15, 393-400.
8. Bonanno G.A., Rennicke C., Dekel S. Self-enhancement among high-exposure survivors of the September 11th terrorist attack: Resilience or social maladjustment? // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. 88.
9. Bowman G., Stern M. Adjustment to occupational stress: the relationship of perceived control to effectiveness of coping strategies // Journal of Counseling Psychology. 1995. Vol. 42, N 3. P. 294-303.
10. Boyd—Wilson B.M., McClure J., Walkey F.H. (2004). Are wellbeing and illusory perceptions linked? The answer may be yes, but... // Australian Journal of Psychology. 56 (1), 1-9.
11. Brekhus W.H. Trends in the Qualitative Study of Social Identities // Sociology Compass. 2008. № 2/3. P. 1059-1078.
12. Brunell A.B., Kernis M.H., Goldman B.M., Heppner W., Davis P., Cascio E.V., Webster G.D. Dispositional authenticity and romantic relationship functioning. Personality and Individual Differences, 48 (2010), pp. 900-905
13. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // Journal of Personality. 1962. V. 30. P. 29-40.
14. Cheng C., Cheung M.W.L. Cognitive processes underlying coping flexibility: differentiation and integration // Journal of personality. 2005. Vol. 73, N 4. P. 859-880.
15. Compas B. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues / International Journal of Behavioral Development. 1998. Vol. 22, N2. P. 231-237.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ