ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ НА РЫНКЕ ТРУДА 7
1.1 Сущность понятия жизненная стратегия и роль образования в ее формировании 7
1.2 Сфера образования: новые профессиональные траектории современной молодежи на рынке труда 31
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РАМКАХ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ 45
2.1 Концепция и программа эмпирического социологического исследования профессиональных траекторий современной молодежи со средним образованием на рынке труда в рамках жизненной стратегии 45
2.2 Ход и анализ результатов эмпирического социологического исследования профессиональных траекторий современной молодежи со средним образованием на рынке труда в рамках жизненной стратегии 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 101
Актуальность темы исследования заключается в поиске положений современной молодежи со средним образованием на рынке труда, изменению ее жизненных стратегий и формировании новых профессиональных траекторий. Зарождение альтернативных видов образования и множество новых профессий, технологический прогресс и появление инноваций, быстрое устаревание знаний, нынешняя ситуация на рынке труда ставит под вопрос формирование профессиональных траекторий молодежи. Также перспектива выхода России из Болонской системы, изменение российской системы образования в соответствии с нынешним традиционным путем развития страны, говорит о небывалой актуальности данной работы.
В работе исследуется взаимовлияние между жизненной стратегии современной молодежи со средним образованием и профессиональными траекториями на рынке труда. Определение жизненных и профессиональных стратегий молодежи предполагает рассмотрение внутренних факторов, которые представляют собой ценностные ориентиры в контексте жизненных планов, а также учитывать внешние факторы, которые оказывают влияние на смену жизнедеятельности молодежи. Исследование молодёжного сегмента рынка труда сегодня является актуальным направлением в экономической социологии. Выбор жизненной стратегии современной молодежью представляет собой сложнейший этап жизни молодого поколения, который оказывает влияние на дальнейших выбор рода деятельности, а вместе с ним и на рынок труда в целом, так как молодежь - это значимые и активные игроки рынка труда, стратегически важный ресурс воспроизводства общества и экономики страны.
Понимание перспектив развития общества и анализ социально-демографической группы подразумевает изучение формирования и реализации жизненных стратегий молодого поколения. Все изменения в самореализации и самоопределении молодежи связаны с процессами отказа от унифицированных моделей развития и процессами либерализации самого общества в целом. Молодежь становится перед новыми возможностями выбора жизненных стратегий и профессиональных ориентаций, а также с траекторией их реализации, путем развития общества, расширения масштабов самостоятельного построения биографий в связи с возникновением альтернативных путей развития и понижения уровня институционального влияния, что говорит о повышении самостоятельности и усилении субъектного начала молодежи в процессе формирования собственного индивидуального жизненного пути.
Профессиональные траектории и в последствии профессиональный выбор являются ключевыми в раскрытии содержания жизненной стратегии. Экономическая независимость и самостоятельность, как часть фундамента самоопределения в социуме, выделяет профессиональный выбор, среди остальных жизненных выборов, так как имеет прямую связь с определением источника жизнеобеспечения, что в свою очередь является предпосылкой экономической независимости.
Социально-экономические условия, сосредотачивая институциональные расхождения в сферах труда и образования, и давая начало возникновению социальных препятствий на жизненном пути молодежи, оказывают влияние на профессиональный выбор. Современность содержит в себе фундаментальные перемены во многих сферах общества, которые влияют на положение молодежи и формируют новые формы ее поведения. Самореализация молодежи предполагает соответствие динамике общества, зарождение которой основывается на рыночных механизмах.
Актуальность темы исследования, степень ее научной разработанности, сформулированная проблема, определили объект, предмет, цель и задачи данной выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование профессиональных траекторий молодежи со средним образованием, как части жизненной стратегии, и определение факторов, влияющих на их формирование.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих научных задач:
1. Рассмотреть понятие жизненной стратегии и ее сущность;
2. На основе анализа научной литературы определить роль образования в формировании жизненных стратегий;
3. Изучить трансформацию ценностного отношения к образованию среди современной молодежи со средним образованием;
4. Выявить факторы, влияющие на формирование профессиональных траекторий молодежи со средним образованием в рамках жизненной стратегии;
5. Раскрыть направления профессиональных траекторий молодежи со средним образованием в рамках жизненной стратегии.
Объектом исследования является современная молодёжь со средним образованием, а предметом — особенности профессиональных траекторий современной молодежи со средним образованием на рынке труда.
Степень разработанности проблемы.
Отечественные исследования выделяют особенность и сущность понятия жизненной стратегии, определяют типологию стратегии жизни такие авторы как: Т.Е.Резник, Ю.М.Резник, К.А.Абульханова-Славская, Е.И.Головаха и Н.В.Панина, М.Н.Руткевич, Л.ВПрыкина, Ю.А.Зубок. К тому же раскрываются факторы развития и осуществления жизненной стратегии молодежи в работах Г.А.Чередниченко, Н.Ф.Наумова, А.М.Медведева. И наконец определяется типология жизненных стратегий в работах С.И.Кудинова, Бондаренко Е.Н., Л.И. Дементий и В.Е. Купченко. Жизненные стратегии в условиях профессиональных ориентаций рассматривали Я.В. Дидковская, А.А.Волокитина.
Сушко В. А., М.Н.Руткевич и Л.Я.Рубина исследуют жизненные планы молодежи с точки зрения ее включения в систему образования.
Некоторые особенности развития жизненных стратегий раскрыты в работах зарубежных авторов. Ценности описаны в работах А. Маслоу и Р.Мертона, личные стремления в работах Р. Эмонса, жизненные задачи в работах Н. Кантора, жизненный мир в работах таких исследователей как Э. Гуссерль и Л. Бинсвангер.
Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения таких как Дж. Голланда, Д. Сьюпера, Э. Гинзберга и др.
Глубокое изучение социологической литературы позволяет говорить о том, что в основном в исследованиях жизненных стратегий молодого поколения раскрывается процесс связи социума и молодых людей. Также в исследованиях говориться об увеличении масштаба молодого поколения как субъекта социальных отношений и как выражение жизненных планов и условий. В данной работе исследуется процесс развития и осуществления стратегий жизни молодого поколения в условиях, связанных с профессиональной ориентацией и выбором профессиональных траекторий.
Гипотезой исследования является предположение о наличии двусторонней связи между образованием и профессиональными траекториями в жизненной стратегии.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: метод сравнений, метод анализа в виде статистики, используя материал последних лет, метод прогнозирования и обработки имеющегося материала с помощь логических выводов для получения новой информации в данной области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, оглавления, двух глав и заключения.
Целью данной исследовательской работы является изучение профессиональных траекторий молодежи со средним образованием, как части жизненной стратегии, и определение факторов, влияющих на их формирование. Исходя из цели были выделены задачи и выявлены в связи с этим результаты. Была исследована сущность понятия жизненной стратегии и выведено собственное авторское определение данного понятия. Изучение жизненных стратегий молодежи способствует углубленному пониманию смыслов, определяющих направленность ее жизнедеятельности. В целом жизненные стратегии можно определить, как способ рационального отношения к жизни, способ сознательного контролирования и планирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования будущего. Поэтому в теоретическом плане жизненные стратегии рассматриваются в процессе смыслообразования как часть механизма социокультурной саморегуляции жизнедеятельности данной социальной группы. В быстро изменяющихся условиях современности и турбулентном состоянии общества особенностью молодого поколения является разноплановость векторов развития жизненных стратегий, где осмысленность своей жизни молодежью переживает изменения.
На основе анализа научной литературы была определена большая роль образования в формировании жизненных стратегий. Основным компонентом, базисом жизненной стратегии в рамках представленного исследования являются ценностные ориентации индивида. Исходя из ценностных ориентиров происходит построение планов, расставление приоритетов, формулирование целей и путей их достижения. А на систему ценностей огромное влияние наряду с семейным воспитанием и ближайшим окружением оказывает образование человека, т.к. во многом благодаря ему люди расширяют свой кругозор, открывают себя с новой стороны, осознают свои потребности и стремления, задумываются о смысле жизни, видят новые горизонты или же новые пути к достижению ранее поставленных целей.
Благодаря исследованию было выявлена трансформация ценностного отношения к образованию среди современной молодежи со средним образованием. Ценность образования в глазах молодых людей изменилась, образование занимает значимое место в структуре ценностей молодежи, но чаще воспринимается как инструмент достижения других жизненных целей - формирование себя как состоявшейся личности, утверждение на рынке труда, построение карьеры, материальное благополучие, - а не как самоценность. Современная молодежь осознает в достаточной мере ценность самих знаний и возможностей их дальнейшего применения, но не считает проводником знаний только учебные заведения, молодые люди используют различные источники получения знаний. Молодое поколение также не оценивает в полной мере возможности высшей школы в формировании компетенций инновационной экономики.
В трудовой среде на формирование профессиональных траекторий молодежи влияют несколько факторов, таких как: жизненные предпочтения, наличие определенных интересов, наличие определенных способностей, влияние окружения, представления о своем будущем, уровень благополучия в стране, различные иные обстоятельства. Все эти факторы взаимодействуют и могут конфликтовать между собой. Любой жизненный выбор предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.
Современное молодое поколения определяет для себя различные профессиональные траектории, которые формируются под влиянием уже обозначенных факторов. Нынешние условия рынка труда позволяют профессионально самореализоваться через разнообразные траектории. Среди молодежи со среднем профессиональным образованием большинство предпочитает работать не по полученной специальности в среднем профессиональном учебном заведении, к тому же некоторые представители современной молодежи со средним образованием работают на фрилансе или же открыли свое дело. Единичный представитель выбрал профессиональную траекторию связанную с военной службой, также среди интервьюируемых был единичный представитель чей выбор профессиональной траектории был отложен по причине ухода за ребенком. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что молодое поколение сталкивается с множеством препятствий, что профессиональные траектории могут меняться и переконструироваться в зависимость от происходящих в жизни молодежи событий.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу, основанную на том, что существует двусторонняя связь между образованием и профессиональными траекториями в жизненной стратегии. Помимо классической формы, когда образование определяет профессиональную траекторию, существует и обратная зависимость, когда профессиональный опыт направляет молодое поколение на определенный выбор образовательной траектории. Так, молодое поколение может формировать образовательный путь после того, как определило критерии своей профессиональной траектории или же столкнувшись с профессиональной средой определило для себя иной образовательный путь.
На развитие и становление перспектив в жизни молодого поколения влияют как внешние, так и внутренние факторы. В первом случае влияние происходит извне, и оно отражается на сфере жизнедеятельности молодежи, во втором случае влияние оказывают внутренние процессы, которые связаны с изменением ценностей и молодого сознания, планирования образовательных, а в дальнейшем профессиональных траекторий. Высшее образование как институт продолжит оставаться базой, альтернативные виды образования хоть и существуют, но они не могут полностью заменить ту социальную среду в которой пребывает студент, где он развивается как личность, приобретает культурный и социальный капитал. Но для большого количества профессий эти альтернативные варианты образования позволяют быстро стартовать, влиться в направление деятельности и начать успешную карьеру. Мир становится более гибким с точки зрения образовательных возможностей, а с другой стороны, рынок становится более дружелюбным к разным формам занятости и формам профессиональной деятельности. Современное поколение относится к образованию, полученным знаниям и навыкам, как к ресурсу и пытается найти в нем выгоду и смысл для себя.
1. Jedlikowska, D. (2014). The students and teachers’ mobility in the context of education. Global Journal of Information Technology, 4(2), 38-43.
2. Latagan, M. (2011). The Role of Quality Education in National Higher Education System Compatible with European. Contemporary Educational Researches Journal, 1, 22-30
3. Mannheim К. Adult Education and the Social Sciences / / Tutors' Bulletin of Adult Education. Second Series. 1938. № 20.
4. SuperJob решил отказаться от графы «образование» при размещении вакансий [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6024581 (дата обращения: 24.11.2022).
5. The Future of Jobs Report 2020 [Электронный ресурс] // WEF. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf (Дата обращения: 24.11.2022)
6. Абанкина Т.В., Красилова А.Н., Ястребов Г.А. Образование как старт для жизни: жизненные планы сельских школьников в России // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 87-120.
7. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - С. 67
8. Адамьянц Т.З. Современная молодежь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 9. М.: Новый Хронограф, 2010. С. 226-243
9. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.
10. Бондаренко Е.Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект: автореф. дис. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2009. - 22 с.
11. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М. ИП РАН.1998
12. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
13. Вознесенская Е.Д. Молодежь и профессии // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования: монография / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. М.: ЦСП и М, 2015. С. 123-184.
14. Волокитина А.А. Жизненнные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М.,2011. - 21 с.
15. Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег? [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical- reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-put-k-uspekhu-ili-lishnyaya-trata- vremeni-i-deneg (дата обращения: 24.11.2022).
...