ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПИСАНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ТИПОВ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ 8
1.1. Мотивология как научное направление лингвистики 8
1.1.1. Развитие мотивологии, её основные понятия 9
1.1.2. Первое понятие - мотивированность и ее типы 12
1.1.3. Второе понятие - внутренняя форма слова 22
1.1.4. Третье понятие - мотивационные отношения 27
1.2. Словообразование как тесно связанная с мотивологией наука 31
1.2.1. Понятие словообразовательных средств 32
1.2.2. Словообразовательный формант и словообразовательное значение - основополагающие понятия для словообразовательного типа 37
1.2.3. Понятие о словообразовательном типе 43
1.3. Отличие деривационных и мотивационных отношений 47
Выводы по Главе I 48
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МОТИВАЦИОННЫХ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ НОМИНАЦИИ ЯГОД 50
2.1 Общая характеристика тематической группы «названия ягод» 50
2.2 Мотивационный анализ тематической группы «названия ягод» 73
2.3 Классификация названий ягод по мотивационным типам 93
2.4 Описание словообразовательной структуры и семантического соотношения между производным словом и его производящим 96
2.5 Классификация слов тематической группы «названия ягод» по словообразовательным типам 102
Выводы по Главе II 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. НАЗВАНИЯ ЯГОД В СЛОВАРЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА (ПО АЛФАВИТУ) 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЙ НАЗВАНИЙ ЯГОД в русском, латинском, китайском языках 121
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу мотивационных типов и словообразовательных средств лексем, составляющих тематическую группу «названия ягод» в русском языке на фоне китайского языка.
Актуальность работы состоит, во-первых, в том, что, исследуется тематическая группа «названия ягод» — это небольшая по объему группа слов в русском языке, но в ней очень много старых слов, в которых отражается мировоззрение носителей русского языка.
Во-вторых, несмотря на то, что данная группа слов занимает важное место в русской языковой картине мира, имеюшиеся исследования этой группы не систематизированы с точи зрения РКИ.
Цель работы заключается в анализе тематической группы «названия ягод» в русском языке (на фоне китайского) по таким лингвистическим аспектам, как мотивология, этимология, словообразование и др., а также в описании мотивационных типов и словообразовательных средств, характерных для данной группы слов.
Задачи работы:
1) Изучать и описать теоретичесую базу исследования;
2) Представить общую лингвистическую характеристику названий ягод;
3) Для каждого производного названия установить его производящую основу;
4) Описать мотивационные типы, характерные для тематической группы «названия ягод»;
5) Классифицировать тематическую группу «названия ягод» по используемым словообразовательным средствам;
Объектом исследования выступает тематическая группа «названия ягод» в русском языке, а Предмет исследования - мотивационные типы и словообразовательные средства существительных, называющих ягоды.
Материалом исследования являются такие лингвистические словари, как:
1) Боброва Т А., Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004;
2) Ефремова Т Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000;
3) Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. — СПб.: ООО "Виктория плюс", 2004;
4) Ульянова О. А. Словообразовательный словарь современного русского языка. - М,: «Аделант», 2013.
Теоретическая база исследования опирается на такие важные научные работы, как:
1) Араева Л.А., Ли С.И. Пропозиционально-фреймовый анализ производного слова (на материале наименований ягод в китайском и русском языках)// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2014. № 27. С. 124-126;
2) Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: КРАСАНД, 2010. - 304 с., и др.
Методы и приемы исследования: описательный метод, прием сплошной выборки материал из словарей и сборников, словообразовательный и мотивационный анализ.
Практическая значимость - результаты данного исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного, в спецкурсах по словообразовательному и мотивационному анализу лексических единиц, а также в лекциях по лексикологии, в том числе по теме названий объектов растительного мира.
Теоретическая значимость обусловлена тем, что тематическая группа «Названия ягод» представлена в полном составе и систематизирована с точки зрения словообразования и мотивологии.
Новизна работы заключается в том, что классификация слов тематической группы «Названия ягод» производится и по словообразовательным средствам, и по мотивационным типам, выявляются закономерности мотивированности существительных тематической группы, мало исследованной в данном аспекте.
Гипотеза работы состоит в том, что большинство названий ягод является мотивированным, и меньшая часть названий является производной. Кроме того, предполагается, что мотивационные и словообразовательные признаки, по которым можно классифицировать слова изучаемой тематической группы, являются похожими.
Апробация работы. Результаты работы докладывались на XXVI Открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ (г. Санкт-Петербург, 2023 г).
Публикации результатов работы. По материалам работы будут опубликованы тезисы в электронном сборнике, размещаемом на портале СПбГУ и подлежащем регистрации в РИНЦ.
На защиту выносятся следующие положения: во-первых, несмотря на то, что словообразование и мотивология взаимосвязаны, существуют ряд отличий между двумя лингвистическими направлениями, например, морфемы в словообразовании всегда формально выражены, а в мотивационной форме значимые части объединяются на основе обоснованной ассоциации (см. ЧЕРемуХА).
Во-вторых, был проведен мотивационный анализ по каждому мотивированному названию ягод и были выделены 7 типов лексической мотивации и 8 структурных мотивационных типов. С точки зрения мотимологии, самый частотным признаком при наименовании ягод является форма ягоды или растения, частью которого является ягода. С точки зрения формы чаще всего в названиях ягод встречается сегмент [ика].
В-третьих, выделяются 5 словообразовательных типов, по которым строятся слова, называющие ягоды. С точки зрения словообразования, большинство (24 из 27) названий ягод образуются с помощью суффиксации.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и использованных словарей и двух приложений.
Во введении формулируются актуальность, цель и задачи, объект и предмет исследования, материал исследования, методы и приёмы исследования, практическая и теоретическая значимости работы, новизна и гипотеза исследования.
В первой главе даются теоретические сведения по мотивологии и словообразованию, которые нужны для анализа слов.
Вторая глава посвящена представлению словообразовательных и мотивационных признаков, характерных для тематической группы «названия ягод».
Итак, цель нашей работы заключается в анализе названий ягод по разным лингвистическим аспектам (на фоне китайского языка) и выявлении мотивационных и словообразовательных признаков при наименовании ягод.
При написании работы:
1) В первой главе была описана теоретическая база исследования. Были рассмотрены отличия и связи между мотивологией и словообразованием.
2) Во второй главе (параграф 2.1) дается общая характеристика тематической группы «названия ягоды». Следует отметить, что название ягоды в русском языке многозначно. Мы по разным источникам собрали и систематизировали лексическое значение, этимологию и ботаническое описание по каждому названию.
3) В параграфах 2.2 и 2.4 был проведен мотивационный и словообразовательный анализ тематической группы слов. Для каждого мотивированного названия определен лексический или структурный мотиватор. А с точки зрения словообразования для производного слова мы установили его производящую основу. Также были отмечены словообразовательные способы, характерные для каждого производного названия.
4) В параграфах 2.3 и 2.5 была проведена классификация названий ягод по типам мотивационных отношений и по словообразовательным типам.
Таким образом, было проведено исследование названий ягод с точки зрения «внешней одежды» слов и их внутренних признаков, которые, соответственно, отражают суть лингвистических направлений словообразования и мотивологии. Данное исследование актуально для раскрытия важных факторов, влияющих на формирование названий ягод с точки зрения лингвистики.
Кроме того, в параграфе 2.1 частично проанализированы характеристики названий ягод в китайском языке. Например, черника в китайском языке называется европейской ягодой, а ежевика в китайском языке называется ягодой черного цвета. Голубика в китайском языке также получила название ягоды голубого цвета. С китайской культурой связано второе название тутовника - шелковица. А в конце работы был дан перевод названий ягод (производных) с русского языка на китайский (см. приложение 2) и к нему было приложено латинское научное название каждой ягоды.
В соответствии с уже достигнутой целью и выполненными задачами, можно указать следующие полученные результаты: во-первых, показано на примере изученной тематической группы, что мотивология и словообразование представляют собой две тесно взаимосвязанные науки, однако, существует ряд отличий между ними, например, морфемы в словообразовательных типах всегда чекто выделяются (формально выражены), а в мотивологической сфере используется термин сегмент, потому что в основе членения морфем лежит обоснованная ассоциация. Мотивационное значение характерно для конкретного слова, а словообразовательное значение свойственно всем словам, которые относятся к одному словообразовательному типу. Поэтому словообразование закладывает основы для выделения внешней структуры слова, дальше с помощью применения мотивационного анализа можно выявить признаки, скрывающиеся под каждой частью внешней оболочки слова.
Во-вторых, с точки зрения мотивологии выделяются 7 типов лексической мотивации: «цвет», «ассоциация с другим лицом или предметом», «запах», «форма», «место произрастания», «качество», и «продукты из ягоды». Определено 9 структурных типов: названия ягод с сегментом [ика], [ина], [ник], [ка], [ия], [ня], [ха], [ец] и [ица]. Среди 67 единиц, 52 слова являются мотивированными, 51 слово обладает относительной мотивированностью, одному свойственна абсолютная мотивированность. Самый частотный признак при наименовании ягоды - это призанк «форма», форма ягоды или части растения, число таких слов составляет 14. Далее, «ассоциация с другим лицом или предметом» - 12, «цвет» - 10, «качество» - 5, «место произрастания» - 4, «запах» - 3 и «продукты из ягод» - 3. (некоторые слова отнесли к двум группам).
В словообразовательном направлении выделяются 5 словообразовательных типов. Слова, означающие ягоды и относящиеся к этим типам, тоже связаны с качеством состава ягод, цветом ягод, формой ягод или части растения и продуктом, сделанным из ягоды.
Среди 27 производных слов, 24 слова были созданы с помощью суффиксации, 2 - сложения, 1 - сложения в сочетании с суффиксацией. Самый частотные суффиксы, которые добавили для образования нового слова - это [ник] (9) и [ик] (9). Далее, [к](3), [ин](2), [ец](1) и [иц](1).
Исходя их вышеизложенного можно сделать вывод, что названия ягод в русском языке достаточно многообразны, на наименования ягод влияют факторы, которые носители языка в природе чувствуют, видят и (редко) слышат. В результате мы определили, чем руководствуются носители языка, называя определенным словом объект растительного мира и выявили, как эти признаки отражаются в корнях слов или в их звуковой оболочке.
1. Араева Л.А., Ли С.И. Пропозиционально-фреймовый анализ производного слова (на материале наименований ягод в китайском и русском языках) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2014. № 27. С. 124-126.
2. Араева Л.А., Логунов Т.А. Пропозиционально-фреймовый анализ производного слова как источник информации (на материале наименований ягод в английском и русском языках) // Актуальные проблемы современного словообразования: сб. научных статей. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. С. 91-94.
3. Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др.. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / под ред. В. А. Белошапковой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк.,1989. 800 с.
4. Белоусов В.Н., Ковтунова И.И., Кручинина И.Н. и др. Краткая русская грамматика / под ред. Шведовой Н. Ю. и Лопатина В. В. М., 2002. 726 с.
5. Блинова О. И. Мотивология и ее аспекты. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: КРАСАНД, 2010. 304с.
6. Блинова О.И. Термин и его мотивированность // Терминология и культура речи. М., 1981.
7. Блинова, О.И. Мотивационное значение слова // Актуальные вопросы русского словообразования. Тюмень, 1984.
8. Блинова О.И. Мотивационная триада как комплексная категориальная единица метаязыка и текста // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. №3 (23).
9. Блинова О.И. Мотивационная форма и мотивационное значение // Межвуз. конф. «Деривация и история языка»: Тез. докл. Пермь, 1985.
10. Блинова О.И. Мотивология: библиографический указатель / Томский гос. ун-т ; [сост.: О. И. Блинова, А. С. Филатова]; под ред. О. И. Блиновой. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2004. 77 с.
11. Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2007. 392 с.
12. Блинова О.И. Русская мотивология: учеб.-метод. пособие по спецкурсу для студентов вузов, обуч. по спец. 021700 - "Филология"; Томский гос. ун-т. 2-е изд., перераб. и доп. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2004. 65 с.
13. Блинова О.И. Проблемы диалектной лексикологии: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Томск,1974.
14. Блинова О.И. Явление мотивации слов: Лексикологический аспект: Учеб. пособие. Томск, 1984; изд. 2. М.: Книжный дом «Либорком»/ПК88, 2010.
15. Варина В.Г. Лексическая семантика и внутренняя форма языковых единиц // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976.
...