Введение 3
Глава 1. Теоретические основы описания традиционных поэтических образов 9
1.1. Художественная и поэтическая картины мира 9
1.2. Слово в языке поэзии 16
1.2.1. Особенности словоупотребления в поэтическом тексте 16
1.2.2. Образ и образные средства языка поэзии 21
1.2.3. Лексикографическое описание образных средств языка поэзии. Традиционный поэтический образ 29
1.3. Изучение языка русской поэзии начала XXI века 32
1.4. Особенности языка поэзии В. Полозковой 38
Выводы 41
Глава 2. Лексико-семантические особенности традиционных поэтических образов в лирике В. Полозковой 44
2.1. Традиционные поэтические образы в лирике В. Полозковой 44
2.2. Традиционные поэтические образы, обозначающие любовь 46
2.2.1. Традиционный поэтический образ боль/болезнь - любовь 46
2.2.2. Традиционный поэтический образ огонь - любовь 58
2.2.3. Традиционный поэтический образ путь - любовь 64
2.2.4. Традиционный поэтический образ плен - любовь 74
2.3. Традиционные поэтические образы, обозначающие бытие, жизнь, периоды жизни человека 79
2.3.1. Традиционный поэтический образ путь - жизнь 79
2.3.2. Традиционный поэтический образ игра - жизнь 91
2.4 Традиционные поэтические образы, обозначающие человека 95
2.4.1. Традиционный поэтический образ свет - человек 95
2.5. Особенности поэзии В. Полозковой на примере стихотворений, содержащих несколько образов 100
Выводы 107
Заключение 110
Список использованной литературы 113
Приложение 124
Магистерская работа посвящена исследованию традиционных поэтических образов в русской женской лирике начала XXI в. (на материале поэзии В. Полозковой).
Традиционный поэтический образ определяется как «образ, имеющий длительную традицию употребления в поэзии (на протяжении XVIII-XXI вв.), обладающий относительно устойчивым семантическим ядром и способом словесного выражения» [Афанасьева 2018: 49-50]. Также необходимо помнить о том, что традиционный поэтический образ заключает в себе определенные архетипические черты, одновременно сочетая в себе категорию языка и поэтического сознания. К таким образам относятся: путь, огонь, вино, чаша, нить, театр, игра - «жизнь»; огонь, вино, болезнь - «любовь» и др. [там же: 50].
Поэтическая картина мира изучается многими исследователями. С точки зрения когнитивного аспекта поэтическая картина мира изучалась Ж. Н. Масловой и определялась как часть художественной картины мира, концептуальная эстетическая система, задача которой заключается в структуризации творческой деятельности поэта по созданию и интерпретации альтернативной реальности [Маслова 2011: 12]. М. Лучик рассматривает поэтическую картину мира как переплетение национального, общечеловеческого и индивидуального [Лучик 2019: 13]. Н. С. Болотнова интерпретирует понятие одновременно как структуру сознания поэта и как систему художественных концептов [Болотнова 2003: 199-205]. З. Д. Попова в своей работе отмечает, что поэтическая картина мира передается поэтом через его язык и через индивидуально-авторскую концептуальную картину мира [Попова 2002: 12-18].
Изучение поэтической картины мира в лексикографическом описании появляется в конце XX в. в «Словаре поэтических образов» Н. В. Павлович [Павлович 2007]. Затем важными работами в этой области становятся: «Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-XX веков» Н. А. Кожевниковой и З. Ю. Петровой [Кожевникова 2000- ], «Словарь языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца XVIII - начала XX в.)» Н. Н. Ивановой и О. Е. Ивановой [Иванова 2015], «Словарь языка русской поэзии ХХ в.» [Шестакова 2001- ].
Современная российская поэзия, поэзия XXI в. вызывает интерес критиков, литературоведов и исследователей языка поэзии. Например, в этом ряду работы Л. В. Зубовой [Зубова 2010, 2021], Н. А. Фатеевой [Фатеева 2006, 2017], М. Янкелевич [Янкелевич 2011], Е. С. Зинуровой [Зинурова 2018], А. В. Шамсуевой [Шамсуева 2020], Е. А. Лариной [Ларина 2016] и др.
Несмотря на отдельные работы, традиционные поэтические образы в русской женской лирике начала XXI в. на материале поэзии В. Полозковой никем не были изучены: работ, посвященных данной проблематике, нет.
Для настоящего исследования были выбраны материалы творчества известной российской поэтессы, певицы, актрисы Веры Полозковой.
Актуальность данного исследования определяется тем, что оно проводится в рамках изучения языка поэзии, в том числе изучения поэтической картины мира, основываясь на анализе стихотворений В. Полозковой; традиционные поэтические образы являются актуальным объектом исследования, так как они оказываются значимыми и частотными в лирике В. Полозковой. Лексико-семантический аспект осмысления традиционных поэтических образов в русской женской поэзии начала XXI в. не был предметом изучения исследователей. Актуальность данной работы также обусловлена трудностью в понимании иностранными студентами русского поэтического языка.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые были изучены традиционные поэтические образы в русской женской лирике начала XXI в. на материале поэзии В. Полозковой.
Объектом исследования являются традиционные поэтические образы в лирике В. Полозковой.
Предметом - лексико-семантические особенности традиционных поэтических образов в лирике В. Полозковой.
Цель работы - выявить лексико-семантические особенности традиционных поэтических образов в русской женской лирике начала XXI в. (на материале поэзии В. Полозковой).
Достижение поставленной цели сопряжено с необходимостью решить ряд задач:
1. Описать теоретическую базу исследования;
2. Осуществить сбор материала, основой которого является метод лексико-семантического анализа, необходимый для выявления традиционных поэтических образов и контекстов их реализации;
3. Проанализировать значимые образы для поэзии В. Полозковой;
4. Выявить специфику создания и развития традиционных поэтических образов, характеризующих особенности лирики В. Полозковой.
Гипотеза исследования заключается в том, что предложенный подход позволит описать традиционную образность в лирике В. Полозковой и охарактеризовать индивидуально-авторские особенности поэзии с точки зрения соотношения в ней традиции и новаторства.
Материалом для исследования стали четыре сборника стихотворений начала XXI в. Веры Полозковой - «Непоэмание» [Непоэмание 2012], «Фотосинтез» [Фотосинтез 2018], «Осточерчение» [Осточерчение 2016] и «Работа горя» [Работа горя 2021].
Основными методами и приемами исследования являются: прием направленной выборки материала из четырех сборников стихотворений В. Полозковой; прием направленной выборки материала из толковых словарей; описательный метод, обусловленный лексико-семантическим подходом к исследованию; прием количественных характеристик материала.
Теоретическая значимость работы может состоять в отборе, классификации и анализе традиционных поэтических образов поэзии В. Полозковой.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов работы в лекциях по стилистике, языку поэзии XXI в., при составлении учебных пособий, а также материал работы может стать основой для создания словаря поэтических образов русской современной поэзии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Традиционные поэтические образы в лирике В. Полозковой представляют интерес для исследователей, так как с их помощью можно проследить дальнейшее развитие традиционных поэтических образов на примере лирики XXI в.;
2. Самые частотные традиционные поэтические образы, которые встречаются у В. Полозковой, - это боль/болезнь - любовь; огонь - любовь; путь - любовь; плен - любовь; путь - жизнь; игра - жизнь; свет - человек;
3. Для анализа отобранного нами из поэтических сборников материала был использован следующий алгоритм:
• последовательно, опираясь на научную литературу и данные различных лексикографических источников (толковых словарей и словарей поэтических образов) охарактеризовать и проанализировать поэтические образы с точки зрения их семантики и структуры;
• опираясь на собранные характеристики, выявить и представить смысловые поля компонентов образов, созданных современным автором на основе традиционных поэтических образов;
• предъявить полученные результаты в виде таблицы, где каждый рассматриваемый в работе образ будет иметь смысловое поле конкретного и абстрактного компонентов, представленное в виде словосочетаний и лексем из стихотворений В. Полозковой;
4. Традиционные поэтические образы в лирике В. Полозковой выражены как типичными лексемами, так и новыми для поэтического словоупотребления, что даёт возможность анализа причин употребления лексем, которые ранее не были использованы для создания традиционных поэтических образов;
5. Специфика создания образа в лирике В. Полозковой состоит в применении различных выразительных средств, которые раскрывают тему каждого стихотворения по-своему: анафор; обращений; эпитетов; лексем, актуальных для языка XXI в. и др.
Структура работы: магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи, характеризуется материал, описываются методы, раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе излагаются общетеоретические основы исследования, рассматриваются понятия художественной и поэтической картин мира, раскрываются особенности поэтического словоупотребления и создания образов в поэтическом тексте, приводится понятие традиционного поэтического образа и его специфика .
Вторая глава состоит из пяти параграфов. В первом параграфе дана общая характеристика и статистическая информация о традиционных поэтических образах в лирике В. Полозковой. Во втором параграфе рассматриваются и анализируются традиционные поэтические образы, обозначающие любовь. В третьем параграфе рассматриваются и анализируются традиционные поэтические образы, обозначающие бытие, жизнь, периоды жизни человека. В четвертом параграфе рассматриваются и анализируются традиционные поэтические образы, обозначающие человека. В пятом параграфе описываются особенности лирики В. Полозковой на примере самых ярких стихотворений, содержащих несколько традиционных поэтических образов.
В заключении представлены основные результаты исследования.
Поэтическая картина мира автора порождает формирование образа в поэзии, который основан на употреблении определенной лексики. Именно в поэтическом тексте слово может быть интерпретировано абсолютно по - разному, что дает право автору раскрывать многогранность его семантики в зависимости от цели, которой хочет достичь поэт. В этом заключается образность слова. Для ее создания автор прибегает к образу, который создается при помощи различных образных средств (например, метафор, эпитетов, сравнений, гипербол, олицетворений и т.п.). За многовековую историю поэзии можно выделить ряд традиционных поэтических образов, которые в той или иной форме существуют и сегодня. В данной работе рассмотрены язык современной русской поэзии и традиционные поэтические образы, которые можно обнаружить в женской лирике XXI в. Русская поэзия обладает своими уникальными особенностями, которые определил свободный и насыщенный информацией XXI век, - нарушение норм грамматики, орфографии, этики; превращение текста в гипертекст; смешение стилей; свободная форма, поэзия визуального типа; частое употребление неологизмов, окказионализмов, сложных эпитетов. Так как материал исследования работы - это четыре сборника стихотворений начала XXI в. известной российской поэтессы Веры Полозковой («Непоэмание» (2008 г.), «Фотосинтез» (2008 г.), «Осточерчение» (2013 г.) и «Работа горя» (2020 г.), то приведем особенности лирики поэтессы: экспрессивность речи; молодежный сленг; обсценная лексика; использование анафоры, эпифоры, градации; употребление неологизмов и окказионализмов.
В работе структурированы и проанализированы самые частотные традиционные поэтические образы и контексты их реализации, которые были выявлены в процессе лексико-семантического анализа. Общее количество традиционных поэтических образов, выделенных из 396 стихотворений, - 37. Самыми частотными из них являются следующие образы: боль/болезнь - любовь; огонь - любовь; путь - любовь; плен - любовь; путь - жизнь; игра - жизнь; свет - человек.
Анализ традиционных поэтических образов позволил выявить следующие новые черты реализации образов в женской лирике XXI в.:
1. Заключение в одной лексеме и абстрактного и конкретного компонента образа (ТПО боль - любовь: люболь);
2. Использование в качестве конкретного компонента образа звукоподражание (ТПО огонь - любовь: пшшш);
3. Использование лексемы, которая открывает большой ассоциативный образный пласт (ТПО путь - любовь: je t’aime);
4. Использование лексем в составе ТПО, характерных только для XXI в. (ТПО боль/болезнь - любовь: взрыв химический; ТПО огонь - любовь: король червей; ТПО путь - любовь: ссылка; ТПО путь - жизнь: камер видеонаблюдения двойником}.
В работе также проанализированы лексико-семантические особенности поэтического текста, связанные с употреблением традиционных поэтических образов. Сделан следующий вывод:
Для реализации в поэтическом тексте традиционного поэтического образа применяются следующие образные и стилистические средства: лексемы, языковое значение которых меняет значение других слов в контексте стихотворения (засаленный; уютно; прилепляет); использование эпитетов (капризный; упрямый; козырный; жадный; нервная, чуткая, многоглазая), сравнения (ожёг и лёд; сердце держишь в руке, как джойстик), фразеологизма (путеводная звезда), анафор (не сходи с моих уст, не сходи с моих строк; ну давай, давай); использование синтаксических конструкций в качестве расширения смысловых полей конкретного и абстрактного компонентов (маялись, потели, пеклись о доме и капитале...; моё солнце - это почти как должность}, использование специальной лексики для создания большей образности (контакт, клемма).
В процессе исследования были выявлены и представлены смысловые поля конкретного и абстрактного компонентов образов, созданных современным автором на основе традиционных поэтических образов (см. Приложение. Сводные таблицы смысловых полей конкретного и абстрактного компонентов ТПО боль/болезнь - любовь, огонь - любовь, путь - любовь, плен - любовь, путь - жизнь, игра - жизнь, счет - человек).
Лирика В. Полозковой яркая, современная и самобытная. Ее отличает интенсивность (ритм, прерывания строфы, отсутствие строфы); большое количество анафор (хвала отчаявшимся, хвала отчаянию...); использование внутри поэтического текста диалога (А дорого? - Мне бесплатно); использование обращений (мама; солнце; Господи); использование актуальных для языка XXI в. лексем (банкиры, кредиты, транжиры, проценты, кредиторы). Важно отметить, что В. Полозкова, являясь современной поэтессой, использует актуальную лексику в своих стихотворениях и включает в тексты живую речь русского языка начала XXI в. При данном новаторстве автор продолжает поэтическую традицию, но использует для этого другие средства выражения.
Материал, представленный в работе, может быть использован в лекциях по стилистике, языку поэзии XXI в., при составлении учебных пособий, а также материал работы может стать основой для создания словаря поэтических образов русской современной поэзии.
1. Афанасьева Н.А. Лексикографическое описание традиционных поэтических образов : к постановке проблемы / А. Н. Афанасьева // Мир русского слова. - 2013. - № 1. - С. 92-97.
2. Афанасьева Н.А. Русская поэтическая картина мира : лингвистический подход / Н. А. Афанасьева // Филологический класс. - 2020. - № 4. - С. 80-87.
3. Афанасьева Н.А. Традиционные поэтические образы. XVIII век : словарь / Н. А. Афанасьева. Москва : Аквилон, 2022. - 680 с.
4. Афанасьева Н.А. Словарь традиционных поэтических образов : XI-XV вв. Принципы организации и возможности использования / Н. А. Афанасьева // Современные проблемы авторской лексикографии : сб. ст. - Москва : Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2018. - С. 49-50.
5. Ахматова А.А. Лирика / А. А. Ахматова. - Москва : Стрекоза, 2020. - 224 с.
6. Баруздина С.А. Цвет времени (сравнительная характеристика лингвоцветовой картины мира на примере поэтических произведений немецких и русских авторов) / С. А. Баруздина // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. - 2021. - № 3. - С. 13-16.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров ; прим. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - Москва : Искусство, 1979. - 423 с.
8. Белый А. Начало века / А. Белый. - Москва : Художественная литература, 1990. - 686 с.
9. Беляева Н.В. Взгляд на современную поэзию / Н. В. Беляева // Общество. Среда. Развитие. - 2009. - № 2. - С.111-126.
10. Болотнова Н.С. Поэтическая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста / Н. С. Болотнова // Сибирский филологический журнал. - 2003. - № 3-4. - С. 199-205.
11. Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование / Л. О. Бутакова. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2001. - 283 с.
12. Валгина Н.С. Теория текста / Н. С. Валгина. - Москва : Логос, 2003. - 173 с.
13. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский // Москва : Высшая школа, 1989. - 405 с.
14. Винокур О.Г. Филологические исследования / О. Г. Винокур. - Москва : Наука, 1990. - 453 с.
15. Волкова П.С. Феномен интернет-поэзии (на материале творчества Веры Полозковой) / П. С. Волкова // Русская литература и диалог культур в эпоху глобализации : сб. ст. - Санкт-Петербург : СПбКИТ, 2018. - С. 25-28.
...