Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трудовой коллектив в условиях дистанционной работы: особенности трудового процесса и роль социальных сетей (на примере онлайн-школы «Умскул»)

Работа №126776

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы103
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Трудовой коллектив: понятия, особенности, характеристики. Социологический взгляд 6
§1.1 Социологические подходы к изучению трудового коллектива 6
§1.2 Роль трудового коллектива в организациях 10
§1.3 Ценности сотрудников в дистанционном трудовом коллективе: характеристика и методы анализа 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Трудовой процесс в условиях современности: особенности дистанционной работы 28
§2.1 Преимущества и сложности дистанционной работы 28
§2.2 Трудовой коллектив в условиях дистанционной занятости 32
§2.3 Особенности формирования социальных сетей в дистанционном коллективе 41
Выводы по главе 2 49
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимоотношений в дистанционном трудовом коллективе онлайн-школы Умскул 51
§3.1 Онлайн-школа Умскул: описание и основные характеристики 51
§3.2 Программа социологического исследования 55
§3.3 Анализ результатов эмпирического исследования 61
Выводы по главе 3 80
Заключение 83
Литература и источники 87
Приложение 1. Опрос эмпирического исследования 92
Приложение 2. Количественные данные по результатам исследования 96

В современном обществе постиндустриального типа все большее место в жизни людей занимают информационные технологии. В настоящее время они являются частью любой сферы общественной жизни. Многие привычные процессы переходят в цифровой формат, что говорит о необходимости адаптации общества к информационным технологиям. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 ускорила процесс перехода в дистанционный формат и поставила проблему адаптации различных общественных групп к удаленному формату. Особенно остро это отразилось на организациях и рабочем коллективе. Эффективность трудового коллектива в большой степени зависит от уровня сплоченности сотрудников, от их включенности в корпоративную культуру, разделения общих ценностей и преследования конкретной цели. В условиях вынужденного удаленного формата оказалось сложным устройство трудового коллектива и поддержание сильных социальных связей между работниками. Социальные сети между сотрудниками ослабевают из-за отсутствия ежедневной коммуникации, как было в формате офисной работы. Перед руководителями встает задача поддержания взаимоотношений между участниками рабочего процесса, а также качественная адаптация новых сотрудников к сформированному коллективу. Данная проблема актуальна в настоящее время, так как формат удаленной работы стремительно развивается с каждым годом, по прогнозам специалистов к 2028 году 73% компаний по всему миру будут иметь в штате удаленных сотрудников. Это подтверждает необходимость рассмотрения особенностей формирования и поддержания связей внутри трудового коллектива в условиях дистанционной работы.
Данная тема в социологии является достаточной новой из-за своей специфики, однако связана с фундаментальными разработками ученых, занимающихся изучением трудового коллектива, социальных связей и цифрового общества. В настоящее время активно публикуются статьи по данной тематике, прогнозируется дальнейший уход организаций в дистанционный формат.
Цель данной работы состоит в выявлении особенностей трудового процесса в дистанционном коллективе.
Для достижения цели выделяются следующие задачи:
1) Рассмотреть существующие подходы к изучению трудового коллектива и на основе их анализа выработать характерные признаки;
2) Описать специфические черты дистанционного формата работы и их преимущества и недостатки для трудового коллектива;
3) Проанализировать социальные связи при дистанционном формате работы;
4) Провести эмпирическое исследование по теме «Взаимоотношения сотрудников в дистанционном трудовом коллективе отдела кураторов ЕГЭ по литературе онлайн-школы Умскул».
Объектом данного исследования является трудовой коллектив в условиях дистанционной работы. Предмет исследования - отношения внутри этого коллектива.
Теоретической и методологической базой работы являются: теория социальных связей М. Грановеттера, концепция социального доверия в цифровом обществе Ю. В. Веселова, ценностно-целевая рефлексия, теория измерения межличностных отношений Дж. Морено, а также теоретические разработки по теме трудового коллектива. В работе используется мультипарадигмальный подход, рассматриваются концепции структурного функционализма и интерпретационной социологии.
Основной гипотезой данного исследования является предположение о том, что социальные связи между сотрудниками удаленной работы ослаблены и нуждаются в укреплении, что позволит повысить эффективность деятельности организации.
Для доказательства или опровержения данной гипотезы будет проведено эмпирическое исследование, в ходе которого будет получена информация о взаимоотношениях сотрудников в дистанционном коллективе, а также измерены их ценностные ориентации. На основе этого можно будет сделать выводы об особенностях удаленного трудового процесса. Планируется использовать следующие методы: опрос сотрудников, а также ценностно-целевой анализ.
Работа состоит из трех глав, а также включает в себя теоретическую часть и эмпирическую часть. Каждая глава включает в себя несколько параграфов, позволяющих достичь цели исследования и выполнить задачи, представленные в данной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ежегодно все большее число организаций переходят в дистанционный формат, что имеет определенные преимущества и недостатки для сотрудников. С точки зрения социальной организации деятельности главной проблемой становится поддержание эффективной трудовой деятельности при удаленной работе коллектива. Сотрудники не имеют возможности оперативно решать возникающие проблемы, поддерживать неформальное общение и присутствовать на общих собраниях. В настоящее время проводятся различные масштабные исследования, подтверждающие актуальной данной проблемы. Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются руководители, необходимо найти способы, которые могут помочь увеличить уровень сплоченности коллектива. Данная проблема является новой и требует особого подхода к решению. Чтобы дистанционная организация эффективно функционировала, необходимо поддерживать высокий уровень сплоченности трудового коллектива.
В результате проведенной теоретической и эмпирической работы были достигнуты определенные результаты в изучении темы «Трудовой коллектив в условиях дистанционной работы: особенности трудового процесса и роль социальных сетей (на примере онлайн-школы «Умскул»).
Анализ фундаментальных и актуальных теоретических работ помог выделить основные понятия и определения и концептуализировать их. В результате работы над теоретической частью было выяснено, что на данный момент не существует общепринятого понятия трудового коллектива, однако основными характерными признаками являются - добровольность объединения, работа ради общей цели, тесное взаимодействие в процессе работы. В настоящее время роль трудового коллектива возрастает в связи с необходимостью сокращения издержек производства и для увеличения прибыли компании. Социальные факторы, влияющие на производственную деятельность, в настоящий момент особенно актуальны для работы организаций, руководители заинтересованы в сплочении участников трудового процесса, так как слаженная работ коллектива улучшает качество действия компании. Для точного анализа сетей взаимосвязей в трудовом коллективе полезно обращаться к методике ценностно-целевой рефлексии, которая позволяет выявить проблемы в соотнесении ценностей работников между собой и с руководителем.
С начала 2010-х годов заметна тенденция постепенного перехода компаний в удаленный формат, некоторые организации переводят на дистанционную работу часть сотрудников, некоторые полностью остаются в онлайне. Пандемия COVID-19 ускорила данный процесс и привела к вынужденной необходимости ускоренной адаптации к такому формату работы. Как руководители организаций, так и работники осознали преимущества дистанционной работы: отсутствие привязанности к конкретному месту, гибкий график, отсутствие дресс-кода. Однако данный процесс отрицательно повлиял на работу трудового коллектива в компаниях. Формирование новых социальных связей усложняется, а старые связи становятся слабее. Коллеги меньше знают друг о друге, снижается уровень доверия в коллективе и заинтересованность сотрудников в работе. Это приводит к падению эффективности работы трудового коллектива, что отрицательно сказывается на организации и ведет к ухудшению ее позиций на рынке.
Так, в результате анализа литературы удалось выявить роль трудового коллектива в организациях и сложности, возникшие с переходом на дистанционный формат работы, связанные с ослаблением социальных связей в рабочем коллективе.
Для подтверждения теоретической информации было проведено эмпирическое исследование на тему «Взаимоотношения между работниками дистанционного трудового коллектива онлайн-школы «Умскул»». Данная организация функционирует в удаленном формате, в ней есть разные департаменты, которые также должны иметь каналы коммуникации. Исследовался коллектив кураторов ЕГЭ по литературе, относящийся к департаменту образования. Сотрудники данного отдела работают полностью дистанционно изначально и никогда не встречались лично, в связи с тем оказалось важным проверить взаимоотношения работников в коллективе и соответствие их ценностей друг другу и родителям учеников, с которыми они взаимодействуют. Для проведения исследования были выбраны метод онлайн- опрос сотрудников и методика ценностно-целевой рефлексии для проверки взаимосвязей ценностей в трудовом коллективе.
В результате опроса были выявлены основные особенности работы сотрудников данного коллектива. Во-первых, некоторые работники совсем не знают своих коллег по именам и не обращаются к ним в ходе работы. Во- вторых, отсутствие общения между коллегами отрицательно сказывается на работе сотрудника, он ощущает меньшую привязанность к организации, сам оценивает свою работу как низко продуктивную. В-третьих, дружелюбный коллектив является одним из главных факторов, которые удерживают работника на рабочем месте. В-четвертых, дистанционные работники понимают, что связи ослаблены и высоко оценивают важность корпоративных мероприятий, они хотят больше чувствовать себя частью компании.
Также опрос показал основные проблемы в исследуемом дистанционном трудовом коллективе. Среди них: отвлекающие внешние факторы, проблемы с коммуникацией внутри коллектива, непонимание между работниками, нехватка живого общения и технические трудности.
Для построения сети взаимоотношений была использована методика ценностно-целевой рефлексии, подтвердившая гипотезу о том, что противоречие между ценностями сотрудников и родителями учеников отрицательно влияет на эффективность их работы в организации. Также была отмечена положительная тенденция, заключающаяся в том, что ценности сотрудников и родителей становятся ближе друг к другу в ходе работы, что доказывает, что взаимодействие через совместную трудовую деятельность укрепляет социальные связи.
Таким образом, подводя итоги данной работы, можно утверждать, что гипотезы были подтверждены, а также цели, заключающиеся в анализе взаимоотношений сотрудников в дистанционном трудовом коллективе и определении ценностного соответствия между сотрудниками и родителями учеников онлайн-школы, были достигнуты.


1. Bohns V.K. A Face to Face Request Is 34 Times More Successful Than an Email / V.K. Bohns URL: https://hbr.org/2017/04/a-face-to-face-request-is-34- times-more- successful-than-an-email
2. Connolly B., Digital trust: Social Media Strategies to Increase Trust and Engage Customers. London: Bloomsbury Publishing, 2020. 256 p.
3. Hofstede G. Culture's Consequence. International Diffences in Work- Related Values. Beverly Hills, London: SAGE Publications, 1980. 475 p.
4. Lowy, J. Overcoming Remote Work Challenges / J. Lowy. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/overcoming-remote-work-challenges/
5. Ouchi W. С. Theory Z: how American business can meet the Japanese challenge. USA: Addi- son-Wesley Publishing Company, 1981. 283 p.
6. The IWG Global Workplace Servey. URL: https://assets.regus.com/pdfs/iwg-workplace-survey/iwg-workplace-survey- 2019.pdf
7. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е., Экономика и социология труда: учебник для вузов / М.: ЮНИТИ, 2000. 407 с.
8. Андреева Г. М., Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2011. 376 с.
9. Белоусова М. Е., Кадровый потенциал предприятия как характеристика его трудового коллектива // Аллея науки. 2018. №10, С. 2-13.
10. Беляева М. Г., Особенности трудовых отношений в условиях дистанционной занятости // Управление персоналом. 2008. №99. С. 9-15.
11. Бобинкин С. А., Акатова Н. С., Психологические особенности отношений в трудовом коллективе // Социальная политика и социология. 2014. №4-2. С. 118-131.
12. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. -2­е издание: дополненное и переработанное. М.: Книжный мир, 2006. 860 с.
13. Веселов Ю. В. Доверие в цифровом обществе // Вестник СПБГУ. Социология. 2020. Т. 13, вып. 2. С. 129-143.
14. Веселова А. М., Егорычева Е. А., Шкунова А. А., Диагностика межличностных и межгрупповых отношений сотрудников организации ООО «Кристалл» на основе социметрического подхода // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №6. С. 59-64.
15. Гвоздиков Д. С., Онлайн-сети и развитие сетевых взаимодействий // Вестник СПБГУ. 2015. Сер. 12. №. 2, С. 100-107.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ