Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИИ ОСВЕЩЕНИЯ СОБЫТИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТНОЙ И ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКЕ (1990-2010-Е ГГ.)

Работа №126506

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Русская журналистика 1990-2010-х гг. в отечественной историографии 7
Глава 2. Методология исследования 17
Глава 3. Актуализация и стратегии освещения событий отечественной истории в российской журналистике (1990-2010-е гг.) 27
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51


В разгар ожесточенных дискуссий 80-х гг.ХХ века о прошлом, настоящем и вариантах движения в будущее, Россия была названа «страной с непредсказуемым прошлым». На самом деле, мало где за последние несколько десятилетий маятник оценки большинства событий национальной истории колебался из стороны в сторону так резко, как в России. Можно согласиться с мнением историка Василия Молодякова, который считает, что «историю по мере сил пытаются использовать власть и оппозиция, «левые» и «правые», «интернационалисты» и «националисты», «коммунисты», «либералы» и «консерваторы»». В самом стремлении государства принимать участие в создании представлений общества об истории - значимого элемента национальной идентичности, никакого «криминала» нет, явление это встречается часто.Прямое воздействие истории на ситуацию в России сегодня, да и на всем постсоветском пространстве, не так велико, как может показаться, но, тем не менее, требует отдельного исследования.
Осень 1991 г. внесла радикальные изменения в общественно- политический уклад России. После разрушения Советского Союза и формирования Содружества независимых государств, после запрета на функционирование КПСС и ее печати подверглась изменениям политическая карта евроазиатской страны, также был изменен ландшафт отечественной журналистики.Российская журналистика вступала в постсоветскую стадию своего развития. В 1990 г. был принят закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», а через год - Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», отменявшие цензуру. Эти законы утвердили право на их издание не только общественными, партийными, коммерческими организациями, но и отдельно взятыми гражданами, что повлекло за собой колоссальный взлёт численности газетно-журнальной периодики.
Переосмыслению места прессы в общественной жизни России поспособствовало развитие демократизациии национального возрождения. Они сделали допустимыми новые методы работы прессы, побудили к переосознанию тех, к которым она обращалась десятилетиями. Таким образом, журналистика предстала перед страной как действенное средство общественного влияния и последующей демократизации жизни страны в новых условиях.
Развитие информационного потока, столь многоканального и порой даже противоречивого, в зарождающемся демократическом государстве оказалось делом нелегким: сказывалась тяжесть множества традиций, которая стала неотъемлемой чертой журналистики административно-командной системы.
Обновление системы журналистики России не только отвергало негативные ориентации прошедших десятилетий, но и сохраняло то внимательное отношение к тому позитивному, что копилось в истории отечественной журналистики в прошлом.
Если прибегнуть к сравнению того, как и о чем писали на темы национальной истории, прежде всего ХХ в., российские историки и масс- медиа в начале 90-х гг., с восприятием того же периода истории, возникшим сегодня, совсем не трудно заметить, что большинство оценок сменились на прямо противоположные. И, соответственно, приблизились к официальным оценкам позднесоветского периода.
XXI в. справедливо претендует на то, чтобы войти в историю как время ожесточенной схватки за право граждан быть свободными в своих суждениях от воли политиков и чиновников, а журналисту следует находиться вне зоны влияния политической власти, чтобы быть независимым в своей профессии. Только при соблюдении этого правила он может отстаивать свою точку зрения и доносить до людей действительно объективные факты и мнения.
Здесь мы подходим к главному вопросу исследования:какие стратегии освещения событий отечественной истории применяются в российской журналистике исследуемого периода и в чем их актуализация? Ответ на этот вопрос станет основной целью данной выпускной квалификационной работы.
Для достижения главной цели необходимо выполнить ряд задач:
• ознакомиться и провести анализ источников и литературы, касаемых истории журналистики 1990-2010-х гг. и исследуемой темы в целом;
• обозначить методологию исследования заявленной проблемы, выделив ведущих публицистов изучаемого периода;
• сделать выборку основных исторических событий и лиц, которые получали свои оценки в публикациях;
• проанализировать спектр мнений журналистов на историю, изложенную в публикациях, принимая во внимание их политические и идеологические взгляды;
• высчитать количество упоминаний того или иного события;
• выделить особенности стратегий освещения данных событий и их актуализацию.
Непрерывный информационный процесс трансформируется благодаря новой обстановке, возникшей в стране. Также изменяются социальные и профессиональные ориентации журналистики, маркируются темы, обозначенные как центральные для определенного периода. Журналистика сегодня - это не только журналы, газеты, телевиденье и Интернет-ресурсы. Это также и личные блоги, группы в социальных сетях, всевозможные рассылки и даже комментарии. Современная публицистика является сильнейшей идеологической платформой: оказывает влияние на
формирование экономики, изменения общественной мысли и организации общества. Журналистику по праву можно считать феноменом культуры, который довольно динамично оказывает воздействие на развитие материальной и духовной культуры.
Развитие средств массовой информации на всём историческом пути было процессом сложным и противоречивым. Тем не менее, журналистика имеет колоссальное влияние на развитие современной цивилизации. Общество сегодня - это «медиатизированное» общество.
Мнения журналистов во многом влияют на создание представлений населения о настоящем, будущем и прошлом, что для нас является чрезвычайно важным. Журналистика оказывает возрастающее влияние на судьбы человечества, поэтому достаточно важно, чтобы ее последующее развитие осуществлялось на принципах демократии, гуманизма, уважения и сохранения культурного многообразия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начале 1990-х гг. многие российские журналисты заявили о том, что наступило время освобождать историческую науку от различных искажений, замалчиваний и комментариев. СМИ, став ключевым звеном подъема национального самосознания общества, содействовали форсированию тех ошибок, которые десятками лет формировались в его мировоззрении. Обретенная российской журналистикой независимость позволила ей начать критическое переосмысление жизни страны и её истории. В начале XXI столетия множество важных событий отечественной истории стало вызывать широчайший общественный резонанс и обсуждаться в СМИ. В этих условиях каждый журналист теперь мог излагать своё личное мнение, применяя при этом определенные тактики своих высказываний.
Здесь мы подходим к ответам на главные вопросы исследования: какие стратегии освещения событий отечественной истории применяются в российской журналистике исследуемого периода и в чем их актуализация?
Для достижения заявленной цели был проведён мониторинг журналистских оценок путём использования контент-анализа, на основании которого были построены диаграммы, где были подсчитаны количество проанализированных статей и положительные/отрицательные/нейтральные оценки наиболее часто встречаемых событий истории. В заключении данной работы нами был сделан ряд выводов:
1) Все события, за исключением имперского периода, относятся к XX в.:
• Период Империи; Пётр I;
• Революция 1917 г.;
• Убийство Романовых в 1918 г.;
• И.В. Сталин и массовый террор;
• Великая Отечественная война, победа;
• Н.С. Хрущёв и период «оттепели»;
• Л.И. Брежнев и эпоха «застоя»;
• ввод советских войск в Чехословакию 1968 г.;
• М.С. Горбачев и идеология «перестройки»;
• распад СССР;
• приход к власти Б.Н. Ельцина;
2) Событиям допетровской Руси не уделяется ни малейшего внимания, а значит можно сделать вывод о полном отсутствии заинтересованности в актуализации данного периода. Деятельность Владимира Крестителя, Дмитрия Донского, Ивана III и других средневековых деятелей никак не оценена рассмотренными журналистами. Исключением стала только личность Ивана Грозного;
3) Основное внимание уделяется конфликтам и, чуть меньшее, - стабильным эпохам в истории СССР и России;
4) В область консенсуса, где нет расхождений в оценках, вошла Великая Отечественная война. Сюда же можно было отнести личность Петра I, но негативные оценки М. Шевченко не позволили оценить результаты деятельности монарха как исключительно позитивные;
5) Великая Отечественная война - единственное событие, которое получило по большей части положительные оценки.
Для консерваторов победа в войне - это закономерный итог главенства социалистического строя и действенности коммунистического руководства. Для либералов - это символ народного мужества и героизма;
6) Либеральные тенденции превалируют во взглядах на историю XX в., которая отражается в основном в негативном и конфликтном видении;
7) Был отмечен видимый нарастающий негативизм за период от 1990 г. к 2000 гг. в отношении к «перестройке» и преобладание отрицательных оценок ролей М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина.
Если говорить об основных стратегиях освещения
отечественной истории консерваторов(А. Проханова, М. Шевченко, Д.
Киселёва и А. Колесникова), то необходимо отметить явный интерес к оценке деятельности монархов, государственных деятелей (Александра Невского, Ивана 1У,Петра I) и полное его отсутствие в оценках истории советского периода.
Основные стратегии либералов(А. Венедиктова, Л. Парфенова, М. Леонтьева, Л. Радзиховского, О. Кашина, А. Минкина, М. Соколова, Н. Сванидзе) сводятся к повышенному вниманию истории периода ХХв.Негативные оценочные образы И.В. Сталина, В.И. Ленина и Ивана Грозного - база для составления центрального либерального дискурса.
Множество полярных журналистских оценок деятельности правителей и исторических событий приводит к появлению искажений в восприятии важных государственных реформ и исторических событий в целом.Поэтому необходимо иметь в виду, что Россия относится к числу стран, для которых прошлое, по выражению германского историка и философа Э. Нольте, «так и не прошло», для которых исторические перипетии являются актуальными и актуализированными в общественно-политические и идейные битвы современности.



Публицистические статьи и интервью
1. А. Минкин: Чья Победа? // Московский комсомолец. М., 2005. 22 июня. С 5-6.
2. А. Проханов об истории России // Русский вестник. М., 2003. 26 дек. С 10-12.
3. А.Цуканов: М.Соколов - Записки русского барина // Знамя. М., 2000. № 12.
4. Азбука Парфенова: [извлечения из высказываний Л.Парфенова] //Огонек. М., 1998. №31. С. 21.
5. Андрей Князев. Кому принадлежит Россия // Коммерсантъ-Власть. М.,2001. №50. С 11-14.
6. Завтра: [Беседа с А.А.ПрохановымВ.Кожемяко] // Советская Россия. М.,1995. №131. С. 4-5.
7. Историческая политика и политика памяти / Публ. В. Молодякова //Исторические исследования в России: тенденции последних лет / Под ред. Г. Бордюкова. - М.: АИРО-XXI, 2012. - С. 922.
8. Кабанова О. Весь Парфенов - это «Намедни» // Известия. М., 2000. № 4. С.8-10.
9. Леонид Радзиховский об истории России: СССР-Россия // Российская газета. М., 1999. № 4. С. 13.
10. М. Соколов: 70-летие Остфельдцуга // Известия. М., 2015. 6 мая. С. 7.
11. Матизен В. Леонид Парфенов, герой вечера // Огонек. М.,1995. № 44.
С. 15-16.
12. Путь от «Секунд» к «Дням» лежал через дикое поле // Новый взгляд. М.,1996. №8. С. 23-27.
13. Радзиховский Л.: Культ личности // Взгляд. М., 2009. № 12. С. 5-6.
14. Россия — империя света // Завтра. М., 2001. №24. С 15-17.
15. Смирнов С. Времена лжи с Владимиром Познером. - М.: Эксмо Серия,
2005. - 512 с.
16. Трубадур Красной империи // Литературная газета. М., 2002. №24-25. С.7-10.
Интернет-ресурсы
1. А. Венедиктов: Не надо американцам ничего объяснять [Электронный
ресурс] // СОЬТА.ги. 2012. URL:
Й11р://^^^.со11а.ги/аг11с1ез/зсйоо190/6409(дата обращения: 25.03.2016).
... Всего источников – 68.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ