Введение 3
1. Пространство модного мероприятия как платформа, где реализуется символическое взаимодействие 6
1.1 Символический интеракционизм 9
1.1.1 Понятие жестов и символов 15
1.1.2 Концепции Г. Блумера и И. Гофмана 19
1.2 Социологическая теория коммуникативного действия 25
1.2.1 Теория наклеивания ярлыков 27
2. Демонстративное потребление и презентация своего «Я» в рамках мероприятия 32
2.1 Практика презентации себя в контексте Fashion мероприятия 33
2.2 Общество потребления 36
2.2.1 Подражание высшему классу 41
2.2.2 Критика общества потребления 44
3. Анализ модных мероприятий 49
3.1 Выявление практики взаимодействия и презентации себя в рамках модного мероприятия 57
3.2 Тематический анализ кейсов 64
Заключение 79
Список литературы 82
Приложение 1 89
Приложение 2 90
В рамках данной работы я буду рассматривать пространство модного мероприятия с точки зрения платформы для коммуникации между гостями.
Модное мероприятие- особый вид мероприятий, которые проводятся в рамках модной индустрии.1 Организаторами являются бутики, различные бренды одежды, мульти-брендовые магазины, ресейл и pop-up пространства, занимающиеся одеждой. Ивенты также различаются по способу и виду проведения. Может быть показ мод, представление новой коллекции бренда в бутике, тематические праздники (день рождения магазина, новый год, 8 марта), масштабные балы или даже аукционы. Гостями чаще всего являются клиенты брендов и магазинов, реже деятели искусств и профессионалы в модной индустрии. Это закрытое сообщество, в которое сложно попасть «с улицы». Как мне удалось выяснить благодаря изучению данной темы в предыдущие годы, платформа модных мероприятий- пространство, где собираются все «сливки общества», обеспеченные люди, у которых есть возможность быть клиентом бренда. Со стороны организаторов и директоров основной целью является привлечение новых клиентов и удержание старых, подпитывая интерес благодаря разнообразию ивентов в сфере моды. Со стороны посетителей - налаживание новых знакомств и выгодных контактов, а также поддержание старых, и привлечение внимания к своей персоне или деятельности, поддержание статуса в обществе и демонстрация себя. На базе этого в рамках модного мероприятия существуют различные практики взаимодействия между индивидами, способы демонстрации себя, виды взаимодействий (вербальных и невербальных). В рамках работы мне интересно посмотреть, какие именно практики используются, чтобы представить себя, продемонстрировать свой статус другим и тем самым задержаться в данном обществе, так как для богатых людей посещение и участие в таких ивентах считается престижным. Конечно, на поверхности видно и мы сразу же можем сказать, что дорогая и брендовая одежда помогает поддержать высокий статус, но не только она. Манеры, разговоры, даже определенные телодвижения и жесты могут являться практиками демонстрации себя, и именно данный аспект мне интересно рассмотреть наиболее глубоко.
Я считаю, что тема достаточно актуальна, так как в нашей стране модные мероприятия изучаются крайне редко и мало, хотя и общество потребления уже существует в нашей стране. Пространство модного мероприятия яркий пример, в рамках которого проявляется показное потребление, о котором в свое время писал Т. Веблен. Видно социальное неравенство и каким образом поддерживается социальная иерархия.
Каким образом формируются правила и нормы потребления, поведения в данном виде общества - открытый и важный вопрос. Актуальным также стоит вопрос о негласных правилах, так как в рамках модного мероприятия гостями не всегда являются люди из богатых слоев, небольшую, но всё же некоторую часть занимают блогеры, дизайнеры и стилисты, которые выступают со стороны творческой элиты, если её можно так назвать. Придерживаются ли они правил, которые были установлены в рамках модного пространства? Является ли важным для них причислять себя к обществу богатых или они, наоборот, отстраняются, а может быть их не принимают, потому что они «чужие». Интересно, проявляется ли в сфере модных мероприятий модель «свой-чужой» и если да, то какие практики используются, чтобы стать своим и перестать быть чужим или, наоборот, не стать чужим, если уже ты свой. Происходит ли отчуждение друг от друга. Таким образом, хочу сказать, что изучение пространства модного мероприятия важно, так как данная платформа имеет большое социокультурное значение.
Объектом моего исследования в рамках выпускной квалификационной работы являются гости модных мероприятий.
Предметом выступают практики и взаимодействия посетителей модных мероприятий.
Цель - понять, каким образом гости вовлекаются в пространство fashion- мероприятия, какие методы и практики используют в рамках презентации себя и коммуникации с другими участниками.
В рамках работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и описать пространство модного мероприятия как платформы, где реализуется символическое взаимодействие;
2. Исследовать общество потребления в рамках модного мероприятия;
3. Определить практики взаимодействия и презентации себя;
4. Проанализировать и сделать выводы о том, какие практики наиболее актуальны в рамках демонстрации себя .
Моя гипотеза состоит в том, что гости мероприятий посещают такого рода ивенты не потому, что им интересна новая коллекция, а потому, что это благоприятная платформа для демонстрации себя и поддержания своего статуса и престижа в обществе. Стремясь к этому, используются различные практики и методы.
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу планируется использовать метод литературного обзора, саморефлексии, включенного наблюдения и глубинного интервью.
Я планирую рассмотреть два главных концепта: символический интеракционизм и демонстративное потребление, и постараться связать теоретическую рамку с платформой fashion-мероприятий и провести тематический анализ кейсов, после наблюдения и интервью с гостями.
Исследование проводилось в марте и апреле 2023 года в рамках двух мероприятий: показа весна-лето 2023 в мультибрендовом бутике Babochka и недели моды в Санкт-Петербурге, где также прошли показы коллекций весна- лето 2023 года. Saint Petersburg Fashion Week длился 4 дня, с 13.04.2023 г по 16.04.2023 г, а показ в бутике Babochka состоялся 16 марта 2023 года.
Наблюдение состоялось в рамках двух модных мероприятий, название и даты мероприятий представлены выше, а также было проведено 16 глубинных интервью с гостями.
В заключение хотелось бы сказать, что мне близко и интересно изучение модного мероприятия, так как я сама являюсь гостьей данных ивентов. Раньше я не задумывалась, насколько же это отдельный особенный мир, со своими законами и ценностями, правилами поведения и взаимодействием. И сколько же всего можно изучить в рамках данного пространства. По ходу своей учебы я изучала модные мероприятия с разных сторон, в рамках написания курсовых работ, на втором курсе я уделяла внимание формированию символического капитала, на третьем углубилась в изучение пространства мероприятия и пыталась понять, какой ивент больше подталкивает к покупке, как он должен быть организован, и вот в рамках четвертого курса, я поменяла вектор на изучение гостей и как, то есть каким образом они презентуют себя, какие практики используют во время взаимодействия.
Мне было интересно посмотреть на модное мероприятие, как на платформу, где люди стремятся продемонстрировать себя, а именно свой статус, место в обществе, богатство. И также я изучала какие методы, способы и практики презентации они используют: потребление символов богатства, например брендовой одежды, жесты и поведение, разговоры.
Моя цель была понять, каким образом гости вовлекаются в пространство fashion мероприятия, какие методы и практики используют в рамках презентации себя и коммуникации с другими участниками.
Гости включаются благодаря располагающей и хорошо организованной атмосфере, которая подталкивает к общению и взаимодействию. В рамках ивента его члены не только отдыхают от рутины и проводят интересно досуг, но и общаются между собой через символы и используют различные практики презентации себя, которые помогают в формировании имиджа и поддержании статуса для высшего класса и формировании новых полезных контактов для творческой элиты города.
В рамках исследования у меня изначально была выделена общая практика -взаимодействие и презентация себя в контексте fashion мероприятия, благодаря наблюдению, интервью с гостями и теоретической базе мне удалось выделить под-практики. К ним относятся:
• выставление на показ костюма (то есть наличие брендовой одежды и ярких деталей, следование официальным и неофициальным правилам дресс- кода, умение привлекать внимание с помощью образа)
• позитивная манера поведения (умение уверенно держаться в обществе, располагать других гостей к общению благодаря жестам и символам и иногда быть напористым)
• показывать себя как умного и разностороннего человека, который может поддержать разговор на любую тему.
• нетворкинг, формирование новых знакомств и пиар своей деятельности.
Удалось отметить, что не очень богатые гости, которые по тем или иным причинам всё-таки оказались на мероприятии, например стилисты, дизайнеры и искусствоведы, также стараются придерживаться правил и подражать «элите».
Мне удалось прийти к выводам, что самопрезентация очень важна на модном мероприятии. Гости потребляют символы, знаки отличия, роскошную и брендовую одежду и иные атрибуты богатого населения, например, элитные машины, чтобы показать свой высокий статус и достаток, но некоторые пытаются подражать и стремятся примкнуть к высокому кругу, поэтому также являются заложниками демонстративного потребления.
Мною были поставлены различные задачи: изучить и описать пространство мероприятия, рассмотреть концепции взаимодействия и символического интеракционизма, исследовать общество потребления и сделать выводы о том, какие практики наиболее актуальны. Мне удалось выполнить все поставленные задачи в рамках данной работы и рассмотреть много литературы по теме, провести включенное наблюдение на двух знаковых мероприятиях города Санкт-Петербург и осуществить интервью с гостями ивентов. Благодаря этому я выяснила, что модные мероприятия в нашем городе в основном держаться не на моде и одежде, а на формировании благоприятной среды для презентации своего «Я» и демонстративном потреблении символов и вещей, стремление доказать своё превосходство благодаря применению вышеперечисленных практик и в поиске выгоды.
Хочется сказать, что общество потребления оказывает негативное влияние на все сферы жизни общества, а модные мероприятия благоприятная платформа для формирования данного типа общества. Поэтому на такого рода ивенты нужно обращать внимание и изучать, чтобы понять весомость проблемы и как взаимодействия внутри пространства могут сказаться на существовании всего общества, могут ли быть негативные последствия. Я думаю, что могут, так как общество потребления критикуется и многие ученые говорят о том, что нужно что-то менять. Прийти к более рациональному потреблению конечно же сложно, но пока люди не осознают, что вообще такая проблема существует, никаких шагов к улучшению состояния общества сделано не будет, что может негативно сказать на нашей жизни.
Гипотеза состояла в том, что гости мероприятий посещают такого рода ивенты не потому, что им интересна новая коллекция, а потому, что это благоприятная платформа для демонстрации себя и поддержании статуса и престижа в обществе. Гипотеза подтвердилась, платформа модного мероприятия является благоприятной средой для того, чтобы показать себя с лучшей стороны, заявить о себе и своем достатке, а также пропиарить бизнес.
Новые знакомства на мероприятии дают гостям возможность сформировать полезные связи, которые потом пригождаются им в личной жизни или в профессиональном плане. Для творческой элиты формирование новых контактов помогает в поддержании бизнеса и привлечении внимания к бренду, а для обеспеченных участников мероприятия появляется возможность рассказать о себе и продемонстрировать себя новым людям, обзавестись полезными контактами на будущее, однако чаще всего данное сообщество сохраняет связь только в рамках пространства мероприятия и крайне редко новые знакомства перерастают в общение и дружбу за пределами.
Мне удалось рассмотреть два главных концепта: символический интеракционизм и демонстративное потребление, которые я связала с платформой Fashion-мероприятий и в рамках практической части провести включенное наблюдение и интервью с гостями и в конечном итоге выявить практики, взаимодействия и презентации себя в рамках модного мероприятия.
1. Агеева Е.А. Западная интеллектуальная элита и феномен «роскошь»: Социально-психологический аспект // Интеллигенция и мир: Междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. - Иваново, 2016. - № 3. - С. 104-119.
2. Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
3. Афанасьева В.В., Туркина В.Г. Общество перепотребления // Потребление как коммуникация - 2009; материалы 5 международной конференции, 26-27 июня 2009 / Под ред. В.И. Ильина, В.В. Козловского. - СПб.: Интерсоцис, 2009. - С. 20-23.
4. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых,
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
6. Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа / П. Берд. - Мн.: Амалфея, 1997
7. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. С. 324-400.
8. Блумер Г. Социологические импликации мышления Джорджа Герберта Мида // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. - М., 2008. - № 1. - С. 122-124.
9. Блумер Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия: 11: Социология: РЖ. М., 2008. № 2. С. 127-149.
10. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. М., 1994. С. 168-215.
11. Блумер Г. Символический интеракционизм: перспектива и метод / Г. Блумер; пер. А. Корбут; авт. предисл. Р. Прус. М: Элементарные формы, 2017. - С.315-355. - Пер. изд. : Symbolic Interactionism : Perspective and Method / H. Blumer. - Englewood Cliffs, 1969.
12. Бодрийяр Ж. Мода, или феерия кода // Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: КДУ, 2011. С. 170-193.
13. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 201-209.
14. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 44-59.
15. Бурдьё П. Социология политики / Пер. с фр., сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. — М.: Socio-Logos, 1993. — С. 255-267.
...