ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МАРКЕТИНГЕ В 21 ВЕКЕ, ЭВОЛЮЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРАКТИК В ПРОЦЕССЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ФИРМАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА 6
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 13
ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРАКТИК КОМПАНИЕЙ 16
3.1. Проведение глубинного интервью и включенного наблюдения 16
3.2. Проведение кейс-стади и включенного наблюдения 22
ГЛАВА 4. ПРОВЕДЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ КОМПАНИЙ ПО ВИДУ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПРАКТИКИ 25
ГЛАВА 5. МЕХАНИЗМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАИЛУЧШЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПРАКТИКИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
В современном мире, на рынке высокой конкуренции важнейшим фактором финансового роста любой компании является активная деятельность с быстрой адаптацией к постоянно изменяющейся внешней среде. При этом для успешного функционирования компании необходимо понимать полную информацию о своем конечном потребителе, новые пути продвижения своих товаров и услуг, отвечать новым запросам и предпочтениям своих покупателей. Все перечисленное является частью науки маркетинга . Именно маркетинговая стратегия и маркетинговая деятельность обеспечивают успешное функционирование фирмы на рынке. В современном мире невозможно представить деятельность компании без таких маркетинговых действий как: изучение внешней конкурентной среды (которая необходима для получения информации о своих конкурентах, их товарах и услугах с целью усовершенствования своего собственного), определение методов конкурентной борьбы, сравнение характеристик товаров и цен на них.
Маркетинг направлен на удовлетворение запросов потребителей на рынке при помощи создания ценностей для клиентов, именно маркетинг во многом влияет на конечную прибыль компании, а значит и на ее эффективность в целом. В современном мире компании ориентируются на 3 ключевых фактора:
1. Ориентация на конкурентов. Компания должна проводить анализ конкурентов с целью выявления у себя сильных и слабых сторон для создания лучших товаров и услуг, чтобы стать лидером на рынке.
2. Ориентация на потребителя (самый ключевой фактор). Маркетинг 21 века отличается от традиционного тем, что в центре находится потребитель, его потребности и запросы.
3. Ориентация на промежуточного клиента. Здесь идет речь о построении отношений с торговыми фирмами, подрядчиками, причем эти отношения нужно воспринимать как клиентов компании.
В целом маркетинг обеспечивает процесс обмена и коммуникации между клиентами товаров и услуг и продавцами. Все маркетинговые инструменты и практики направлены на выявление запросов потребителей на начальном этапе, после чего фирма на основе проведённого анализа разрабатывает маркетинговую стратегию с целью формирования предложения, отличающегося от конкурентов. Таким образом, маркетинг является основой успешного функционирования компаний на конкурентном рынке. Современная маркетинговая практика как раз и помогает компаниям в данной цели.
Цель исследования: разработать механизм по определению маркетинговой практики для фирм малого предпринимательства, которая поможет компании увеличить финансовые показатели
Для осуществления данной цели, автором были поставлены следующие задачи:
1. Описать основные изменения в маркетинге в 21 веке, эволюции маркетинговых практик в процессе маркетинговой деятельности компаний и их применение фирмами малого бизнеса;
2. Изучить теорию маркетинговых практик;
3. Описать теорию и методологию проводимого исследования;
4. Провести глубинное интервью с 10 компаниями в рамках исследования;
5. Провести кейс-стади и включенное наблюдение в компании;
6. Проанализировать результаты глубинного интервью, кейс-стади и включенного наблюдения и сделать выводы;
7. Провести количественное исследование с целью кластеризации компаний по видам используемых маркетинговых практик;
8. Дать рекомендации компаниям по выбору маркетинговых инструментов для осуществления эффективной деятельности;
9. Разработать механизм по определению маркетинговой практики для фирм малого предпринимательства, которая поможет компании увеличить финансовые показатели.
1. В данной работе была определена методология качественного исследования, которая включает в себя включённое наблюдение, глубинное интервью и кейс-стади, а также количественного исследования - кластерный анализ методом k-средних и корреляционный анализ по критерию Пирсона.
2. Проведено качественное исследование, в результате которого было опрошено 10 компаний. Было выявлено, что штат, опыт компании и отношение к маркетингу влияет на маркетинговую активность и на применяемые маркетинговые практики. В основном, наиболее эффективным видом маркетинга является интерактивный маркетинг с элементами электронного маркетинга. Также чем больше компания ценит маркетинг, тем большее количество маркетинговых инструментов она применяет, больше показателей рассчитывает.
3. Проведенное кейс-стади показало, как компания среднего бизнеса разрабатывала маркетинговую стратегию продвижения продукта, используя при этом интерактивный маркетинг, а также как изменилась ее маркетинговая активность после событий 24 февраля 2022 года.
4. Проведен кластерный анализ, который позволил разбить 10 компаний на 5 кластеров согласно различным критериям. Данные результаты позволили описать особенности каждого кластера для написания соответствующих рекомендаций, которые помогут компаниям стать конкурентоспособными и эффективными на рынке.
5. Сравнивая проведенную методологию в работе с методологией Третьяк О.А. можно выделить следующие различия: в исследовании Третьяк О.А. проводился опрос, так как выборка компаний была в разы больше, однако метод интервью позволил более глубоко проработать каждый вопрос относительно применяемой маркетинговой практики, более подробно описать каждую маркетинговую практику (чего не было в работе 2015 года), а также в данном исследовании даны рекомендации для каждого кластера компаний.
6. Даны рекомендации компаниям по выбору и использованию маркетинговых инструментов для осуществления эффективной деятельности.
7. Полученные данные стали основой для создания механизма по определению маркетинговой практики для фирм малого предпринимательства, которая поможет компании увеличить финансовые показатели.
1. Аренков И.А., Крылова Ю.В., Ценжарик М.К. Клиентоориентированный подход к управлению бизнес-процессами в цифровой экономике // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Т. 10. № 6. 2017. С. 18-30.
2. Аренков И.А., Ценжарик М.К., Крылова Ю.В. Клиентоориентированность компаний как вектор цифровой экономики // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та. 2017. С. 611-635.
3. Аренков И.А., Рихтер К., Лобарева Ю.С. Принципы формирования клиентоориентированной компании // Маркетинг менеджмент в цифровой экономике,
2019. Т. 2. № 1. С. 4-20. 20.
4. Ветрова Т.В. Современные маркетинговые практики: первоначальный сравнительный анализ исследований в развитых и развивающихся странах // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 3. 2014. С. 89—96.
5. Гельманова 3.С., Петровская А.С. Клиентоориентированный подход к развитию фирмы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2018. № 10-2. С. 292-298.
6. Ильин В.И. ДРАМАТУРГИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ПОЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. — СПБ.: ИНТЕРСОЦИС, 2006. — 256 С.
7. Ребязина В. А., Давий А. О. Маркетинговые практики: теоретические подходы к определению и понимание представителями российских компаний // Вестник Московского унта. Серия 6: Экономика (6). 2014. C. 25-33.
8. Пелс Ж., Леврини Г., Кидд Г. Современные маркетинговые практики в Латинской Америке: Пример Аргентины и Бразилии // Российский журнал менеджмента в Бразилии. Том 13, № 1. 2015. С. 27-42.
9. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. И послесловие Т.С. Васильевой. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
10. Скоробогатых Ирина Ивановна, Сидорчук Роман Роальдович. Маркетинг. Создание и донесение потребительской ценности. Издательство: Инфра-М ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. 589 с.
11. Третьяк О.А., Ребязина В.А., Ветрова Т.В. Современные маркетинговые практики в России: результаты эмпирического исследования // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 1. С. 3-26.
12. Крюкова А.А., Логуа Р.А. Анализ методических подходов, методов и моделей клиентоориентированного управления // Основы ЭУП, 2018. № 3 (3). С.70-74.
13. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 6-е изд. - СПб: Питер, 2019. - С. 264-274
14. Кузнецов Н.Г. Становление ценностных ориентаций предпринимательства на основе развития культуры маркетинга // Финансовые исследования. - 2017. - № 1 (54). - С.133-139.
15. Кусраева О.А., Ребязина В.А. Использование традиционных и инновационных маркетинговых практик российскими компаниями: результаты эмпирического исследования // Инновации. № 11 (217). 2016. P. 65-75.
16. Маркетинговые исследования: теория и практика: учебник для прикладного бакалавриата / С.П. Азарова [и др.]; под общ. ред. О.Н. Жильцовой. - М. : Юрайт, 2019. 314 с.
17. Маркетинг в информационном обществе: учебник / под ред. Н. Н. Молчанова; Москва: РГ-Пресс, 2013. - 408 с.
18. Маркетинг инноваций в 2 ч.: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Молчанов [и др.]; под общей редакцией Н. Н. Молчанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 257 с. — (Бакалавр. Академический курс).
19. Филимонова, В. Д. Роль маркетинга в современной предпринимательской деятельности / В. Д. Филимонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. —
2020. — № 4 (294). — С. 181-184.
20. Шкирандо О.И. Внутренняя клиенториентированность организации: сущность и преимущества // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. № 3-2 (57). С. 116-117.
21. Шуклина 3.Н. Доминанта клиентоориентированности в маркетинге инноваций // Современное общество и власть, 2017. № 1 (3). С. 113-116.
22. Coviello N. E. et al. How firms relate to their markets: An empirical examination of contemporary marketing practices // Journal of Marketing. № 66 (3). 2002. С. 33-46.
23. Coviello N. E. et al. Assessing the role of e-marketing in contemporary marketing practice // Journal of Marketing Management. № 19 (7-8). 2003. Р. 857-881.
24. Coviello N. E., Brodie R. J. Contemporary marketing practices of consumer and business-to-business firms: How different are they? // Journal of Business & Industrial Marketing. № 16 (5). 2001. Р. 382-400.
25. Fisher R.A., Yates, F. Statistical Tables for Biological, Agricultural, and Medical Research // Oliver and Boyd, London, 20. - 1938
26. Reichheld F. The Loyalty Effect: The Hidden Force Behind Growth, Profits, and LastingValue // Boston : Bain & Company. №30 (2). 1996. P. 25-31
27. Skorobogatykh I.I., Sidorchuk R.R., Ivashkova N.I., Lopatinskaya I.V., Shirochenskaya I.P., Musatova Zh.B. Название: Creating Customer Loyalty (How to measure, generate and profit from highly satisfied customers) Издательство: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Год издания: 2019 Страницы: 232 с.