Система социального доверия как форма государственного контроля в эпоху цифровизации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ 7
1.1 Подходы к изучению социального доверия в неоинституциональной
парадигме 7
1.2 Социальное доверие в аспекте государственного контроля 19
1.3 Социальное доверие и государственный контроль в эпоху цифровизации 30
ГЛАВА 2. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ 41
2.1 Принципы построения социальных рейтингов 41
2.2 Особенности азиатской культуры в государственном управлении 50
2.3 Внедрение системы социального доверия в Китае 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ 7
1.1 Подходы к изучению социального доверия в неоинституциональной
парадигме 7
1.2 Социальное доверие в аспекте государственного контроля 19
1.3 Социальное доверие и государственный контроль в эпоху цифровизации 30
ГЛАВА 2. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ 41
2.1 Принципы построения социальных рейтингов 41
2.2 Особенности азиатской культуры в государственном управлении 50
2.3 Внедрение системы социального доверия в Китае 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
Доверие в обществе играет важную в роль в экономической, социальной, политической сфере. В экономике доверие играет ключевую роль при заключении сделок, в финансово-кредитных отношениях доверие в виде рейтингов показывает добропорядочный ли клиент. В политической сфере социальное доверие является ресурсом, аккумулируя который, государство может сохранять внутреннюю безопасность.
В связи с этим возникает вопрос, возможно ли создать в обществе благоприятную среду для создания доверительных отношений между гражданами и государством, которая обеспечила бы добропорядочность субъектов во всех сферах жизни общества.
Это становится особенно актуальным в эпоху цифровизации, когда уровень человеческой коммуникации вырос многократно. Благодаря Интернету у человека появилась возможность покупать, работать, учиться не выходя из дома. Интернет способствует созданию новый социальных групп. Любой сейчас может познакомиться в сети, найти единомышленников, друзей. В совокупности это привело к тому, что человек стал более социально активным. Чем сильнее члены общества коммуницируют друг с другом и государством, тем актуальнее становится вопрос о доверии между ними.
Помимо положительных сторон, цифровизация имеет отрицательные. Высокий уровень социальной активности общества чреват возникновением разного рода опасностей. Появляются киберпреступления, мошенничество в сфере финансовых отношений. Более того, новые социальные группы могут иметь экстремистский характер, который в конце концов может перерасти в террористическую деятельность. Поэтому появилась необходимость в цифровизации и государственного контроля.
Система социального доверия является закономерным итогом цифровизации государственного контроля. В цели системы социального доверия входят не тотальный контроль над личностью, а сохранение стабильности и атмосферы безопасности в обществе, путем стимулирования доверительных отношений между членами этого общества.
Степень научной разработанности:
Проблему доверия затрагивали неоинституционалисты, теоретическая база которых основывается на работах Т. Веблена (“Теория праздного класса”), Кеннета Эрроу (работа 1951 г. “Социальный выбор и индивидуальные ценности”), Рональда Коуза (“Природа фирмы”, 1937).
В рамках неоинституционализма существовало несколько подходов к видению доверия в обществе. Одно из них рассматривало доверие как рациональное поведение в ситуации неопределенности. Американский социолог Дж. Коулман подразумевал под доверием набор решений, принимаемых в ситуациях риска.
Иной подход говорит о том, что доверие нерационально. Доверительное отношение одних к другим складывается из интерпретации знания о доверенном лице, которое основано на прошлом опыте, личных ценностях, что в конечном итоге приводит к нереальности рационалистической основы.
Доверие рассматривалось в рамках работ исследователей социологического неоинституционализма Мейера, Роуэна, ДиМаджио и Пауэлла. Доверие сводилось к легитимности. Понятие легитимности является центральным в теории организационных полей и изоморфизма ДиМаджио и Пауэлла.
Рассматривалась связь между доверием и государственным контролем. Важными при рассмотрения государственного контроля являются работы отечественных исследователей Ю. А. Тихомирова, А. Л. Миронова.
В вопросе цифровизации публичной власти необходимо выделить работы Л. В. Сморгунова, О. А. Игнатьевой, К. С. Кондратенко, А. В. Мартынова.
Государственный контроль вызывает недоверие в обществе. Причину этого недоверия можно рассмотреть через концепцию управленческой ментальности Мишеля Фуко.
Принцип социального рейтингования отсылает к скоринговым моделям. Впервые подобие скоринговой системы представил американский экономист Дэвид Дюран в 1941 году.
Система социального рейтинга в Китае имеет идейный базис, заключенный в этических принципах конфуцианства. Вопросом места конфуцианства в современном Китае занимаются Ши Хэнтань, К.Н. Парамор, С.В. Шалагина, А.В. Сердюк, А. В. Бояркина.
Вклад в изучение и систематизацию знаний о системе социального доверия сделали отечественные исследователи В.Я. Любашиц, А.С. Осинский, Р.З. Рувинский, Т. Д. Комарова.
Объект исследования: система социального доверия как форма государственного контроля
Предмет исследования: система социального доверия как форма государственного контроля в эпоху цифровизации
Цель: выявить особенности системы социального доверия как формы государственного контроля в эпоху цифровизации на примере КНР
Теоретико-методологические основания: в ходе работы использовалась парадигма неоинституционализма. Использовались следующие методы: анализ документов, сравнительный анализ, систематизация.
В ходе работы была обозначена преемственность традиционного институционализма и неоинституционализма. Был систематизирован вклад традиционных институционалистов. Проводился сравнительный анализ различных теорий социального доверия в рамках неоинституциональной парадигмы. Доверие рассматривалось в рамках экономического и социологического неоинституционализма. Использовались теория рационального поведения, теория прав собственности и трансакционных издержек, теории организационных полей и изоморфизма. На основе теории господства Макса Вебера рассматривалась теория легитимации Д. Битэма.
Проводился анализ правовых документов Китая с последующей систематизацией полученных знаний о системе социального доверия. Систематизировались знания о строительстве системы социального доверия исходя из Конституции КНР в редакции 2018 года, других программных документов с 2000-х по наше время. Особое внимание уделено Плану строительства системы социального кредита.
Гипотеза: Система социального контроля посредством цифровой среды становится доминирующей формой социального контроля в обществе, что выражается в возможности применения санкций за действия в Сети со стороны соответствующих госорганов, цифровизации деятельности некоторых органов государственного контроля, развитии цифровых информационных платформ, изменении правовой базы в соответствии с требованиями цифрового общества.
Задачи:
1. Проанализировать фактор доверия в рамках неоинституциональной парадигмы;
2. Рассмотреть социальное доверие в аспекте государственного контроля;
3. Выявить развитие государственного контроля и социального доверия на этапе цифровизации;
4. Установить принципы построения социальных рейтингов;
5. Систематизировать особенности Азиатской культуры в аспекте государственного управления;
6. Рассмотреть примеры внедрения системы социального рейтинга в Китае;
Структура ВКР:
Выпускная квалификационная работа состоит из 2 глав по 3 параграфа. Первая глава посвящена рассмотрению теоретико-методологическим основаниям исследования социального доверия в контексте цифровизации. Во второй главе рассматривается опыт опыт внедрения системы социального доверия.
В связи с этим возникает вопрос, возможно ли создать в обществе благоприятную среду для создания доверительных отношений между гражданами и государством, которая обеспечила бы добропорядочность субъектов во всех сферах жизни общества.
Это становится особенно актуальным в эпоху цифровизации, когда уровень человеческой коммуникации вырос многократно. Благодаря Интернету у человека появилась возможность покупать, работать, учиться не выходя из дома. Интернет способствует созданию новый социальных групп. Любой сейчас может познакомиться в сети, найти единомышленников, друзей. В совокупности это привело к тому, что человек стал более социально активным. Чем сильнее члены общества коммуницируют друг с другом и государством, тем актуальнее становится вопрос о доверии между ними.
Помимо положительных сторон, цифровизация имеет отрицательные. Высокий уровень социальной активности общества чреват возникновением разного рода опасностей. Появляются киберпреступления, мошенничество в сфере финансовых отношений. Более того, новые социальные группы могут иметь экстремистский характер, который в конце концов может перерасти в террористическую деятельность. Поэтому появилась необходимость в цифровизации и государственного контроля.
Система социального доверия является закономерным итогом цифровизации государственного контроля. В цели системы социального доверия входят не тотальный контроль над личностью, а сохранение стабильности и атмосферы безопасности в обществе, путем стимулирования доверительных отношений между членами этого общества.
Степень научной разработанности:
Проблему доверия затрагивали неоинституционалисты, теоретическая база которых основывается на работах Т. Веблена (“Теория праздного класса”), Кеннета Эрроу (работа 1951 г. “Социальный выбор и индивидуальные ценности”), Рональда Коуза (“Природа фирмы”, 1937).
В рамках неоинституционализма существовало несколько подходов к видению доверия в обществе. Одно из них рассматривало доверие как рациональное поведение в ситуации неопределенности. Американский социолог Дж. Коулман подразумевал под доверием набор решений, принимаемых в ситуациях риска.
Иной подход говорит о том, что доверие нерационально. Доверительное отношение одних к другим складывается из интерпретации знания о доверенном лице, которое основано на прошлом опыте, личных ценностях, что в конечном итоге приводит к нереальности рационалистической основы.
Доверие рассматривалось в рамках работ исследователей социологического неоинституционализма Мейера, Роуэна, ДиМаджио и Пауэлла. Доверие сводилось к легитимности. Понятие легитимности является центральным в теории организационных полей и изоморфизма ДиМаджио и Пауэлла.
Рассматривалась связь между доверием и государственным контролем. Важными при рассмотрения государственного контроля являются работы отечественных исследователей Ю. А. Тихомирова, А. Л. Миронова.
В вопросе цифровизации публичной власти необходимо выделить работы Л. В. Сморгунова, О. А. Игнатьевой, К. С. Кондратенко, А. В. Мартынова.
Государственный контроль вызывает недоверие в обществе. Причину этого недоверия можно рассмотреть через концепцию управленческой ментальности Мишеля Фуко.
Принцип социального рейтингования отсылает к скоринговым моделям. Впервые подобие скоринговой системы представил американский экономист Дэвид Дюран в 1941 году.
Система социального рейтинга в Китае имеет идейный базис, заключенный в этических принципах конфуцианства. Вопросом места конфуцианства в современном Китае занимаются Ши Хэнтань, К.Н. Парамор, С.В. Шалагина, А.В. Сердюк, А. В. Бояркина.
Вклад в изучение и систематизацию знаний о системе социального доверия сделали отечественные исследователи В.Я. Любашиц, А.С. Осинский, Р.З. Рувинский, Т. Д. Комарова.
Объект исследования: система социального доверия как форма государственного контроля
Предмет исследования: система социального доверия как форма государственного контроля в эпоху цифровизации
Цель: выявить особенности системы социального доверия как формы государственного контроля в эпоху цифровизации на примере КНР
Теоретико-методологические основания: в ходе работы использовалась парадигма неоинституционализма. Использовались следующие методы: анализ документов, сравнительный анализ, систематизация.
В ходе работы была обозначена преемственность традиционного институционализма и неоинституционализма. Был систематизирован вклад традиционных институционалистов. Проводился сравнительный анализ различных теорий социального доверия в рамках неоинституциональной парадигмы. Доверие рассматривалось в рамках экономического и социологического неоинституционализма. Использовались теория рационального поведения, теория прав собственности и трансакционных издержек, теории организационных полей и изоморфизма. На основе теории господства Макса Вебера рассматривалась теория легитимации Д. Битэма.
Проводился анализ правовых документов Китая с последующей систематизацией полученных знаний о системе социального доверия. Систематизировались знания о строительстве системы социального доверия исходя из Конституции КНР в редакции 2018 года, других программных документов с 2000-х по наше время. Особое внимание уделено Плану строительства системы социального кредита.
Гипотеза: Система социального контроля посредством цифровой среды становится доминирующей формой социального контроля в обществе, что выражается в возможности применения санкций за действия в Сети со стороны соответствующих госорганов, цифровизации деятельности некоторых органов государственного контроля, развитии цифровых информационных платформ, изменении правовой базы в соответствии с требованиями цифрового общества.
Задачи:
1. Проанализировать фактор доверия в рамках неоинституциональной парадигмы;
2. Рассмотреть социальное доверие в аспекте государственного контроля;
3. Выявить развитие государственного контроля и социального доверия на этапе цифровизации;
4. Установить принципы построения социальных рейтингов;
5. Систематизировать особенности Азиатской культуры в аспекте государственного управления;
6. Рассмотреть примеры внедрения системы социального рейтинга в Китае;
Структура ВКР:
Выпускная квалификационная работа состоит из 2 глав по 3 параграфа. Первая глава посвящена рассмотрению теоретико-методологическим основаниям исследования социального доверия в контексте цифровизации. Во второй главе рассматривается опыт опыт внедрения системы социального доверия.
Следуя цели исследовательской работы были выявлены особенности системы социального доверия как формы государственного контроля в эпоху цифровизации на примере КНР. Социальное доверие — это связь, объединяющая элементы общественной сети на основе добропорядочности. Социальное доверие присутствует и в частной, и в общественной сфере жизни общества. Исходя из этого перед авторами ССР встала задача создать такую систему, которая исключала бы фактор недоверия в обществе, который тормозит общественный прогресс.
В ходе работы были проанализированы факторы доверия в рамках неоинституциональной парадигмы, рассмотрено социальное доверие в аспекте государственного контроля, выявлено развитие государственного контроля и социального доверия на этапе цифровизации, установлены принципы построения социальной рейтингов, систематизированы особенности азиатской культуры в аспекте государственного управления, рассмотрен опыт внедрения системы социального доверия на примере Китая.
Доверие является важным элементом общественных отношений. Акцент был сделан на рассмотрении доверия в рамках экономического и экономического неоинституционализма. Было выявлено, что доверие играют важную роль в экономических и общественных отношениях.
Рассматривая социальное доверие в контексте государственного контроля, было выявлено, что цель государственного контроля — это сохранение атмосферы безопасности в обществе. Вместе с этим сам государственный контроль порождает недоверие в обществе. В рамках концепции управленческой ментальности Фуко выявлено, что в цифровую эпоху недоверие рождается из-за опасности личной жизни населения.
Также было выяснено, что принципы построения системы социального рейтинга подобны принципу построения скоринговых рейтингов. Схожие с ССР элементы можно обнаружить в деятельность кредитных бюро, в частности в деятельности SCHUFA.
Система социального рейтинга в Китае имеет культурный фундамент. Конфуцианство послужило идейной базой для системы социального рейтинга в Китае. Социальный кредит не противоречит политической культуре Китая, а менталитет китайцев делает ее функционирование эффективным.
Социальный кредит в Китае имеет структуру, стержнем которой является национальная платформа обмена кредитной информацией. Вся система подконтрольна Коммунистической Партии Китая. Уже существующий функционал ССР в виде коммерческих и государственных проектов, “черных” и “красных” списков, согласованных наказаний позволяет сказать о работоспособности системы. Однако она остается несовершенной, ввиду возникающих ошибок технического характера и противоречий с населением специальных административных регионов, в частности Гонконга.
Возникает закономерный итог, возможно ли создание подобных систем в других государствах. Для ответа на этот вопрос подчеркнем, что, как и скоринговые модели различных кредитных организаций, система социального рейтинга должна быть гибкой. Система социального рейтинга может быть введена в других государствах, однако ее необходимо адаптировать, чтобы она не противоречила культурным ценностям государства, в котором планируется подобный проект.
По итогу можно сказать, что гипотеза подтверждается. Система социального контроля посредством цифровой среды становится доминирующей формой социального контроля в обществе, что выражается в возможности применения санкций за действия в Сети со стороны соответствующих госорганов, цифровизации деятельности некоторых органов государственного контроля, развитии цифровых информационных платформ, изменении правовой базы в соответствии с требованиями цифрового общества.
Государство контролирует цифровую среду. В рамках проекта “Золотой щит” в Китае существует цензура, которая не допускает информацию, разлагающую общество в китайский интернет. За социально опасные высказывание в Китае могут не только понизить рейтинг, но и привлечь к ответственности.
Произошла цифровизация некоторых органов государственного контроля. На примере Китая это прослеживается во всей структуре системы социального рейтинга. Наряду с традиционным сбором информации, используется сбора и анализа информации Big Data.
В связи с этим изменяется нормативная база. В Китае 24 июня 2015 г. были утверждены “Некоторые заключения Канцелярии Государственного Совета КНР об использовании технологии Big Data для улучшения услуг и усиления надзора за участниками рынка”.
Развиваются цифровые информационные платформы. Государство активно внедряет алгоритмы в публичное управление и создает платформы, где граждане могли бы взаимодействовать с государством, как например на данный момент действуют Госуслуги в Российской Федерации.
В ходе работы были проанализированы факторы доверия в рамках неоинституциональной парадигмы, рассмотрено социальное доверие в аспекте государственного контроля, выявлено развитие государственного контроля и социального доверия на этапе цифровизации, установлены принципы построения социальной рейтингов, систематизированы особенности азиатской культуры в аспекте государственного управления, рассмотрен опыт внедрения системы социального доверия на примере Китая.
Доверие является важным элементом общественных отношений. Акцент был сделан на рассмотрении доверия в рамках экономического и экономического неоинституционализма. Было выявлено, что доверие играют важную роль в экономических и общественных отношениях.
Рассматривая социальное доверие в контексте государственного контроля, было выявлено, что цель государственного контроля — это сохранение атмосферы безопасности в обществе. Вместе с этим сам государственный контроль порождает недоверие в обществе. В рамках концепции управленческой ментальности Фуко выявлено, что в цифровую эпоху недоверие рождается из-за опасности личной жизни населения.
Также было выяснено, что принципы построения системы социального рейтинга подобны принципу построения скоринговых рейтингов. Схожие с ССР элементы можно обнаружить в деятельность кредитных бюро, в частности в деятельности SCHUFA.
Система социального рейтинга в Китае имеет культурный фундамент. Конфуцианство послужило идейной базой для системы социального рейтинга в Китае. Социальный кредит не противоречит политической культуре Китая, а менталитет китайцев делает ее функционирование эффективным.
Социальный кредит в Китае имеет структуру, стержнем которой является национальная платформа обмена кредитной информацией. Вся система подконтрольна Коммунистической Партии Китая. Уже существующий функционал ССР в виде коммерческих и государственных проектов, “черных” и “красных” списков, согласованных наказаний позволяет сказать о работоспособности системы. Однако она остается несовершенной, ввиду возникающих ошибок технического характера и противоречий с населением специальных административных регионов, в частности Гонконга.
Возникает закономерный итог, возможно ли создание подобных систем в других государствах. Для ответа на этот вопрос подчеркнем, что, как и скоринговые модели различных кредитных организаций, система социального рейтинга должна быть гибкой. Система социального рейтинга может быть введена в других государствах, однако ее необходимо адаптировать, чтобы она не противоречила культурным ценностям государства, в котором планируется подобный проект.
По итогу можно сказать, что гипотеза подтверждается. Система социального контроля посредством цифровой среды становится доминирующей формой социального контроля в обществе, что выражается в возможности применения санкций за действия в Сети со стороны соответствующих госорганов, цифровизации деятельности некоторых органов государственного контроля, развитии цифровых информационных платформ, изменении правовой базы в соответствии с требованиями цифрового общества.
Государство контролирует цифровую среду. В рамках проекта “Золотой щит” в Китае существует цензура, которая не допускает информацию, разлагающую общество в китайский интернет. За социально опасные высказывание в Китае могут не только понизить рейтинг, но и привлечь к ответственности.
Произошла цифровизация некоторых органов государственного контроля. На примере Китая это прослеживается во всей структуре системы социального рейтинга. Наряду с традиционным сбором информации, используется сбора и анализа информации Big Data.
В связи с этим изменяется нормативная база. В Китае 24 июня 2015 г. были утверждены “Некоторые заключения Канцелярии Государственного Совета КНР об использовании технологии Big Data для улучшения услуг и усиления надзора за участниками рынка”.
Развиваются цифровые информационные платформы. Государство активно внедряет алгоритмы в публичное управление и создает платформы, где граждане могли бы взаимодействовать с государством, как например на данный момент действуют Госуслуги в Российской Федерации.
Подобные работы
- Система социального доверия как форма государственного контроля в эпоху цифровизации
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2023 - Налоговые правоотношения (Московский Финансово-Юридический Университет)
Магистерская диссертация, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Повышение информационной открытости государственной гражданской службы Российской Федерации посредством социальных сетей (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-Западный институт управления))
Магистерская диссертация, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Политико-правовые средства преодоления бюрократизма и коррупции в государственном управлении в условиях развития информационного общества
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2025 - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕДИАКОНТЕНТА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВО СПБПУ)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2020 - Органы прокуратуры в механизме защиты прав человек (Кемеровский государственный университет)
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2025 - Органы прокуратуры в механизме защиты прав человека( Кемеровский государственный университет)
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2025



