Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стилевые опыты Е. Замятина в произведении «Большим детям сказки»

Работа №126549

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы79
Год сдачи2023
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стилизации 6
§ 1.1. Лингвистическая стилистика 6
§ 1.2. Основные стилистические категории 8
§ 1.3. К вопросу стилизации 12
§ 1.4. Стилистические ресурсы русского языка 13
§ 1.5. Стилистические ресурсы фоники 14
§ 1.6. Стилистические ресурсы словообразования 16
§ 1.7. Стилистические ресурсы лексики 17
§ 1.8. Стилистика частей речи 23
§ 1.9. Стилистические ресурсы синтаксиса 26
Выводы 27
Глава 2. «Сказки» Е. Замятина в контексте творчества писателя 30
Выводы 34
Глава 3. Языковые средства и приемы стилизации в художественном тексте 35
§ 3.1. Фонетические средства стилизации в сборнике Е. Замятина
«Большим детям сказки» 36
§ 3.2. Словообразовательные средства стилизации в сборнике Е. Замятина
«Большим детям сказки» 38
§ 3.3. Лексические средства стилизации в сборнике Е. Замятина «Большим
детям сказки» 40
§ 3.4. Стилистика частей речи в сборнике Е. Замятина «Большим детям сказки» 47
§ 3.5. Синтаксические средства стилизации в сборнике Е. Замятина
«Большим детям сказки» 52
§ 3.6. Специфика стилизации в сборнике рассказов Е. Замятина «Большим
детям сказки» 58
Выводы 68
Заключение 72
Список литературы 75


Стилизация как традиция русской литературы существует уже не одно столетие. Первые стилизаторские опыты отечественных прозаиков появились в начале XIX века. В тот период стилизация была прежде всего способом восприятия западноевропейской традиции. Чуть позже, в 20-30-е годы XIX века, функции стилизации расширились, появились первые попытки воссоздания национального фольклора - «отечественной старины, запечатленной в слове» .
В 60-70-е годы XIX века усилилось внимание к стилизации устной речи. Это было связано с ориентацией литературы данного периода на создание «образа достоверности» . Интерес к речи населения среднего класса также был обусловлен появлением писателей-разночинцев.
Русская культура начала XX века характеризуется наиболее сильным интересом к стилизации. Среди многочисленных социальных и лингвистических причин исследователи отмечают стремление художников эстетически осмыслить национальный вопрос - судьбу России - в активном диалоге с другими культурами.
В этом ключе тексты Е. И. Замятина как одного из главных русских утопистов XX века представляются особенно интересными. Его произведения вмещают в себя огромную палитру жанровых и стилистических оттенков. «Замятинский текст удивительным образом соединяет реминисценции русской классики и мировой философской мысли, западную отточенность сюжетных линий и национально-самобытную стилистику». Научный интерес в России и за рубежом к уникальному творчеству писателя особенно оживился в последние десятилетия, что подтверждает актуальность данной работы.
В настоящем исследовании отмечается необходимость проанализировать различные средства стилизации в сборнике рассказов «Большим детям сказки» с точки зрения их выразительных возможностей, учитывая особенности художественного мира сказок Замятина, проследить ориентацию текста на устную традицию и определить специфику стилизации в рассматриваемых произведениях. Обращение к анализу конкретных текстов, систематизация полученного языкового материала и создание единой стилевой картины исследуемого сборника обусловливает новизну данной работы.
Материалом данного исследования является сборник рассказов Е. И. Замятина «Большим детям сказки». Объект исследования - стилизация в художественном тексте; предмет - языковые средства стилизации (фонетические, словообразовательные, лексические и синтаксические), содержащиеся в тексте исследуемого произведения.
Цель работы - выявление специфики стилизации в сборнике Е. И. Замятина «Большим детям сказки».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определения основным понятиям, связанным с темой исследования (объект и предмет лингвистической стилистики, стилистическая окраска, стилистическое значение, стилеобразующие факторы, функциональный стиль языка, стилистический прием и др.).
2. Определить содержание понятий «стиль» и «стилизация».
3. Выделить и проанализировать различные средства стилизации в сборнике рассказов Е. И. Замятина «Большим детям сказки» (фонетические, словообразовательные, лексические и синтаксические).
4. Изучить выделенные языковые средства всех уровней с точки зрения их экспрессивности, т. е. выразительных возможностей.
5. Проследить, как в выделенных средствах стилизации отразилась ориентация текста на устную традицию.
6. Определить специфику стилизации в сборнике рассказов Е. И. Замятина «Большим детям сказки».
Основные методы исследования, использованные в работе: системно-функциональный и контекстуальный анализ, теоретический анализ научных источников в соответствии с проблемой исследования, а также приемы классификации и статистической обработки данных. При обобщении, систематизации и интерпретации результатов наблюдения применялся описательный метод. Кроме того, в работе были задействованы и другие общенаучные методы: наблюдения, обобщения и сопоставления.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя следующие разделы: Введение; Две теоретические главы, одна из которых посвящена непосредственно объекту настоящего исследования - стилизации, а вторая - поэтике рассказов, входящих в сборник «Большим детям сказки»; Глава 3, посвященная анализу языкового материала и выявлению специфики стилизации в исследуемом тексте; Заключение; Список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена изучению стилизации на материале сборника рассказов Е. И. Замятина «Большим детям сказки». Главным предметом исследования стали языковые средства стилизации, содержащиеся в тексте исследуемого произведения.
В рамках теоретических аспектов изучения объекта настоящего исследования были даны определения основным понятиям, связанным с темой исследования (объект и предмет лингвистической стилистики, стилистическая окраска, стилистическое значение, стилеобразующие факторы, функциональный стиль языка, стилистический прием и др.). Кроме этого, в работе были рассмотрены различные точки зрения на понятия «стиль» и «стилизация», отмечены основные отличия стилизации от пародии и подражания, а также описаны основные средства стилизации, выделяемые на всех уровнях языка.
В качестве основного в настоящем исследовании было принято следующее определение стилизации: «Стилизация - это сознательное и явное воспроизведение стилевых особенностей другого автора, текста, жанра, направления в литературе и искусстве, а также языка определенной эпохи или социальной среды».
В ходе работы была рассмотрена сфера функционирования стилизации. Она характерна для произведений на исторические темы для более глубокого погружения читателя в атмосферу описываемой эпохи. Воспроизводимый стиль становится в таких случаях способом глубокого познания действительности на новом этапе развития культуры.
Стилизация часто применяется в качестве приема речевой характеристики персонажа или рассказчика, что особенно характерно для исследуемых рассказов Замятина. В сборнике «Большим детям сказки» за обычным повествователем, речь которого насыщена просторечиями и разговорными словами, прячется множество нарративных масок, смена которых играет структурную и смыслообразующую роли.
Настоящее исследование выполнено в русле направления стилистики текста. В круг задач этой дисциплины входит описание и анализ языкового материала с точки зрения его семантических и экспрессивно-стилистических особенностей, принадлежащих к различным жанрам устной и письменной речи.
В соответствии с поставленными задачами на материале сборника рассказов Замятина «Большим детям сказки» были выделены, описаны и проанализированы различные средства стилизации (фонетические, словообразовательные, лексические и синтаксические) с точки зрения их экспрессивности, т. е. выразительных возможностей.
Более того, изучение языковых особенностей сборника «Большим детям сказки» интересно и важно не только само по себе, как гениальный языковой феномен, но и потому, что они помогают раскрыть проблему повествования в прозе Замятина.
Ориентация текста на устную традицию, которая возникает в начале сборника, сталкивается с сознанием нарратора. Он оказывается не тем, за кого себя выдает: рассказчик не пришел в текст Замятина из крестьянской среды, близкой героям, он лишь играет эту роль, а его ирония, переходящая в сарказм, глубина оценок и всеведение явно выходят за рамки этой нарративной роли.
Обращение к языковым средствам, характерным для разговорного стиля речи и часто носящим оттенок просторечности, акцентирует внимание читателя на связи современности с ценностями народной культуры. Представленная в сборнике закостенелость былых нравов, нравственная несостоятельность героев, нелепость их поведения и абсурдность описываемых ситуаций - все это заставляет задуматься о состоянии реальной жизни и осознать необходимости перемен. Частая смена нарративных масок создает контраст повествования и сюжета, усиливая парадоксальность не только художественной действительности, но и жизни вообще. А сознание, вынесенное за рамки реальной жизни и помещенное в волшебный мир сказки, обнаруживает свою несостоятельность.
Таким образом, в ходе данной работы была определена специфика стилизации в сборнике рассказов Е. И. Замятина «Большим детям сказки», что отвечает поставленной цели.



1. Абдыкадырова С. Р. Языковая стилизация как органический компонент перевода художественного текста // Вестник Ошского государственного университета. Ош, 2020. №2-4. С. 122-128.
2. Аджигеряева Л. Э. Реализация историзмов и архаизмов как элементов стилизации текста // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде: Материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. И. Б. Каменской. Симферополь, 2019. С. 14-19.
3. Андреев В. Ф Знаменательные и служебные слова в русском языке //
Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1895. №10.
С.238-279.
4. Астафьев В. П. Царь-рыба: Повествование в рассказах. Красноярск,
1987. - 400 с.
5. Бахтин М. М. Слово у Достоевского // Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994. С. 395-489.
6. Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова. СПб., 1840. - 168 с.
7. Бельчиков Ю. А. Стилизация // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1998. - 492 с.
8. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий. М., 2016. - 248 с.
9. Бройтман С. П. Историческая поэтика. М., 2001. - 369 с.
10. Будыкина В. Г. Инверсия в нарративе литературной сказки: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2004. - 19 с.
11. Бузаджи Д. М. «Остранение» в аспекте сопоставительной стилистики и его передача в переводе: на материале английского и русского языков: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. - 24 с.
12. Векшин Г. В. Языки общения и функциональные стили // Слово и контекст: Филологический сборник к 75-летию Н. С. Валгиной. М., 2002. С. 35-67.
13. Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. М., 1955. №1. С. 60-87.
14. Виноградова В. Н. Стилистический аспект русского словообразования. М., 1984. - 184 с.
15. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2010. - 448 с.
16. Греч Н. Чтения о русском языке. СПб., 1840. Ч. 1. - С. 292.
17. Гриб Р. Т. Особенности структурно-семантической системы приенисейских говоров (сравнительно с литературным языком). Красноярск, 1998. - 108 с.
18. Григорьева О. Н. Стилистика русского язык: Учебное пособие для иностранцев. М., 2000. - 165 с.
19. Журавлева Н. В. Художественные функции стилизации в романе серебряного века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2004. - 20 с.
20.Завгородняя Г. Ю. Миф - Сказка - Метафора (к вопросу о формах стилизации в русской прозе начала ХХ века) // Ученые записки Казанского государственного университета. Казань, 2009. Т. 151, кн. 3. С. 57-64.
21. Завгородняя Г. Ю. Стилизация в русской прозе XIX - начала XX века: автореф. дис. ... доктора филол. наук. М., 2010. - 45 с.
22. Завгородняя Г. Ю. Фольклорная стилизация в романе П. И. Мельникова- Печерского «В лесах» // Русская речь. М., 2010. №5. С. 111-114.
23. Замятин Е. И.: pro et contra: личность и творчество Евгения Замятина в оценке отечественных и зарубежных исследователей. Антология / сост. О. В. Богдановой, М. Ю. Любимовой, вступ. ст. Е. Б. Скороспеловой; науч. ред. Т. Т. Давыдовой, Л. В. Поляковой. СПб., 2014. - 974 с.
24.Замятин Е. И. Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 5-44.
25. Замятин Е. И. Современная русская литература // Литературная учеба. М., 1988. Кн. 5. С. 135-136.
26.Замятин Е. И. Техника художественной прозы // Литературная учеба. М.,
1988. Кн. 6. - 232 с.
27.Замятин Е. И. Я боюсь: литературная критика. Публицистика. Воспоминания. М., 1999. - 341 с.
28.Зубова Л. В. Стилистика. Речь. Текст // Школьный энциклопедический словарь / под ред. С. В. Друговейко-Должанской и Д. Н. Чердакова. СПб., 2013. С. 416-424.
29. Камагина И. В. Простые эллиптические предложения: структура, семантика, стилистика (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2020. - 19 с.
30. Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 1991. - 495 с.
31. Кислова Н. Н. Стилизация как авторская стратегия XX века (на примере творчества Б. А. Садовского) // Поволжский педагогический вестник. Йошкар-Ола, 2017. Т. 5, №4(17). С. 86-90.
32. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 2008. - 464 с.
33. Колмакова О. А. Сказовая стилизация в современной русской прозе // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2019. №3. С. 129-132.
34. Комлик Н. Н. Мифопоэтическое сознание и его проявление в образной структуре «Рассказа о самом главном» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов, 2000. Кн. 7. С. 92-116.
35. Коренькова Е. В. Качественное наречие как элемент идиостиля (на материале художественной прозы И. А. Бунина и Б. К. Зайцева): автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2003. - 16 с.
36. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. М., 2006. - 319 с.
37. Купина Н. А. Стилистика современного русского языка. М., 2013. - 415 с.
38. Курочкина А. А. «Миграция» фольклорных заимствований и стилизаций из романа П. И. Мельникова-Печерского «На горах» в науку и культуру // Фольклор: структура, типология, семиотика. М., 2019. Т. 2. №4. С. 107-129.
39. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред.
A. Н. Николюкина. М., 2001. - 799 с.
40. Лунин Э. Замятин // Литературная энциклопедия. Т. 4. 1930.
[Электронный ресурс]. URL: http://feb-
web.ru/feb/LITENC/ENCYCLOP/le4/le4-3024.htm (дата обращения: 20.04.2023).
41. Ожегов С. И. О просторечии (к вопросу о языке города) // Вопросы языкознания. М., 2000. №5. С. 95-100.
42. Падерина Л. Н. Приемы стилизации авторской речи в произведениях
B. П. Астафьева // Эпоха науки. Ачинск, 2019. №19. С. 139-145.
43. Панов М. В. О стилях произношения (в связи с общими проблемами
стилистики) // Развитие современного русского языка. М., 1963.
C. 103-136.
44. Пресняков О. О принципах стилевого анализа литературы XX века (Андрей Белый «Петербург») // XX век. Литература. Стиль: Стилевые закономерности русской литературы XX века (1900-1950) / Отв. ред. В. В. Эйдинова. Екатеринбург, 1998. Вып. 3. С. 19-25.
45. Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов) / под ред. Н. А. Богомолова, В. А. Келдыша, И. В. Корецкой, Д. М. Магомедовой, А. П. Чудакова. Кн. 1. М., 2001. - 960 с.
46. Творческое наследие Е. И. Замятина в новых научных концепциях и гипотезах // К 135-летию со дня рождения писателя: коллективная монография / науч. ред. Л. В. Полякова, Н. Ю. Желтова. Тамбов, 2019. - 412 с.
47. Троицкий В. Ю. Стилизация // Слово и образ: сборник статей / сост. В. В. Кожевникова. М., 1964. С. 164-194.
48. Филин Ф. П. Просторечная лексика // Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин. М., 1979. С. 273-275.
49. Хатямова М. А. Модернистская поэтика орнаментального сказа в ранней прозе Е. И. Замятина // Сибирский филологический журнал. Новосибирск, 2006. №3. С. 34-55.
50. Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века. М., 2008. - 177 с.
51.Черных И. Б. Стиль // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. 1972. [Электронный ресурс]. URL:http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke7/ke7-1881.htm(дата обращения: 13.02.2023).
52.Чернышова О. Е. Сатирическая сказка «Арапы» и лирическая
фантастика «Рассказа о самом главном» Е. Замятина: взаимосвязи и параллели // Вестник Тамбовского университета. Тамбов, 2001. №4. С. 83-84.
53. Шапир М. И. О «звукосимволизме» у раннего Хлебникова («Бобэоби пелись губы...»: фоническая структура) // Культура русского модернизма. М., 1993. С. 299-307.
54. Шевченко А. Н. Реализация стилистических возможностей устаревшей лексики (на материале исторического романа А. К. Толстого «Князь Серебряный») // Крымский академический вестник. Евпатория, 2017. №2. С. 231-235.
55. Шикина А. Н. Об интерпретации понятия «Художественный стиль» // Вестник Костромского государственного университета. Кострома, 2014. №2. С. 235-238.
56. Щерба Л. В. Грамматика русского языка. М., 1952.
57.Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе. М., 2005. - 25 с.
58.Ястребова Н. Г. Фольклорная стилизация в повести Ф. Н. Глинки «Лука да Марья» // Русская речь. М., 2011. №3. С. 110-117.
II. Словари
1. Евгеньева А. П. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985.
2. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.
4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 2-е изд. М., 1995.
5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2006.
6. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь / Русская морфемика. М., 1996.
III. Источники
1. Замятин Е. И. Арапы // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 20.
2. Замятин Е. И. Бяка и Кака // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 29.
3. Замятин Е. И. Вторая сказка про Фиту // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 38-39.
4. Замятин Е. И. Иваны // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 9-10.
5. Замятин Е. И. Огненное А // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 33-34.
6. Замятин Е. И. Первая сказка про Фиту // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 37-35.
7. Замятин Е. И. Последняя сказка про Фиту // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 42-44.
8. Замятин Е. И. Третья сказка про Фиту // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 40-41.
9. Замятин Е. И. Халдей // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 23-24.
10.Замятин Е. И. Хряпало // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 14-15.
11.Замятин Е. И. Церковь Божия // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 25-26.
12.Замятин Е. И. Четверг // Собр. соч.: в 5 т. Т. 2. М., 2003. С. 30-31.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ