ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ 6
1.1. Понятие Интернет-коммуникация и его синонимы 6
1.2. ИК и реальное общение: общее и различное 7
1.3. Жанры Интернет-дискурса: определения и классификации 10
1.4. Вежливость в англоязычной лингвокультуре и её вербальные
проявления 13
1.5. Вежливость в социальных сетях 19
1.6. Невербальные способы выражения одобрения в Инстаграм 21
1.7. Вежливость в англоязычном сегменте Инстаграм 24
1.7.1. Структура Инстаграма и комментарии в Инстраграме 24
1.7.2. Прилагательные и глаголы в комплиментах Инстаграма 25
1.7.3. Синтаксические шаблоны комплимента в Инстаграме 27
1.7.4. Социальные особенности выражения одобрения в Инстаграме 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 30
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОДОБРЕНИЯ В СЕТИ ИНСТАГРАМ 32
2.1. Материалы и методы исследования 32
2.2. Анализ особенностей выражения одобрения в англоязычной сети
Инстаграм 33
2.2.1. Юмористический контент 33
2.2.2. Трагический и шокирующий контент 47
2.2.3. Движение за поддержку врачей в соцсетях 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 67
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 70
За невероятно короткое время мировое сообщество перешло на совершенно новый уровень коммуникации — Интернет-коммуникации, особенности которой так же неизбежно становятся объектом внимания ученых и исследователей самых разных направлений.
Интернет-коммуникация на сегодняшний день представляется третьим видом коммуникации, который тяготеет скорее к устной. Само определение Интернет-коммуникации довольно широкое и включает в себя различные виды жанров, которые либо приходят извне, трансформируются и закрепляются внутри рамок Интернет-дискурса, либо рождаются внутри Интернет-дискурса.
В то время как выделяются отдельные основные и узкие жанры, а также существуют классификации жанров Интернет-дискурса, важно учитывать, что стремительное технологическое развитие и развитие ИТ индустрии в глобализированном и преимущественно капиталистическом мире, приводит и к появлению новых и остро-конкурирующих между собой отдельных платформ как инструментов интернет-коммуникации, например, таковой является приложение Инстаграм. Инстаграм (Instagram) — американская социальная сеть для обмена фотографиями и видео, принадлежащая Facebook, созданная Кевином Систромом и Майком Кригером и первоначально запущенная для iOS в октябре 2010 года.
Речевой этикет — это неотъемлемая часть общения, которая также переходит вместе с общением в Интернет и трансформируется в рамках Интернет-дискурса. Выражение одобрения, похвалы, поддержки, согласия — это неотъемлемая часть коммуникации двух сторон. Вежливость обеспечивает безопасное и стабильное общение для сторон, помогая им сохранить свою репутацию. Данное исследование посвящено способам выражения одобрения как жанру современного Интернет-дискурса в англоязычном и русскоязычном сегментах сети Инстаграм, как одной из самых популярных, основных и международных платформ интернет-коммуникации.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что являясь отдельной и уникальной платформой высокой конкуренции, Инстаграм предоставляет условия для рождения совершенно новых особенностей жанров, которые уже описаны и классифицированы в работах исследователей, посвященных жанрам интернет-дискурса.
Цель работы — выявить особенности выражения одобрения в комментариях в русскоязычном и англоязычном сегменте Инстаграм как отдельного жанра Интернет-дискурса. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) определить понятие Интернет-коммуникация и выделить отличия Интернет-коммуникации от реального общения;
2) описать жанры Интернет-дискурса;
3) рассмотреть проявление вежливости в англоязычной лингвокультуре;
4) рассмотреть проявление вежливости в социальных сетях;
5) описать вербальные и невербальные способы выражения одобрения в Инстаграм;
6) проанализировать и сравнить вербальные и невербальные способы выражения одобрения в англоязычном и русскоязычном сегменте Инстаграм;
Объектом исследования комментарии в англоязычном и русскоязычном сегменте Инстаграм. Предметом исследования особенности вербальных и невербальных способов одобрения как речевого жанра Интернет-дискурса в рамках комментариев на платформе Инстаграм.
В исследовании применялись такие методы, как: метод сплошной выборки, теоретический метод, описательно-аналитический метод, наблюдение языковых фактов в реальном функционировании, филологическое, лингвостилистическое, лингвокультурологическое и лингвосоциологическое описание.
Материалом исследования являются комментарии пользователей выражающие одобрение содержанию постов отобранных страниц в сети Инстаграм.
Работа состоит из следующих структурных элементов: оглавление с указанием страниц, введение с описанием работы, первой главы, состоящей из семи частей и второй главы состоящей из двух частей, выводов сделанных для каждой из глав, заключения, списка использованной литературы, словарей и источников.
В первой главе даются определение понятию Интернет-коммуникации, характеристики Интернет-коммуникации, рассматривается вежливость в английской лингвокультуре, социальных сетях и отдельно, описываются способы выражения одобрения в Инстаграме и их особенности на основе предыдущих исследований. Вторая глава посвящена анализу комментариев, отобранных в Инстаграме, дается подробное описание вербальных и невербальных способов выражения одобрения в Инстаграме, сопоставляются и интерпретируются полученные результаты.
Интернет-коммуникация сегодня формируется как третий, промежуточный вид коммуникации, тяготеющий к устной. Многогранность ИК позволяет говорить и о многообразии жанров ИК. Жанры сильно зависят от устоявшихся платформ, на которых осуществляется ИК: это могут быть сайты, блоги социальные сети, приложения или платформы. Инстаграм является уникальной платформой, в основе которой — социальная сеть. Платформа представлена как веб-сайт, однако гораздо более популярно мобильное приложение для платформы. Подавляющее число пользователей использует Инстаграм через мобильное приложение, что определяет формат и скорость коммуникации через Инстаграм.
Структура приложения, предоставленные возможности для обмена информацией и реакции на контент через вербальные и невербальные средства определяют и общие тенденции для комментариев в Инстаграме. Комментарии в Инстаграме призваны быть короткой, удобной формой для реакции на контент или чужой комментарий. Это также единственная возможность открыто и публично выразить свое одобрение или поддержку автору или содержанию поста.
Важно, что жанровые нововведения ИК в области выражения одобрения в комментариях затрагивают традиционное общение, проникая далеко за пределы Интернет-пространства. Изученные особенности выражения одобрения плавно переходят в реальное общение и формируют новые правила выражения одобрения в реальном неформальном общении. Инстаграм можно рассматривать как особый тип социальной сети, где самореализация субъектов общения сосредоточена вокруг визуального «подтверждения» реальности и достоверности информации.
Результаты анализа комментариев выражающих одобрение и поддержку в трёх различных тематических группах постов показали, что стратификация речевого этикета проявляется не только в зависимости от жанров и платформ ИК, но в зависимости от лингвокультурных, а также более мелких и сложных социальных групп представленных внутри Инстаграма
Результаты данного исследования показывают, что Инстаграм как социальная сеть создает уникальную платформу для выражения одобрения. В реальной жизни одобрение связано с определенными правилами этикета, для этого есть место и время, а в некоторых случаях даже может быть табу на выражение поддержки или комплимента в определенных ситуациях. Однако в Инстаграмеп с высокой степенью анонимности и, безусловно, высокой степенью свободы самовыражения приходит также свобода выражения одобрения.
Данные выводы говорят об актуальности темы исследования и перспективе дальнейших исследований в рамках данной темы. Более детальное изучение способов выражения одобрения в рамках одной тематической группы или в рамках социальной группы, представленной в Инстаграме, также как и исследование других форм речевого этикета в тех же рамках дополнит данное исследование.
1. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального
коммуникативного пространства: дис.... канд. филол. наук. - Челябинск, 2005. - 265 с.
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Литературно-критические статьи. - М.: Худ. лит., 1986. - С. 428-472.
3. Горошко Е. И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Вып. 5. - Орел: Картуш, 2007. - С. 223-237.
4. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - 2011. - Т. 24 (63). - № 1. - Ч. 1. - С. 105-124.
5. Грибовод Е. Г. Медиадискурс. Интернет-дискурс. Социальнополитическое проектирование // Научный журнал «Дискурс-Пи». - 2013. - № 13. - С. 118-120.
6. Зайнуллина Л. М. О специфике исследования Интернет-дискурса // Вестник Башкирского университета / Филология и Искусствоведение. - 2012. - Т. 17. - №1(1) - С. 492-497.
7. Купер И. Р Гипертекст как способ коммуникации // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.socio.ru/bull/18.html - (Дата обращения: 21.04.2021).
8. Нелюбина Е. А., Амитрова М. В., Гусарова Ю. В., Языковые особенности Интернет-дискурса // Балтийский гуманитарный журнал.
- 2014. - № 4. - С. 21-23.
9. Прайс Дж. Доступность и привлекательность. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. - 192 с.
10. Прокофьева А. В. Развитие дискурса интернет-пространства на современном этапе и особенности его языковой организации // Вестник Московского государственного областного университета. - Серия: Лингвистика. - 2017. - № 5. - С. 85-96.
11. Селютин А. А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. - № 35(173). - Вып. 37. - С. 138-141.
12. Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа. - М.: Красанд, 2010. - 296 с.
13. Щипицина Л. Ю. Комплексная характеристика жанра
компьютерно-опосредованной коммуникации (на примере вебстраниц новостных агентств) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййр://ммм.радз.ги/зс1епсе/сопкегепсез/Е-Сопкегепсе^й1рйта.бос -
(Дата обращения: 21.04.2021).
14. Вгомп P., Ьеутзоп S. РоШепезз: Зоше Итуегза1з т Ьапдиаде Изаде. - СашЬпбде: СашЬпбде Итуегзйу Ргезз, 1987. - 364 р.
15. Сгуз1а1 D. Ьапдиаде апб the 1п1егпеР - СашЬпбде: СашЬпбде Итуегзйу Ргезз, 2001. - 275 р.
16. Ешофз асШа11у шаке оиг 1апдиаде Ьейег // NY Розк [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
ййрз://пурозксош/2017/08/12/ешоДз-асШа11у-шаке-оиг-1апдиаде-мау-Ьей ег/ - (Дата обращения: 21.04.2021).
17. Соккшап E. [Щегаскоп г1Еиа1: Еззауз m касеЛо-касе Ьейауюг. - СЫсадо, IL: АМте РиЬНзйтд Сошрапу, 1967. - 272 р.
18. GU Y. РоШепезз рйепошепа т шобегп СЬтезе // Доигпа1 ок Ргадшайсз, 1990. - 14 (2). - Р 237-257.
19. Hew ЕшоДз took сеЩег зtage т Ашепсап рор сиЛиге // NBC пемз. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ьйрз://ммм.пЬспемз.сош/у1бео/йом-ешоДзЛоок-се^ег^аде-т-ашепсап- рор-си1Шге-1001844803597 - (Дата обращения: 21.04.2021).
20.1пбай R. N., РЛапа N. F. Тйе райегп ок сошрНшеЩз m Iпзtagгaш р1юк) сошшеЩз // [ЩегпаЦопа! Доигпа1 ок Reзeaгch Studieз m Language Leaгпiпg, Дапиагу 2018. - 7(3). - Р 57-69.
21. Manes J., Wolfson N. The compliment formula. // Conversational Routine: Explorations in Standardized Communication Situations and Prepatterned Speech. - The Hague: Mouton Publishers, 1981. - P 116-132.
22. Pratama H. Linguistic Politeness in Online Communication. - Semarang: LPPM Unnes, 2019. - 105 p.
23. Wierzbicka A. Cross-Cultural Pragmatics: The Semantics of Human Interaction. - 2nd edition. - Berlin and London: Mouton de Gruyter, 2003. - 541 p.
24. Yus F. Cyberpragmatics: Internet-Mediated Communication in Context. - Amsterdam and Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2011. - 353 p.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Rickey Thompson 19 января 2020 // Instagram photos and videos. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.instagram.com/p/B7g09UrHECK/ - (Дата обращения: 04.06.2021).
2. Rickey Thompson 24 апреля 2020 // Instagram photos and videos. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.instagram.com/p/B V1zcVnthj/ - (Дата обращения: 04.06.2021).
3. Anton Lapenko 14 февраля 2020 // Instagram photos and videos. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.instagram.com/p/B8jcUo3nn85/ - (Дата обращения: 26.04.2021).
4. Anton Lapenko 17 марта 2020 // Instagram photos and videos. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.instagram. com/p/CMh2nHuH7NW/ - (Дата обращения: 26.04.2021).
5. а. RT на русском 11 мая 2021 // Instagram photos and videos. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.instagram.eom/p/COuxePlAleM/ - (Дата обращения: 04.06.2021).