ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИТ-ОТРАСЛИ 5
1.1.Понятие и роль цифровизации 5
1.2. Мировой ИТ рынок 14
2.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ИТ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ КНР 20
2.1.Оценка результатов развития ИТ отрасли КНР 20
2.2. Роль государства КНР и его политики в ИТ отрасли 21
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ИТ ОТРАСЛИ………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Актуальность исследования заключается в отсутствии сформированной рамочной нормативно-правовой базы в мире по отношению к ИТ-компаниям в целом и платформенным компаниям в частности, за исключением массированных мер КНР, практика которых может быть потенциально полезной для других стран, запустивших процесс цифровизации.
Одна из главных тенденций ИТ-рынка сегодня – это переход от классической модели хранения и обработки данных на серверных компьютерах к облачным сервисам. Это позволяет снизить затраты на обеспечение вычислительной мощности, защиту информации и обеспечение доступа к данным. Облако вычислений также способствует увеличению скорости и эффективности бизнес-процессов.
Другой важной тенденцией является развитие рынка искусственного интеллекта и машинного обучения. Это позволяет упростить многие процессы и снизить затраты на персонал, повысить эффективность рекламы и маркетинга, улучшить обслуживание клиентов и т.д. Также растет значимость разработки и внедрения мобильных приложений для общества и конечных пользователей. Все больше людей используют мобильные устройства для работы, общения, покупок и развлечений, поэтому компании стремятся создать свои мобильные приложения, что позволяет улучшить коммуникацию и продажи.
Еще одним важным направлением развития ИТ-рынка является блокчейн-технологии, которые позволяют создавать безопасные и прозрачные системы передачи данных и цифровых активов. Это может быть применено в различных сферах, от финансов до медицины. В целом, успех ИТ-рынка напрямую связан с развитием экономики в целом и используемых технологий.
Предметом исследования был выбран анализ государственной политики правительства КНР в сфере цифровой экономики.
Объект исследования – регулирование ИТ отрасли в КНР.
Цель исследования - определить роль государства КНР и его политики в ИТ отрасли.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования ИТ отрасли.
2. Провести анализ реализации государственной политики КНР в развитии ИТ отрасли в стране.
Методы исследования: метод анализа теоретических источников; общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Структура работы:
Введение содержит цель и задачи исследования.
Первая глава посвящена основам формирования ИТ отрасли. Вторая глава содержит анализ регулирования ИТ отрасли государством в КНР, третья глава содержит рекомендации по проведенному исследованию.
Заключение содержит основные выводы по проведенному исследованию.
Цифровая экономика в Китае показала стремительный и успешный рост в более сжатые сроки, чем в США ввиду необходимости создания современной инфраструктуры для бизнес-услуг онлайн, включая интернет-шопинг и мобильные платежи на фоне роста платежеспособного спроса. По мере ее развития она успела охватить многие сферы общественной жизни, традиционные сектора экономики и стала одним из приоритетов экономического развития Китая.
С приходом к власти Си Цзыньпина планомерно формируется модель регулирования «правительство − предприятие», содействующая регулированию не только деятельности компаний в целом, но и потоков информации в частности, а также создающая среду для конкуренции и постоянных инноваций.
Политика и действия Китая по отношению к ИКТ-компаниям и платформам, в частности, может послужить примером, который могут перенять другие развитые и развивающиеся страны. Очевидно, что вмешательство государства в регулирование деятельности ТНК и их новых гибридов — платформенных компаний — неизбежно.
Вопрос лишь в том, какие именно инструменты государства будут применять в подавляющей степени в скором времени — стимулирующие или ограничительные, направленные на вытеснение или привлечение зарубежных ТНК — и он остается пока открытым.
Американская и китайские модели формируют два полюса в подходах в регулировании деятельности ИКТ и платформенных компаний, которые формируют «игровое поле» для принятия собственных решений для других стран, следующих в фарватере двух лидеров эпохи цифровой экономики.
Поскольку государственная политика в отношении цифровых и ИТ компаний в странах мира по-прежнему не сформирована, последующие исследования будут носить повышенную актуальность при изучении лучших практик и инициатив, в первую очередь США, а также ЕС в различных их направлениях: политика стран по отношению к ИКТ и платформенным компаниям в сфере охраны труда и социальной защиты, политика защиты прав интеллектуальной собственности в сфере цифровой экономики, политика в отношении данных (включая конфиденциальные данные граждан) как источника создания ценности в современных глобальных цепочках создания ценности, налоговая политика, политика установления налога за вывод дивидендов в офшоры и межправительственная политика во избежание двойного налогообложения
1. Адаманова З. О. Качество роста мировой экономики: содержание понятия и особенности повышения в условиях глобализации / З. О. Адаманова // Ученые записки Крымского инженернопедагогического университета. Выпуск 44. Экономические науки. – Симферополь : НИЦ КИПУ, 2022. – С. 53–57.
2. Бодягин, О. В., Баланова, М. М. О формализации категориального аппарата платформенных компаний как субъектов международного общества // Современная архитектура мировой экономики (4I‘s) инвестиции, инновации, индустрия, интеграция : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Ростов н/Д, 2020. — С. 100–105.
3. Данилин, И. В. Развитие цифровой экономики США и КНР: факторы и тенденции // Контуры глобальных трансформаций. — 2019. — № 6. — Т. 12. — С. 246–267.
4. Исраилова, Э. А. Особенности системы экономических интересов субъектов рыночного хозяйства // Вестник РГЭУ (РИНХ). — 2023. — № 3 (43). — С. 138–144.
5. Золотухина Ю.В., Адаменко А.А., Крыжановская О.А. Выбор стратегии трансформации общества организациями – участниками информационного взаимодействия в условиях цифровой экономики // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. Т. 37. № 5. С. 116–123. https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-537-116-123
6. Спивак, В. Железные пальцы Си: кто держит за горло китайских коррупционеров [Электронный ресурс] // Московский центр Карнеги. — Режим доступа : https://carnegie.ru.
7. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Г.И. Абдрахманова и [др.] М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.
8. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Г.И. Абдрахманова и [др.] М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.
9. Стратегия цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности в целях достижения их «цифровой зрелости» до 2024 года и на период до 2030 года / Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, 2021.
10. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / Под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021.
11. Ценжарик М.К., Крылова Ю.В., Стешенко В.И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. №. 3. С. 390–420. https://doi. org/10.21638/spbu05.2020.303
12. Digital business models for Industrie 4.0. Result paper // Federal Ministry for Economic Affairs and Climate Action (Germany), 2019 [Электронный ресурс]: https://www.bmwk.de/Redaktion/EN/Publikationen/Industry/digital-business-models-industry-4-0.pdf (дата обращения: 31.08.2023).
13. Weking J., Stocker M., Kowalkiewicz M., Bohm M., Krcmar H. Archetypes for Industry 4.0 business model innovations // Proceedings of the 24th Americas Conference on Information Systems, AMCIS 2018 (eds. A. Bush, V. Grover, S. Schiller). New Orleans, LA, USA, 16–18 August 2018. P. 1–10.
14. China to nurture platform economy growth [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.xinhuanet.com.
15. Digital Economy Report 2019: Value Creation and Capture: Implications for Developing Countries [Electronic resource]. — Mode of access : https://doi.org.
16. Explained, role of China's stateowned companies [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.weforum.org.
17. How the state runs business in China [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.theguardian.com.
18. Leutert, W. Firm Control: Governing the State-owned Economy Under Xi Chinping // China Perspctives. — 2018. — № 1–2. — P. 27–33.
19. Policy support to boost online platforms [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.chinadaily.com.cn.
20. Rise of China‘s tech sector: making of Internet empire [Electronic resource]. — Mode of access : https:// www.lowyinstitute.org.