Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРАВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ ГРАЖДАНСКОГО МИРА

Работа №126675

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы117
Год сдачи2023
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАЖДАНСКО-
ПРАВОВЫХ ИДЕЙ В АНТИЧНОСТИ 13
1.1. Зарождение идеи гражданского общества в полисе 13
1.2. Сократические идеи Платона 16
1.2. Влияние Аристотеля на формирование идеи гражданского общества .. 21
1.4. Космополитизм стоиков и киников 25
1.5. Цицерон и римская правовая традиция 27
1.6. Влияние идей Аврелия Августина 30
Глава 2. ПОЛИТИКО-ГРАЖДАНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНЯ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ 35
2.1. Божий мир (Pax Dei) 35
2.2. Борьба за инвеституру, интеллектуалы и право на неповиновение 39
2.3. Вступающее в свои права Новое время 42
2.4. Христианская республика (Res publica Christiana) 46
Глава 3. ГРАЖДАНСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫХ» ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ В НОВОЕ ВРМЯ И ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ 49
3.1. Контекст Нового времени и заря Просвещения 49
3.2. Английская мысль 50
3.3. Французская мысль 57
3.4. Построение Америки: британец и француз 65
3.5. Немецкая ветвь мысли 72
Глава 4. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЁ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 82
4.1. Социалистические и марксистские мысли 82
4.2. Дискурс юридического позитивизма 84
4.3. Левый эголитарный либерализм: теория и право 88
4.4. Либертарианство 91
4.5. Публичное пространство, гражданство и мультикультурализм 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 10

В современном мире существует большое количество международных организаций по миростроительству (peacemaking), например, ООН, ЮНЕСКО, Корпус мира, Интерпис и др. Установившийся относительный стабильный мир позволял как публичному и коммерческому, так и некоммерческому сектору гражданского общества воплощать всё более амбициозные проекты. Договоры о технологическом обмене, сотрудничество университетов, глобальные цепочки производства, трансграничные финансовые инструменты уже стали вполне естественными, базисными явлениями в жизни нового поколения. Система правовой защиты позволяет защищать человека не только от недоброжелательных людей, но и от целых корпораций или даже государств. То, что сейчас кажется устойчивой очевидностью, когда-то было «очередной» мыслью в «философском пространстве» дискуссии. Идеи о «вечном» мире, верховенстве закона, естественном праве, равенстве граждан, политическом участии, защите частной собственности, парламентаризма, общественной безопасности, свободы гражданских ассоциаций легли в основу теоретических положений о гражданском обществе и гражданском мире.
Тем не менее, после определённых событий, а именно: эпидемия COVID-19, крупные военные действия в Сирии, Украине, Ираке, Ливии Югославии, Конго, военная напряжённость в Азиатско-Тихоокеанском регионе, финансовые и банковские кризисы и пр. - стало очевидным, что большое «благое» институциональное нагромождение современного мира весьма хрупко.
Идея гражданского общества, верховенства права, защита прав человека и пр. представляет из себя более чем двух тысячелетний единый гражданско- правовой и политический дискурс. Начинаясь в культуре Античности, сквозь Средневековье, Новое Время, Просвещение и Новейшую историю гражданско-правовой дискурс развивался в лоне западноевропейской и
англосаксонской традиции. Это единое пространство философских и теоретических высказываний, аргументации, комментариев, диспутов невозможно понять без герменевтических методов.
Российская Федерация, не смотря на тысячелетнюю правовую, историческую и культурную преемственность, является относительно молодым государством, вставшим на путь демократии. Гражданские понятия «надёжно закреплены» на самом высоком правовом уровне. Преамбула Конституции Российской Федерации содержит посыл по утверждению к как конституционной ценности понятий «права и свободы человека, гражданский мир и согласие» . Статья 80.2 содержит в себе утверждение, что глава государства «принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране». Однако, упомянутый нами отрывок статьи не имеет содержательного толкования. В официальных комментариях Конституции поддержание гражданского мира представляется лишь как предикатная характеристика «создания условий для мирного демократического развития».
За прошедшие 30 лет российское общество продемонстрировало, что нельзя так просто взять и перенять общественный институт. Попытка строить по «чужим» лекалам закономерно привела к институциональному дизайну «не по размеру». Наши западные партнёры из «недружественных» стран с почти догматической уверенностью исповедуют веру в то, что гражданское общество в своей полноте невозможно вне рамок современной либеральной демократии. Они также неоднократно заявляли о том, что в России гражданско-правовые институты превращаются в государственную фикцию, а активные члены гражданского общества якобы либо репрессируются и бегут из страны, либо вынуждены молчать. Осознавая всю идеологичность и напыщенность подобных обвинений, на наш взгляд, необходимо трезво взглянуть на гражданское общество, на его историю и развитие.
Нынешний политический порядок 10-20х гг. XXI в. претерпевает момент глобальной перестройки. Наступающая волна культурных перемен на «Западе», распад традиционного института семьи и брака, агрессивная десекуляризация идут в некоторый разрез c российской системой ценностей. В Указе Президента от 9 ноября 2022 г. отмечены перечни «нравственных ориентиров», формирующих мировоззрение граждан России. Среди таких традиционных ценностей указаны следующие: «крепкая семья, права и свободы человека, гражданственность, справедливость» и пр. Таким образом, Россия подтвердила своё стремление на пути построения гражданского общества и поддержания гражданского мира. С учётом набранного опыта национально-исторической саморефлексии российский народ должен понять по каким меркам и по каким стандартам он сможет выработать институциональный дизайн гражданского общества, чтобы это было естественным продолжением его традиций и быта.
Актуальность данного исследования определяется потребностью выделить перечень универсальных гражданско-правовых понятий, а также проследить историю их развития и интерпретации. Недостаточно переносить из документов в документы одни и те же формулы. Необходимо понять ценностную сущность, которая всё это наполняет. За понятием «гражданского общества» стоит огромный путь достижений и борьбы за гражданский мир. Любое современное понятие о политике несёт в себе огромный пласт этического, исторического, морального и философского контекста. На наш взгляд, без обращения к глубинному опыту, без помощи герменевтических исследований, без систематического сведения воедино корпуса знаний о гражданском мире невозможно уловить понимание уникальности собственного духа гражданственности. Для поиска ответов на новые вызовы необходимо обратиться к опыту, знанию и мышлению авторов европейской и англосаксонской традиций философской рефлексии как наиболее развитой традиции мысли об общих и важнейших понятиях политики.
Степень научной разработанности
В трудах советской традиции антиковедения и медиевистики издательств «Наука» и «Мысль» подробно и широко выявлены контекстуальные пласты знания. В рамках раскрытия исторического и философского контекста в исследовании использованы труды авторов петербургской филологической, философской, исторической и правовой школ ЛГУ/СПбГУ (А.И. Зайцев , В.А. Гуторов, С.Е. Кондратенко, А.И. Доватур, Х. Туманс, Э.Д. Фролов, В.Е. Кондуров), а также московской филого- исторической философской школы (А.Ф. Лосев, Тахо-Годи, В.Ф. Асмус, Г.Г.Майоров, Т.Б. Длугач).
При выявлении основных философских, исторических и экономических тенденций, оказавших влияние на выстраивание системы идей политико-правовых оснований гражданского общества, были использованы компендиумы Л. Штрауса и Ш. Уолина, К. Скиннера, Д. Коэни и Э.Арато, Д.Боуза, А.Г Дугина, М. Дойла.
Отдельно можно выделить сборники, выпущенные оксфордским изданием Oxford Academic Press за авторством Ж. Колемана и С. Шапиро, и буквально свежую книгу этого года О. Ричмонда.
Для исторического средневекового европейского контекста использованы труды представителей французской школы «Анналов»: П. Бонаппаси, Ле Гоффа, Ж. Дюби. Отдельно правовой аспект институциональной дуальности средневековья раскрыта в трудах Г. Дж. Бремана, в дополнение к продолжению сакрального аспекта политики приводится труд философа Дж.Агамбена.
Отечественные дореволюционные комментаторские и переводные труды Н.С. Южакова, Е.Н Трубецкого и С.Н. Трубецкого показывают, что интерес к гражданско-правовой мысли имеет в России почти полуторавековые корни.
В современной российской науке проблема исследования гражданско- правовых основ пояснена в работах Л.В. Батиева, С.П. Шевцова, В.С. Нерсесянца.
Объектом исследования выступает традиция политико-философской мысли о гражданском обществе и праве в качестве фундаментальных оснований европейского и англосаксонского гражданского-правового политического философского дискурса.
Предмет исследования - основные философские и теоретические концепции взаимоотношений интерпретации права и гражданского мира.
Основной целью исследования является исследование интерпретации гражданско-правовых ценностных оснований через анализ исторической роли политико-философской традиции мысли и институционализации политико-правовых идей.
Основные задачи исследования:
1. Выделить основные этапы развития политико-философской мысли о взаимоотношениях гражданского общества и права;
2. Проанализировать основные философские, исторические и экономические тенденции, повлиявшие на институционализацию идей политико-правовых оснований гражданского общества;
3. Глубинно раскрыть содержание понятия «гражданский мир», проследить его генезис и развитие в гражданско-правовом и политико-философском дискурсе;
Теоретические и методологические основы исследования.
Для раскрытия исторических особенностей мы будем исходить из метода кембриджской школы изучения политического языка для исторической контекстуализации политических теорий. Достижения виднейших теоретиков этой школы таких как К. Скиннер и Дж. Покок развиваются далее в русле традиции национального политического дискурса на основе понимания глубинной ее связи с европейскими корнями, восходящими к античному наследию . Такие связи обращают внимание на то, что политический дискурс определенной эпохи предписывает контекст, внутри которого он может быть вполне осознан. Таким контекстом выступают как экономическая, историческая, так и религиозная определённость. Эта реальность оставляет свои следы непосредственно в трактатах и произведениях теоретиков и философов.
В данном исследовании также применяется герменевтическая методология, необходимая для познания единого повествовательного следа связанных в гражданско-правовом и политическом дискурсе интерпретаций. Посредством дополнительного обращения к комментаторскому материалу мы сможем больше исследовать культурных и исторических пластов.
Источниковедческой базой исследования для теоретизации этапов развития политико-философской мысли послужили трактаты классиков. Ввиду специфики исследования приведём работы лишь наиболее известных авторов, повлиявших на гражданской правовую традицию: Аристотель, Платон, Цицерон, Блаженный Августин, Марсилий Падуанский, Дж. Локк, Т Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Монтескьё, И. Кант, Т. Пейн
Таким образом, исходя из заявленных целей и задач исследования работа имеет следующую структуру: введение, первая глава, разделённая на шесть подпунктов (в первом подпункте описывается зарождение концепта гражданского общества в полисной культуре, во втором - идеи Платона о гражданстве и государстве, в третьем - влияние философии Аристотеля на представление о гражданах, в четвёртом подпункте затрагивается космополитизм в учении стоиков и киников, в пятом рассматривается римская традиция и учение Цицерона, в шестом - влияние учения Блаженного Августина), вторая глава, разделённая на четыре подпункта (в первом подпункте описывается религиозно-правовой феномен движения Божьего мира, во втором подпункте рассматривается двусистемная средневековая политика и интеллектуалы-аппологеты сторон, в третьем - переходный этап от Средневековья к Новому времени, в четвёртом - концепт «Христианской республики»), третья глава, разделённая на пять подпунктов (в первом подпункте рассматривается общий контекст развития Нового времени и эпохи Просвещения, во втором - описывается английская гражданско-правовая мысль, в третьем - французская, в четвёртом - рефлексия над феноменом американского уклада и мысли, в пятом - немецкая гражданско-правовая мысль), четвёртая глава, разделённая на пять подпунктов (в первом подпункте описывается социалистический политико-гражданский дискурс, во втором - затрагивается школа юридического позитивизма, в третьем подпункте рассматривается мысль эгалитарного либерализма, в четвёртом - либертарианская политико-гражданская мысль, в пятом описывается философия публичного гражданского пространства, а также мультикультурное гражданство), а также заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования нам удалось выделить следующие этапы развития политико-философской мысли гражданского общества: этап античности, который может быть разделен на полисную, римскую и августиновскую ветвь, этап средневековья, подразделяемый на ветвь конфронтации церковных и светских политических структур, ветвь реформационного, контр-реформационного и научного переосмысления, этап Нового времени и Просвещения, также подразделяемого на национальные «школы», этап современности, начиная от марксистских до мультикультуралистких идей.
Этап античности характеризуется созданием общего публичного пространства общения и полемики, где люди, неотягощённые насущным хозяйственными бременем решают вопросы общего сожития. Именно в ходе этого этапа понимание добродетельного и гражданского сливаются, образуя единую политико-этическую связку гражданства. Сократовский императив познания себя приобретает больший масштаб, когда познание собственного этоса народа является необходимым знанием для создания законодательства естественных прав. Такие законы понимаются как нечто священное и непреложное, т.к. они продиктованы не «соглашением», а природой (естеством). Такая единая система должна приводить к благой и самой лучшей жизни, которая возможна только в рамках «правильного» политического устройства.
С появлением Христианства внимание людей переключается на небесное гражданство, в котором вечный любящий Владыка всесовершенно управляет миром. Если люди не могли наладить мир самостоятельно, то служители Бога вмешивались в этот процесс, заставляя клясться на святынях о сохранении мира и благополучия. Небесное гражданство позволяло преодолевать земные различия, как бы собираясь в новую христианскую семью, у детей которой (народов) мог быть свой христианский гражданско- правовой режим республики. Однако это гражданство не требует отречения от земного. Достойные владыки, которые берегут стадо Христово, отгораживают его от разбойников-«хищников», являются абсолютно легитимными правителями. В противном случае, если правитель начинает посредством власти претворять в жизнь порок, раздор и суету, то такому правителю следует неповиноваться. Растущее влияние светской власти, а также попытки Церкви отстоять собственные претензии, привели к созданию «третьей» стороны, которая составила основу современного гражданского сообщества. Некоторые из интеллектуалов становятся на сторону светской власти, отстаивая претензии на абсолютную светскую власть для монархов. Такой процесс секуляризации открыл дорогу религиозному и интеллектуальному плюрализму. Не выдержав внутренних противоречий, в западной церкви началась реформация.
Эпоха географических открытий, широкой морской торговли, первых промышленных революций позволили накопить политический вес городским буржуа. В период Нового времени на сцену выходит новая линия противостояния между гражданским обществом и государством (чаще всего в лице монарха). На этом фоне начинают развиваться новые представления о договоре между людьми, о естественном состоянии, о правах человека, об общественной безопасности, о праве на частную жизнь, о взаимных обязательствах властей и граждан. В нашей работе указан широкий спектр эволюции данных концепций.
На современном этапе, когда мир пребывает в нестабильном состоянии, понимание основ гражданского мира составляет важную часть не только общественной, но и частной жизни. Представление об общем пространстве, о долге, о неравенстве, о поддержке неимущих предполагает определённые нравственные и этические установления. Это связывает представление о достоинстве и правах человека (даже поверженного врага), способность ценить и уважать чужое, отличающееся от нашего мнение, относиться как собрату, как к соучастнику одной [гражданской] семьи, как об этом писали ещё в античности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гражданский мир представляет из себя особый политико-правовой режим, обеспечивающий стабильное, публичное и открытое взаимодействие граждан, действующих в духе согласия и доверия.
Современное государство, правительство в теории гражданского мира представляется как организация, которая служит на благо гражданам. Такое состояние должно естественно порождать мир и гармонию. Тем не менее, в реальности гражданский мир требует огромных сил для поддержания. Необходимо обеспечивать устойчивость всех связанных с нам сообществ. Вопрос о границе этого влияния, о праве вмешиваться является одним из актуальных вопросов современной теории справедливой войны.
Обращение к истории гражданско-правовой мысли как к длительному единому протяжённому в пространстве дискурсу, связанному цепочкой не только внутренних (текстологических), но и внешних (контекстных) интерпретаций, позволяет найти тот контекст, в котором сложились дошедшие до наших дней ценностные и политико-правовые установления, которые на сегодняшний день скорее похожи на картинку в калейдоскопе, чем на системный выверенный взгляд. Подобное «обращение к истокам», даёт нам понимание кажущихся нам разрозненными ценностных гражданских, политических и правовых представлений. Такое знание позволяет нам, исследовав глубинные контексты, собрать необходимый, соответствующий нашему этосу политико-правовой институциональный дизайн.
На наш взгляд, на современном этапе получить новые силы к оживлению гражданско-правового дискурса можно в реальных, работающих организациях в сферах растущего гражданского общества и сети общественных движений. Существующие на сегодняшний день некоммерческие организации, одни из которых направленны на помощь людям, лишённым привычных благ, а другая направленна на поддержание добровольных, патриотических и общекультурных инициатив. За интеллектуалами и учеными остаётся важная обязанность беречь интеллектуальную традицию, которая позволит нам посредством технологий или культуры обеспечивать стабильный, обеспеченный, полный возможностей гражданский мир. Воссоздавая пространство публичного диалога между активными членами сообщества, не замалчивая, но обсуждая проблемы, мы получаем шанс повлиять на политические элиты в рамках правового поля, корректировать институциональный дизайн политического управления.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс].
URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (Дата
обращения 22.02.2023)
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502(Дата обращения 22.02.2023)
Книги и периодические печатные издания
1. Августин. О граде Божием// Блаженный Августин. Творения в 4 т. 3 Т., СПб.: Алетейя, Киев: УЦИММ-Пресс. 1998. - 595 с.
2. Августин. О порядке. // Блаженный Августин. Творения в 4 т. 1 Т.,Спб.: Алетейя, Киев: УЦИММ-Пресс. 2000. - 742 с.
3. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. - М.: Издательство «Европа», 2011. - 256 с.
4. Американские просветители. Избранные произведения в 2 т. Т. 1/ Сост. Н. М, Гольдберг. Под общ. ред. Б. Э. Быховского. Пер. с англ. М., «Мысль», 1968. —519 c.
5. Американские просветители. Избранные произведения в 2 т. Т. 2/ Сост. Н. М, Гольдберг. Под общ. ред. Б. Э. Быховского. Пер. с англ. М., «Мысль», 1969. — 445 с.
6. Античная литература / под. ред. А.А. Тахо- Годи - 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1986. - 464 с.
7. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинически мыслителей (Диоген, Антисфен, Кратет, Керкид, Дион и пр.) / отв. ред. А.А. Тахо-Годи - М.: Издательство Наука, 1984. - 399 с.
8. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. - М.: Издательство «Европа», 2008. - 424 с.
9. Арендт Х. Vita Activa, или О деятельной жизни / пер. В.В. Бибихина - М.:Ад Маргинем Пресс, 2017. — 416 с.
10. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова Послесл. Ю. Н. Давыдова. Под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом,1996. — 672 с.
11. Арендт Х. Ответственность и суждение / Пер. с английского Д. Аронсона, С. Бардиной, Р Гуляева. М.: Издательство Института Гайдара, 2013
- 352 с.
12. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т.4 / Пер с древнегреч.; Общ. ред.
А.И. Доватура. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.
13. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо / ред. А.И.Воронов - М.: Знание, 1962
- 48 с.
14. Батиев Л. В. К вопросу о соотношении ius и lex в в истории правовых учений // Философия права. 2014. №3 (64). - сс. 11-15
15. Бек У, Шнайдер Н. Открывая космополитизм для общественных наук: исследовательская повестка дня // Полития. 2013. №3 (70). - сс.6-30
16. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та: Изд. группа Инфра-М-Норма, 1998. - 624 c.
17. Бибихин В.В. Введение в философию права. — М.: ИФ РАН, 2005.
- 345 с.
18. Боуз Д. Либертарианство: история, принципы, политика / Пер. с англ. Под ред. А.В. Куряева - Челябинск,Социум, Cato Institute, 2004. - 392 с.
19. Веретевская А. В. Мультикультурализм, которого не было : анализ европейских практик политической интеграции этнокультурных меньшинств : монография / А.В. Веретевская ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. сравнительной политологии. — Москва : МГИМО-Университет, 2018. —182 с.
20. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер с нем.: Ред и сост. Д.А. Кемиров и В.С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц.-М. : Мысль, 1990. - 524 с.
21. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., ред., авт. примеч. В. В. Соколов; Пер. с лат. и англ. М.: Мысль, 1991.- 731 с.
22. Губман Б.Л., Золотов А.А. Античность, Средневековье и культура Нового времени в философии Х.Арендт // Культура и история. - Тверь, 2000. - сс. 58-76
23. Гумбольдт В. фон. О пределах государственной деятельности / Вильгельм фон Гумбольдт ; пер. с нем. - Челябинск: Социум, 2009. - 304 с.
24. Гуторов В. А. Наследие И. Канта в структуре современной политической философии // Управленческое консультирование. 2011, №1. - сс. 218-227
25. Гуторов В. А. О некоторых аспектах формирования политико-философского дискурса в современной России // ПОЛИТЭКС. 2016. №1. - сс. 4-28
26. Гуторов В. А., Варламов А. Г. К вопросу о значении британской правовой традиции в политическом дискурсе США // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2014. Вып. 1 - сс. 80-91
27. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989. — 288 с.
28. Данте Алигьери Монархия. / Пер. с итал. В. П. Зубова; Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова — М.: «КАНОН-пресс-Ц» — «Кучково поле», 1999. — 192 с.
29. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/Ред. тома и авт. встуд. ст. А. Ф. Лосев; Перевод М. Л. Гаспарова. 2¬е изд. М.: Мысль, 1986. —571 с.
30. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2008. - 336 с.
31. Доватур А.И. Политика и Политии Аристотеля / Отв. ред. В.В. Струве, Л: «Наука», 1965. - 393 с.
32. Дробязко С. Г. Генезис гражданского общества и основные этапы его развития // Экономика. Управление. Право. — № 1. — 2002. — с. 21-23.
33. Дугин А.Г Философия Политики, М. Артогея, 2004 - 616 с. ISBN:5-8186-0020-3
34. Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д Арк. 987-1460 / пер. с фр. ГА. Абрамова, В.А. Павлова. - М._Международные отношения, 2001 - 416 с.
35. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н. э./ Под ред. Л. Я. Жмудя. 2-е изд., испр. и перераб. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. —320 с.
36. История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М: Юрид.лит.1991. - 528 с.
37. Канарш Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация : монография / Г. Ю. Канарш. М. : Издаво Моск. гуманит. уната, 2011. — 236 с.
38. Кант И. Сочинения в 6 тт. Т. 6. / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана, М., изд-во «Мысль», 1966. 743 с.
39. Кант И. Сочинения в шести томах / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса. А.
В. Гулыги, Т И. Ойзермана, М.: Изд-во «Мысль», 1965. Т 4. Ч. 2. - 478 с.
40. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. проф. В.Д. Зорькина - 3-e изд., пересмотр. - Москва : Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 1040 с.
41. Кондратенко С. Е. К проблеме тирании и тираноборчества в средневековом политическом дискурсе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2015. №4 - сс. 56-67
42. Кондратенко С. Е. Католицизм и государство: истоки двухполюсной модели общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2010. №1. - сс. 121-127
43. Кондуров В. Е. Основания действительности правопорядка и проблема юстициабельности «политического»: К. Шмитт о границах юстиции //Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2018. - Т 13. - №. 5. - сс. 63-91
44. Коэн Д., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория / Под общ. ред. И.И. Мюрберга; пер с англ. - М.: Весь мир, 2003. - 784 с.
45. Кудрявцева Н. Рациональность справедливости: поиск
рациональных оснований справедливого общественного устройства //Философско-литературный журнал «Логос». - 2009. - №. 2 (70). - сс.174-189.
46. Куманьков А.Д. Эволюция концепции справедливой войны в работах М. Уолцера// Этносоциум, №8 -2012. - сс. 146-151
47. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / Пер. с фр. А. М. Руткевича. 2-е изд. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 160 с.
48. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада / пер. В.А. Бабинцева- Екатеринбург: У-Фактория, 2005.- 560 с.
49. Ливий Тит. История Рима от основания города в 3х т. 1 Т. / отв. ред. Е.С. Голубцова, М.: Издательство Наука, 1989. - 567 с.
50. Локк Дж. Два трактата о правлении / пер. с англ. А.Л. Субботин - М.: «Катон+» РООИ «Реабилитация», 2009 - 400 с.
51. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М:Искусство., 1965. — 372 с.
52. Макиавелли Н. Государь/ Пер с ит. М. Юсима.- СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. — 448 с.
53. Маркс, К. Сочинения: в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Изд. 2-е. - М.: Госполитиздат. - Т 12. - 1958. - 878 с.
54. Маркс, К. Сочинения: в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Изд. 2-е. - М.: Госполитиздат. - Т 19 - 1961. - 670 с.
55. Марсилий Падуанский. Защитник мира. Defensor paris / Марсилий Падуанский: Пер. с франц. Б. У Есенова; науч. ред., вступит, ст., примеч. Г. П. Лупарева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 »», 2014. — 656 с.
56. Монтескье Ш. Л.. Избранные произведения / Общ. ред. и вступ. ст. М. П. Баскина — М.: Гослитиздат, 1955. — 800 с.
57. Монтескье Ш.Л. О духе законов /Пер и ком. прим. автора А.В. Матешук— М.: Мысль, 1999 — 672с.
58. Нерсесянц В. С. Право и закон. Из истории правовых учений. - М.: Наука, 1983. - 366 с.
59. Нерсесянц В. С. Философия права : учебник / В.С. Нерсесянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2020. — 848 с.
60. Нозик Р Анархия, государство и утопия / Роберт Нозик ; пер. с англ. Б. Пинскера под ред. Ю. Кузнецова и А. Куряева. — М.: ИРИСЭН, 2008.
— 424 с.
61. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли / Отв. ред. М. А. Абрамов. - М.: Наука, 1995. - 461 с.
62. Орлова И. В. Теория гражданского общества: к истории вопроса // Философия и общество. 2006. №2 (43).- сс. 116-134
63. Пейн Т.Избранные сочинения /Т Пейн; Пер. с англ. А. С. Богомолова и др. ; Под ред. М. П. Баскина; АН СССР, Ин-т философии, 1959.
- 422 с.
64. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2/Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993 -528 с.
65. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т 3/Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994 - 654 с.
66. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т 4/Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. - 830 с.)
67. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 2 т.Т.2./ Изд. подгот.
С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, С.П. Маркиш; Отв. ред. С.С. Аверинцев; Ред. изд-ва H.A. Алпатова; Худож. С.Б. Генкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1994. — 702 с.
68. Поппер К. Р Открытое общество и его враги. Т.1.: Чары Платона / ред. В.Н. Садовского. - М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 488 с.
69. Ролз Дж. Теория справедливости: Пер. с англ. / Науч. ред. и предисл. В. В. Целищева. Изд. 2-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 536 с.
70. Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства / Пер с фр. Н.С. Южакова;
ред. и пред. С.Н. Южакова — СПб:Типо-Литография А.Э. Винеке, 1907 -
xxiv+166 с.
71. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты — М.:
«КАНОН-пресс», «Кучково поле»,1998 — 416 с.
72. Салтель Ф. «Machiavel himself...»: Юм и «Флорентинский секретарь» // Историко-философский ежегодник. 2011. №2010. - сс. 101 - 116
73. Скиннер К. Истоки современной политической мысли: в 2 т. Т. 2: Эпоха Реформации/ пер. с англ. А.А. Яковлева; под науч. ред. В.В. Софронова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. - 568 с.
74. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М.:Культурная революция, 2009. - 392 с.
75. Софокл. Трагедии./ Пер. c древнегреч С. Шервинского; Вступ. статья В. Ярхо; Коммент. Ф. Петровского и В. Ярхо; Худож. В. Носков.— М.: Худож. лит., 1988.— 495 с.
76. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке: Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки. - М.: Прогресс, 1992. - 554 с.
77. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м веке в 2х ч. I ч., М.: типография Э.Лисснера и Ю.Романа, 1892. — 272 с.
78. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Курс истории древней философии/ ред. М.А. Маслина - М.: Гуманит. Издю центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. - 576 с.
79. Туманс X. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII—V вв. до н. э.) / Вступ. ст., науч. и лит. ред. Э. Д. Фролова. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002. — 544 с.
80. Уолцер М. О терпимости/Пер. с англ. яз. И. Мюрнберг. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 160 с.
81. Фома Аквинский «О королевской власти...». Перевод А.В. Марей. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. 2016. - Т 15. - № 2 - сс. 96-128
82. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003. — 416 с.
83. Хайек Ф. фон А. Дорога к рабству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2005. — 264 с.
84. Цицерон. Диалоги О государстве. О законах / отв. ред. С.Л. Утченко, М: Наука, 1966. - 224 с.
85. Цицерон. Философские трактаты / Отв. ред Г.Г. Майоров, пер. с лат. М.И.Рижского. М.: «Наука», 1985 - 383 с.
86. Чичерин Б.Н. Истоиря политических учений. Т1 / Подготовка текста, вступ. Ст. и коммент. И.И. Евлампиева. - Спб.: Издательство РГХА, 2006.- 720 с.
87. Шевцов С.П. Метаморфозы права. Право и правовая традиция. М.:Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. — 408 с.
88. Шмитт К. О трех видах юридического мышления// Шмитт К. Государство: Право и политика / Пер. с нем. О.В. Кильдюшова. C. М.: Издательсвкий дом «Территория Будущего» - 488 с.
89. Штраус Л. Введение в политическую философию/ Пер. с англ. М. Фетисова М.: Логос, Праксис, 2000. — 364 с.
90. Элиопулос П., Гурьянов А.С. Стоический космополитизм как образ жизни //Философские науки. 2013. №3 №6). - сс. 126-132
91. Юм Д. Сочинения в 2 т. Т. 2 /Пер. с англ. С.И. Церетели и др.; Вступ. ст. А. Ф. Грязнова; Примеч. И. С. Нарского. 2-е изд., дополн. и испр. М.: Мысль, 1996. - 733 с.
92. Aquinas Treatise on Law, The Summa Theologiae, I-II; qq. 90-97) , ed. R. J. Henle . Notre Dame, IN : University of Notre Dame Press, 1993. 388 p.
93. Barry B., Culture and Equality: An Egalitarian Critique of Multiculturalism. Harvard University Press, 2002 399 p. ISBN: 978-0674010017
94. Bates D. Political Theology and the Nazi State: Carl Schmitt’s Concept of the Institution // Modern Intellectual History. 2006. Vol. 3. Iss. 3. - pp. 415-442
95. Bix B. Natural law theory // A companion to philosophy of law and legal theory. - 2010. - pp.209-227
96. Bodin J. H. G. The Six Bookes of a Commonweale: A Facsimile Reprint of the English Translation of 1606. Corrected and Supplemented in the Light of a New Comparison with the French and Latin Texts, ed. Kenneth Douglas McRae - 1962. 1046 p.
97. Bonnassie P 50 mots clefs de l'histoire medievale, n° 37, «Paix (de Dieu)», Toulouse, 1981 ISBN: 2708953850
98. Brown G. W. Grounding Cosmopolitanism from Kant to the Idea of a Cosmopolitan Constitution. Edinburgh University Press, 2009. ISBN: 0748638814
99. Bruce A. Ackerman, Social Justice in the Liberal State. New Haven & London: Yale University Press, 1980 392 p.
100. Carl Schmitt, Politische Theologie. Vier Kapitel zur Lehre von der Souveraenitaet (2nd ed.; Muenchen & Leipzig: Duncker & Humblot, 1934.
101. Coleman J. L., Shapiro S. The Oxford Handbook of jurisprudence & philosophy of law. - 2002. 1050 p. ISBN 0198298242
102. Cristi F. R. Hayek and Schmitt on the Rule of Law //Canadian Journal of Political Science/Revue canadienne de science politique. - 1984. - V. 17. - №. 3.
- pp. 521-535
103. Dahal G. P The Rule of Law as Political Philosophy //NUTA Journal.
- 2018. - V. 5. - №. 1-2. - pp. 95-105
104. Desmond W. Cynics. Berkeley: University of California Press, 2008. 290 p.
105. Doyle M. W. Liberal Peace: selected essays. - Routledge, 2011. 256 p. https://doi.org/10.4324/9780203804933
106. Duby G. Hommes et structures du Moyen Age vol.1. La societe chevaleresque, 1988. 222 p.
107. Dworkin , R. M. Law ’ s Empire . Cambridge, MA : Harvard University Press, 1986. 470 p.
108. Dworkin, R. M. A matter of principle. Harvard: HARVARD UNIVERSITY PRESS Cambridge, Massachusetts, and London, England Up,1985. 425 p. ISBN: 0-674-55460-4
109. Fine R. Enlightenment Cosmopolitanism: Western or Universal?// Adams D. Tihanov G. (eds) Enlightenment Cosmopolitanism, London: Legenda, 2011. ISBN 13: 9781907747946
110. Fuller L. L. Morality of Law. Yale University Press. - 1964. 215 p.
111. Habermas J, Communication and the Evolulion of Society, 1992. 264 p. ISBN: 978-0-745-60846-4
112. Harris P. An Introduction to Law. Cambridge University Press, Law in context, 7th ed., 2007. 496 p.
113. Harvey D. Cosmopolitanism and the Geographies of Freedom. New York: Columbia University Press, 2009. 352 p. ISBN: 9780231519915
114. Herrin, Judith. The Formation of Western Christendom. Princeton University Press, 1987. ISBN:978-0-691-00831-8
115. History of Political Philosophy , Strauss L, Cropsey J. History of Political Philosophy , thr ed. The university of Chicago press : Chicago and London, 1987. 980 p. ISBN: 0226777103
116. Hobbes T., “De Cive,” The English Works of Thomas Hobbes (London: J. Bohn, 1841), V2- 348 p. ISBN:1164366602
117. Honore T. Ulpian. Oxford University Press1982. ISBN:0198253583
118. Kelsen H. Platonic Justice. Int-nal journal of ethics. Apr., 1938, Vol. 48, No. 3 (Apr., 1938), pp. 376 -400
119. Kelsen H., The General Theory of Norms/ 1st pub. 1979, trans. Michael Hartney (Oxford: Oxford University Press, 1991), 465 p.
120. Kyle Harper. Slavery in the Late Roman World, AD 275-425, Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2011. ISBN: 9780511973451
121. Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights, Clarendon Press, 1995. 296 p.
122. Martinich A. Hobbes: A Biography. Cambridge: Cambridge Press. 1999. 360 p.
123. McDowell John, “Virtue and Reason,” in his Mind, Value, and Reality (Cambridge, Mass.: Harvard University Press), 1998.416 p. ISBN: 9780674007130
124. Merton, Robert K. The Matthew Effect in Science. January 5, 1968. Vol. 159, No. 3810. pp. 56-63
125. Mitchell T. N. (1991). Front Matter. In Cicero: The Senior Statesman. Yale University Press. 345 p. DOI:https://doi.org/10.2307/j.ctt1xp3tcd.1
126. Moore B., Bruder K. Philosophy: The Power of Ideas. Boston: MaGraw Hill, 2001. 564 p.
127. Muller I., Hitler's Justice: The Courts of the Third Reich ( Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1991). 368 p.
128. Muthu S. Enlightenment against Empire. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2003. 368 p.
129. Oestreich G. Neostoicism and the Early Modern State. Cambridge University Press, 1982. ISBN:9780511562716
130. Osiander A., The States System of Europe, 1640-1990: Peacemaking and the Conditions of International Stability. Oxford: Clarendon Press, 1994. ISBN: 019827887X
131. Paine T. Common Sense, ed. by Isaac Kramnick (Harmondsworth, Middlesex, England: Penguin, 1982) 128 p.
132. Paine T. The life and works of Thomas Paine., vol. II. New Rochelle N.Y., 1925
133. Raz J. The Authority of Law: Essays on Law and Morality, Oxford: Clarendon. 1979. 356 p.
134. Richmond O. P Peace: A very short introduction. - Oxford University Press, 2023. 176 p.
135. Ripstein A. Force and Freedom: Kant's Legal and Political Philosophy, 2009. 416 p. ISBN: 9780674035065
136. Schlatter R., Property P: The History of an Idea (London: George Allen and Unwin, 1951; reissue, New York: Russell & Russell, 1973). 283 p.
137. Seaman John W. Thomas Paine: Ransom, Civil Peace, and the Natural Right to Welfare Political Theory , Feb., 1988, Vol. 16, No. 1 (Feb., 1988). pp. 120¬142
138. Sheldon S. Wolin. Politics and Vision: Continuity and Innovation in Western Political Thought - Expanded Edition, а2004. 792 p.
139. Soria-Audebert M. et Treffort C. Pouvoirs, Eglise, societe : conflits d'interets et convergence sacree (IXe-XIe siecle), Paris, Presses Universitaires de Rennes, 2004. ISBN:2753506574
140. Syrigos A. Olympic Truce: From Myth to Reality // In Olympic Truce: Sport as a Platform for Peace, edited by K. Georgiadis and A. Syrigos, 21-23. Athens: International Olympic Truce Centre, 2009.
141. The Stanford Encyclopedia of Philosophy,ed. Zalta, Edward, 2004.
142. Thomas G. - Le concile de Charroux et la paix de Dieu : un pas vers ]'unification du droit penal au Moyen Age? .// Bulletin de la Societe des antiquaires de l'Ouest et des musees de Poitiers 5e serie - tome XII, POITIERS, 1998. pp. 3-58
143. Von Elbe J. The evolution of the concept of the just war in international law //American Journal of International Law. - 1939. - V. 33. - №. 4. - pp. 665-688
144. Walzer M. Just and Unjust Wars: A Moral Argument with Historical Illustrations. N.Y.: Basic Boks, 2015. 400 p.
145. Whitmore R. С. Makers of the American Mind. Published by Morrow N. Y, 1964
Источники на электронных носителях
1. Батиев Л.В. Августин Блаженный: формирование средневековой
философии права // Эволюция правопонимания от античности до Нового времени. М.: Юрлитинформ, 2014. - с. 30 [Электроный ресурс]
URL:https://www.researchgate.net/publication/292953615 Avgustin Blazennyj formirovanie srednevekovoj filosofii prava (Дата обращения
23.04.2023)
2. Батиев Л.В. Эволюция правопонимания от античности до нового
времени (тезисы к истории философии права) // Право и современные государства. 2014. №2. - с^20-27 [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-pravoponimaniya-ot-antichnosti-do-novogo-vremeni-tezisy-k-istorii-filosofii-prava (Дата
обращения: 22.05.2023).DOI:http://dx.doi.org/10.14420/ru.2014.2.3
3. Божий мир»// Православная энциклопедия, Т V, 2009 - cc. 566-567
[Электронный ресурс] URL:https://www.pravenc.ru/text/149655.html
(Дата обращения 29.04.2023)
4. Галеева В. «Санкт-Петербургский университет» № 4 (3753), 15 марта
2007 г. [Электронный ресурс] // URL:
http://old.journal.spbu.ru/2007/04/2.shtml(Дата обращения 16.01.2023)
5. Гусейнов А. А. Нравственная философия и этика // Гуманитарные
ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2019. №2 (30). - сс. 8-30 [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennaya-filosofiya-i-etika (Дата
обращения: 27.04.2023)
6. Куманьков А.Д. Философия войны: краткий очерк истории // Философско-литературный журнал «Логос». 2019. №3 (130) - сс. 99-116 [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-voyny-kratkiy-ocherk-istorii(Дата обращения: 21.04.2023).
7. Санженаков А. А. Два типа коспомолитизма и образовательная
программа // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. №3 (35). - сс. 120-134 [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dva-tipa-kosmopolitizma-i-obrazovatelnaya-programma-sokrata(Дата обращения: 28.04.2023).
8. Фролов Э. Д., Шичалин Ю. А. и др. ГРЕЦИЯ ДРЕВНЯЯ // Большая
российская энциклопедия. Электронная версия, 2016. [Электронный ресурс] URL: https://old.bigenc.ru/world history/text/2378423 (Дата
обращения: 28.04.2023)
9. Almeida J. M. The Peace of Westphalia and the Idea of Respublica
Christiana// Teoria das Relates Internacionais.Instituto portugues de relates internacionais, 2004. [Электронный ресурс] URL:
https://web.archive.org/web/20041111194634/http://www.ipri.pt:80/investigadores/artigo.php?idi=5&ida=29(Дата обращения 22.03.2023)
10. Amaya Amell. The Theory of Just War and International Law // Hispanic Journal , Spring 2017, Vol. 38, No. 1 (Spring 2017), pp. 63-76 [Электронный ресурс] URL:https://www.jstor.org/stable/26535329(Дата обращения 22.04.2023)
11. Civitas // Encyclopedia Britannica, 25 Nov. 2011, [Электронный ресурс]
URL: https: //www.britannica.com/topic/civitas(Дата обращения 28.
04.2023)
12. Jacques Paviot, Le moine est maitre chez lui. Historia Thematique N°90: La
France fёodale[Электронный ресурс]
URL: https: //web .archive. org/web/20070705161532/http: //www. historia. presse.fr/data/thematique//90/09004001 .html(Дата обращения 25.04.2023)
13. La Paix de Dieu - Concile de 1'An 989 a Charroux. Le. Mirebalais
Independant. [Электронный ресурс]
URL:https://www.mirebalais.net/article-la-paix-de-dieu-concile-de-l-an-989-a-charroux-63826017.html(Дата обращения 23.02.2023)
14. Lauranson-Rosaz C., La Paix des Montagnes : Origines auvergnates de la Paix
de Dieu, p. 3 [Электронный ресурс]
URL:https://www.academia.edu/3513273/La Paix des Montagnes les origines auvergnates de la Paix de Dieu(Дата обращения 23.04.2023)
15.Social War // Encyclopedia Britannica, 2 Apr. 2018, "Social
War". Encyclopedia Britannica, 2 Apr. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/event/Social-War-Roman-history (Дата
обращения 28.04.2023)
16.Western political philosophy from the start of the 20th century// Encyclopedia Britannica [Электронный ресурс] URL:
https://www.britannica.com/topic/political-philosophy/Western-political-philosophy-from-the-start-of-the-20th-century (Дата обращения 27.
04.2023)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ