ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА «МЯГКОЙ» СИЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ COVID-19 8
1.1. «Мягкая» сила: понятие и подходы 8
1.2. Особенности, факторы и направления развития «мягкой» силы Республики Корея 16
1.3. Публичная дипломатия Республики Корея в период пандемии Covid-19 20
1.4. Эффективность «мягкой» силы Республики Корея в реагировании на пандемию Covid-19 26
1.5. Реакция международного сообщества на деятельность Республики Корея в эпоху пандемии Covid-19 28
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ» СИЛЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID -19 В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ 35
2.1. Влияние пандемии Covid-19 на общество и «мягкую» силу Республики Корея 35
2.2. Роль «Корейской волны» в стратегии «мягкой» силы Республики Корея в эпоху пандемии Covid-19 38
2.3. Дипломатия здравоохранения Республики Корея, как инструмент «мягкой» силы в эпоху пандемии Covid-19 42
2.4. Проблематика «мягкой» силы Республики Корея в период пандемии Covid-19 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность темы исследования. В XXI в. приоритет постепенно отдается культурной и экономической привлекательности стран.
С распадом биполярной системы «жесткая» сила не теряет ключевого значения в мире для защиты суверенитета государств, однако «мягкая» сила олицетворяет в себе элемент «привлекательности» и приобретает все большее значение для решения внешнеполитических задач. К тому же рост роли «мягкой» силы связан с повышением значения культурных ценностей, которые создают привлекательный имидж для государства.
Одной из азиатских стран, которая активно наращивает потенциал «мягкой» силы и публичной дипломатии, является Республика Корея, которая показывает особенно успешный пример внедрения «мягкой» силы в свою внешнеполитическую стратегию. В силу географического положения Республики Корея и ее соседства с такими могущественными акторами, как Китайская Народная Республика (КНР) и Российская Федерация (РФ), страна не делает приоритетом своей внешней политики «жесткую» силу. Поэтому мягкие внешнеполитические инструменты имеют большие перспективы и помогают в укреплении позиций Республики Корея на международной арене.
Республика Корея ведет активную политику развития положительного имиджа страны в мировом сообществе с помощью применения новых стратегий и создания специальных органов и комитетов, ответственных за национальный брендинг. К весне 2023 года Республика Корея обладает такими ресурсами «мягкой» силы, как успешный опыт экономической модернизации страны, эффективная борьба с пандемией Covid-19, максимальная культурная привлекательность страны. В связи с этим Республика Корея является хорошим примером удачного применения «мягкой» силы для продвижения собственных интересов и популяризации национального бренда на международном пространстве. Этот опыт может быть полезен для развития мягкосилового потенциала в других странах.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2020 - 2022 гг. Нижняя граница — начало пандемии Covid-19, обусловившей подъем «мягкой» силы и публичной дипломатии во внешней политике Республики Корея с учетом появления таких новых векторов, как дипломатия в области здравоохранения. Верхняя граница обусловлена продолжающимся ростом в 2020-2022 гг. «мягкосилового» и дипломатического потенциала Республики Корея как одного из ключевых внешнеполитических инструментов в условиях пандемии.
Объект исследования - внешнеполитическая стратегия «мягкой» силы Республики Корея.
Предмет исследования - применение «мягкой» силы как компонента внешней политики Республики Корея в XXI в.
Цель исследования - рассмотреть особенности применения инструментов «мягкой» силы и публичной дипломатии в Республике Корея, выявить ее эффективность в продвижении внешнеполитического имиджа страны в эпоху пандемии Covid -19.
Поставленная цель дает возможность сформулировать следующие задачи исследования:
• выявить основные теоретико-методологические подходы к пониманию «мягкой» силы;
• рассмотреть особенности, факторы и направления развития «мягкой» силы Республики Корея;
• исследовать эффективность и международный статус публичной дипломатии Республики Корея в период пандемии Covid -19;
• проанализировать влияние пандемии Covid-19 на «мягкую» силу Республики Корея;
• выявить роль «корейской волны» в стратегии «мягкой» силы Республики Корея в эпоху пандемии Covid-19;
• обозначить ключевые области, проблемные моменты и перспективы развития «мягкой» силы Республики Корея.
Для реализации цели исследования был проанализирован широкий спектр источников и литературы. Источниковой базой работы послужили программы Министерства иностранных дел Республики Корея по развитию потенциала «мягкой» силы и публичной дипломатии страны 1, а также правительственные обзоры эффективности государственной поддержки и развития «корейской волны» в период 2020-2021 гг1 2. Немаловажным источником стал Закон Республики Корея о публичной дипломатии, представляющий нормативный базис реализации стратегии публичной дипломатии на международном уровне в целях повышения глобального имиджа и международной узнаваемости государства3. Также были использованы ежегодные публикации международного консалтингового агентства «Бренд Файнанс» по вопросам измерения индекса «мягкой силы» и бренда страны4.
Концепция «мягкой» силы впервые на международном уровне была введена в научный оборот Дж. Наем5, что открыло новую главу в теоретических исследованиях силового феномена в теории международных отношений. Весомая часть исследований по проблематике изучения «мягкой силы» и публичной дипломатии в основном посвящена именно общим вопросам в их теоретическом и практическом измерении, в числе которых труды таких исследователей, как: А. Грамши6, Ю.П. Давыдов7, Я.В. Лексютина и И.В. Радиков8, А.В. Михалев9, Дж. Галларотти10, Дж. Трункос11 и др.
Ко второму блоку относится литература, касающаяся становления и эволюции «мягкой» силы Республики Корея. Недостатком исследования этой темы является фрагментарное рассмотрение «мягкой» силы как комплексного понятия, кроме того, в разработку этой темы не входит ретроспектива развития «мягкой» силы в стране. Представления о «мягкой» силе Республики Корея и ее эволюции дают труды таких российских, западных и корейских авторов, как: Д.И. Бураев и М.Ц. Гармаханов12, Н.В. Сенякина13, С. Аттиас14, К. Айхан15, К. Ботто16, Дж Боуи17, Дж. Чан и Б. Ким18, Т. Фахриса19, Т. Ким и Дж. Кэмпбелл20, М. Ким21, Хан Джун и Дж. Най22, Г. Чан23 и др.
Методологическая база исследования. С помощью структурно- функционального подхода стало возможным определить соотношение и взаимосвязь специфических дипломатических методов (например, взаимосвязь «мягкой» силы и публичной дипломатии). Системный подход дал возможность исследования роли и значения инструментов «мягкой» силы и публичной дипломатии в современной внешней политике Республики Корея. В рамках институционального метода удалось провести изучение инструментов и формальных институтов «мягкой» силы и публичной дипломатии Республики Корея, созданных в ХХ1 вв. При помощи неоинстуционального подхода была определена роль современных проводников «мягкой» силы и публичной дипломатии Республики Корея, участвующих в процессе выработки реализации ее внешнеполитической стратегии. Для интерпретации полученных данных и выявления закономерностей был привлечен метод ивент-анализа (методика анализа событий). Он помог выявить ключевые тенденцие развития, наряду с перспективами и формулировкой возможных прогнозов и рекомендаций по теме работы.
Структура выпускной квалификационной работы определена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, девяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Понятие «мягкая» сила стало активно использоваться во внешней политике стран мира во второй половине XX в. Тем не менее, и до концептуального формирования понятия, отдельные международные акторы уже использовали культуру, историю и национальные традиции в качестве ресурса для осуществления внешнеполитической деятельности, что позволяло как реализовывать внешнеполитические цели государства, так и осуществлять т.н. «культурную экспансию» в отношении других регионов.
Понятие «мягкая» сила предполагает использование мирных и, в определенной степени, традиционных для государства ресурсов - истории, культуры, традиций, языка, потенциала общества и иных элементов для формирования качественного имиджа государства в международном пространстве, вовлечения других международных акторов в орбиту взаимодействия с государством, а также с целью формирования у других участников международных отношений политики, которая выгодна государству, продвигающему «мягкую» силу на современном этапе взаимодействия, с применением доступного государствам «мягкосилового» инструментария.
В условиях пандемии Covid-19 публичная дипломатия способствует позитивизации имиджа Республики Корея. Также публичная дипломатия страны ориентирована и на взаимную выгоду - обмен идеями, информацией, передовым опытом с целью укрепления позиций Республики Корея в экономической и технологической сферах. В условиях пандемии Covid-19 способность государства оказывать положительное влияние и управлять национальным брендом предполагает популяризацию (экспорт) опыта Республики Корея в контексте противодействия пандемии с отражением важности изменения глобальных приоритетов, национальной повестки государств, включая важность адаптации под новые условия международного взаимодействия.
Целесообразно говорить о наличии системности и последовательности в «мягкосиловом» сегменте деятельности Республики Корея в период пандемии Covid-19. Политика государства была ориентирована на поддержку бизнеса, образовательной, научно - исследовательской и научно-технической сферы и их адаптацию к условиям пандемии. В период пандемии Covid -19 Республика Корея сумела снизить уровень напряженности в обществе и сконцентрировать усилия государства на решении актуальных задач - поддержке бизнеса, развитии исследовательской кооперации, создании гибридных моделей научноисследовательского взаимодействия, развитии многосторонних форматов сотрудничества. Это дополнялось работой и в социальной сфере, что позволило сохранить рабочие места, адаптировать работу мелкого и среднего бизнеса к запросам этого сложного периода, создав качественные предпосылки для эффективного прохождения страной наиболее острой фазы пандемии Covid-19. Эти практики были расширены до продвижения и популяризации вакцинации, массового тестирования, удаленной трудовой деятельности, внимательного отношения к здоровью и к контактам - как на уровне корейского общества (тезис: «общество следовало указаниям и сумело не допустить хаоса»), так и на внешнем треке (тезис: «успешный опыт противодействия может быть использован третьими странами»).
Переосмысление Республикой Корея своего места в мире ведет к отражению данного процесса в «мягкосиловом» инструментарии. Развитие «мягкой» силы страны сопровождается развитием медицинской, цифровой, культурной, образовательной, туристической, зеленой дипломатии и способствует экспорту корейской культуры на глобальный уровень, положительно влияя на рост узнаваемости страны и на заинтересованность внешних сил в развитии отношений с Республикой Корея. Таким образом, «мягкосиловой» фактор в данном случае ориентирован на стабилизацию политико-экономических позиций страны в новых условиях и позволяет сформировать качественный импульс для оперативного выхода Республики Корея из кризисных явлений, связанных с пандемией Covid-19.
Дипломатия здравоохранения Республики Корея может развиваться за счет технологических аспектов (содействие трансферу технологий), укрепления медицинской и вспомогательной инфраструктуры (оперативное увеличение количества койко-мест, создание передвижных лабораторий, медицинских центров, госпиталей, оперативное обучение и подготовка специалистов, введение в средних и высших учебных заведениях коротких курсов и программ медицинской подготовки) с определением четких потребностей каждого государства и возможностью отправки дефицитного оборудования, расходных материалов, специалистов в наиболее уязвимые и пострадавшие от пандемии страны.
Можно говорить о том, что «мягкая» сила Республики Корея является ключевым продуктом цифровой эпохи. Во время пандемии, когда большинство школ и университетов перешли на дистанционное обучение, Республика Корея активно развивала и поддерживала инфраструктуру для удаленного обучения. Онлайн-платформы и цифровые инструменты использовались для продвижения корейской системы образования и языка. Активно применялась культурная дипломатия в цифровом формате. «Корейская волна» реализовывалась через такие цифровые форматы, как «Ютуб», «Нетфликс», стриминговые сервисы и социальные медиа, что способствовало распространению корейской поп-культуры по всему миру. Виртуальные концерты, онлайн-фестивали, веб-сериалы стали средством привлечения международной аудитории и укрепления образа Республики Корея как центра поп-культуры.
Таким образом, успех «мягкой» силы Республики Корея во время пандемии заключается в том, что Корея практически «перевела весь мир онлайн» для эффективности взаимодействия, удешевления и упрощения контактов между обществами. Одним из элементов, которые способствовали успеху корейских культурных продуктов, были достижения в области информационных технологий и коммерциализация Интернета как средства распространения культурных продуктов. Это позволило культурным продуктам Республики Корея стать легкодоступными для людей во всем мире.
Одним из ключевых элементов успеха «мягкой» силы Республики Корея является культурная гибридность. Корейские культурные продукты сочетают в себе элементы традиции и современности, смешивают азиатские культурные ценности с ценностями Запада. Благодаря смешению прошлого и настоящего, а также традиций Востока и Запада, культурные продукты Республики Корея привлекают глобальную аудиторию с различным этническим и культурным происхождением. Успех «корейской волны» свидетельствует о том, что потенциально любая страна может участвовать в продвижении «мягкой» силы, производя культурные продукты, которые привлекут внимание мировой аудитории. Это способствует продвижению позитивного образа Республики Корея на глобальном уровне, а также делает возможным продвижение важности и естественности дистанционной работы, важности контроля своего здоровья, важности проявления осторожности в контактах с внешним миром, важности поддержки указаний и рекомендаций в области здравоохранения, а также иных социальных аспектов, являющихся неотъемлемой частью культуры Республики Корея.
Успех Республики Корея в политике «мягкой» силы повысил положительный национальный имидж, что привело к увеличению количества иностранных туристов, студентов -иностранцев, обучающихся в корейских университетах, а также к увеличению и расширению культурного экспорта в зарубежные страны.
Источники:
на русском языке
1. Корейский язык введут в школьную программу в нескольких азиатских странах. // Большая Азия. 12 февраля 2022 г. [Электронный ресурс] URL: https://bigasia.ru/content/news/society/koreyskiy-yazyk-vvedut-v- shkolnuyu-programmu-v-neskolkikh-aziatskikh-stranakh/ (дата обращения: 29.03.2023)
на английском языке
2. Dmytro Kuleba: Korea has disbursed a USD 700,000 assistance to Ukraine to curb coronavirus. // Ministry of Foreign Affairs of Ukraine. 21 April 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.kmu.gov.ua/en/news/dmitro- kuleba-koreya-vidilila-ukrayini-700-tisyach-dolariv-ssha-na-borotbu-z- koronavirusom (дата обращения: 22.03.2023)
3. Fortune Global 500 Rankings in 2022. // Fortune. [Электронный ресурс] URL: https://fortune.com/ranking/global500/ (дата обращения: 29.03.2023)
4. Carminati D. Is South Korea the New Quintessential Representation of Soft Power? // E-International Relations. September 18, 2022. [Электронный ресурс] URL: https://www.e-ir.info/pdf/99169 (дата обращения: 29.03.2023)
5. Global Soft Power Index 2022. // Brandirectory: Brand Values, Profiles & Global Rankings. 15 March 2022. [Электронный ресурс] URL: https://brandirectory.com/softpower/report (дата обращения: 01.04.2023)
6. Global Soft Power Index 2023. // Brandirectory: Brand Values, Profiles & Global Rankings. 2 March 2023. [Электронный ресурс] URL: https://softpower.brandfinance.com/2023/globalsoftpowerindex (дата обращения: 01.04.2023)
7. GDP (current US$) - Korea, Rep. 1960 - 2021. // World Bank Open Data. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 17.03.2023)
8. Korea Sends Additional Medical Supplies to Ukraine. // Ministry of Foreign Affairs, Republic of Korea. April 20, 2022. [Электронный ресурс] URL: https://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5676/view.do?seq=322033&page=1 (дата обращения: 19.04.2023)
9. K-Pop is making billions for South Korea. // AFM Editorial Office. 28 May 2022. [Электронный ресурс] URL: https://www.asiafundmanagers.com/us/kpop-and-economic-impact-on-south- korea/ (дата обращения: 29.03.2023)
10. South Korea Trade to GDP Ratio 1960-2023. // Macrotrends. [Электронный ресурс] URL: https://www.macrotrends.net/countries/KOR/south-korea/trade-gdp-ratio (дата обращения: 17.03.2023)
11. The Republic of Korea and the Global Fund to Fight AIDS, Tuberculosis and Malaria. // The Global Fund Report. 23 March, 2023. [Электронный ресурс] URL: https://reliefweb.int/report/world/republic-korea- and-global-fund-fight-aids-tuberculosis-and-malaria-enkr (дата обращения: 25.03.2023)
12. The territorial impact of COVID-19: Managing the crisis and recovery across levels of government. // OECD. 10 May 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/the-territorial-impact-of-covid-19-managing-the-crisis-and-recovery-across-levels- of-government-a2c6abaf/ (дата обращения: 07.04.2023)
13. What’s behind South Korea’s COVID-19 exceptionalism? // The Atlantic. May 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.theatlantic.com/ideas/archive/2020/05/whats-south-koreas- secret/611215/ (дата обращения: 07.04.2023)
на корейском языке
14. ^1*КН£М^оо£1^71-^1^! [2017-2021] / Первый базовый план публичной дипломатии Кореи на период 2017-2021 гг.) // Министерство иностранных дел Республики Корея. [Электронный ресурс] URL: https://www.mofa.go.kr/cntntsDown.do?path=www&physic=2017_2021.pdf&r eal=2017_2021.pdf (дата обращения: 30.03.2023)
15. Wf oo^l^ 7^^1^2023-2027) / Второй базовый план публичной дипломатии Кореи на период 2023-2027 гг.) // Министерство иностранных дел Республики Корея. [Электронный ресурс] URL: https://www.mofa.go.kr/cntntsDown.do?path=www&physic=2%EC%B0%A8% EA%B3%B5%EA%B3%B5%EC%99%B8%EA%B5%90%EA%B8%B0%EB %B3%B8%EA%B3%84%ED%9A%8D_%EC%B5%9C%EC%A2%85.pdf&re al=2%EC%B0%A8%EA%B3%B5%EA%B3%B5%EC%99%B8%EA%B5%90 %EA%B8%B0%EB%B3%B8%EA%B3%84%ED%9A%8D_%EC%B5%9C% EC%A2%85.pdf (дата обращения: 30.03.2023)
...