Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОССИЙСКИЙ ИМПЕРСКИЙ МИФ И ЕГО СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

Работа №126518

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СИМВОЛИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВАХ ИМПЕРСКОГО ТИПА 7
1.1 Специфика имперского типа государственности 7
1.2. Особенности и функциональные характеристики российского имперского мифа 19
ГЛАВА 2. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА РОССИИ 28
2.1. Место и роль политического мифа в эволюции политической культуры России 28
2.2. Мемориальные практики социального конструирования политического мифа и их роль в современной политике идентичности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Актуальность. Многовековой процесс формирования имперской идентичности на территории России не мог не оказать влияния на современную политическую культуру. Поэтому, изучение того, какими способами многонациональное и многоконфессиональное государство справлялось с вызовами и противоречиями, заложенными в особенностях его организации, кажется крайне важным, поскольку имеет тесную связь с вызовами сегодняшнего дня. Политические мифы и символы, как смыслообразующие элементы в процессе легитимации государств, служат ответом на эти вызовы, поскольку во многом определяют основы политико - культурного пространства. Будучи универсальной формой общественного сознания, через которую мы можем соприкоснуться не только с истоками нашей культуры, но и проследить ее развитие и становление, политический миф не может быть сведен лишь к средству модификации общественного сознания. Так, наблюдаемый в современных обществах расцвет мемориальной культуры во мнгом связан с попыткой наполнить поле культуры смыслами, черпаемыми из прошлого.
Степень научной разработанности темы: Анализируя научную литературу, можно отметить, что накоплен большой объем материала, посвященного специфике имперской организации общества. Теоретические подходы, в которых империя рассматривается как политическое образование, а также анализируются ее функции и особенности, содержатся в трудах трудах С. Каспэ1, Ш.Н. Эйзенштадта2, А. Коэна3, Дж. Стэрчи, Дж. Мэрриота, М. Дюверже, А. Каппелера. Исследованиям, раскрывающим особенности функционирования Российской империи как государства посвящены работы А. Каппелера4, А. Миллера5, М. Долбилова6, A. М. Эткинда7.
Фундаментальные исследования социокультурной специфики различных сценариев презентации власти в Российской империи были проведены Р. Уортманом8, М.В. Долбиловым, Д.А. Андреевым9, Д. Ливеном10.
Также, в XX веке был накоплен большой объем фактического материала в области изучения мифов, религиозных символов и ритуалов, сделаны попытки исследовать архаичные слои сознания, таким учеными как B. Тернер11, Дж. Фрэзер12, Р. Барт, К. Хюбнер13, Я. Ассман, М. Элиаде14. Исследованию строго политических мифов посвящены работы К. Флада и отечественных исследователей Н.Г. Щербининой15, В. Полосина, А. М. Цуладзе16.
Всестороннее изучение взаимосвязей прошлого и настоящего через призму изменяющейся мемориальной культуры и в целом, актуализации прошлого в политико - культурном пространстве западных обществ содержатся в работах таких исследователей как Б. Гизен, Дж. Олик17, Р. Козеллек18, А. Ассман19, Дж. Винтер20, П. Нора21, А.М.Эткинд, Ж. ле Гофф22.
Объектом исследования является российская имперская мифология.
Предмет исследования - политико-культурная специфика российской имперской идеологии и способы ее символической репрезентации в политической культуре России.
Цель исследования - изучение форм и способов символической репрезентации имперской мифологии.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
1) выявить специфические признаки и подходы к типологизации имперских обществ
2) проанализировать особенности и функции российского имперского политического мифа
3) артикулировать роль мифо-ритуальных практик в эволюции политической культуры России
4) выявить специфику мемориальных практик воспроизводства политического мифа в социальном конструировании исторической памяти и политической идентичности
Теоретико-методологические основания исследования. Исследование опирается на теоретические подходы С. Каспэ, Дж. Олика, Р. Уортмана.
Поставленные цели и задачи предопределили логику и структуру работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы, включающего 45 наименований. В первой главе «Специфика символической репрезентации власти в государствах имперского типа» раскрывается теоретическое содержание понятий «империя» и «имперский политический миф», с помощью определения империи через ее специфические признаки и выполняемые функции, а также анализа исторических и культурных противоречий обусловленных особенностями данного типа государственности; изучения подходов к определению политического мифа и того, каким образом символическая и легитимационная политика проявляют себя через него.
Во второй главе «Символические измерения политического мифа России» анализируются значимые символические образы, их происхождение и роль в легитимации государств имперского типа, определяются особенности культурной памяти и способы актуализации прошлого в политико - культурном пространстве современности посредством политики памяти.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного анализа форм и способов символической репрезентации имперской мифологии, можно заключить, что:
Во-первых, основной признак имперского типа государственности состоит в особенностях управления составляющих империю территориях. Многонациональная и разнородная общность требует на только административных и политических инструментов управления, но и продуманной культурной политики. Устойчивость империи опирается в первую очередь на чувство коллективного единства, корни которого лежат в ощущении внутренней связи населяющих государство народов как между собой, так и с властью, общей истории развития, побед и поражений. Без него невозможно существование настолько крупного государственного образования, в котором, в отличие от национального государства, надгрупповая идентичность и легитимизация политического порядка основаны в большей степени на воспринимаемых сферой чувств символах единства и преемственности
Во-вторых, российский имперский миф определяется функциями политического мифа как такового и особенностями имперского типа государственности, в котором особую роль играет символическая политика, транслирующая универсальную наднациональную идею. Следовательно, имперский политический миф был призван решить следующие две задачи: консолидировать многонациональное население империи и легитимировать верховную власть.
В-третьих, мифо-ритуальные практики во многом определили стратегию эволюции политической культуры России, поскольку при изменении политических мифов и символов, их выражающих, новые метанарративы вбирали в себя старые, обеспечивая поступательное и непрерывное развитие политико-культурной сферы. Даже революция 1917 года, добавив в содержание мифов новые образы для решения конкретных задач, стоящих перед властью, не привела к радикальному отказу от традиционных метафор. Если для эпохи монархии естественным было искать основания для легитимности в мифе об иноземном происхождении, подтверждающем сакральность и универсальность власти императоров, то в СССР для этого использовались харизматические качества вождей, миф о построении нового «золотого века» - коммунизма и миф о наличии внешней угрозы, призванный сплотить общество вокруг вождя
В-четвертых, в процессе социального конструирования исторической памяти и политической идентичности мемориальные практики воспроизводства полититических мифов транслируют обществу весь объем символов и фигур, определявших политико-культурный облик государства на протяжении нескольких столетий. Для того, чтобы сформулировать образ желаемого будущего, необходимо проработать наиболее травматические воспоминания через создание и внедрение продуманных мемориальных практик, нацеленных на обеспечение многовекторной символической политики, предполагающей проекции не только в прошлое, но и в завтрашний день.


1. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 187 с.
2. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 232 с.
3. Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 272 с.
4. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.
5. Барт Р. Мифологии. - М.: Академический проект, 2008. - 351 с.
6. Гатагова Л.С. Империя: идентификация проблемы. // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. - 1996. - С. 338.
7. Грачев Н.И. Империя как форма государства: понятие и признаки. // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. - 2012. - №2. - С. 18-28.
8. Долбилов М. Поляк в имперском политическом лексиконе. // Новое литературное обозрение. - 2011. - №2. - С. 45-58.
9. Долбилов М., Миллер А. Западные окраины Российской империи. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 608 с.
10. Завершинский К.Ф. Политический миф в структуре современной символической политики. // Вестник СПбГУ. Серия 6. - 2015. - №2. - С. 16 - 25.
11. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. - М.: «Традиция» - «Прогресс традиция», 2000. - 344 с.
12. Каспэ С. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. - 256 с.
13. Ливен. Д. Российская империя и ее враги с XVI века до наших дней. - М.: Европа, 2007. - 688 с.
14. Миллер А. Модерные империи: проблемы классификации, механизмы консолидации и распада. // Журнал «Политическая наука». - 2013. - № 3. - C. 30-42
15. Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 248 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ