Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Критерий контроля при определении статуса юридического лица в международном частном праве

Работа №126785

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международное частное право

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Определение критерия контроля в международном частном праве 6
1.1. Соотношение понятий «национальность» и «правовой статус» юридического лица 6
1.2. Коллизионные критерии определения правового статуса юридического лица 8
1.3. Этапы становления критерия контроля в международном частном праве 10
Глава 2. Критерий контроля в национальном законодательстве и международных документах 13
2.1. Критерий контроля в законодательстве Российской Федерации 13
2.2. Критерий контроля в законодательстве Великобритании 26
2.3. Критерий контроля в международных документах 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Список использованной литературы и источников 44
Приложения 53

Актуальность темы исследования обусловлена как политической ситуацией, выразившейся в введении санкций против Российской Федерации, так и ростом количества международных расчетов и иностранных инвестиций.
Государства идут по пути развития международно-правового сотрудничества в сфере унификации законодательства о юридических лицах, инвестициях и международных расчетах. Однако в связи с использованием различных коллизионных критериев в международном частном праве до сих пор по-разному решается вопрос определения личного закона юридического лица.
Определение личного закона юридического лица необходимо для признания юридического лица, установления его правового статуса, квалификации его как участника сделки. Государство осуществляет поддержку национальных юридических лиц при помощи установления для них различных льгот, распространено ограничение деятельности иностранных компаний в определенных сферах, а в инвестиционном праве наоборот, закреплены преференции для иностранных инвесторов. В зависимости от наличия связи юридического лица с иностранным государством в отношении организации также могут устанавливаться дополнительные обязанности и ограничения.
Коллизионные критерии, используемые для определения личного закона юридического лица, не учитывают все тонкости организационно-правовой структуры компаний. Для наиболее обоснованного определения правового режима юридического лица используется материально-правовой критерий контроля, который учитывает нюансы международной деятельности.
Среди авторов, внесших значительный вклад в изучение критерия контроля, следует отметить Н.Н. Вознесенскую, А.В. Асоскова, Ю.И. Монастырскую.
Объектом исследования выступают правоотношения по установлению материально-правового критерия для определения статуса юридического лица.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы международного частного права, устанавливающие критерии определения гражданской принадлежности юридических лиц.
Цель работы заключается во всестороннем анализе и изучении вопросов применения критерия контроля при определении статуса юридического лица.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1) установить соотношение понятий «национальность» и «правовой статус» юридического лица;
2) рассмотреть коллизионные критерии определения правового статуса юридического лица;
3) проанализировать этапы становления критерия контроля в международном частном праве;
4) выявить и проанализировать применение критерия контроля в национальном законодательстве Российской Федерации; Великобритании, а также в международных документах.
При решении поставленных задач использовались методы сравнительно-правового, исторического, формально-юридического и системного анализа.
Научная новизна работы заключается в исследовании применения критерия контроля в санкционном законодательстве Великобритании (под санкционным законодательством Великобритании здесь и далее в работе понимаются нормативно-правовые акты и иные официальные документы Великобритании, регламентирующие введение санкций против Российской Федерации) и контрсанкционном законодательстве Российской Федерации (под контрсанкционным законодательством здесь и далее в работе понимаются нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации, регламентирующие ответные специальные экономические и принудительные меры Российской Федерации в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций в отношении Российской Федерации), проведении сравнительно-правового анализа применения критерия контроля в различных институтах гражданского права России: антимонопольном, инвестиционном и контрсанкционном законодательстве, рассмотрении использования критерия контроля в международных стандартах финансовой отчетности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что под контролем понимается возможность лица определять действия и решения общества. При этом следует разграничивать понятия «контроль» и «влияние», поскольку термин «влияние» по своей сути шире, чем «контроль». Наличие доминирующего влияния является признаком осуществления контроля, в свою очередь значительное влияние к таким признакам не относится.
2. В законодательстве РФ критерий контроля используется при определении дочернего и основного обществ, аффилированного лица и группы лиц. Также инвестиционном и контрсанкционном законодательстве - при определении иностранного инвестора и лиц, связанных с недружественными государствами, для регулирования отношений, осложненных иностранным элементом. Однако в различных институтах гражданского права по-разному выделяются признаки критерия контроля, на основании которых возникает возможность лица определять действия и решения общества. Признаки нахождения организации под контролем законодательно закреплены только в ст. 5 Закона об иностранных инвестициях в стратегические предприятия и перечень данных признаков является открытым, тогда как в других законах критерий контроля прямо не закреплен, а выводится посредством толкования соответствующих норм. Такая ситуация вносит неопределенность в части установления наличия контроля в различных ситуациях.
Контрсанкционное законодательство России, а именно рассмотренные указы Президента, для определения лиц, связанных с недружественными государствами, отсылают к положениям Закона об иностранных инвестициях в стратегические предприятия. Считаем, что такая ссылка не обоснована, так как это противоречит сфере применения Закона об иностранных инвестициях в стратегические предприятия - в соответствии со ст. 2 указанного закона он регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами инвестиций и/или с совершением иных сделок или действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В данном случае имеет место расширение сферы применения Закона об иностранных инвестициях в стратегические предприятия к отношениям, связанным с введением санкций против Российской Федерации, без соответствующих правовых оснований. Считаем, что признаки наличия контроля должны быть раскрыты в п. 1 ст. 67.3. ГК РФ, а также следует ввести соответствующие изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» для надлежащего толкования указов Президента.
В п. 1 ст. 67.3. ГК РФ следует закрепить следующие признаки наличия контроля:
1) лицо владеет прямо или косвенно более чем 50% акций и/или прав голоса и/или 50% и более участия в уставном капитале другого лица;
2) лицо имеет право или полномочие прямо или косвенно определять действия и решения другого лица (на основании соглашения или по иным основаниям) и/или имеет безусловную возможность определять действия и решения, принимаемые другим лицом;
3) лицо имеет право прямо или косвенно назначать более чем 50 % органов управления и/или имеет безусловную возможность избирать более чем 50 % органов управления;
4) лицо имеет право прямо или косвенно назначать единоличный исполнительный и/или лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
3. По сравнению с контрсанкционным законодательством РФ в санкционном законодательстве Великобритании:
• более подробно закреплены признаки определения косвенного контроля со стороны другого лица при наличии цепочки контролирующих лиц;
• дано пояснение, в каком случае права рассматриваются как принадлежащие лицу - когда лицо контролирует осуществление права (а не лицу, которое фактически владеет правом, если только это лицо также не контролирует его);
• оговорено, что право может принадлежать лицу на основании широкого круга обстоятельств, в том числе любой схемы, договора или взаимного согласия (независимо от того, имеют ли они юридическую силу) и любой конвенции, обычая или практики любого рода;
• урегулирован вопрос заключения договоров через третьи лица, когда выгодоприобретателем является российское лицо.
Таким образом, в Великобритании отношении лиц, связанных с Россией, используются более строгие критерии определения контроля, чем в Российской Федерации в отношении лиц, связанных с недружественными государствами.
Предлагаем регламентировать данные вопросы в п. 1 ст. 67.3. ГК РФ, а также следует ввести соответствующие изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» для надлежащего толкования указов Президента.
4. В связи с широким применением международных стандартов финансовой отчетности следует привести Положение Банка России от 4 июля 2006 г. № 290-П «О порядке выдачи Банком России кредитным организациям разрешений, предоставляющих возможность иметь на территории иностранного государства дочерние организации», Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008) в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.


1. Нормативно-правовые акты
1.1. Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1.1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах : введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н [Электронный ресурс]: URL: http://www.minfin.ru/ (дата обращения - 11.02.2023) // Официальный сайт Минфина России. - 2016.
1.1.2. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 Консолидированная финансовая отчетность : введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н [Электронный ресурс] : URL : http: //www. minfin.ru/ (дата обращения : 11.02.2023) // Официальный сайт Минфина России. - (в ред. от 27 июня 2016 г.).
1.1.3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия : введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н [Электронный ресурс] : URL : http://www.minfin.ru (дата обращения : 23.02.2023) // Официальный сайт Минфина России. - (в ред. от 04 июня 2018 г.).
1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.2.1. Федеральные законы
1.2.1.1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301. - (в ред. от 09 марта 2021 г.).
1.2.1.2. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : федер. закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ [Электронный ресурс] : URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения - 03.02.2023).
1.2.1.3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия «иностранный инвестор»: федер. закон от 31 мая 2018 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 23. - Ст. 3229.
1.2.1.4. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ [Электронный ресурс] : URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения : 06.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. - (в ред. от 29 дек. 2022 г.).
1.2.1.5. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : федер. закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ [Электронный ресурс] : URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения : 05.02.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. - (в ред. от 29 дек. 2022 г.).
1.2.1.6. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 // Российская газета. - 2006. - (в ред. от 26 июля 2006 г.).
1.2.1.7. О консолидированной финансовой отчетности : федер. закон от 27 июня 2010 г. № 208-ФЗ [Электронный ресурс] : URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения : 11.02.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. - (в ред. от 26 июля 2019 г.).
1.2.1.8. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства : федер. закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ [Электронный ресурс] : URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения : 05.02.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. - (в ред. от 05 декабря 2022 г.)
1.2.1.9. О специальных экономических мерах и принудительных мерах : федер. закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1. - (в ред. № 3 от 28 июня 2022 г.).
1.2.2. Указы Президента Российской Федерации
1.2.2.1. Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами : указ Президента Российской Федерации от 08 сентября 2022 г. № 618 // Российская газета. - 2022. - № 203. - (с изм. от 15 октября 2022 г.).
1.2.2.2. О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами : указ Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 г. № 95 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 10. - Ст. 1472. - (с изм. от 15 октября 2022 г.).
1.2.2.3. О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами : указ Президента Российской Федерации от 04 мая 2022 г. № 254 // Российская газета. - 2022. - № 97.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ