Введение 3
1.1. Проблема взаимодействия искусства и литературы в символизме и в творчестве Одилона Редона 4
1.2. Связь Одилона Редона с литературными кругами Франции 11
1.3. Роль литературных аллюзий в формировании художественного мира Одилона Редона 19
2.1. Образы из мировой литературы в творчестве Одилона Редона 29
2.2. Отсылки к современной литературе 35
2.3. Интерпретация поэтических текстов посредством графики 40
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения 54
Творчество Одилона Редона в свое время не получило широкой огласки. Долгое время его работы оставались незамеченными ни публикой, ни критиками. Несмотря на оригинальность и своеобразный стиль, не вписывающийся в полной мере ни в одно художественное направление, художник не стал сенсацией. Таким образом, работы художника долгое время оставались в тени. Тем не менее он не был проигнорирован художественной интеллигенцией и был лично знаком со многими знаковыми фигурами искусства прекрасной эпохи: Андре Меллерио, Стефаном Малларме, Жорисом Гюисмансом. Будучи тесно связанным с символистами, но, при этом, не причисляя себя к их кругу, Одилон Редон находился под сильным влиянием их творчества. Пограничное состояние между фантазией и реальностью составляет основу его художественного метода. В этом смысле, он являлся действительно уникальной фигурой для Франции XIX века, где реалистическая традиция все еще занимала основное место. Даже импрессионисты, чей вклад в развитие нового искусства невозможно отрицать, в своих работах воспевали действительность. Одилон Редон же отступил от этой традиции, уходя от реальности в мир субъективных переживаний и фантазий человека. Его влияние позже можно будет проследить в искусстве начала ХХ века, начиная от экспрессионистов и заканчивая сюрреалистами.
Именно тогда возрос интерес к творчеству Одилона Редона. В XX веке его работы привлекли к себе внимание художников и искусствоведов. Сюрреалистичные образы в совокупности с экспрессивной манерой были крайне необычны для своего времени, намного больше они походили на произведения искусства модернизма. В связи с этим многие исследователи ищут связь между его работами и произведениями начала XX века.
Творчество Редона часто рассматривается в контексте взаимодействия литературы и изобразительного искусства, однако этот вопрос изучен фрагментарно, как один из аспектов формирования его творчества. Наиболее значительные исследования принадлежат Дарио Гамбони и Свену Санд стрему. Среди русскоязычных искусствоведов большой вклад сделала Валентина Александровна Крючкова, которая подробно описала творчество Редона в контексте символизма. В данной работе мы попытаемся сконцентрироваться на литературных аллюзиях и мотивах, делая их основным фокусом внимания в изучении произведений Одилона Редона.
Таким образом, целью работы является проведение комплексного анализа литературных аллюзий в творчестве французского художника Одилона Редона для выявления связей и взаимодействий между литературой и изобразительным искусством.
Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к символизму за последние годы. Несмотря на это, существует мало современной литературы о творчестве Одилона Редона.
При выполнении дипломной работы мы ставим следующие задачи:
• Исследовать взаимодействие литературы и изобразительного искусства в контексте творчества Одилона Редона и символизма;
• Описать влияние литературы на творчество художника;
• Определить круг тем и сюжетов, к которым обращается Одилон Редон;
• Проанализировать, каким образом он интерпретирует литературные произведения;
• Сравнить его репрезентацию литературных образов с репрезентацией других художников.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были поставлена цель - проведение комплексного анализа литературных аллюзий в творчестве французского художника Одилона Редона для выявления связей и взаимодействий между литературой и изобразительным искусством. Задачи, обозначенные во введении, были выполнены в соответствующих частях исследования. В первой главе, посвященной в большей степени теоретическим аспектам и общему культурному контексту, мы пришли к следующим заключениям. Прежде всего, мы подтвердили тезис о том, что в XIX веке возникает новый тип отношений между литературой и изобразительным искусством. Появляется тенденция к синтезу, произведения разных видов искусства сочетаются в одном объекте. Это проявилось в творчестве Одилона Редона, в связи с чем мы опровергли мнение некоторых исследователей о том, что его работы являются иллюстрациями. Основным принципом, которым художник руководствуется, обращаясь к литературе, является соответствие, основанное на общих эстетических и тематических параллелях. Вместо прямых указаний на источник он использует ассоциации.
Рассматривая взаимосвязь между Одилоном Редоном и литераторами Франции, основные выводы, к которым мы пришли, заключаются в следующем: художник следует основным тенденциям символизма. При этом, в плане идей и эстетики он становится ближе к литературным кругам, чем к художественным. Литература оказала большое влияние на формирование авторского стиля и метода Одилона Редона, а также была источником тем, образов и сюжетов. Одной из наиболее важных фигур в развитии творчества художника был Эдгар Аллан По. В сборнике, посвященному американскому писателю Редон очерчивает круг тем, которые в дальнейшем будут присутствовать в его творчестве. Это темы смерти, безумия, сна, фантазии, метаморфозы, что в целом характерно для символизма. Кроме этого, мы определили специфику символического искусства Одилона Редона. Он создает собственный язык символов и метафор, а не обращается к универсальным образам европейской культуры.
Вторая глава была посвящена непосредственно репрезентации литературных сюжетов. Сравнив живопись и графику Редона с произведениями других художников, мы пришли к выводу, что Одилон Редон иначе подходит к изображению персонажей. Они перестают выполнять функцию субъекта и становятся объектами, играя роль символов. В их облике проявляется модернистская тенденция к дегуманизации. Мы также убедились, что среди сюжетов мировой литературы для Одилона Редона наибольший интерес представляют произведения, действия которых разворачиваются в Средневековье. Этим художник продолжает романтическую традицию, для которой характерно устремление в прошлое.
В литературе второй половины XIX века для Редона становятся привлекательными те произведения, которые соответствуют его языку художественных образов. Специфика его аллюзий на произведения литературы заключается в том, что изображение занимает главное место, текст же дополняет его. Кроме того, мы обнаружили произведение, где без преувеличения можно говорить о синтезе изображения и текста. Это монодрама Эдмона Пикара «Клятва» (Le Jure). Произведение организовано таким образом, что текст и фабула происходящего выстраиваются вокруг изображения, что также говорит о его значимости.
Отвечая на вопрос, по какому принципу Одилон Редон выбирает произведения литературы, которые отразятся в его графике, мы заметили, что художник не берет какие-либо сюжетные моменты, он избирает тему или слово, образ, который ему близок, и делает его визуальную интерпретацию. Нарративная составляющая отходит на второй план, первостепенным остается художественный образ. Что касается интерпретации поэтического текста, Редон редко пытается воссоздать сюжет. Чаще всего он выбирает отдельный фрагмент, который близок тематике его творчества. Он становится своего рода пространством, где использование устоявшихся образов будет уместно и обоснованно. На примере альбома, посвященному сборнику Шарля Бодлера «Цветы зла», мы убедились, что Редон сопоставляет язык образов Бодлера со своим, пытаясь найти параллели. Он также заимствует литературные средства выразительности, перенося их в область изобразительного искусства. Так, например, он воспроизводит графически те аллегории, которые использует Бодлер. Кроме этого, мы убедились, что текст становится частью самих литографий, поскольку, убрав цитаты, которыми сопровождается каждая работа, теряется ее смысл. Таким образом, все задачи, обозначенные нами во введении, были выполнены и цель исследования можно считать достигнутой.
1. Cellier, L. Mallarme, Redon et "Un coup de des..." // Cahiers de 1'Association internationale des etudes francaises. - 1975. - №27. - Pp. 363-375.
2. Charensol, G. Odilon Redon // Revue des Deux Mondes. - 1956. - С. Pp. 8-60.
3. Cochran N. O. The presence of Gustave Flaubert and Saint Anthony in Odilon Redon's Temptation albums. - Texas: Rice University. - 1997. - 82 p.
4. Dorland, J. Aspects romantiques d'Odilon Redon. - Montreal: Department of French Language and Literature. - 1974. - 195 p.
5. Einecke, C. A Darwinian source for Odilon Redon's Plate XVIII from 'The Temptation of St Anthony' // The Burlington magazine. 2015. Vol. 157. N. 1345. Pp. 263-265.
6. Gamboni, D. "Parsifal / Druidess": Unfolding a Lithographic Metamorphosis by Odilon Redon // The Art Bulletin. - 2007. - Vol. 89. - №4. - Pp. 766-796.
7. Gamboni, D. Odilon Redon et ses critiques // Actes de la recherche en sciences sociales. -1987. -Vol. 66. - N. 1. - Pp. 25-34
8. Gott,T. La genese du symbolisme d'Odilon Redon : un nouveau regard sur le «Carnet de Chicago» // Revue de l'Art . - 1992. - №96. - Pp. 51-62.
9. Hobbs, R. Odilon Redon. - Boston: New York Graphic Society, 1977. - 187 p.
10. Jirat-Wasiutynski, V. “The Balloon as Metaphor in the Early Work of Odilon Redon.” // Artibus et Historiae. - 1992. - № 25. - Pp. 195-206.
11. Keshavjee S. Editorial Introduction: The Visual Culture of Science and Art in Fin-de-Siede France // RACAR: revue d'art canadienne / Canadian Art Review. - 2009. - Vol.34. - №1. - Pp. 5-17.
12. Kessenich, V. L. Odilon Redon, The Visual Poet of Edgar Allan Poe: A Study of the Lithographic album 'A Edgar Poe'. Thesis PhD. University of St. Andrews, 2004. -145 p.
13. Larson, B. Evolution and degeneration in the early work of Odilon Redon // Nineteenth-Century Art Worldwide. -2003. -Vol. 2. -N. 2. - Pp. 1-14.
14. Mellerio, A. Odilon Redon, peintre, dessinateur et graveur. - Paris: H. Floury, 1923. - 292 p.
15. Miller, A.E. Literary and Pictorial Sources in the Graphic Work of Odilon Redon // The Burlington Magazine. - 2004. - Vol. 146.- №1213. - Pp. 17-19.
...