Новации в правовом регулировании государственной службы в КНР после 2012 г.
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В КНР ПОСЛЕ XVIII СЪЕЗДА КПК (2012-2017 ГГ.) 13
§1. Основные этапы развития правового регулирования современной государственной службы в КНР 13
§2. Разработка и принятие новых нормативно-правовых актов в сфере государственной службы после XVIII съезда КПК 25
§3. Разработка и принятие новых внутрипартийных правил, регулирующих государственную службу 36
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ «ЗАКОНА КНР О
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ» ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2018 Г 48
§ 1. Следующий этап политических реформ и разработка новой редакции «Закона
КНР о государственных служащих» 48
§2. Основные нововведения и их особенности 52
§3. Влияние на принятие и редактирование нормативно-правовых актов и внутрипартийных правил в сфере государственной службы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. НОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В КНР ПОСЛЕ XVIII СЪЕЗДА КПК (2012-2017 ГГ.) 13
§1. Основные этапы развития правового регулирования современной государственной службы в КНР 13
§2. Разработка и принятие новых нормативно-правовых актов в сфере государственной службы после XVIII съезда КПК 25
§3. Разработка и принятие новых внутрипартийных правил, регулирующих государственную службу 36
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ «ЗАКОНА КНР О
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ» ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2018 Г 48
§ 1. Следующий этап политических реформ и разработка новой редакции «Закона
КНР о государственных служащих» 48
§2. Основные нововведения и их особенности 52
§3. Влияние на принятие и редактирование нормативно-правовых актов и внутрипартийных правил в сфере государственной службы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Современная система государственной службы в Китайской Народной Республике (КНР) является прямым результатом и следствием политики реформ и открытости, о начале проведения которой было объявлено в декабре 1978 г. В течение 80-90-х гг. XX века был осуществлён ряд комплексных преобразований, направленных на создание новой и эффективной системы госслужбы, которая бы соответствовала общему направлению политических изменений и отвечала новым потребностям самого государства. Одним из основных направлений реформ стало создание нового законодательства, регулирующего вопросы кадрового отбора государственных служащих и несения ими госслужбы. Результатом этого стала разработка и принятие на государственном уровне таких ключевых документов, как «Временное положение о государственных служащих» от 1993 г., а также разработанный на его основе «Закон КНР о государственных служащих» от 2005 г., который и по сей день является основным правовым регулятором государственной службы в Китае. Кроме того, в рамках реформ был разработан целый ряд дополнительных подзаконных актов, регулирующих отдельные аспекты госслужбы. Таким образом, указанные законодательные акты сформировали основу современного правового регулирования государственной службы в Китае.
Активное совершенствование данной сферы происходит и на современном этапе, что можно проследить по разработке и принятию новых законодательных актов, а также по редактированию и внесению поправок в уже действующие положения. После прихода к власти «пятого поколения китайских руководителей» во главе с председателем КНР Си Цзиньпином активные усилия были направлены на проведение управленческой реформы, подразумевающей в качестве своей главной цели оптимизацию процессов принятия и исполнения государственных решений. Необходимо отметить, что данные меры были вызваны в первую очередь обеспокоенностью китайского правительства вопросами экономического роста и развития, которые на протяжении нескольких десятилетий служили главным фактором легитимности действующей власти. На современном этапе Китай находится в таких условиях, когда для сохранения стабильности существующего политического режима и поддержания устойчивого развития в экономической сфере требуется проведение новых продуктивных преобразований, что невозможно без профессионального и эффективного аппарата государственных служащих. Таким образом, в указанных обстоятельствах весьма актуальным становится вопрос о реформировании действующего законодательства, регламентирующего вопросы современной госслужбы.
В связи с различной трактовкой самого понятия «государственная служба» в различных мировых правовых системах необходимо отметить, что в сферу данного исследования входит исключительно государственная гражданская служба в узком её понимании, включающая персонал органов государственной власти и управления на центральном и местном уровнях.
Актуальность исследования определяется возрастающим в академической среде научным интересом к внутреннему политическому и социальному устройству КНР на современном этапе. В том числе наблюдается повышенное исследовательское внимание именно к сфере государственной службы, как к одному из главных факторов стабильности и устойчивости действующего политического режима.
В данном контексте весьма актуальным представляется обращение к законодательной базе государственной службы КНР, поскольку законодательные акты и вносимые в них изменения могут послужить ценным источником информации о том, как существует, функционирует и развивается сфера государственной службы в Китае.
Источниковую базу исследования составляют основные законы и подзаконные акты, регулирующие систему современной государственной службы в КНР, а также внутрипартийные правила и постановления КПК, оказывающие преимущественное влияние на регулирование данной сферы. Другой важной частью источниковой базы являются толкования и комментарии официальных лиц КНР, связанные с разработкой, введением и реализацией отдельных правовых нововведений на практике.
Степень изученности проблемы. Изучение внутреннего политического устройства и государственного управления в Китае традиционно является одним из наиболее популярных направлений как в отечественной, так и в западной науке.
Говоря о степени проработанности данной темы в отечественном китаеведении, стоит прежде всего отметить труды советского и российского исследователя Л. М. Гудошникова, который исследовал развитие политической системы КНР и её правовое регулирование на разных этапах. В частности, в период «культурной революции», после неё и в период реформ . Отдельный вклад Л. М. Гудошникова состоит в публикации на русском языке Конституции и основных законодательных актов КНР. Другим видным отечественным специалистом в данной области следует назвать К. А. Егорова, занимавшегося рассмотрением характерных особенностей политической системы КНР и её развития в 1970-е и 1980-е гг. Важное значение приобретают исследования К. А. Кокарева, который в своей ретроспективной монографии сосредоточил внимание на развитии китайского политического режима за первые два десятилетия проведения в КНР политики реформ и открытости.
При рассмотрении комплексных работ, посвящённых непосредственно вопросу государственной службы КНР, стоит отметить совместную монографию Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (Москва) и Пудунской академии подготовки руководящих кадров Китая (Шанхай). Данная работа, построенная на аналитическом сравнении систем государственной службы двух стран и базирующаяся на соответствующем нормативном законодательстве, представляет основные аспекты функционирования госслужбы в Китае.
В качестве следующей важной работы необходимо отметить совместную монографию, разработанную коллективами Института Китая и современной Азии (Москва) и Института востоковедения РАН (Москва). Изданный в конце 2022 г. первый том данной монографии посвящён основным институтам государственной власти и управления в Китае. В частности, одна из его глав посвящена рассмотрению самого института китайской госслужбы.
Если же переходить от анализа комплексных работ к более узкоспециальным исследованиям, стоит отметить труды Д. Г. Сельцера, которые посвящены таким вопросам, как аналитическое сравнение кадровой политики позднего СССР и пореформенного периода КНР, изучение системы административного рекрутинга в Китае конца 1990-х - середины 2000-х гг., рассмотрение государственной кадровой политики во времена правления Ху Цзиньтао (2002-2012 гг.), региональные особенности кадрового отбора в 1980-2010-е гг. и другие исследования по данной тематике.
Большой научный интерес также представляют работы И. Ю. Зуенко, основное направление исследований которого сосредоточено на изучении развития центр-региональных отношений в КНР, в том числе и по вопросам кадровой политики. Кроме того, отдельные статьи автора посвящены кадровым вопросам и формированию руководства на высшем уровне власти.
При рассмотрении правового регулирования в сфере госуправления и госслужбы большую роль играют работы П. В. Трощинского,
рассматривающего некоторые общие вопросы правовой системы КНР, а также сам процесс её развития в пореформенный период. Здесь стоит отметить и обзорный сборник под редакцией Л. М. Гудошникова и П. В. Трощинского, посвящённый праву КНР с 1978 по 2010 гг.
В данном контексте также стоит отметить отдельные статьи А. П. Алексеенко, посвящённые вопросам законодательного регулирования государственной службы в Китае.
При рассмотрении англоязычной литературы возможно выделить несколько крупных исследователей, занимавшихся вопросами госуправления и госслужбы. Прежде всего, стоит отметить Джона П. Бернса, основные труды которого сосредоточены на исследовании реформ государственной службы, пришедшихся на начальный этап преобразований, а также о их влиянии на исполнение обязанностей госслужащими.
Другой работой по данной теме можно назвать ретроспективную статью Чжан Мэнчжуна и Чжоу Вэя. В центре их внимания находится процесс реформирования системы государственной службы с 1978 по 2007 г., а также рассматриваются основные аспекты её функционирования.
Ещё одним крупным исследователем данной сферы выступает Хон С. Чан, работы которого посвящены таким правовым вопросам, как разработка «Закона КНР о государственных служащих», а также таким более конкретным вопросам, как оплата труда госслужащих в Китае.
При рассмотрении других более конкретных аспектов стоит выделить исследование Цзин Ицзя, в центре внимания которого находится система служебной аттестации для госслужащих КНР, а также её влияние на эффективность всей системы госуправления.
Значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы был внесён и исследователями из материкового Китая, одной из наиболее значимых заслуг которых необходимо признать вовлечение в научный анализ широкого круга правовых и иных источников. Другим достаточно существенным преимуществом работ на китайском языке является умеренная критика существующих процессов и системных недостатков как во всей системе госуправления, так и в сфере госслужбы в отдельности.
Многие китайские работы сосредоточены на трактовке и рассмотрении законодательной базы, связанной с госслужбой. Так, можно назвать работу Чжу Цию, которая построена на анализе политического, правового и научного аспектов развития управления госслужбой на основе «Закона КНР о госслужащих». Весомую практическую ценность по данному вопросу также представляет статья Се Вэя, который рассматривает и оценивает успешность реализации упомянутого Закона за 10 лет с момента его вступления в силу.
Другим подобным трудом является работа одного из крупнейших китайских исследователей системы госуправления Хао Юймина. Содержательная часть работы связана с рассмотрением наиболее характерных особенностей и перспектив новой редакции основного Закона о госслужащих от 2018 г. Ещё одной заметной работой этого автора является статья, посвящённая такому конкретному аспекту, как определение и предварительная оценка принципа параллельных должностей и рангов, внедрение которого также связано с новой редакцией уже упомянутого Закона.
Значительная часть работ китайских авторов посвящена отдельным моментам, связанным с функционированием госслужбы. Так, можно выделить некоторые работы, посвящённые, например, вопросу отвода госслужащего от назначения на должность или вопросу проявлений дискриминации при экзаменационном отборе госслужащих.
Таким образом, в ходе историографического обзора нами было установлено, что как в отечественной, так и в западной науке основные комплексные работы, касающиеся вопросов правового регулирования государственной службы в Китае, преимущественно затрагивают лишь начальный период реформ и недостаточно подробно освещают период после прихода «пятого поколения китайских руководителей» во главе с Си Цзиньпином. Более современные исследования посвящены лишь отдельным аспектам этой проблемы. Данный вывод приводит к нас к убеждению о необходимости всестороннего и детального анализа новаций в законодательстве о госслужбе на современном этапе реформирования.
Объектом исследования выступают законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие систему современной государственной службы в КНР, а также соответствующие внутрипартийные правила и постановления КПК, имеющие отношение к этой сфере. Предметом исследования выступают изменения и новации в сфере правового регулирования государственной службы КНР на современном этапе.
Цель исследования — рассмотрение основных новаций в правовом регулировании государственной службы в КНР после 2012 г.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) определить и рассмотреть основные предпосылки и причины реформирования соответствующего законодательства;
2) рассмотреть и проанализировать процедуру разработки и
внедрения государственными властями соответствующих законодательных изменений;
3) определить основные аспекты и направления государственной службы, подвергшиеся законодательному реформированию;
4) провести комплексный анализ основного содержания соответствующих новаций в правовом регулировании государственной службы;
5) выявить ключевые тенденции в развитии правового регулирования современной государственной службы.
Хронологические рамки исследования можно определить следующим образом: в качестве нижней границы исследования выступает проведение XVIII Всекитайского съезда КПК в ноябре 2012 г. и последующий приход к власти в Китае Си Цзиньпина; в качестве верхней границы исследования выступает XX Всекитайский съезд КПК, прошедший в октябре 2022 г.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: метод системного анализа, который предполагает рассмотрение соответствующих политических, социальных и правовых аспектов с точки зрения их сложного взаимовлияния и взаимодействия в рамках единой системы государственного устройства КНР; метод исторической периодизации, предполагающий разделение на несколько хронологических этапов процесса разработки и внедрения правовых изменений в сфере госслужбы; сравнительно-сопоставительный метод, предполагающий сравнение и соотнесение исследуемых источников и теоретических материалов для выявления типологических особенностей и наиболее характерных тенденций в рамках рассматриваемой проблемы.
Для написания имён и топонимов на китайском языке в работе используется традиционно принятая в отечественном востоковедении транскрипционная система Палладия.
Практическая ценность исследования заключается в том, что отдельные положения и выводы магистерской диссертации могут быть использованы для дальнейшего рассмотрения и исследования вопроса государственной службы в Китае и её правового регулирования. Кроме того, результаты данной работы могут сыграть положительную роль в изучении и заимствовании наиболее успешных практик госслужбы КНР отечественными правоведами и экспертами в области государственного управления.
Структура данного исследования включает в себя: Введение, две главы с выделением соответствующих параграфов, Заключение и Список источников и литературы.
Во Введении обосновывается актуальность и новизна исследования, рассматривается степень научной разработанности проблемы, раскрываются цель и основные задачи, описывается методологическая основа работы.
В первой главе рассматриваются основные периоды развития правового регулирования современной государственной службы в Китае, а также предпосылки, причины и основное содержание новаций в правовом регулировании государственной службы после XVIII Всекитайского съезда КПК (2012-2017).
Во второй главе рассматриваются предпосылки, причины, а также содержание и характерные особенности основных правовых изменений, связанных с принятием новой редакции «Закона КНР о государственных служащих» в декабре 2018 г., кроме того, рассмотрению подвергаются основные изменения в подзаконных актах и внутрипартийных директивах, регулирующих отдельные аспекты государственной службы.
В Заключении в соответствии с поставленными задачами подводятся итоги исследования.
Апробация предварительных результатов исследования:
Промежуточные результаты исследования были представлены в марте 2023 г. на VIII Всероссийской научной конференции молодых востоковедов «Китай и соседи». Тема доклада: «Новации в правовом регулировании государственной службы КНР после XIX съезда КПК».
Промежуточные результаты данного исследования также были представлены в апреле 2023 г. на XXXII Международном научном Конгрессе по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ». Тезисы выступления опубликованы:
Безруков Д. А. Особенности законодательного регулирования современной государственной службы КНР // XXXII Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ: материалы конгресса. СПб.: Изд-во РХГА, 2023. С. 658¬660.
Активное совершенствование данной сферы происходит и на современном этапе, что можно проследить по разработке и принятию новых законодательных актов, а также по редактированию и внесению поправок в уже действующие положения. После прихода к власти «пятого поколения китайских руководителей» во главе с председателем КНР Си Цзиньпином активные усилия были направлены на проведение управленческой реформы, подразумевающей в качестве своей главной цели оптимизацию процессов принятия и исполнения государственных решений. Необходимо отметить, что данные меры были вызваны в первую очередь обеспокоенностью китайского правительства вопросами экономического роста и развития, которые на протяжении нескольких десятилетий служили главным фактором легитимности действующей власти. На современном этапе Китай находится в таких условиях, когда для сохранения стабильности существующего политического режима и поддержания устойчивого развития в экономической сфере требуется проведение новых продуктивных преобразований, что невозможно без профессионального и эффективного аппарата государственных служащих. Таким образом, в указанных обстоятельствах весьма актуальным становится вопрос о реформировании действующего законодательства, регламентирующего вопросы современной госслужбы.
В связи с различной трактовкой самого понятия «государственная служба» в различных мировых правовых системах необходимо отметить, что в сферу данного исследования входит исключительно государственная гражданская служба в узком её понимании, включающая персонал органов государственной власти и управления на центральном и местном уровнях.
Актуальность исследования определяется возрастающим в академической среде научным интересом к внутреннему политическому и социальному устройству КНР на современном этапе. В том числе наблюдается повышенное исследовательское внимание именно к сфере государственной службы, как к одному из главных факторов стабильности и устойчивости действующего политического режима.
В данном контексте весьма актуальным представляется обращение к законодательной базе государственной службы КНР, поскольку законодательные акты и вносимые в них изменения могут послужить ценным источником информации о том, как существует, функционирует и развивается сфера государственной службы в Китае.
Источниковую базу исследования составляют основные законы и подзаконные акты, регулирующие систему современной государственной службы в КНР, а также внутрипартийные правила и постановления КПК, оказывающие преимущественное влияние на регулирование данной сферы. Другой важной частью источниковой базы являются толкования и комментарии официальных лиц КНР, связанные с разработкой, введением и реализацией отдельных правовых нововведений на практике.
Степень изученности проблемы. Изучение внутреннего политического устройства и государственного управления в Китае традиционно является одним из наиболее популярных направлений как в отечественной, так и в западной науке.
Говоря о степени проработанности данной темы в отечественном китаеведении, стоит прежде всего отметить труды советского и российского исследователя Л. М. Гудошникова, который исследовал развитие политической системы КНР и её правовое регулирование на разных этапах. В частности, в период «культурной революции», после неё и в период реформ . Отдельный вклад Л. М. Гудошникова состоит в публикации на русском языке Конституции и основных законодательных актов КНР. Другим видным отечественным специалистом в данной области следует назвать К. А. Егорова, занимавшегося рассмотрением характерных особенностей политической системы КНР и её развития в 1970-е и 1980-е гг. Важное значение приобретают исследования К. А. Кокарева, который в своей ретроспективной монографии сосредоточил внимание на развитии китайского политического режима за первые два десятилетия проведения в КНР политики реформ и открытости.
При рассмотрении комплексных работ, посвящённых непосредственно вопросу государственной службы КНР, стоит отметить совместную монографию Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (Москва) и Пудунской академии подготовки руководящих кадров Китая (Шанхай). Данная работа, построенная на аналитическом сравнении систем государственной службы двух стран и базирующаяся на соответствующем нормативном законодательстве, представляет основные аспекты функционирования госслужбы в Китае.
В качестве следующей важной работы необходимо отметить совместную монографию, разработанную коллективами Института Китая и современной Азии (Москва) и Института востоковедения РАН (Москва). Изданный в конце 2022 г. первый том данной монографии посвящён основным институтам государственной власти и управления в Китае. В частности, одна из его глав посвящена рассмотрению самого института китайской госслужбы.
Если же переходить от анализа комплексных работ к более узкоспециальным исследованиям, стоит отметить труды Д. Г. Сельцера, которые посвящены таким вопросам, как аналитическое сравнение кадровой политики позднего СССР и пореформенного периода КНР, изучение системы административного рекрутинга в Китае конца 1990-х - середины 2000-х гг., рассмотрение государственной кадровой политики во времена правления Ху Цзиньтао (2002-2012 гг.), региональные особенности кадрового отбора в 1980-2010-е гг. и другие исследования по данной тематике.
Большой научный интерес также представляют работы И. Ю. Зуенко, основное направление исследований которого сосредоточено на изучении развития центр-региональных отношений в КНР, в том числе и по вопросам кадровой политики. Кроме того, отдельные статьи автора посвящены кадровым вопросам и формированию руководства на высшем уровне власти.
При рассмотрении правового регулирования в сфере госуправления и госслужбы большую роль играют работы П. В. Трощинского,
рассматривающего некоторые общие вопросы правовой системы КНР, а также сам процесс её развития в пореформенный период. Здесь стоит отметить и обзорный сборник под редакцией Л. М. Гудошникова и П. В. Трощинского, посвящённый праву КНР с 1978 по 2010 гг.
В данном контексте также стоит отметить отдельные статьи А. П. Алексеенко, посвящённые вопросам законодательного регулирования государственной службы в Китае.
При рассмотрении англоязычной литературы возможно выделить несколько крупных исследователей, занимавшихся вопросами госуправления и госслужбы. Прежде всего, стоит отметить Джона П. Бернса, основные труды которого сосредоточены на исследовании реформ государственной службы, пришедшихся на начальный этап преобразований, а также о их влиянии на исполнение обязанностей госслужащими.
Другой работой по данной теме можно назвать ретроспективную статью Чжан Мэнчжуна и Чжоу Вэя. В центре их внимания находится процесс реформирования системы государственной службы с 1978 по 2007 г., а также рассматриваются основные аспекты её функционирования.
Ещё одним крупным исследователем данной сферы выступает Хон С. Чан, работы которого посвящены таким правовым вопросам, как разработка «Закона КНР о государственных служащих», а также таким более конкретным вопросам, как оплата труда госслужащих в Китае.
При рассмотрении других более конкретных аспектов стоит выделить исследование Цзин Ицзя, в центре внимания которого находится система служебной аттестации для госслужащих КНР, а также её влияние на эффективность всей системы госуправления.
Значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы был внесён и исследователями из материкового Китая, одной из наиболее значимых заслуг которых необходимо признать вовлечение в научный анализ широкого круга правовых и иных источников. Другим достаточно существенным преимуществом работ на китайском языке является умеренная критика существующих процессов и системных недостатков как во всей системе госуправления, так и в сфере госслужбы в отдельности.
Многие китайские работы сосредоточены на трактовке и рассмотрении законодательной базы, связанной с госслужбой. Так, можно назвать работу Чжу Цию, которая построена на анализе политического, правового и научного аспектов развития управления госслужбой на основе «Закона КНР о госслужащих». Весомую практическую ценность по данному вопросу также представляет статья Се Вэя, который рассматривает и оценивает успешность реализации упомянутого Закона за 10 лет с момента его вступления в силу.
Другим подобным трудом является работа одного из крупнейших китайских исследователей системы госуправления Хао Юймина. Содержательная часть работы связана с рассмотрением наиболее характерных особенностей и перспектив новой редакции основного Закона о госслужащих от 2018 г. Ещё одной заметной работой этого автора является статья, посвящённая такому конкретному аспекту, как определение и предварительная оценка принципа параллельных должностей и рангов, внедрение которого также связано с новой редакцией уже упомянутого Закона.
Значительная часть работ китайских авторов посвящена отдельным моментам, связанным с функционированием госслужбы. Так, можно выделить некоторые работы, посвящённые, например, вопросу отвода госслужащего от назначения на должность или вопросу проявлений дискриминации при экзаменационном отборе госслужащих.
Таким образом, в ходе историографического обзора нами было установлено, что как в отечественной, так и в западной науке основные комплексные работы, касающиеся вопросов правового регулирования государственной службы в Китае, преимущественно затрагивают лишь начальный период реформ и недостаточно подробно освещают период после прихода «пятого поколения китайских руководителей» во главе с Си Цзиньпином. Более современные исследования посвящены лишь отдельным аспектам этой проблемы. Данный вывод приводит к нас к убеждению о необходимости всестороннего и детального анализа новаций в законодательстве о госслужбе на современном этапе реформирования.
Объектом исследования выступают законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие систему современной государственной службы в КНР, а также соответствующие внутрипартийные правила и постановления КПК, имеющие отношение к этой сфере. Предметом исследования выступают изменения и новации в сфере правового регулирования государственной службы КНР на современном этапе.
Цель исследования — рассмотрение основных новаций в правовом регулировании государственной службы в КНР после 2012 г.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) определить и рассмотреть основные предпосылки и причины реформирования соответствующего законодательства;
2) рассмотреть и проанализировать процедуру разработки и
внедрения государственными властями соответствующих законодательных изменений;
3) определить основные аспекты и направления государственной службы, подвергшиеся законодательному реформированию;
4) провести комплексный анализ основного содержания соответствующих новаций в правовом регулировании государственной службы;
5) выявить ключевые тенденции в развитии правового регулирования современной государственной службы.
Хронологические рамки исследования можно определить следующим образом: в качестве нижней границы исследования выступает проведение XVIII Всекитайского съезда КПК в ноябре 2012 г. и последующий приход к власти в Китае Си Цзиньпина; в качестве верхней границы исследования выступает XX Всекитайский съезд КПК, прошедший в октябре 2022 г.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: метод системного анализа, который предполагает рассмотрение соответствующих политических, социальных и правовых аспектов с точки зрения их сложного взаимовлияния и взаимодействия в рамках единой системы государственного устройства КНР; метод исторической периодизации, предполагающий разделение на несколько хронологических этапов процесса разработки и внедрения правовых изменений в сфере госслужбы; сравнительно-сопоставительный метод, предполагающий сравнение и соотнесение исследуемых источников и теоретических материалов для выявления типологических особенностей и наиболее характерных тенденций в рамках рассматриваемой проблемы.
Для написания имён и топонимов на китайском языке в работе используется традиционно принятая в отечественном востоковедении транскрипционная система Палладия.
Практическая ценность исследования заключается в том, что отдельные положения и выводы магистерской диссертации могут быть использованы для дальнейшего рассмотрения и исследования вопроса государственной службы в Китае и её правового регулирования. Кроме того, результаты данной работы могут сыграть положительную роль в изучении и заимствовании наиболее успешных практик госслужбы КНР отечественными правоведами и экспертами в области государственного управления.
Структура данного исследования включает в себя: Введение, две главы с выделением соответствующих параграфов, Заключение и Список источников и литературы.
Во Введении обосновывается актуальность и новизна исследования, рассматривается степень научной разработанности проблемы, раскрываются цель и основные задачи, описывается методологическая основа работы.
В первой главе рассматриваются основные периоды развития правового регулирования современной государственной службы в Китае, а также предпосылки, причины и основное содержание новаций в правовом регулировании государственной службы после XVIII Всекитайского съезда КПК (2012-2017).
Во второй главе рассматриваются предпосылки, причины, а также содержание и характерные особенности основных правовых изменений, связанных с принятием новой редакции «Закона КНР о государственных служащих» в декабре 2018 г., кроме того, рассмотрению подвергаются основные изменения в подзаконных актах и внутрипартийных директивах, регулирующих отдельные аспекты государственной службы.
В Заключении в соответствии с поставленными задачами подводятся итоги исследования.
Апробация предварительных результатов исследования:
Промежуточные результаты исследования были представлены в марте 2023 г. на VIII Всероссийской научной конференции молодых востоковедов «Китай и соседи». Тема доклада: «Новации в правовом регулировании государственной службы КНР после XIX съезда КПК».
Промежуточные результаты данного исследования также были представлены в апреле 2023 г. на XXXII Международном научном Конгрессе по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ». Тезисы выступления опубликованы:
Безруков Д. А. Особенности законодательного регулирования современной государственной службы КНР // XXXII Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ: материалы конгресса. СПб.: Изд-во РХГА, 2023. С. 658¬660.
В заключение проведённого исследования можно резюмировать следующее: сфера государственной службы в Китае прошла длительный этап становления и преобразований, осуществление и направление которых напрямую зависело от изменений в кадровой политике и в реализации административных реформ на государственном уровне. Активная трансформация сферы госслужбы продолжается и в настоящее время. Данный факт объясняется значительной политической и социальной ролью всей системы госслужбы, являющейся одним из главных факторов стабильного развития современного государственного строя КНР.
Правовая основа госслужбы была заложена на начальном этапе реформ путём разработки и принятия «Временного положения о государственных служащих» в 1993 г. Дальнейшее развитие продолжалось в 1990-е и 2000-е гг. и было ознаменовано принятием «Закона КНР о государственных служащих» в 2005 г., ставшего основным правовым регулятором для всей системы государственной службы в Китае.
Новый этап развития связан с приходом к власти «пятого поколения китайских руководителей» во главе с председателем Си Цзиньпином по итогам XVIII съезда КПК в 2012 г. Новый курс углубления реформ, направленный на оптимизацию и рационализацию всей сферы государственного управления, также оказал определяющее влияние на пути развития государственной службы в Китае. Практической реализацией этого процесса стала активная разработка и утверждение новых нормативно-правовых актов и партийных постановлений, регламентирующих конкретные аспекты госслужбы.
На данном этапе были усовершенствованы и официально утверждены многие положения, функционировавшие до этого лишь в опытном порядке. Усиленное внимание было уделено таким ключевым аспектам, как совершенствование принципа классифицированного управления госслужащими, экзаменационный отбор, обучение и подготовка кадров, ротация и движение госслужащих по карьерной лестнице, укрепление партийной дисциплины и другие.
Специальные усилия законодателей были направлены на исправление наиболее проблемных мест, подрывающих авторитет правящей партии в китайском обществе. Так, главными задачами новых постановлений стала системная и решительная борьба со злоупотреблением служебными полномочиями и проявлениями коррупции, существование которых подтверждалось многочисленными громкими прецедентами в предшествующий период.
Современный этап преобразований связан с началом нового политического цикла в КНР и переизбранием действующего председателя Си Цзиньпина по итогам XIX съезда КПК на новый срок в 2017 г. Необходимость дальнейшего углубления реформ потребовала и соответствующих изменений в государственном законодательстве.
Начавшаяся с внесения поправок в Конституцию КНР в марте 2018 г. волна законодательных изменений повлияла и на развитие правового регулирования госслужбы. Кульминацией этого процесса стала разработка и утверждение новой редакции «Закона КНР о государственных служащих» в декабре 2018 г. Как было подтверждено в ходе исследования, внесённые поправки находятся в полной корреляции с общими тенденциями политических изменений и направлены на их законодательное закрепление и формализацию. Впоследствии данный процесс также распространится и на всю законодательную базу государственной службы, выраженную в отдельных нормативно-правовых актах и партийных постановлениях.
Рассмотренные в ходе исследования законодательные изменения в полной мере отражают основные направления в реформировании китайской политической системы на современном этапе. В частности, на примере анализа конкретных документов о госслужбе были выявлены и рассмотрены такие характерные тенденции, как усиление партийного и государственного контроля за исполнением госслужащими своих обязанностей, усиление внимания за политической подготовкой и идеологической лояльностью госслужащих, придание более принципиального значения их моральным и нравственным качествам, более чёткая регламентация конкретных обязанностей и сфер ответственности, внедрение более жёстких мер для борьбы с коррупционным поведением и иными злоупотреблениями и другие. Все указанные тенденции очевидным образом отражают стремления правящей партии сформировать управляемый и предсказуемый аппарат госслужбы, создание которого необходимо для поддержания политической стабильности и дальнейшего воплощения в жизнь партийно-государственных планов и решений.
Таким образом, в результате проведённого исследования было установлено, что правовое регулирование государственной службы в Китае, выраженное в форме основного «Закона КНР о государственных служащих», нормативно-правовых актов и, в особенности, партийных постановлений, являются достаточно релевантными и информативными источниками, благодаря которым мы можем понять, как существует, функционирует и развивается в современных условиях не только собственно система госслужбы, но и в целом вся система государственного управления КНР. Это особенно актуально в контексте изучения Китая, поскольку в нынешних условиях, когда сама китайская политическая система становится всё более замкнутой и закрытой от иностранных исследователей, такие источники как законодательные акты и, в особенности, вносимые в них изменения и поправки, могут стать незаменимым источником для изучения этого вопроса.
Однако необходимо отметить, что даже подробное рассмотрение соответствующего законодательства не сможет дать ответы на все необходимые вопросы. С укреплением партократического режима в КНР всё менее понятными и более закрытыми становятся механизмы формирования высшей власти в государстве. Если в момент прихода к власти Си Цзиньпина указанные процессы были весьма предсказуемыми и понятными, то сейчас процедура отбора и назначения кадров на руководящие посты представляется не столь очевидной, в особенности для иностранных экспертов. Данные обстоятельства открывают новые возможности для последующего исследования других типов источников, способных отразить реальное положение вещей в китайской политической системе.
При рассмотрении дальнейших перспектив изучения темы данного исследования необходимо отметить следующее: прошедший в октябре 2022 г. XX съезд КПК фактически открыл новый этап государственного развития в истории современного Китая. Как неоднократно отмечалось самими китайскими властями, этот период будет временем дальнейшего углубления реформ, направленных на укрепление роли Китая в качестве одного из мировых лидеров. Данные тенденции позволяют с полной уверенностью говорить о дальнейшем активном преобразовании всей системы госуправления КНР, в том числе и её государственной службы. В связи с этим значительное реформирование будет осуществляться и в сфере правового регулирования госслужбы, что открывает широкое пространство для исследований данного вопроса в будущем.
Правовая основа госслужбы была заложена на начальном этапе реформ путём разработки и принятия «Временного положения о государственных служащих» в 1993 г. Дальнейшее развитие продолжалось в 1990-е и 2000-е гг. и было ознаменовано принятием «Закона КНР о государственных служащих» в 2005 г., ставшего основным правовым регулятором для всей системы государственной службы в Китае.
Новый этап развития связан с приходом к власти «пятого поколения китайских руководителей» во главе с председателем Си Цзиньпином по итогам XVIII съезда КПК в 2012 г. Новый курс углубления реформ, направленный на оптимизацию и рационализацию всей сферы государственного управления, также оказал определяющее влияние на пути развития государственной службы в Китае. Практической реализацией этого процесса стала активная разработка и утверждение новых нормативно-правовых актов и партийных постановлений, регламентирующих конкретные аспекты госслужбы.
На данном этапе были усовершенствованы и официально утверждены многие положения, функционировавшие до этого лишь в опытном порядке. Усиленное внимание было уделено таким ключевым аспектам, как совершенствование принципа классифицированного управления госслужащими, экзаменационный отбор, обучение и подготовка кадров, ротация и движение госслужащих по карьерной лестнице, укрепление партийной дисциплины и другие.
Специальные усилия законодателей были направлены на исправление наиболее проблемных мест, подрывающих авторитет правящей партии в китайском обществе. Так, главными задачами новых постановлений стала системная и решительная борьба со злоупотреблением служебными полномочиями и проявлениями коррупции, существование которых подтверждалось многочисленными громкими прецедентами в предшествующий период.
Современный этап преобразований связан с началом нового политического цикла в КНР и переизбранием действующего председателя Си Цзиньпина по итогам XIX съезда КПК на новый срок в 2017 г. Необходимость дальнейшего углубления реформ потребовала и соответствующих изменений в государственном законодательстве.
Начавшаяся с внесения поправок в Конституцию КНР в марте 2018 г. волна законодательных изменений повлияла и на развитие правового регулирования госслужбы. Кульминацией этого процесса стала разработка и утверждение новой редакции «Закона КНР о государственных служащих» в декабре 2018 г. Как было подтверждено в ходе исследования, внесённые поправки находятся в полной корреляции с общими тенденциями политических изменений и направлены на их законодательное закрепление и формализацию. Впоследствии данный процесс также распространится и на всю законодательную базу государственной службы, выраженную в отдельных нормативно-правовых актах и партийных постановлениях.
Рассмотренные в ходе исследования законодательные изменения в полной мере отражают основные направления в реформировании китайской политической системы на современном этапе. В частности, на примере анализа конкретных документов о госслужбе были выявлены и рассмотрены такие характерные тенденции, как усиление партийного и государственного контроля за исполнением госслужащими своих обязанностей, усиление внимания за политической подготовкой и идеологической лояльностью госслужащих, придание более принципиального значения их моральным и нравственным качествам, более чёткая регламентация конкретных обязанностей и сфер ответственности, внедрение более жёстких мер для борьбы с коррупционным поведением и иными злоупотреблениями и другие. Все указанные тенденции очевидным образом отражают стремления правящей партии сформировать управляемый и предсказуемый аппарат госслужбы, создание которого необходимо для поддержания политической стабильности и дальнейшего воплощения в жизнь партийно-государственных планов и решений.
Таким образом, в результате проведённого исследования было установлено, что правовое регулирование государственной службы в Китае, выраженное в форме основного «Закона КНР о государственных служащих», нормативно-правовых актов и, в особенности, партийных постановлений, являются достаточно релевантными и информативными источниками, благодаря которым мы можем понять, как существует, функционирует и развивается в современных условиях не только собственно система госслужбы, но и в целом вся система государственного управления КНР. Это особенно актуально в контексте изучения Китая, поскольку в нынешних условиях, когда сама китайская политическая система становится всё более замкнутой и закрытой от иностранных исследователей, такие источники как законодательные акты и, в особенности, вносимые в них изменения и поправки, могут стать незаменимым источником для изучения этого вопроса.
Однако необходимо отметить, что даже подробное рассмотрение соответствующего законодательства не сможет дать ответы на все необходимые вопросы. С укреплением партократического режима в КНР всё менее понятными и более закрытыми становятся механизмы формирования высшей власти в государстве. Если в момент прихода к власти Си Цзиньпина указанные процессы были весьма предсказуемыми и понятными, то сейчас процедура отбора и назначения кадров на руководящие посты представляется не столь очевидной, в особенности для иностранных экспертов. Данные обстоятельства открывают новые возможности для последующего исследования других типов источников, способных отразить реальное положение вещей в китайской политической системе.
При рассмотрении дальнейших перспектив изучения темы данного исследования необходимо отметить следующее: прошедший в октябре 2022 г. XX съезд КПК фактически открыл новый этап государственного развития в истории современного Китая. Как неоднократно отмечалось самими китайскими властями, этот период будет временем дальнейшего углубления реформ, направленных на укрепление роли Китая в качестве одного из мировых лидеров. Данные тенденции позволяют с полной уверенностью говорить о дальнейшем активном преобразовании всей системы госуправления КНР, в том числе и её государственной службы. В связи с этим значительное реформирование будет осуществляться и в сфере правового регулирования госслужбы, что открывает широкое пространство для исследований данного вопроса в будущем.
Подобные работы
- Новации в правовом регулировании государственной службы в КНР после 2012 г
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2023



