АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и виды дивидендной политики
1.2 Теоретические подходы к реализации дивидендной политики
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Факторы, влияющие на способ распределения прибыли предприятием
2.2 Влияние дивидендной политики предприятия на ее инвестиционную привлекательность
2.3 Ключевые детерминанты дивидендной политики российских компаний
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ РЯДА КРУПНЕЙШИХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
3.1 Методика отбора организаций для анализа и краткая информация о данных организациях
3.2 Анализ степени влияния ряда финансовых показателей компаний на их дивидендную политику
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и виды дивидендной политики
1.2 Теоретические подходы к реализации дивидендной политики
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Факторы, влияющие на способ распределения прибыли предприятием
2.2 Влияние дивидендной политики предприятия на ее инвестиционную привлекательность
2.3 Ключевые детерминанты дивидендной политики российских компаний
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ РЯДА КРУПНЕЙШИХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
3.1 Методика отбора организаций для анализа и краткая информация о данных организациях
3.2 Анализ степени влияния ряда финансовых показателей компаний на их дивидендную политику
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Выбор подходящей предприятию дивидендной политики, а также выполнение необходимых условий для ее осуществления - одна из ключевых задач компании. Осуществление той или иной дивидендной политики может свидетельствовать о различных целях, стратегиях и подходах, применяемых предприятием в ходе его финансовой деятельности. Поэтому, для того чтобы способ распределения прибыли предприятием благоприятно сказывался на его деятельности и помогал развитию корпорации, современные предприниматели уделяют особое внимание данному вопросу.
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда каждый человек при помощи смартфона может стать потенциальным инвестором, вопрос о выборе дивидендной политики становится все более острым. Компании стремятся повысить цену собственных акций, привлечь ценных инвесторов и вместе с тем дополнительные средства. При этом, конкуренция за средства инвесторов лишь усиливается и компании с менее выгодными условиями, а также с менее надежным и прогнозируемым ростом, могут довольно быстро потерять преданных акционеров, которые направят средства на поддержку более надежных, финансово привлекательных и бурно развивающихся компаний. Именно поэтому на сегодняшний день крупные компании стараются не отставать от существующих тенденций по формированию дивидендной политики и внимательно следят за тем, чтобы их дивиденды одновременно привлекали интерес со стороны инвесторов и позволяли сохранять средства для развития компании.
Целью магистерской диссертации является исследование закономерностей, оказывающих существенное влияние на выбор дивидендной политики организацией, а также определении таких особенностей деятельности компаний, которые были бы наиболее сильно связанны с выбором соответствующего подхода к дивидендным выплатам.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы понятия дивидендной политики, обобщить ее виды, методики и оценки, вывести особенности, характерные для российских компаний;
2. Выявить основные существующие теории распределения прибыли и определить их принципиальные различия в подходе к выплате дивидендов;
3. Систематизировать ключевые факторы, влияющие на решение компании по распределению прибыли;
4. Выявить набор уникальных факторов, которые будут способствовать росту инвестиционной привлекательности организации;
5. Проанализировать и сформировать перечень уникальные особенности России в вопросах дивидендной политики;
6. Провести анализ и сформировать список ряда особенностей проведения дивидендной политики крупными отечественными компаниями из разных отраслей;
Объектом исследования являются дивидендные политики, проводимые рядом крупных российских компаний.
Предметом исследования являются распространенные виды дивидендной политики, применяемые в настоящее время российскими компаниями.
Практическая значимость данной работы заключается в формировании списка ключевых особенностей подхода российских организаций к выбору дивидендной политики, влияющих на последующую финансовую деятельность компаний.
Степень изученности проблемы. Множество иностранных и отечественных ученых занимались рассмотрением представленной проблематики, среди них такие как Галанова В. А., Басова А. И., Антоян Д. Г., Кувари А., Модильяни Ф., Миллер М., Росс С., Брейли Р., Майерс С. Все вышеперечисленные ученые провели значительные исследования в данной теме.
Научная новизна заключается в исследовании применимости ряда сформированных факторов, влияющих на распределение прибыли, к уникальными особенностям российского рынка.
Методологической базой. В работе применятся метод множественного корреляционного анализа, позволяющий определить степень влияния ряда факторов на результирующий признак. Теоретико-методологической основой послужили исследования как отечественных, так и зарубежных специалистов по экономической теории, финансовому анализу, финансовому менеджменту и управлению предприятием. В процессе исследования использовались дедуктивный, абстрактно-логический, сравнительно-сопоставительный, системно-структурный анализ имеющихся данных по рассматриваемой проблематике. Информационно-эмпирической базой исследования являлись, аналитические отчеты и обзоры, финансовые показатели и отчетность ряда компаний, сведения из информационной системы Cbonds, а также научные труды российских и зарубежных ученых - экономистов.
Обоснование структуры: Структура получившейся работы базируется на вышеупомянутых цели и задачах. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматриваются ключевые определения и существующие виды дивидендных политик, а также основные научные теории, связанные с рассматриваемой проблемой. Во второй главе повествование строится вокруг факторов, оказывающих влияние на дивидендную политику. Помимо этого, раскрываются принципы, влияющие на инвестиционную привлекательность компании, а также затрагиваются ключевые особенности российской истории и практики дивидендных выплат. В заключительной главе представлен практический анализ оценки влияния ряда выведенных ранее признаков на итоговые суммы дивидендных выплат, осуществлённых несколькими отечественными компаниями.
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда каждый человек при помощи смартфона может стать потенциальным инвестором, вопрос о выборе дивидендной политики становится все более острым. Компании стремятся повысить цену собственных акций, привлечь ценных инвесторов и вместе с тем дополнительные средства. При этом, конкуренция за средства инвесторов лишь усиливается и компании с менее выгодными условиями, а также с менее надежным и прогнозируемым ростом, могут довольно быстро потерять преданных акционеров, которые направят средства на поддержку более надежных, финансово привлекательных и бурно развивающихся компаний. Именно поэтому на сегодняшний день крупные компании стараются не отставать от существующих тенденций по формированию дивидендной политики и внимательно следят за тем, чтобы их дивиденды одновременно привлекали интерес со стороны инвесторов и позволяли сохранять средства для развития компании.
Целью магистерской диссертации является исследование закономерностей, оказывающих существенное влияние на выбор дивидендной политики организацией, а также определении таких особенностей деятельности компаний, которые были бы наиболее сильно связанны с выбором соответствующего подхода к дивидендным выплатам.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы понятия дивидендной политики, обобщить ее виды, методики и оценки, вывести особенности, характерные для российских компаний;
2. Выявить основные существующие теории распределения прибыли и определить их принципиальные различия в подходе к выплате дивидендов;
3. Систематизировать ключевые факторы, влияющие на решение компании по распределению прибыли;
4. Выявить набор уникальных факторов, которые будут способствовать росту инвестиционной привлекательности организации;
5. Проанализировать и сформировать перечень уникальные особенности России в вопросах дивидендной политики;
6. Провести анализ и сформировать список ряда особенностей проведения дивидендной политики крупными отечественными компаниями из разных отраслей;
Объектом исследования являются дивидендные политики, проводимые рядом крупных российских компаний.
Предметом исследования являются распространенные виды дивидендной политики, применяемые в настоящее время российскими компаниями.
Практическая значимость данной работы заключается в формировании списка ключевых особенностей подхода российских организаций к выбору дивидендной политики, влияющих на последующую финансовую деятельность компаний.
Степень изученности проблемы. Множество иностранных и отечественных ученых занимались рассмотрением представленной проблематики, среди них такие как Галанова В. А., Басова А. И., Антоян Д. Г., Кувари А., Модильяни Ф., Миллер М., Росс С., Брейли Р., Майерс С. Все вышеперечисленные ученые провели значительные исследования в данной теме.
Научная новизна заключается в исследовании применимости ряда сформированных факторов, влияющих на распределение прибыли, к уникальными особенностям российского рынка.
Методологической базой. В работе применятся метод множественного корреляционного анализа, позволяющий определить степень влияния ряда факторов на результирующий признак. Теоретико-методологической основой послужили исследования как отечественных, так и зарубежных специалистов по экономической теории, финансовому анализу, финансовому менеджменту и управлению предприятием. В процессе исследования использовались дедуктивный, абстрактно-логический, сравнительно-сопоставительный, системно-структурный анализ имеющихся данных по рассматриваемой проблематике. Информационно-эмпирической базой исследования являлись, аналитические отчеты и обзоры, финансовые показатели и отчетность ряда компаний, сведения из информационной системы Cbonds, а также научные труды российских и зарубежных ученых - экономистов.
Обоснование структуры: Структура получившейся работы базируется на вышеупомянутых цели и задачах. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматриваются ключевые определения и существующие виды дивидендных политик, а также основные научные теории, связанные с рассматриваемой проблемой. Во второй главе повествование строится вокруг факторов, оказывающих влияние на дивидендную политику. Помимо этого, раскрываются принципы, влияющие на инвестиционную привлекательность компании, а также затрагиваются ключевые особенности российской истории и практики дивидендных выплат. В заключительной главе представлен практический анализ оценки влияния ряда выведенных ранее признаков на итоговые суммы дивидендных выплат, осуществлённых несколькими отечественными компаниями.
В современной экономической науке существует несколько подходов к определению терминов «дивиденды» и «дивидендная политика». Тем не менее, учитывая различные подходы к определению данных терминов, можно сказать, что под дивидендом понимается часть прибыли акционерного общества, полученная по итогам деятельности предприятия и начисленная на каждую акцию с учетом ее категории, а дивидендная политика является частью финансовой политики компании, включающей разработку определенной концепции распределения чистой прибыли. При этом учеными было выделено несколько универсальных основных принципов дивидендной политики.
Важно отметить, что вопрос грамотного распределения дивидендов и создания дивидендной политики уже длительный период интересует экономистов и предпринимателей. По этой причине, существует множество различных теорий, посвященный различным подходам к реализации дивидендной политики. Так, например, весомый вклад в разработку теоретических основ дивидендной политики внесли такие ученые-экономисты, как М. Миллер, Ф. Модильяни, С. Росс, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер. Все рассмотренные теории послужили необходимой базой для развития и совершенствования дивидендных политик на практике.
При этом компания, занимающаяся разработкой конкретной дивидендной политики, не может ориентироваться исключительно на теоретические труды, так как на нее влияет ряд факторов, которые задают изначальные условия для выбора подхода к распределению прибыли. Эти факторы включают в себе 4 большие группы, а именно: законодательные ограничения, потребность организации в инвестициях, финансовые возможности компании, а также интересы акционеров и инвесторов. Каждая компания, принимая решение о выплате дивидендов обязана будет руководствоваться перечисленными факторами, однако степень их влияния на компанию может существенно варьироваться в зависимости от конкретного случая. Важно также отметить, что выбор дивидендной политики может оказывать влияние на инвестиционную привлекательность компании, что также необходимо учитывать при ее составлении.
В данной работе наибольший интерес уделяется именно российским компаниям и их особенностям в распределении прибыли. Поэтому необходимо было проследить, характерные особенности выплаты дивидендов отечественных компании. В результате приведённого анализа удалось, в частности, выяснить, что акции российских компаний во многом недооценены в сравнении с акциями компаний из других стран, а потому дивидендная доходность по ним часто выше, чем для аналогичных компаний из развитых стран. Также важно отметить, что для России на протяжении длительного периода времени было свойственно несовершенство самой законодательной базы в части регламентации дивидендных выплат, однако в настоящее время законодательные ограничения существенным образом влияют на дивиденды крупных отечественных компаний.
Сделанные ранее выводы повлияли на итоговый выбор компаний для практической части исследования. Например, было принято решение не рассматривать государственные корпорации, так как для них законом установлен минимальный размер дивидендных выплат, который компания не имеет право уменьшать. Таким образом было решено провести множественный корреляционный анализ для проверки степени влияния ряда рассмотренных ранее в работе факторов на дивидендную политику нескольких российских компаний из трех разных отраслей: нефтегазовой отрасли, черной металлургии, и ритейла. Анализируемые факторы были отобраны на основе общих теорий, рассмотренных в процессе работы. В результате удалось определить, что не все факторы, выделяемые учеными - экономистами в равной степени оказывают влияние на величину дивидендных выплат российских компаний. Как и ожидалось, в наибольшей степень дивидендные выплаты большинства анализируемых компаний зависят от их чистой прибыли. Несмотря на это стоит также выделить наличие зависимости от таких показателей, как, например, свободный денежный поток или же рентабельность собственного капитала.
Таким образом, можно сделать вывод, что для всех современных компаний, в том числе и российских - вопросы определения величины дивидендных выплат является одним из важнейших, так как от этого зависит возможность привлечения дополнительных средств, повышения цены компании, ее имиджа и т.д. Существует несколько теоретических подходов к формированию дивидендной политики организации, применимость которых ограничена целым рядом факторов, влияющих на каждую компанию в индивидуальном порядке. Однако, несмотря на наличие ряда уникальных различий, абсолютное большинство компаний, в том числе и российских, продолжают ориентироваться на факторы, выведенные учеными при определении собственного подход к распределению прибыли.
Важно отметить, что вопрос грамотного распределения дивидендов и создания дивидендной политики уже длительный период интересует экономистов и предпринимателей. По этой причине, существует множество различных теорий, посвященный различным подходам к реализации дивидендной политики. Так, например, весомый вклад в разработку теоретических основ дивидендной политики внесли такие ученые-экономисты, как М. Миллер, Ф. Модильяни, С. Росс, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер. Все рассмотренные теории послужили необходимой базой для развития и совершенствования дивидендных политик на практике.
При этом компания, занимающаяся разработкой конкретной дивидендной политики, не может ориентироваться исключительно на теоретические труды, так как на нее влияет ряд факторов, которые задают изначальные условия для выбора подхода к распределению прибыли. Эти факторы включают в себе 4 большие группы, а именно: законодательные ограничения, потребность организации в инвестициях, финансовые возможности компании, а также интересы акционеров и инвесторов. Каждая компания, принимая решение о выплате дивидендов обязана будет руководствоваться перечисленными факторами, однако степень их влияния на компанию может существенно варьироваться в зависимости от конкретного случая. Важно также отметить, что выбор дивидендной политики может оказывать влияние на инвестиционную привлекательность компании, что также необходимо учитывать при ее составлении.
В данной работе наибольший интерес уделяется именно российским компаниям и их особенностям в распределении прибыли. Поэтому необходимо было проследить, характерные особенности выплаты дивидендов отечественных компании. В результате приведённого анализа удалось, в частности, выяснить, что акции российских компаний во многом недооценены в сравнении с акциями компаний из других стран, а потому дивидендная доходность по ним часто выше, чем для аналогичных компаний из развитых стран. Также важно отметить, что для России на протяжении длительного периода времени было свойственно несовершенство самой законодательной базы в части регламентации дивидендных выплат, однако в настоящее время законодательные ограничения существенным образом влияют на дивиденды крупных отечественных компаний.
Сделанные ранее выводы повлияли на итоговый выбор компаний для практической части исследования. Например, было принято решение не рассматривать государственные корпорации, так как для них законом установлен минимальный размер дивидендных выплат, который компания не имеет право уменьшать. Таким образом было решено провести множественный корреляционный анализ для проверки степени влияния ряда рассмотренных ранее в работе факторов на дивидендную политику нескольких российских компаний из трех разных отраслей: нефтегазовой отрасли, черной металлургии, и ритейла. Анализируемые факторы были отобраны на основе общих теорий, рассмотренных в процессе работы. В результате удалось определить, что не все факторы, выделяемые учеными - экономистами в равной степени оказывают влияние на величину дивидендных выплат российских компаний. Как и ожидалось, в наибольшей степень дивидендные выплаты большинства анализируемых компаний зависят от их чистой прибыли. Несмотря на это стоит также выделить наличие зависимости от таких показателей, как, например, свободный денежный поток или же рентабельность собственного капитала.
Таким образом, можно сделать вывод, что для всех современных компаний, в том числе и российских - вопросы определения величины дивидендных выплат является одним из важнейших, так как от этого зависит возможность привлечения дополнительных средств, повышения цены компании, ее имиджа и т.д. Существует несколько теоретических подходов к формированию дивидендной политики организации, применимость которых ограничена целым рядом факторов, влияющих на каждую компанию в индивидуальном порядке. Однако, несмотря на наличие ряда уникальных различий, абсолютное большинство компаний, в том числе и российских, продолжают ориентироваться на факторы, выведенные учеными при определении собственного подход к распределению прибыли.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «МАГНИТ»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Оценка дивидендной политики публичного акционерного общества (на примере ПАО «МТС»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЫНОЧНУЮ
КАПИТАЛИЗАЦИЮ КОМПАНИИ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Дивидендная политика компании
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЕГО ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ ПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



