Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арт-терапия в социальной работе с детьми с РАС

Работа №126810

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы94
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАС 9
1.1 Специфика развития детей с РАС с медицинской и социальной точек зрения 9
1.2. Социальная адаптация и интеграция детей с РАС 16
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС 23
2.1 Основные методики работы с детьми с РАС 23
2.2 Особенности арт-терапии как метода работы с детьми с РАС 32
2.3 Возможности применения арт-терапевтических методов в социальной работе с детьми с РАС 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И В ФОНДЕ «АНТОН ТУТ РЯДОМ»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 42
3.1. Программа исследования 42
3.2. Анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66

Актуальность изучения расстройств аутистического спектра (РАС) объясняется высокой частотой их встречаемости.
В настоящее время благодаря усовершенствованной диагностике признаки РАС выявляют уже в детском возрасте. По данным ВОЗ аутизм имеется у одного ребенка из ста.1
Что касается ситуации в России, то по данным Министерства здравоохранения в 2015 году количество больных с РАС в возрасте до 18 лет составляло около 17 700 человек, а в 2016 году уже 22 000 человек. Коэффициент людей с аутизмом в 2016 году был 150 на 10 000 населения, что сделало Россию четвертой страной в мире по распространенности аутизма.2
Статистики по взрослому населению России, имеющих РАС, долгое время не было. Все дело в том, что по достижении 18 лет диагноз аутизм изменяли на шизофрению или умственную отсталость, что в корне не верно. В письме Минздрава РФ от 04.10.2017 №17-1/10/1-6371 было определено, что возраст не является основанием для пересмотра диагноза.
Проблематика расстройств аутистического спектра в России стоит более остро, потому что в нашей стране, в отличие от большинства европейских стран и США, помощь детям с РАС находится в стадии становления, и развитие программ межведомственного взаимодействия пока проходит начальные этапы.
В России про это стали говорить не так давно, для многих людей до сих пор дети с РАС что-то пугающее и непонятное, ведь они часто учатся в коррекционных школах, не взаимодействуя никак с «внешним миром».
Дети, родители, ближайшее окружение сталкиваются с препятствиями в тот момент, когда устанавливают диагноз, потому что часто пациенты могут наблюдаться не у психиатра, а у невролога, а могут вообще не обращаться за медицинской помощью, получая помощь только психологов и логопедов.
Отсутствие широко распространенных процедур раннего выявления и информирования специалистов по современным диагностическим критериям приводит к существенным ограничениям возможностей нашей медицинской системы при работе с пациентами, страдающим аутистическими расстройствами.
Имеющиеся программы лечения и реабилитации сейчас только развиваются, прорабатываются, многие являются пилотными.
Высокая распространенность расстройств аутистического спектра в мире ставит задачу для теории и практики разных сфер общественной жизни усовершенствовать помощь детям с проблемами в развитии. Прежде всего необходимо внедрение на государственном уровне программ скрининга, позволяющих оценить истинные масштабы заболевания, а также риски развития у детей когнитивных и поведенческих нарушений. Ключевой ролью в достижении положительных результатов играет раннее начало медицинской реабилитации (в возрасте от 2 до 7 лет) и раннее выявление аутистического расстройства. Важно отметить, что методические подходы для детей младшего возраста направлены на корректировку нервно-психического развития, в то время как для подростков используются для поддержания стабильности в жизненном пространстве. Все же, главным заданием при работе с детьми разного возраста, имеющим РАС, являются адаптация и социализация.
Важно понимать, что не только дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), но также их родители и близкие нуждаются в поддержке. Уровень жизни семей, сталкивающихся с этими расстройствами, значительно ниже, чем у остального населения. Это связано с недостаточностью комплексного лечения и профилактических мер и подчеркивает необходимость развития соответствующих программ и ресурсов.
Несмотря на существующие фармакологические методы лечения, основанные на предполагаемых факторах риска развития РАС, эффективность многих из них, применительно к данному расстройству, не доказана в достаточной мере. Поэтому важно продолжать научные исследования и развивать новые методы лечения для достижения наилучших результатов в лечении этих расстройств.
Исследования показывают, что медицинские препараты могут смягчить сопутствующие заболеванию симптомы, если совмещать их с психологическим и образовательным воздействием.
Важно учитывать, что аутизм является расстройством, а не психическим заболеванием. Ранее, до возраста 18 лет, аутизм мог ошибочно диагностировать как шизофрению. Дети с аутизмом нуждаются в специальной поддержке и мероприятиях, которые помогут им адаптироваться в обществе и принимать участие в его жизни.
Многочисленные исследования подтверждают, что установление диагноза как можно раньше и включение ребенка в программы ранней помощи, значительно повышают эффективность реабилитации, способствуют лучшей социализации, адаптации и интеграции в общество. Распространенность РАС требует разработки корректирующих методик и создании научно обоснованных, нормативно утвержденных систем поддержки для детей с аутизмом и их родителей. Необходимо проведение масштабной работы по внедрению программ помощи, способных улучшить качество жизни и психологическое состояние детей с РАС. Важно, чтобы наука и практика открывали и внедряли новые методы работы, особенно в сфере социальной работы, что позволит детям с РАС адаптироваться и успешно интегрироваться в общество.
Уже долгие годы в различных центрах проводятся занятия с применением методов арт-терапии. Арт-терапия — междисциплинарное явление. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья; они предполагают также использование клиентом различных форм изобразительной деятельности с целью выражения своего психического состояния.3
По мнению Киселевой М.В. применять методы арт-терапии можно с пожилыми людьми, пациентами психиатрических больниц, с бездомными людьми, с жертвами насилия, с семьями «группы риска», с детьми и подростками.
Важным преимуществом арт-терапии является невербальное взаимодействие, в котором упор делается на творческое самовыражение, ведь детям с аутизмом сложно вербально выражать свои сильные переживания и эмоции.
В России большой вклад в изучение, развитие и распространение арт- терапии как метода работы внесли Копытин А.И., Киселева М.В., Сусанина И.В., Лебедева Л.Д., Сидорова В.В.
Цель работы: изучить возможности арт-терапии как метода работы с детьми с РАС.
Задачи:
1. изучить специфику развития детей с РАС с медицинской и социальной точек зрения
2. рассмотреть особенности социальной адаптации и интеграции детей с РАС
3. выделить основные методологические основания работы с детьми с РАС
4. изучить отечественный и зарубежный опыт работы с детьми с РАС
5. определить особенности арт-терапии как метода, который может применяться в сфере социальной работы с детьми с РАС
6. провести сравнительное эмпирическое исследование для анализа опыта применения методов арт-терапии с детьми с РАС в «Центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района» и в фонде «Антон тут рядом»
Объект - дети с расстройством аутистического спектра;
Предмет - методы арт-терапии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра;
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы
2. Включенное наблюдение
3. Интервью
Эмпирической базой исследования выступают «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района» и Благотворительный фонд «Антон тут рядом».
Выборочная совокупность сформирована из 4 специалистов отделения психолого-педагогических услуг из СПБ ГУБСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района» и 3 специалистов из фонда «Антон тут рядом».
Была сформулирована следующая гипотеза: арт-терапевтические методы положительно влияют на эмоциональное состояние детей с РАС, повышают адаптационные навыки и позволяют развить компенсаторные возможности, что в дальнейшем приводит к их успешной социализации.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы изучения детей с РАС с социальной и медицинской точек зрения, а также особенности социальной адаптации и интеграции.
Вторая глава содержит анализ имеющихся методов работы, используемых за рубежом и в России, и включает рассмотрение особенностей арт-терапии, как метода работы с детьми с РАС.
Третья глава посвящена эмпирическому исследованию, направленному на изучение и сравнение опыта применения методов арт-терапии в работе с детьми с РАС в государственном и негосударственном учреждениях города Санкт-Петербург.
Общий объем работы - 65 страниц.
Список литературы включает 49 источников, в том числе 11 источников на иностранных языках.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая материал, который был изучен и рассмотрен в данной работе, можно сказать, что в современном мире вопросам, связанным с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а в частности с расстройством аутистического спектра, уделяется все больше и больше внимания. Это явление больше не табуируется. Для правильности понимания оно придается огласке, чтобы у людей не было предубеждений, что дети с РАС «сумасшедшие, психически нестабильные и опасные для общества».
Учитывая увеличивающуюся частоту встречаемости РАС, люди должны знать, как общаться с этими детьми. Акцент должен делаться не только на способах интеграции и адаптации детей, но и на работе с восприятием и отношением людей, которые никак не связаны с данным расстройством. В настоящее время, с учетом включения и приобщения детей с РАС во все сферы жизни общества, важно четкое понимание особенностей и специфики развития таких детей.
Чтобы не бояться и не сторониться детей с РАС, нужно понять, что РАС - это не психическое заболевание, а расстройство, связанное именно с особенностями общения и взаимодействия с другими людьми. Так же нужно учесть, что степень расстройства может быть разной: от слабых проявлений до тяжелых форм проявлений, а также сопутствующих заболеваний. Спектр проявлений настолько широк, что идентичных клинических картин проявлений РАС почти невозможно найти. Все очень индивидуально. Одни показывают только небольшие задержки речи и сосредоточены в мире вещей. А некоторые избегают контактов со сверстниками, не общаются с помощью слов и реагируют агрессией и злобой на малейшие изменения в окружающей среде.
На данный момент времени способа и метода, которым бы можно было вылечить данное расстройство нет. Можно поддерживать состояние и стараться корректировать проявление поведенческих реакций. Именно поэтому перед наукой и практикой встала задача не изменить в корне личность детей с РАС, не привести их к определенному стандарту, чтобы было комфортно только нейротипичным людям, а попытаться понять таких детей, выработать стратегию взаимных комфортных отношений.
Работа с такими детьми идет по всем направлениям и делать акцент только на медицинском аспекте, выписывая препараты, не совсем эффективно. Особенно, учитывая тот факт, что РАС связано с особенностями проявлений в коммуникативной, социальной сфере.
Для этого в сфере социальной работы, с применением социологических концепций, психологических теорий, педагогических подходов выработались и используются методы, помогающие сопровождать родителей и детей с РАС.
Основные задачи, которые ставятся при работе с аутичным ребенком, это:
1. формирование границ взаимодействия;
2. индивидуальная работа с ребенком, направленная на формирование представлений о себе и других;
3. формирование коммуникативных навыков в стереотипных ситуациях и их гибкое изменение;
4. формирование контроля деятельности;
5. помощь в организации обучения;
6. работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами;
7. работа с окружением и сверстниками ребенка в направлении формирования толерантности к особым детям;
Для выполнения этих задач, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка выбираются разные методы. Стоит помнить, что все методы направлены на помощь ребенку с РАС, только в основании берется один из факторов, на который делается акцент. Это не означает, что их нельзя объединять. Просто нужно понимать, на чем сосредоточен каждый из методов.
Для коррекции поведения выбирается метод ABA, для улучшения обучения метод TEACCH, для установления контакта и построении тесных взаимоотношений метод Floortime, для улучшения сенсорики и снятия физического напряжения выбираются подвиды анималотерапии.
Одними из распространённых и эффективных считаются методы арт- терапии. Они помогают развивать ассоциативно-образное мышление и заблокированные или слаборазвитые системы восприятия.
Стоит отметить, что работа с методами арт-терапии повышает самооценку, учит ребенка познавать и выражать себя, а также самоутверждаться. Ребенок с адекватной самооценкой не будет испытывать дискомфорт при общении с другими детьми и людьми. В процессе наблюдается улучшение психоэмоционального состояния и развитие эмоционального интеллекта. Благодаря тому, что ребенок правильно понимает свои и эмоции других людей, у него не возникнет недопонимания с окружающими. Кроме того, повышая свое эмоциональное благополучие, ребенок с РАС не будет испытывать тревожность и агрессивность при общении со сверстниками. В ходе исследования было выявлено, что методы арт-терапии действительно помогают оказать влияние на сам уровень социализации, повышая коммуникативные навыки ребенка благодаря общей деятельности и находя ему друзей во время групповых занятий.
Учитывая сложность и многоаспектность названных проблем детей с расстройством аутистического спектра, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна быть комплексной, она должна затрагивать все стороны жизни такого ребенка исходя из индивидуальности каждого. В таком контексте методы арт-терапии являются наилучшим дополнением в комплексном подходе в работе с детьми с РАС.


1. Акбаева Д.Ж., Боброва В.В. Коэффициент людей с расстройствами аутистического спектра в мире и альтернативные методы его коррекции и лечения. // Научное обозрение. Психологические науки №1, 2019, стр. 54-58.
2. Александрова О.Н., Боголюбова О.Н., Васильева Н.Л. и др.; Под общей ред. М. А. Гулиной Психология социальной работы / — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: АСТ, 1990. - 242 с
4. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М., УМК «Психология», 2003.
5. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие. Красноярск, 2014.
6. Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Современные технологии в медицине, том 12, выпуск 2, 2020 г.
7. Герасименко О. А., Дименштейн Р. П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции // Социально-педагогическая интеграция в России / под ред. А. А. Цыганок. М.: Теревинф, 2001. 7 с.
8. Гомозова Е.С. Базовые принципы методики Floortime // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4.
9. Вальдес Одриосола М. С. Некоторые теоретические подходы к организации арт-терапевтического процесса. Коррекционная педагогика, 2, 2005 - 69-73 стр.
10. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. «Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации» / М.Ю. Веденина, О.Н. Окунева // Дефектология. - 1997г. - № 3.
11. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013. 512 с.
12. Зауш-Годрон, Шанталь Социальное развитие ребенка [Текст] / Шанталь Зауш-Г одрон, Т. Смолянская, Е. Строганова. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 123 с.
13. Игнатьева, К.В., Кухарчук, О.В. Особенности семей, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Реабилитация, абилитация и социализация. Сборник научных статей. М.: Издательство «Перо», 2016. С. 132-143.
14. «Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии», 2009, Том 12, № 1, С. 10
15. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006 - 160 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ