ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения педагогического дискурса как вида институциональной коммуникации 7
1.1 Определение педагогического дискурса 7
1.1.1 Цели и ценности педагогического дискурса 10
1.1.2 Коммуникативные стратегии в педагогическом дискурсе 13
1.1.3 Специфика англоязычного педагогического дискурса 20
1.2 Исследования коммуникативного комфорта в педагогическом дискурсе 25
1.2.1 Языковые средства репрезентации коммуникативного комфорта в англоязычном
педагогическом дискурсе 35
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. Анализ речевых средств выражения коммуникативного комфорта в англоязычном педагогическом дискурсе 41
2.1 Характеристика корпусов британского и американского устного академического
языка BASE и MICASE 42
2.1.1 Анализ языковых средств выражения коммуникативного комфорта на материале
британского корпуса BASE 44
2.1.2 Анализ языковых средств выражения коммуникативного комфорта на материале
американского корпуса MICASE 57
2.2 Сравнительно-сопоставительный анализ речевых средств выражения
коммуникативного комфорта в британском и американском педагогическом дискурсе 72
2.2.1 Социализирующая функция 73
2.2.2 Стратегия побуждения к коммуникативной ассертивности 74
2.2.3 Стратегия коммуникативной эмпатии 76
2.2.4 Контролирующая стратегия 77
Выводы по второй главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ИСТОЧНИКИ 85
Список использованной литературы 85
Список лексикографических источников 92
Список источников примеров 92
Список использованных сокращений 92
Работа посвящена анализу языковых средств создания коммуникативного комфорта в ситуациях коммуникативного взаимодействия педагога и ученика в англоязычной лингвокультуре.
Актуальность исследования обусловлена его антропоцентричностью, соответствием современной лингвистической парадигме, а также тем, что оно выполнено в русле дискурс анализа и прагма-коммуникативных лингвистических исследований.
Новизна работы заключается в том, что в ней впервые предлагается описание коммуникативного комфорта в ситуациях коммуникативного взаимодействия педагога и ученика в англоязычной лингвокультуре и рассматриваются языковые средства его создания.
Объектом исследования является англоязычный педагогический дискурс, представленный совокупностью англоязычных текстов, содержащих коммуникативное взаимодействие педагога и ученика, предметом - случаи использования речевых средств, обеспечивающих коммуникативный комфорт в процессе педагогического взаимодействия с учеником.
Теоретическую основу исследования составили работы в области изучения педагогического дискурса и методов его анализа (В.И. Карасик, О.В. Коротеева, Н.С. Остражкова, А.Р. Габидуллина), исследования англоязычного педагогического дискурса (Б. Бернстайн, Т. Ван Дейк, Ф. Кристи, С. Филипс), а также работы, раскрывающие сущность термина коммуникативный комфорт в контексте педагогического взаимодействия в англоязычной культуре (М.А. Харитонова, Э.Б. Фримьер, Дж.С. Маккроски, В.П. Ричмонд).
Цель настоящей работы - рассмотреть языковую репрезентацию коммуникативного комфорта в англоязычном педагогическом дискурсе.
Предполагается решение следующих исследовательских задач:
1. Изучить содержание термина «педагогический дискурс», рассмотреть различные подходы учёных к описанию этого понятия;
2. Описать специфику англоязычного педагогического дискурса,
выявить его особенности, а именно цели и ценности;
3. Раскрыть сущность коммуникативного комфорта в англоязычном
педагогическом дискурсе;
4. Выявить способы достижения коммуникативного комфорта на
лексическом, синтаксическом и прагма-коммуникативном уровнях;
5. Проанализировать и провести классификацию языковых средств создания коммуникативного комфорта в ситуациях проведения занятия с учащимися разного возраста.
6. Провести сравнительно-сопоставительный анализ языковых средств выражения коммуникативного комфорта в британской и американской лингвокультурах.
Методами исследования в данной работе послужат метод лексико-семантического анализа, контекстуальный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, метод прагма-коммуникативного анализа и другие методы.
Материалом исследования являются корпуса текстов, содержащие педагогическое взаимодействие в сфере высшего образования в англоязычной среде, а именно корпуса BASE (The British Academic Spoken English Corpus) и MICASE (Michigan Corpus of Academic Spoken English).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она способствует дальнейшему исследованию проблем речевой коммуникации в области англоязычного педагогического дискурса. В ней представлена существующая система стратегий и тактик речевого поведения педагога, а именно их языковая репрезентация. Также, дана оценка эффективности языковых средств для создания коммуникативного комфорта.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что её результаты могут найти практическое применение в профессиональной деятельности педагогов и при обучении педагогическому общению на английском языке. Результаты исследования могут служить материалом для дальнейшего анализа функционирования языковых средств как в педагогическом дискурсе, так и в других типах дискурса.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Основополагающей целью англоязычного педагогического дискурса является социализация нового члена общества и способствование развитию его индивидуальности в рамках институциональной коммуникации.
2. Коммуникативный комфорт в англоязычном педагогическом дискурсе реализуется в зависимости от коммуникативной ситуации на уровне различных коммуникативных стратегий, среди которых объясняющая стратегия, контролирующая стратегия, оценивающая стратегия и организующая стратегия.
3. Для обеспечения коммуникативного комфорта в англоязычном педагогическом дискурсе его участники должны применять такие стратегии, как коммуникативная ассертивность и коммуникативная эмпатия.
4. Для речи педагога англоязычной лингвокультуры наиболее характерна стратегия коммуникативной эмпатии, при этом коммуникативная ассертивность - это тот навык, к проявлению которого педагог побуждает студента в ходе коммуникации в образовательной среде.
5. Прагма-коммуникативный анализ фрагментов речевого взаимодействия участников коммуникации англоязычной академической среды показал наиболее частотные ситуации проявления коммуникативного комфорта, такие как социализация в процессе передачи знаний о мире и личного опыта педагога, побуждение студентов к формированию и проявлению навыка коммуникативной ассертивности, коммуникативная эмпатия в речевом поведении педагога и контроль учебного процесса.
6. Структурный и сравнительно-сопоставительный анализ языковой репрезентации коммуникативного комфорта в британском и американском педагогическом дискурсе показал характерные для англоязычного
педагогического дискурса коммуникативного комфорта.
Объем и структура работы:
Объем настоящего исследования составляет 93 страницы печатного текста. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (включающего 41 русскоязычных источников и 38 работ на английском языке), списка источников примеров и лексикографических источников, а также списка использованных сокращений.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе был проведён прагма-коммуникативный анализ речевых средств выражения коммуникативного комфорта в англоязычном педагогическом дискурсе.
Согласно теоретическим результатам настоящего исследования англоязычный педагогический дискурс представляет собой один из видов институциональной коммуникации, протекающей в англоязычной образовательной среде, участниками которой являются педагог и учащийся (агент и клиент соответственно). Основополагающими целями англоязычного педагогического дискурса является социализация учащегося, помощь в усвоении им социальных ролей, развитие его индивидуальности и коммуникативной компетенции посредством передачи знаний о мире, ценностей англоязычной культуры и индивидуального жизненного опыта педагога.
Кроме того, в теоретической главе данной работы была описана сущность коммуникативного комфорта в рамках англоязычного педагогического дискурса. Под коммуникативным комфортом в данном исследовании понимается положительное психологическое состояние человека, позволяющее ему осуществлять коммуникацию без каких-либо затруднений. Кроме того, было выявлено, что коммуникативный комфорт обеспечивает эффективность коммуникации в англоязычной образовательной среде, а следовательно, положительно влияет на эффективность образовательного процесса.
Теоретические результаты данной выпускной квалификационной работы были успешно применены в ходе исследовательской части.
В ходе анализа фрагментов речевого взаимодействия участников англоязычного педагогического дискурса, взятых из британского и американского корпусов устного академического языка BASE и MICASE было выявлено, что коммуникативный комфорт реализуется на лексическом и синтаксическом уровнях, а также на уровне высказывания посредством социализирующей функции педагогического дискурса, контролирующей стратегии, организующей стратегии и оценивающей стратегии. Также, особо важными способами реализации коммуникативного комфорта в англоязычном педагогическом дискурсе являются стратегии коммуникативной ассертивности и коммуникативной эмпатии. Прагма-коммуникативный анализ также позволил говорить о частотности коммуникативных стратегий реализации коммуникативного комфорта. Результаты анализа показали, что коммуникативный комфорт в англоязычном педагогическом дискурсе чаще реализуется посредством социализирующей функции, коммуникативной эмпатии, стратегии побуждения к коммуникативной ассертивности, а также стратегии контроля.
Анализ языковых средств выражения коммуникативного комфорта в англоязычном педагогическом дискурсе показал, что коммуникации в англоязычной образовательной среде присуща тенденция использования разговорного языка, что позволяет сохранять неформальный регистр общения педагога и учащегося, который, в свою очередь, снижает психоэмоциональный барьер между ними. В речи педагога также преобладают эмоционально - экспрессивные языковые средства, которые преимущественно реализуют стратегии коммуникативной эмпатии и побуждения к коммуникативной ассертивности, что свидетельствует о том, что педагог англоязычной образовательной среды склонен принимать во внимание чувства и эмоции студентов, их желания и личные мнения, стремится дать возможность студентам высказать свою точку зрения, и, что более ценно, учит, как это делать правильно.
По нашему мнению, перспективой данного исследования является детальная разработка классификации речевых средств выражения коммуникативного комфорта по каждой коммуникативной стратегии англоязычного педагогического дискурса, а также изучение функционирования этих речевых средств и их влияние на эффективность коммуникации в англоязычной образовательной среде.
1. Агиенко М.И., Рольгайзер А.А. Речевые тактики осуществления функции педагогического контроля в современном вузе: междисциплинарный подход // Научно-методический журнал электронный журнал «Концепт». - 2018.
- №3 - С. 175-187.
2. Антонова Н.А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке // автореферат дис. кандидата филологических наук: 10.02.01 / Сар. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2007. - 25 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - 2-е изд., стер. -М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
4. Бачурка М.А. Прагматическая специфика оценочных речевых актов, стратегий и тактик в русскоязычном и англоязычном педагогических дискурсах // автореферат дис., ... кандидата филологических наук: 10.02.20 / Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - 24 с.
5. Белецкий С.Б. Патернализм в институциональной коммуникации: монография / С.Б. Белецкий, Л.В. Куликова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 196 с.
6. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. - М., 1993.
- 501 с.
7. Габидуллина А. Р. Учебно-педагогический дискурс: категориальная структура и жанровое своеобразие: дис. ... д-ра филол. наук. - Донецк, 2009. - 489 с.
8. Габидуллина А. Р. Оценочные высказывания в педагогическом дискурсе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2013. - Вып. 3. С. 36-45
9. Грушевская Е.С. Адресант и адресат в педагогическом дискурсе: концепция взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2018. - Вып 1. С. 55-59
10. Даль В.И. (2010). Толковый иллюстрированное издание. Россия: Эксмо.
11. Загуменных Е.Д. Коммуникативные портреты учителей в творчестве А.П. Чехова: выпускная квал. работа: Екатеринбург, 2017. 94 с.
12. Заика В. Модель функций языка и речи для дисциплин, изучающих употребление языка // Белостокский языковой архив. - 2013. - №. 13. - С. 415¬430.
13. Карасик, В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2002. - 315 с.
14. Карасик В. И. Структура институционального дискурса //Проблемы речевой коммуникации. - 2000. - С. 25-33.
15. Карасик В.И. Педагогический дискурс // Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. С. 208-221
16. Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия [Текст] // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. / под ред. В.И. Карасика. - Волгоград: Парадигма, 2005. - С. 5 - 25.
17. Клименко В. А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель //Социологический альманах. - 2012. - №. 3. - С. 92-102.
18. Козлова Н. В. Лингвистические корпуса: определение основных понятий и типология //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - Т. 11. - №. 1. - С. 79-89.
19. Колбанова Т. В. Экологическое образование и воспитание через предмет «география» //Перспективы развития современного образования. - 2021. - С. 269-274.
20. Король Е.В., Жигулина Ю.О. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». - 2019. - № 2 - С. 145-149.
21. Лингвистический Энциклопедический Словарь. М., 1990.
22. Макарова Д.В. Реализация стратегий педагогического дискурса в речевом поведении учителя // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 11 - С. 190-195.
23. Мищенко А. В. Языковые средства реализации стратегий педагогического дискурса //Современные научные исследования и инновации. - 2018. - №. 12. - С. 42-42.
24. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2003. - 944 с.
25. Олешков М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса. - Н. Тагил: УрГПУ; Нижнетагильская гос. соц.-пед. академия, 2007. - 336 с.
26. Олешков М.Ю. Речевое клише в педагогическом дискурсе // Вестник МГЛУ, 2010, № 2 (45). Серия 1. Филология. - С.73-80.
27. Остражкова Н.С. Обучение пониманию содержательного компонента педагогического дискурса лекции: Английский язык, языковой вуз // автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Тамб. гос. ун -т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2004. - 18 с.
28. Почебут Л. Г. Межкультурная коммуникативная компетентность: толерантность или ассертивность //Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2017. - Т. 27. - №. 2. - С. 189-195.
29. Прохоров А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Издательство ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ. - Екатеринбург - 2006. - 135
30. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Большая Рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 2000. - 1434 с.
31. Розенталь, Д. Э Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - М.: Рольф, 2001. - 448 с.
32. Суворова С. Л. Феноменология исследования понятий «Дискурс» и «Педагогический дискурс» // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2012. № 4 (263). С. 84-87
33. Томская М. В., Маслова Л. Н. Институциональная коммуникация в лингвистических исследованиях //Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2010. - №. 597. - С. 17-27.
34. Харитонова М.А. Использование стратегии недооценки и недосказанности для создания коммуникативного комфорта (на материале английского языка) // Языки в диалоге культур: проблемы многоязычия в полиэтническом пространстве. - 2022. - Уфа: РИЦ БашГУ - С. 197-199.
35. Харитонова М.А. Речь педагога как фактор обеспечения
коммуникативного комфорта // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - 2020. - Выпуск 4.
Н.Новгород: Мининский университет - С. 290-293.
36. Харитонова М.А. Коммуникативный комфорт как эмоциональная мотивация к изучению ИЯ в высшей школе // Научное наследие Е.И. Пассова в контексте развития иноязычного образования: материалы международной научной конференции. - 2020. - Липецк: Липецкий гос. пед. ун-т . им. П.П. Семенова-Тяншанского - С. 311-312.
37. Цинкерман Т.Н. Лингвопрагматическая специфика стилей общения в англоязычном воспитательном дискурсе // автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.04 /Волгоградский гос. ун-т. - Волгоград, 2014. - 23 с.
38. Шабалина Л. А. Эмпатия как составляющая коммуникативной компетенции преподавателя вуза //Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2016. - Т. 6. - №.
2. - С. 108-113.
39. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. - М., Волгоград: Перемена, 2000. - 368 с.
40. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика / Р. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». - М.: «Прогресс», 1975. - С. 193-230.
41. Яковлева А. Н. Социализация студентов в условиях академической мобильности //Современное образование. - 2019. - №. 2. - С. 8-16.
42. Bernstein B. On pedagogic discourse //Handbook for Theory and Research in the Sociology of Education. - 1986. - С. 205-240.
43. Bernstein B. The social construction of pedagogic discourse //Class, codes and control. - 1990. - Т. 4. - С. 165-219.
44. Brooks D. M., Woolfolk A. E. The effects of students' nonverbal behavior on teachers //The Elementary School Journal. - 1987. - Т. 88. - №. 1. - С. 51-63.
45. Boyd M., Kong Y. Reasoning words as linguistic features of exploratory talk: Classroom use and what it can tell us //Discourse Processes. - 2017. - Т. 54. - №.
1. - С. 62-81.
46. Cazden C. B. Language in the classroom //Annual review of applied linguistics. - 1986. - Т. 7. - С. 18-33.
47. Cazden C. B., John V. P., Hymes D. Functions of language in the classroom. - 1972.
48. Christie F. Pedagogic discourse in the primary school //Linguistics and education. - 1995. - Т. 7. - №. 3. - С. 221-242.
49. Christie F. Classroom discourse analysis: A functional perspective. - Bloomsbury Publishing, 2005.
50. Christophel D. M., Gorham J. A test-retest analysis of student motivation, teacher immediacy, and perceived sources of motivation and demotivation in college classes //Communication education. - 1995. - Т. 44. - №. 4. - С. 292-306.
51. Darling - Hammond, L., Wise, A.E. & Klein, S.P. (1995). A license to teach: Building a profession for 21st century schools. Boulder, CO: West View Press.
52. Dodu Y. I. Teacher talk: Linguistic characteristics and adjustments: дис. - 2013.
53. Erickson F. Going for the zone: The social and cognitive ecology of teacher-student interaction in classroom conversations //Discourse, learning, and schooling. - 1996. - С. 29-62.
54. Frymier A. B. Students’ classroom communication effectiveness //Communication Quarterly. - 2005. - Т. 53. - №. 2. - С. 197-212.
55. Gorham, J. (1988). The relationship between verbal teacher immediacy behaviors and student learning. Communication Education, 37(1), p. 40-53.
56. Gumperz, J. (1982). Communicative competence in educational perspective. In L. C. Wilkinson (Ed.), Communicating in the classroom (p. 3-24). New York, NY: Academic Press
57. Heath, S. B. (1983). Ways with words: Language, life, and work in communities and classrooms. New York, NY: Cambridge University Press.
58. Jewitt C. Classrooms and the design of pedagogic discourse: A multimodal approach //Culture & Psychology. - 2005. - Т. 11. - №. 3. - С. 309-320.
59. Jocuns A. Classroom discourse //The encyclopedia of applied linguistics. - 2012. p. 1-7.
60. Johnson Maeetta B. (1999) Communication in the classroom. Savannah, GA. p. 2-13
61. Knapp M. L., Hall J. A., Horgan T. G. Nonverbal communication in human interaction. - Cengage Learning, 2013.
62. Kyridis, A., Dinas, K., Vlachaiti, V., Ioannitou, E. & Lambropoulou, (2002). Undergraduate students describe the ideal university teacher. Contemporary Education, 122, 78-87.
63. Laserna C. M., Seih Y. T., Pennebaker J. W. Um... who like says you know: Filler word use as a function of age, gender, and personality //Journal of Language and Social Psychology. - 2014. - Т. 33. - №. 3. - С. 328-338.
64. Leondari, A. & Kyridis, A. (1999). Who is the good teacher? Let the students describe him. Nea Paedia, 92, 159-181.
65. Lin, L. (1993). Language of and in the classroom: Constructing the patterns of social life. Linguistics and Education, 5, 367-409.
66. Long M. H. et al. Classroom foreigner talk discourse: Forms and functions of teachers’ questions //Classroom oriented research in second language acquisition. - 1983. - С. 268-285.
67. Manesis, N. (2006). In searching of the perfect teacher: What do parents of various social groups expect? In D. Chatzidimou and Vitsilaki, H. (eds). Proceedings of the 11th International Conference of the G.P.S. (PEE).
68. Mercer N. et al. Ground-rules for mutual understanding: A social psychological approach to classroom knowledge //Language, communication and education. - 1987. - С. 357-371.
69. Miller, P. W. (1988). Nonverbal communication. West Haven: NEA professional Library.
70. McCroskey, J. C., & Richmond, V. P. (1996). Fundamentals of human communication: An interpersonal perspective. Prospect Heights, IL: Waveland Press.
71. Mottet T. P. Interactive television instructors' perceptions of students' nonverbal responsiveness and their influence on distance teaching //Communication Education. - 2000. - Т. 49. - №. 2. - С. 146-164.
72. Nystrand M. et al. Questions in time: Investigating the structure and dynamics of unfolding classroom discourse //Discourse processes. - 2003. - Т. 35. - №. 2. - С. 135-198.
73. Philips, S. (1983). The invisible culture: Communication in classroom and community on the Warm Springs Indian Reservation. New York, NY: Longman.
74. Roget's Thesaurus of English Words and Phrases. Ed. by R.A.Dutch. Harmondsworth: Penguin, 1979. 712 p.
75. Van Dijk T. A. Introduction: Discourse Analysis as a New Cross-Discipline // Handbook of Discourse Analysis. - Vol. 1. - Academic Press, 1985.
76. Walsh S. Construction or obstruction: Teacher talk and learner involvement in the EFL classroom //Language teaching research. - 2002. - Т. 6. - №.
1. - С. 3-23.
77. Walshaw M., Anthony G. The teacher’s role in classroom discourse: A review of recent research into mathematics classrooms. Review of educational research. - Massey University, Palmerston North, New Zealand. - 2008 - 36 p
78. Wendt J. L., Courduff J. The relationship between teacher immediacy, perceptions of learning, and computer-mediated graduate course outcomes among primarily Asian international students enrolled in an US university //International Journal of Educational Technology in Higher Education. - 2018. - Т. 15. - С. 1-15.
79. Wortham, S. (2006). Learning identity: The joint emergence of social identification and academic learning. New York, NY: Cambridge University Press
Список лексикографических источников
1. Cambridge Online Dictionary [Электронный ресурс]. URL:
https://dictionary.cambridge.org/(дата обращения 23.04.2023)
2. Collins Online Dictionary [Электронный ресурс]. URL:
http://www.collinsdictionary.com(дата обращения 18.05.2023)
3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.merriam-webster.com(дата обращения 18.05.2023)
4. Oxford Advanced Learner’s Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com(дата обращения 09.05.2023)
Список источников примеров
1. The British Academic Spoken English (BASE) corpus. URL: https://www.reading.ac.uk/acadepts/ll/base corpus/(период обращения 06.04.2023-15.05.2023)
2. Michigan Corpus of Academic Spoken English (MICASE) URL: https://quod.lib.umich.edu/cgi/c/corpus/corpus?c=micase;page=mbrowse(период обращения 28.03.2023-16.05.2023)