Арктическая политика России в эпоху глобальных вызовов/рисков
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ОСНОВЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Исторический обзор арктической политики России 7
1.2 Современные основы арктической политики России 15
ГЛАВА 2. АДАПТАЦИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ К СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ И РИСКАМ 32
2.1 Анализ реакции России на современные вызовы и риски в Арктике 32
2.1.1 Реакция на климатические изменения 33
2.1.2 Реакция на социально-экономические вызовы 39
2.1.3 Реакция на геополитические вызовы и конкуренцию 46
2.2 Перспективы и возможные стратегии управления рисками в арктической политике России 53
Заключение 61
Список использованных источников 65
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ОСНОВЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Исторический обзор арктической политики России 7
1.2 Современные основы арктической политики России 15
ГЛАВА 2. АДАПТАЦИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ К СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ И РИСКАМ 32
2.1 Анализ реакции России на современные вызовы и риски в Арктике 32
2.1.1 Реакция на климатические изменения 33
2.1.2 Реакция на социально-экономические вызовы 39
2.1.3 Реакция на геополитические вызовы и конкуренцию 46
2.2 Перспективы и возможные стратегии управления рисками в арктической политике России 53
Заключение 61
Список использованных источников 65
Новое десятилетие уже можно охарактеризовать как момент, когда мир столкнулся с рядом глобальных вызовов. В первую очередь это рост мировой напряженности, технологические прорывы и нависающая угроза климатических изменений.
Мы уже стали свидетелями пандемии COVID-19, а также рост военных конфликтов на территории всей планеты, причем уже при непосредственном открытом задействовании ведущих мировых держав. Сложно поспорить с тем, что переживаемая нами эпоха - эпоха “турбулентности”, и ее результат зависит от действий, которые будут предприняты прямо сейчас. Современный мир одновременно аккумулирует как процессы глобализации, так и процессы дифференциации, что приводит и уже привело к созданию новых центров силы, играющие роль как в политике, так и в экономике. И Россия, которая безусловно ставит своей целью становление себя одним из мировых лидеров, заинтересована являться таким центром, создавать условия для реализации своих интересов. В этом отношении обладание самой большой в мире территорией в арктическом регионе является важнейшим стратегическим ресурсом, который можно и необходимо реализовывать в собственных интересах - не только политических, но и экономических.
В период изменений геополитического облика мира и значительных климатических колебаний, арктическая политика Российской Федерации особенно видится предметом актуальных исследований. Россия, как одно из ведущих арктических государств, существенно определяет динамику развития этого региона. В данном контексте необходимо иметь ясное представление и понимание стратегических подходов, которые государство применяет, учитывая важность Арктики в экономическом и военном аспектах.
Главной целью данной выпускной квалификационной работы является анализ адаптации арктической политики России к условиям современных глобальных вызовов и разнообразных сопутствующих им рисков. Основные, которые ставятся перед данным исследованием, включают изучение исторического и современного контекстов российской арктической политики, а также оценка реакции России на потенциальные угрозы и возникающие новые возможности в регионе.
Хронологические рамки исследования определены периодом от 80-х годов ХХ века и до современности, с акцентом на события и тенденции XXI века. Такая перспектива позволяет охватить ключевые этапы эволюции арктической политики России в контексте изменений геополитической обстановки, глобального климатического кризиса и актуализации рисков в условиях усиления международной конкуренции.
Работа предполагает содержание двух глав. В первой главе исследуется историческое развитие арктической политики России, от времен СССР до XXI века, позволяя проанализировать ключевые этапы, документы, проекты и инициативы в Арктике. Знание исторического контекста необходимо для понимания корней исследуемой политики, ее основополагающих принципов и ключевых направлений. Советский период подарил нам в том числе мощный концептуальный аппарат, применявшийся к арктическому региону в отношении его освоения .
Вторая глава посвящена актуальным вызовам и рискам арктической политики, включая геополитические, экологические и социально-экономические факторы. В ней будет проведен анализ современных основ арктической политики России, включая политический и стратегический контекст, роль Арктики в экономике России, а также важность Арктики с точки зрения безопасности и обороны. Будет рассмотрено, как Россия реагирует на современные вызовы и риски в Арктике, такие как климатические изменения, геополитическая конкуренция и социально-экономические вызовы. В заключительной части главы будут представлены перспективы и возможные стратегии управления рисками в арктической политике России.
Объектом исследования является Арктический регион, учитывая его уникальные геополитические, экологические и социальные особенности. Предмет исследования - это арктическая политика России, анализируемая с точки зрения стратегического планирования, международных соглашений и реакции на глобальные вызовы и риски.
В качестве теоретико-методологической основы работы был выбран системно-структурный подход, что обеспечивает возможность комплексного анализа арктической политики России. Для достижения целей и решения поставленных задач применяются методы документального анализа (изучение официальных документов, стратегий и программ).
Следуя указанной методологии, мы стремимся выявить ключевые векторы арктической политики России, проанализировать их эффективность в условиях меняющейся геополитической обстановки и глобальных вызовов. Вероятно, это позволит сформировать более четкое понимание динамики арктической политики России и ее адаптивных механизмов, что важно как для академического сообщества, так и для практиков в данной сфере.
Результаты данной работы могут послужить базой для разработки стратегий и политических решений в области арктической политики, а также для понимания более широких процессов, связанных с мировой политической нестабильностью, климатическими изменениями и другими глобальными вызовами и рисками. Работа может быть полезной как для ученых, изучающих вопросы арктической политики, так и для практиков, принимающих решения на уровне государственного и международного управления.
Мы уже стали свидетелями пандемии COVID-19, а также рост военных конфликтов на территории всей планеты, причем уже при непосредственном открытом задействовании ведущих мировых держав. Сложно поспорить с тем, что переживаемая нами эпоха - эпоха “турбулентности”, и ее результат зависит от действий, которые будут предприняты прямо сейчас. Современный мир одновременно аккумулирует как процессы глобализации, так и процессы дифференциации, что приводит и уже привело к созданию новых центров силы, играющие роль как в политике, так и в экономике. И Россия, которая безусловно ставит своей целью становление себя одним из мировых лидеров, заинтересована являться таким центром, создавать условия для реализации своих интересов. В этом отношении обладание самой большой в мире территорией в арктическом регионе является важнейшим стратегическим ресурсом, который можно и необходимо реализовывать в собственных интересах - не только политических, но и экономических.
В период изменений геополитического облика мира и значительных климатических колебаний, арктическая политика Российской Федерации особенно видится предметом актуальных исследований. Россия, как одно из ведущих арктических государств, существенно определяет динамику развития этого региона. В данном контексте необходимо иметь ясное представление и понимание стратегических подходов, которые государство применяет, учитывая важность Арктики в экономическом и военном аспектах.
Главной целью данной выпускной квалификационной работы является анализ адаптации арктической политики России к условиям современных глобальных вызовов и разнообразных сопутствующих им рисков. Основные, которые ставятся перед данным исследованием, включают изучение исторического и современного контекстов российской арктической политики, а также оценка реакции России на потенциальные угрозы и возникающие новые возможности в регионе.
Хронологические рамки исследования определены периодом от 80-х годов ХХ века и до современности, с акцентом на события и тенденции XXI века. Такая перспектива позволяет охватить ключевые этапы эволюции арктической политики России в контексте изменений геополитической обстановки, глобального климатического кризиса и актуализации рисков в условиях усиления международной конкуренции.
Работа предполагает содержание двух глав. В первой главе исследуется историческое развитие арктической политики России, от времен СССР до XXI века, позволяя проанализировать ключевые этапы, документы, проекты и инициативы в Арктике. Знание исторического контекста необходимо для понимания корней исследуемой политики, ее основополагающих принципов и ключевых направлений. Советский период подарил нам в том числе мощный концептуальный аппарат, применявшийся к арктическому региону в отношении его освоения .
Вторая глава посвящена актуальным вызовам и рискам арктической политики, включая геополитические, экологические и социально-экономические факторы. В ней будет проведен анализ современных основ арктической политики России, включая политический и стратегический контекст, роль Арктики в экономике России, а также важность Арктики с точки зрения безопасности и обороны. Будет рассмотрено, как Россия реагирует на современные вызовы и риски в Арктике, такие как климатические изменения, геополитическая конкуренция и социально-экономические вызовы. В заключительной части главы будут представлены перспективы и возможные стратегии управления рисками в арктической политике России.
Объектом исследования является Арктический регион, учитывая его уникальные геополитические, экологические и социальные особенности. Предмет исследования - это арктическая политика России, анализируемая с точки зрения стратегического планирования, международных соглашений и реакции на глобальные вызовы и риски.
В качестве теоретико-методологической основы работы был выбран системно-структурный подход, что обеспечивает возможность комплексного анализа арктической политики России. Для достижения целей и решения поставленных задач применяются методы документального анализа (изучение официальных документов, стратегий и программ).
Следуя указанной методологии, мы стремимся выявить ключевые векторы арктической политики России, проанализировать их эффективность в условиях меняющейся геополитической обстановки и глобальных вызовов. Вероятно, это позволит сформировать более четкое понимание динамики арктической политики России и ее адаптивных механизмов, что важно как для академического сообщества, так и для практиков в данной сфере.
Результаты данной работы могут послужить базой для разработки стратегий и политических решений в области арктической политики, а также для понимания более широких процессов, связанных с мировой политической нестабильностью, климатическими изменениями и другими глобальными вызовами и рисками. Работа может быть полезной как для ученых, изучающих вопросы арктической политики, так и для практиков, принимающих решения на уровне государственного и международного управления.
Россия, овладев за период своей истории внушительными территориями арктического региона, получила стратегически важный актив, который по мере развития технологий становился все более ценным. В настоящий момент это не просто ресурсная база углеводородов, пресной воды, рыбы и прочих полезных активов, но и доступ к двум крупнейшим океанам планеты, потенциально наиболее короткий маршрут как для торговых судов в рамках мировой торговли, так и военных судов в рамках обеспечения национальной безопасности.
Арктическая политика России развивалась неоднородно, регион закономерно оставался практически покинутым в годы революций, но после 90-х правительство вновь, и уже окончательно утвердило стратегическую значимость Арктической зоны. Принимаемые программные документы стали, такие как Основы и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации сперва до 2020, а затем до 20235 года, совместно с рядом разнообразный законов, постановлений и программ, определяют и дают инструментарий к управлению АЗРФ и рисками и вызовами в частности.
Двойственная природа самой страны, расположенной и в Европе, и в Азии, сохраняется и в двойственности проводимой политики, где защита национальных интересов обеспечивается в первую очередь благодаря армии и флоту, однако же в поле международных отношений настоятельно звучит призыв к мирному и открытому диалогу в дискурсе отношений в Арктике. Россия активно заключает соглашения с арктическими державами, оставаясь открытой и для взаимовыгодных проектов со странами не арктическими, в частности, с Китайской Народной Республикой.
Глобальные вызовы и риски, с которыми столкнулся мир к началу третьей декады XXI века, дополнились для России политическим и экономическим давлением со стороны многих, как правило, западных стран, в результате чего серьезно ухудшилось, либо вовсе прекратилось международное сотрудничество. Здесь Арктика пострадала особенно сильно, поскольку все арктические державы заняли однозначную позицию по отношению к действиям Российской Федерации, декларируемых ею как защита национальных интересов. Итогом стали не только возросшие риски в геополитической сфере. Под ударом оказалась экосистема Северного морского пути, был взорван газопровод “Северный поток-2”, многие проекты подорожали или встали на паузу (к примеру, проект атомных ледоколов “Лидер”, способных на круглогодичную навигацию).
В этих условиях и без того существенные вызовы и риски в социально-экономической сфере приобрели статус глобальных, поскольку обеспечение как государство, так и самого региона во многом зависит от квалифицированных кадров и развитой современной инфраструктуры АЗРФ. И возможной стратегией управления в данном случае может оказаться реализация синергетического потенциала страны: экономического фундамента, базирующегося на богатых месторождениях, инновационной политики, которая стала активнее продвигаться и поддерживаться государством программно, человеческому капиталу, историческому опыту, накопленному за многолетнюю историю освоения Крайнего Севера. Эти ресурсы при грамотном вовлечении их в разработку и реализацию проектов арктической политики способны создать эффективно функционирующую комплексную систему, которая будет иметь потенциал к дальнейшему развитию и, что важно, саморазвитию, а также защите от старых и вновь появляющихся вызовов и рисков.
Дальнейшие исследования по теме реагирования на вызовы и риски в Арктике и стратегии их решения видятся нам в более прикладной плоскости, однако для этого потребуются новые концептуальные разработки, отвечающие современным запросам и тенденциям в сфере арктической политики, освоения территорий и реагирования на вызовы и риски. Поскольку особые условия северных регионов, зачастую неподходящие для применения существующего методологического аппарата, в настоящее время испытывают новые вызовы времени, касающиеся в первую очередь нынешнего положения России на международной арене, такие разработки видятся необходимыми.
Арктическая политика России развивалась неоднородно, регион закономерно оставался практически покинутым в годы революций, но после 90-х правительство вновь, и уже окончательно утвердило стратегическую значимость Арктической зоны. Принимаемые программные документы стали, такие как Основы и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации сперва до 2020, а затем до 20235 года, совместно с рядом разнообразный законов, постановлений и программ, определяют и дают инструментарий к управлению АЗРФ и рисками и вызовами в частности.
Двойственная природа самой страны, расположенной и в Европе, и в Азии, сохраняется и в двойственности проводимой политики, где защита национальных интересов обеспечивается в первую очередь благодаря армии и флоту, однако же в поле международных отношений настоятельно звучит призыв к мирному и открытому диалогу в дискурсе отношений в Арктике. Россия активно заключает соглашения с арктическими державами, оставаясь открытой и для взаимовыгодных проектов со странами не арктическими, в частности, с Китайской Народной Республикой.
Глобальные вызовы и риски, с которыми столкнулся мир к началу третьей декады XXI века, дополнились для России политическим и экономическим давлением со стороны многих, как правило, западных стран, в результате чего серьезно ухудшилось, либо вовсе прекратилось международное сотрудничество. Здесь Арктика пострадала особенно сильно, поскольку все арктические державы заняли однозначную позицию по отношению к действиям Российской Федерации, декларируемых ею как защита национальных интересов. Итогом стали не только возросшие риски в геополитической сфере. Под ударом оказалась экосистема Северного морского пути, был взорван газопровод “Северный поток-2”, многие проекты подорожали или встали на паузу (к примеру, проект атомных ледоколов “Лидер”, способных на круглогодичную навигацию).
В этих условиях и без того существенные вызовы и риски в социально-экономической сфере приобрели статус глобальных, поскольку обеспечение как государство, так и самого региона во многом зависит от квалифицированных кадров и развитой современной инфраструктуры АЗРФ. И возможной стратегией управления в данном случае может оказаться реализация синергетического потенциала страны: экономического фундамента, базирующегося на богатых месторождениях, инновационной политики, которая стала активнее продвигаться и поддерживаться государством программно, человеческому капиталу, историческому опыту, накопленному за многолетнюю историю освоения Крайнего Севера. Эти ресурсы при грамотном вовлечении их в разработку и реализацию проектов арктической политики способны создать эффективно функционирующую комплексную систему, которая будет иметь потенциал к дальнейшему развитию и, что важно, саморазвитию, а также защите от старых и вновь появляющихся вызовов и рисков.
Дальнейшие исследования по теме реагирования на вызовы и риски в Арктике и стратегии их решения видятся нам в более прикладной плоскости, однако для этого потребуются новые концептуальные разработки, отвечающие современным запросам и тенденциям в сфере арктической политики, освоения территорий и реагирования на вызовы и риски. Поскольку особые условия северных регионов, зачастую неподходящие для применения существующего методологического аппарата, в настоящее время испытывают новые вызовы времени, касающиеся в первую очередь нынешнего положения России на международной арене, такие разработки видятся необходимыми.
Подобные работы
- Арктическая политика России в эпоху глобальных вызовов/рисков
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - РОЛЬ СМИ В ОСВЕЩЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция внешней политики России в постбиполярный период
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В
АРКТИКЕ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ В ПРИПОЛЯРНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Арктика как регион сотрудничества России со странами ЕАЭС: в поисках оптимальной модели интернационализации промышленного потенциала на принципах государственно-частного партнерства
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - ФИНАНСОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (2013-2024)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2025 - Формирование стратегии развития нефтегазовых компаний в условиях глобализации и финансовой нестабильности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



