Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа взаимодействия государства и театра в контексте российской культурной политики 8
1.1 Неоинституциональный подход в исследовании культурной политики. 8
1.2 Основные направления и проблемы российской культурной
политики 16
1.3 Особенности взаимодействия государства с подведомственными и
негосударственными театрами 29
1.4 Особенности театральных GR-технологий: цели, задачи и функции ... .44
Глава 2. Анализ отношений государства и театра в сфере региональной культурной политики (на примере Санкт-Петербурга) 55
2.1 Региональная политика в сфере культуры (на примере деятельности
комитета по культуре СПб) 55
2.2 Роль и место театров в региональной культурной политике 64
2.3 Особенности использования GR-технологий в сфере региональной
культурной политики (на примере Александринского театра) 73
Заключение 82
Список использованных источников
Актуальность темы. Культурная политика играет важную роль в формировании культурного ландшафта нации, содействии художественному самовыражению, сохранению культурного наследия и поощрению культурного разнообразия. Взаимодействие между государством и театрами в этом контексте имеет глубокие последствия для жизнеспособности и устойчивости культурного сектора в целом. Явление, которое будет нами рассмотрено, является относительно новым для российских реалий, что подтверждает актуальность данной темы, проистекающую из нескольких факторов. Во-первых, переход к рыночной экономике в России привел к появлению независимых хозяйствующих субъектов, в том числе театров, которым теперь необходимо устанавливать эффективные связи с государством для защиты своих интересов. Взаимодействие между театрами и государством стало важнейшим аспектом культурной политики, поскольку театры стремятся добиться поддержки, финансирования и создания благоприятных условий для своей деятельности. Феномен Government Relations как социально -политического института является относительно новым в России. Существует необходимость в более глубоком понимании тонкостей взаимодействия государства и театров в сфере культурной политики. Понимание динамики этого взаимодействия имеет решающее значение как для политиков, так и для работников сферы культуры. Это позволяет им определить эффективные стратегии и механизмы для расширения сотрудничества, обеспечения адекватного финансирования и создания благоприятной среды для художественного самовыражения и культурного производства. Более того, GR можно анализировать с разных точек зрения, включая экономику, менеджмент и политологию. Этот междисциплинарный характер усложняет изучение особенностей взаимодействия государства и театра. Изучение средств, с помощью которых театры защищают и продвигают свои интересы, является важным для понимания динамики культурной политики в России. Несмотря на то, что в рамках нашего исследования мы рассмотрели некоторые аспекты GR в контексте культурной политики, существует множество типов и инструментов коммуникации, которые остаются недостаточно изученными. Этот пробел в исследованиях подчеркивает актуальность дальнейшего изучения особенностей взаимодействия государства и театра.
Степень научной разработанности проблемы. При выполнении работы использовались труды П. А. Толстых, В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, Л. В. Сморгунова, О. Г. Филатовой, Л. Н. Тимофеевой и др. В их работах глубоко проработаны теоретические основы GR, а также проведен анализ становления данного явления в отечественной практике. В работе используются также труды Фокина А.И., изучающего вопросы театрального менеджмента и культурологии, Балакшина А.С, Карпухина О.И., Сагитова С.Т. и Комиссарова С.Н., посвященные исследованиям культурной политики в современной России, Заславского Г.А, посвященные театральному делу в России, Музычук В.Ю., описывающие механизмы государственной поддержки театра. Для иллюстрации и детального обзора использованы материалы следующих порталов: официальный сайт Комитета по культуре Санкт-Петербурга, официальный сайт Александринского театра, Информационный портал для работников учреждений культуры, сайт Союза театральных деятелей РФ и др.
Объектом исследования выступает российская культурная политика.
Предметом исследования является взаимодействие государства и театра в сфере культурной политики.
Цель: проанализировать характерные особенности взаимодействия государства и театра в сфере российской культурной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•Рассмотреть применение неоинституционального подхода к
исследованиям культурной политики;
•Рассмотреть специфику деятельности государства в рамках российской культурной политики;
•Описать различия во взаимодействии государства с подведомственными и негосударственными театрами;
•Объяснить основные понятия GR в театральной сфере, обосновать их особенности;
•Проанализировать региональную культурную политику,= осуществляемую комитетом по культуре Санкт-Петербурга;
•Рассмотреть положение театра как компонента региональной культурной политики;
•Описать особенности использования GR-технологий на примере Александринского театра.
Гипотеза. Особенности российской культурной политики определяют характер взаимодействия государства и театра, и выражаются в следующем:
• Централизованный характер российской культурной политики при значительной роли государства влияет на динамику взаимодействия между государством и театрами. Полномочия государства в определении культурных приоритетов, распределении финансирования и формулировании политики определяют характер взаимодействия с театрами.
• Российская культурная политика в значительной степени зависит от государственного финансирования и поддержки театров. Уровень финансовой помощи, грантов и субсидий, предоставляемых государством, напрямую влияет на деятельность театров, выбор программ и свободу творчества. Степень финансовой зависимости от государства влияет на динамику власти и переговорные стратегии в их взаимодействии.
• Нормативная база, установленная российской культурной политикой, устанавливает руководящие принципы и требования, которых должны придерживаться театры. Эти правила влияют на административные процедуры, художественное содержание и процессы принятия решений в театрах. Соблюдение нормативной базы определяет характер взаимодействия между театрами и государством.
В качестве теоретико-методологической основы исследования использованы неоинституциональный подход. Многогранный характер GR соответствует ключевым принципам неоинституционализма, который подчеркивает роль институтов в формировании правил поведения, а также важности легитимности и соблюдения институциональных норм.
С позиций неоинституционального подхода, согласно которому институты — это «” правила игры” в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми», открываются возможности анализа реальных практик взаимодействий официальных и неформальных структур в процессе принятия политико-государственных решений. Ни представители органов государственного управления, ни представители законодательной власти не действуют в одиночку, принятие и реализация решений требуют объединения с другими участниками процесса, представляющими другие группы интересов, ресурсов, статусов и позиций.
Кроме того, в работе использовались следующие методы исследования:
• Изучение разнообразных источников информации. Сбор теории для подготовки базы исследования.
• Анализ полученных сведений. Обработка полученной информации, проверка ее на актуальность и достоверность с целью ответа на поставленные задачи.
• При работе с источниками использовались также синтез, классификация, систематизация и сравнительный анализ.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, семи параграфов, введения, заключения и списка используемых источников. В первой главе работы рассмотрены особенности культурной политики в России, взаимодействие государства с театрами, осуществляемое данной сфере, описаны особенности GR технологий в театральном деле.
Вторая глава посвящена изучению особенностей взаимодействия государства и театра в сфере региональной культурной политики. В качестве примера использования GR технологий в театре, изучен кейс Александринского театра.
Анализ особенностей взаимодействия государства и театра в сфере российской культурной политики позволил нам получить существенное представление о природе данного явления и выделить специфические черты, которые его формируют. В результате проведенного исследования были сделаны следующие ключевые выводы и наблюдения:
Неоинституциональный подход в изучении культурной политики предлагает разнообразную и многогранную область исследований, охватывающую различные теоретические перспективы и субдисциплины. Понимание различий и сходств между этими подходами жизненно важно для выработки всестороннего понимания роли институтов в культурной политике.
Театр обладает особой ролью в сфере российской культурной политики. Он является важным компонентом культурного ландшафта, способствующим художественному самовыражению, сохранению культуры и вовлечению общественности. Театры выступают в качестве платформ для социального диалога, решая важные социальные проблемы посредством своих художественных произведений, имеют экономическое и образовательное значение, привлекая аудиторию, создавая туристические возможности и воспитывая артистические таланты.
Российская культурная политика, ее особенности, влияют на характер взаимодействия государства и театра. Специфические особенности российской культурной политики, такие как централизация принятия решений и влияние государственного финансирования, существенно влияют на взаимоотношения между театрами и правительством. Эти особенности определяют характер поддержки, сотрудничества и правил, с которыми сталкиваются театры.
Анализ российской культурной политики высвечивает вызовы и трудности, с которыми сталкивается сфера культуры в современном обществе. Ключевые области, требующие внимания и улучшения, включают поощрение культурного разнообразия, сохранение культурного наследия, поддержку художественного творчества и обеспечение доступности культурных ресурсов. Эффективные каналы коммуникации между деятелями культуры и государственными учреждениями, наряду с адекватным финансированием и развитием культурной инфраструктуры, необходимы для продвижения культурной политики в России.
Использование технологий по связям с государственными органами (GR) в театрах приобретает все большее значение. GR-технологии включают в себя различные инструменты и стратегии для установления и поддержания отношений с государственными учреждениями и повышения имиджа театра. Как финансируемые государством, так и негосударственные театры признают важность установления связей с правительством для получения финансовой поддержки, признания и увеличения вовлеченности аудитории. Внедрение практики GR позволяет театрам ориентироваться в сложностях отношений между государством и театрами, обеспечивать безопасность ресурсов и влиять на культурную политику.
Изучая практику GR в Александринском театре, становится ясно, что театральный GR в России не получил широкого распространения. Отсутствие специализированных отделов по связям с общественностью в театрах возлагает ответственность за взаимодействие с правительством на плечи ключевых лиц театра, таких как директор и художественный руководитель. Их активное участие в важных государственных органах позиционирует их как влиятельные фигуры, позволяя им напрямую взаимодействовать с государственными чиновниками и формировать культурную политику.
Отсутствие формализованной структуры GR в театрах предоставляет возможность для дальнейших исследований и разработок. Создание специализированного отдела по связям с правительством или назначение GR менеджера могло бы укрепить отношения с государственными учреждениями, облегчить стратегическую коммуникацию, оптимизировать мобилизацию ресурсов, партнерские отношения и повлиять на культурную политику. Такие инициативы позволили бы театрам эффективно отстаивать свои потребности, использовать государственную поддержку и вносить вклад в разработку культурной политики, соответствующей их целям.
1. Акт правительства Российской Федерации "Распоряжение Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года" от 10.06.2011 № 1019-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - 2011
2. Альмухаметов Ильмар Разинович Онтологическая истинность власти и
театра // Социально-гуманитарные знания. 2019. №10. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ontologicheskaya-istinnost-vlasti-i-teatra(дата обращения: 31.03.2023).
3. Антология исследований культуры. Интерпретации культуры [Текст] /
[отв. ред. и сост. Л. А. Мостова] ; [пер.: А. А. Борзунов и др.]. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2008. - 721 с. -
(Культурология. XX век).; ISBN 5-288-03922-4
4. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям / Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 487 c. — ISBN 978-5-238-02238-3. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81652.html.
5. Балакшин А.С. Культурная политика современной России: реалии и тенденции // Научные проблемы водного транспорта. 2015. №42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-politika-sovremennoy-rossii-realii- i-tendentsii(дата обращения: 06.12.2022).
6. Балакшин А.С. Методология исследования культурной политики //
Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-issledovaniya-kulturnoy-politiki.
7. Балакшин А.С. Системный анализ современной культурной политики //
Научные проблемы водного транспорта. 2016. №46. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-analiz-sovremennoy-kulturnoy- politiki(дата обращения: 19.12.2022).
8. Букалова С. В., Меркулова К. Г. Актуальные проблемы и приоритеты
культурной политики в России в контексте идеологии неотрадиционализма // Управленческое консультирование. 2021. №4 (148). URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-i-prioritety-
kulturnoy-politiki-v-rossii-v-kontekste-ideologii-neotraditsionalizma (дата
обращения: 06.12.2022).
9. Ваславский Ян Ильич, Габуев Сослан Валерьевич Неоинституциональный
подход как методологическая основа исследования электронного правительства // Вестник МГИМО. 2016. №6 (51). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/neoinstitutsionalnyy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-issledovaniya-elektronnogo-pravitelstva.
10. Востряков Лев Евгеньевич, Тургаев Александр Сергеевич Новая модель государственной культурной политики России // Вестник СПбГИК. 2018.
№3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-model-
gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-rossii (дата обращения: 19.12.2022).
11. Гаджиев Ханлар Аляр Оглы Политические институты: институциональный и неоинституциональный подход // Власть. 2015. №7. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/politicheskie-instituty-institutsionalnyy- i-neoinstitutsionalnyy-podhod(дата обращения: 20.04.2023).
12. Геращенко С.А. История становления неоинституционализма как теоретико-методологического подхода в политической науке // Вестник магистратуры. 2014. №10 (37). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/istoriya- stanovleniya-neoinstitutsionalizma-kak-teoretiko-metodologicheskogo- podhoda-v-politicheskoy-nauke (дата обращения: 20.04.2023).
13. Глушакова Ольга Владимировна О содержании стратегии
государственной культурной политики до 2030 г. и возможности ее реализации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. №2 (24). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZo-soderzhanii-strategii-
gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-do-2030-g-i-vozmozhnosti-ee-realizatsii (дата обращения: 06.12.2022).
14. Горушкина С.Н. Услуги учреждений культуры как инструмент реализации государственной культурной политики: автореф...дис.кан.соц.наук. - М.:2011.-205с.
15. Государственные театры и концертные организации Санкт-Петербурга //
Администрация Санкт-Петербурга URL:
https :ZZwww. gov. spb.ruZ govZotraslZc_cultureZgosudarstvennye-teatry-sankt- peterburga/ (дата обращения: 12.05.2023).
16. Гущин В.В., Кучер В.А. Театр - объект культурной политики государства
// Образование и право. 2022. №11. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/teatr-obekt-kultumoy-politiki-gosudarstva (дата обращения: 08.05.2023).
17. Жирикова Анна Андреевна Театр и его место в культурно-досуговой
практике россиян // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015. №7 (150). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZteatr-i-ego-mesto-v-kulturno-dosugovoy- praktike-rossiyan-1 (дата обращения: 08.05.2023).
18. Жучкова Ольга Васильевна Государственное управление сферой
культуры, основные направления и приоритеты // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. 2019. №16. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/gosudarstvennoe-upravlenie-sferoy-kultury- osnovnye-napravleniya-i-prioritety (дата обращения: 06.12.2022)
19. Закиров А.Р. Взаимодействие бизнес-структур с государственной властью в условиях развивающейся экономики: формальные и неформальные аспекты : автореф.дис. кан.полит.наук. - К.:2019. - 160 с.
20. Заславский Григорий Анатольевич, Иванов Олег Валентинович,
Карпушкин Иван Сергеевич, Кочеляева Нина Александровна, Чернов Алексей Георгиевич Основы развития театра и театрального дела: исследовательский подход и основные результаты // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-
razvitiya-teatra-i-teatralnogo-dela-issledovatelskiy-podhod-i-osnovnye- rezultaty (дата обращения: 02.12.2022).
21. Заславский Григорий Анатольевич, Иванов Олег Валентинович, Чернов
Алексей Георгиевич Перепись российских театров: исследовательский подход и основные результаты // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7perepis-rossiyskih-teatrov-
issledovatelskiy-podhod-i-osnovnye-rezultaty (дата обращения: 10.05.2023).
22. Заславский Григорий Анатольевич, Иванов Олег Валентинович,
Карпушкин Иван Сергеевич Репертуар независимых театров в России: многообразие видов и творческий поиск // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZrepertuar-
nezavisimyh-teatrov-v-rossii-mnogoobrazie-vidov-i-tvorcheskiy-poisk (дата
обращения: 23.05.2023).
23. Ирхин, Ю. В. Политология в 2 ч. Часть 1. История политической мысли :
учебник для вузов / Ю. В. Ирхин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 370 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-07915-9. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/512998
24. Каверина Надежда Александровна Модели государственной поддержки
культуры в Российской Федерации и проблемы их функционирования // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2017. №5 (95). URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZmodeli-gosudarstvennoy-podderzhki-kultury- v-rossiyskoy-federatsii-i-problemy-ih-funktsionirovaniya (дата обращения:
19.12.2022).
25. Карпова Г.Г. Социальная динамика культурной политики в современной России: автореф... дис.док.соц. наук. - С.: 2011. - 40 с.
26. Карпухин О.И., Комиссаров С.Н. Государственная политика в сфере
культуры в зеркале социологии // Гуманитарий Юга России. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-
kultury-v-zerkale-sotsiologii (дата обращения: 19.12.2022).
27. Карпухин О.И., Комиссаров С.Н. Динамика инфраструктуры культуры //
Социально-гуманитарные знания. 2022. №4. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/nZdinamika-infrastruktury-kultury (дата
обращения: 06.12.2022).
28. Карпухин О. И., Комиссаров С. Н. Состояние российской культуры:
экспертные оценки и мнение населения // Гуманитарий Юга России. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-rossiyskoy-kultury-
ekspertnye-otsenki-i-mnenie-naseleniya (дата обращения: 19.12.2022).
29. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской
Федерации на период до 2030 года (ПРОЕКТ) // Союз театральных деятелей Российской Федерации URL:
http://stdrf.ru/media/cms_page_media/216/koncepcia.pdf(дата обращения: 02.04.2023).
30. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской
Федерации на период до 2020 г.: одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1019-р. // URL:
https://docs.cntd.ru/document/902284436(дата обращения: 02. 04. 2023).
31. Коростелев Николай Юрьевич К вопросу об инструментах реализации
государственной культурной политики современной России // Вестник славянских культур. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-
voprosu-ob-instrumentah-realizatsii-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki- sovremennoy-rossii (дата обращения: 19.12.2022).
32. Костоглодова Е.Д. Финансовые инструменты формирования новой модели
культурной политики в условиях цифровой экономики // Финансовые исследования. 2019. №1 (62). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7finansovye-instrumenty-formirovaniya-novoy- modeli-kulturnoy-politiki-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki(дата обращения: 19.12.2022).
33. Котиев Д.Б. GR-технологии как фактор развития взаимоотношений бизнес-структур и государства в современной России: политологический анализ: автореф... дис. кан. полит. наук. - М.: 2010. - 191 с.
34. Культурные связи // Администрация Санкт-Петербурга URL: https ://www. gov. spb.ru/ gov/otrasl/c_culture/information/napravleniy_dejateln osti/kulturnye-svyazi/ (дата обращения: 11.05.2023).
35. Лавринова Н. Н. Культурная политика // Аналитика культурологии. 2010.
№17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-politika (дата
обращения: 21.04.2023).
36. Мельникова Елена Викторовна Проблемы реализации основных
направлений государственной политики Российской Федерации в сфере театральной деятельности (конец 1990-х - начало 2000-х гг. ) // ОНВ. 2015. №1 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-
osnovnyh-napravleniy-gosudarstvennoy-politiki-rossiyskoy-federatsii-v-sfere- teatralnoy-deyatelnosti-konets-1990-h (дата обращения: 02.12.2022).
37. Морозов О.А. Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations / О.А.Морозов; СПбГТУРП. - СПб., 2015.- 86 с.
38. Музычук В.Ю. Государственная поддержка культуры: ресурсы,
механизмы, институты. СПб.: Нестор История, 2013. - 280 с.
39. Музычук В.Ю. Обратная сторона патернализма в сфере культуры: провалы сервисного государства // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obratnaya- storona-paternalizma-v-sfere-kultury-provaly-servisnogo-gosudarstva(дата обращения: 06.12.2022).
40. Национальный проект "Культура" // Министерство культуры Российской Федерации URL: https ://culture. gov.ru/about/national-project/about-project/(дата обращения: 11.05.2023).
41. Общая информация // Администрация Санкт-Петербурга URL:
https ://www. gov. spb.ru/gov/otrasl/c_culture/information/ (дата обращения:
10.05.2023).
42.О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 г.: утв. указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.
43. Орлов Юрий Матвеевич Принципы и проблемы театрального дела России конца двадцатого- начала двадцать первого века // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-i-
problemy-teatralnogo-dela-rossii-kontsa-dvadtsatogo-nachala-dvadtsat- pervogo-veka (дата обращения: 29.03.2023).
44.Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента РФ № 808 от 24 декабря 2014 г. - URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf
45.О театре // Александринский театр URL: https://alexandrinsky.ru/o-teatre/(дата обращения: 19.05.2023).
46. Отчет о работе Комитета по культуре Санкт-Петербурга за 2020 год //
Администрация Санкт-Петербурга URL:
https ://www. gov. spb.ru/ gov/otrasl/c_culture/current_activities/speeches/11810/ (дата обращения: 12.05.2023).
47. Отчет о работе Комитета по культуре Санкт-Петербурга за 2021 год //
Администрация Санкт-Петербурга URL:
https ://www. gov. spb.ru/ gov/otrasl/c_culture/current_activities/speeches/11811/ (дата обращения: 12.05.2023).
48. Петербург поддержит негосударственные театры // Санкт-Петербургские Ведомости URL: https://spbvedomosti.ru/news/culture/peterburg-podderzhit- negosudarstvennye-teatry/(дата обращения: 22.03.2023).
49. Питер - столица независимого театра // Театрал URL: https://teatral- online.ru/news/31058/(дата обращения: 15.04.2023).
50. Подведомственные учреждения // Администрация Санкт-Петербурга URL: https ://www. gov. spb.ru/ gov/otrasl/c_culture/podvedomstvennye- uchrezhdeniya/ (дата обращения: 12.05.2023).
51. Положение о совете // Президент России URL:
http://www.kremlin.ru/structure/regulation77(дата обращения: 20.05.2023).
52. Положение о Координационном совете по культуре при Министерстве
культуры Российской Федерации // Министерство культуры Российской Федерации URL:
https ://culture. gov.ru/about/advisory_authorities/koordinatsionnyy_sovet_po_k ulture/ (дата обращения: 19.05.2023).
53. Попечительский совет национального драматического театра России (Александринского театра) // Александринский театр URL:
https://alexandrinsky.ru/o-teatre/popechitelskiy-sovet/ (дата обращения:
19.05.2023).
54. Постановление Правительства Санкт-Петербурга "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие сферы культуры в Санкт- Петербурге"" от 17.06.2014 № 488 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - с изм. и допол. в ред. от 14 марта 2023.
55. Практика Government relations - взаимодействие театра с государственной
властью // Информационный портал для работников учреждений культуры URL: https://www.cultmanager.ru/article/4674-praktika-government-relations- vzaimodeystvie-teatra-s-gosudarstvennoy-vlastyu (дата обращения:
19.05.2023).
56. Проекты ИФПК // Фонд инвестиционных строительных объектов Санкт- Петербурга URL: http://old.fisp.spb.ru/r/ifpk_projects/(дата обращения: 11.05.2023).
57. Региональный проект «Творческие люди Санкт-Петербурга» //
Администрация Санкт-Петербурга URL:
https ://www. gov. spb.ru/ gov/otrasl/c_culture/nacionalnyj -proekt- kultura/regionalnyj-proekt-tvorcheskie-lyudi-sanktpeterburga/ (дата
обращения: 12.05.2023).
58. Региональный проект «Цифровая культура в Санкт-Петербурге» //
Администрация Санкт-Петербурга URL:
https ://www. gov. spb.ru/ gov/otrasl/c_culture/nacionalnyj -proekt- kultura/regionalnyj-proekt-cifrovaya-kultura-v-sanktpeterburge/ (дата
обращения: 12.05.2023).
59. Реестр независимых театров СТД РФ // Союз театральных деятелей
Российской Федерации URL: https://reestr.stdrf.ru/reestr_list (дата
обращения: 12.05.2023).
60. Розенблюм И.М. Развитие системы управления знаниями в организациях сферы культуры: автореф.дис.кан.эк.наук. - М.:2022. - 246с.
61. Савинков В.И. Коммуникативные стратегии становления и развития современной культурной политики России: социологический анализ: автореф.дис.док.соц.наук. - М.:2011. - 440с.
62. Сагитов С. Т. Об «Отставании» культуры // КПЖ. 2015. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-otstavanii-kultury(дата обращения: 20.01.2023).
63. Сагитов С.Т. О принципах государственной культурной политики //
Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-printsipah-gosudarstvennoy-kulturnoy- politiki(дата обращения: 19.12.2022).
64. Серяева Мария Геннадьевна "сфера культуры" Российской Федерации: понятие и источники финансирования // АНИ: экономика и управление. 2019. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sfera-kultury-rossiyskoy- federatsii-ponyatie-i-istochniki-finansirovaniya(дата обращения: 19.12.2022).
65. Сизова О.В. Государственное задание как инструмент управления системой предоставления государственных услуг в Российской Федерации: автореф...дис.кан.эк.наук. - М.:2012. - 181с.
66. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февр. 2016 г. № 326-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016.
67. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. указом Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г.
68. Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 379 с.
69. Фокин А. И. Время непосредственных посредников (pr- и GR-технологии
на службе театрального искусства) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vremya-neposredstvennyh- posrednikov-pr-i-gr-tehnologii-na-sluzhbe-teatralnogo-iskusstva (дата
обращения: 02.12.2022).
70. Фокин А.И. Русский драматический театр в условиях государственного
протекционизма: (системный анализ взаимодействия театра и
государственной власти): автореф.дис.кан.иск.наук. - М.: 2013. -29 с.
71. Фонд // Александринский театр URL: https://alexandrinsky.ru/o -teatre/fond/ (дата обращения: 20.05.2023).
72. Фролова Е.В., Рогач О.В. — Роль социальных институтов в формировании
ценностных установок восприятия российским обществом его историко-культурного наследия // Социодинамика. - 2018. - № 2. - С. 30 - 41. DOI: 10.25136/2409-7144.2018.2.22942 URL:
https://nbpublish.com/library read article.php?id=22942
73. Фролова Н.Л. Российский репертуарный драматический театр в условиях современной социокультурной ситуации: организационно-творческие аспекты: автореф...дис.кан.иск.наук. - М.: 2017. -27 с.
74. Ханнанова Алина Салауатовна Культурная политика как функция
государства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально -гуманитарные науки. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kulturnaya-politika-kak-
funktsiya-gosudarstva (дата обращения: 02.12.2022).
75. Цыбиков Тимур Гомбожапович Методологические подходы к
исследованию культурной политики на современном этапе // Вестник БГУ. 2012. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7metodologicheskie-
podhody-k-issledovaniyu-kulturnoy-politiki-na-sovremennom-etape (дата
обращения: 16.05.2023).
76. Шульгина Т.М. Организационно-экономические условия
совершенствования театральной деятельности: автореф.дис.кан.эк.наук. - М.:2016. - 172 с.
77. Юрина Наталья Сергеевна Неоинституциональный подход в политических
исследованиях: теоретические предпосылки формирования // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neoinstitutsionalnyy-podhod-v-politicheskih-issledovaniyah-teoreticheskie-predposylki-formirovaniya.
78. Bonet, Lluis & Schargorodsky, Hector. (2018). Theatre Management: Models and Strategies for Cultural Venues.
79. GR и лоббизм: теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата G71 и магистратуры / под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 315 с.
80.ОЯ-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие / под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 407 с.