Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институциональные возможности влияния государства на инвестиционные процессы

Работа №29291

Тип работы

Диссертация

Предмет

инвестиции

Объем работы178
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
498
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы институционального
макроэкономического анализа.
1.1 Институты, их сущность, место, роль и значение в экономике. 11
1.2 Основные функции институтов. 22
1.3 Институциональная природа сущности и функций государства
в экономике. 40
Глава 2. Институты как инструменты воздействия государства
на инвестиционные процессы.
2.1 Основные субъекты инвестиционных процессов и государство
как особый их участник. 54
2.2 Конституционные и экономические правила как институты влияния
государства на инвестиционные процессы. 69
Глава 3. Использование институциональных возможностей
государства для активизации инвестиционных процессов
в России.
3.1 Использование институциональных возможностей
государства для совершенствования институциональной
инвестиционной среды в России. 120
3.2 Использование институциональных возможностей государства
для активизации участия в инвестиционных процессах их
основных субъектов. 132
Краткие выводы и предложения 147
Библиографический список 168

Особенности развития национальной экономики России на
протяжении последних нескольких десятилетий характеризуются
процессом системной институциональной трансформации экономики,
связанной с радикальным изменением макроэкономической среды.
Инициатором системных изменений выступило государство, что
потребовало его активной роли в макроэкономических процессах.
Целью системной трансформации российской экономики явилось
повышение эффективности ее функционирования на основе рыночных
принципов работы. Ключевым звеном в этом процессе стала активизация
инвестиционных процессов, связанная с активным участием всех ее
основных субъектов: государства, населения, действующих предприятий,
институтов банковской системы и иностранных инвесторов.
Особым участником инвестиционных процессов выступает
государство, обладающее двойственной природой, которое, с одной
стороны, является генератором трансформации институциональной среды,
в которой протекают макроэкономические процессы, а с другой стороны,
является одним из активных участников инвестиционных процессов.
Если радикальное разрушение старой институциональной системы
централизованно управляемой российской экономики произошло за
короткий исторический срок, то процесс формирования новой системы
институтов, базирующихся на рыночных принципах, представляет собой
сложный и длительный процесс, требующий активного государственного
вмешательства и направленный на формирование эффективной системы
институтов, создающих условия для роста инвестиций в российскую
экономику. В этой связи трансформационные процессы, происходящие в
российской экономике, нуждаются во всестороннем изучении и
объективной экономической оценке. Поэтому в сложившихся условиях4
становится необходимым научный анализ сущности и функций
государства в современной экономике, его институциональных
возможностей, направленных на повышение эффективности
функционирования национальной экономики и, в частности, активизацию
инвестиционных процессов, субъектом которых выступает государство.
Актуальность темы исследования. Перемены, произошедшие в
России за последние несколько десятков лет, вызванные радикальной
институциональной трансформацией национальной экономики от
плановой к рыночной, привели к экономическим преобразованиям,
сопровождаемым глубоким экономическим кризисом и сокращением
инвестиций в российскую экономику. Это потребовало пересмотра роли
государства в экономике и разработку комплекса государственных мер по
регулированию инвестиционных процессов в соответствии с новыми
экономическими условиями и направленных на активизацию
инвестиционных процессов и рост инвестиций.
В этой связи представляется актуальным использование
институциональных возможностей влияния государства на
макроэкономические процессы, связанных с повышением роли
государства в экономике и его активным регулированием всех субъектов
инвестиционных процессов при помощи системы конституционных и
экономических правил, представляющих собой институты,
устанавливаемые и контролируемые государством.
Актуальность использования институциональных возможностей
государства в современных российских условиях заключается в
государственном управлении национальной экономикой с помощью
производства эффективных институтов, непосредственно регулирующих
инвестиционные процессы в стране. Это позволяет решать важнейшие
государственные задачи, такие как окончательная и планомерная
перестройка отечественной экономики в соответствии с рыночными5
принципами работы и повышение ее эффективности, усиление поддержки
конкурентоспособных предприятий, повышение уровня благосостояния
населения России, развитие институтов банковской системы и создание
условий для вложения в экономику средств иностранных инвесторов,
используя как экономические способы регулирования, так и
неэкономические, в частности, посредством формирования благоприятной
институциональной инвестиционной среды, составляющей основу
рыночной экономики, что предполагает развитие конкуренции,
совершенствование системы прав собственности, формирование новых
финансовых институтов, совершенствование законодательной системы и
прочее.
В контексте вышеизложенного и с учетом реальной экономической
ситуации в национальной экономике России, актуальность исследования
институциональных возможностей влияния государства на
инвестиционные процессы трудно переоценить.
Степень разработанности. Вопросы, связанные с
институциональными возможностями государственного влияния на
инвестиционные процессы в национальной экономике, разрабатывались
как отечественными, так и зарубежными экономистами. Анализ
литературных источников показал их недостаточность ввиду того, что
подавляющая часть экономистов уделяет внимание сущности и функциям
государства в экономике и лишь немногие, преимущественно зарубежные
экономисты, подробно анализируют институциональные возможности
влияния государства на инвестиционные процессы.
Значительный вклад в исследование данного научного вопроса
внесли такие отечественные экономисты как Блохин А., Долгопятова Т.,
Капелюшников Р., Малахов С., Мильнер Б., Нестеренко А., Нуреев Р.,
Олейник А., Полтерович В., Тамбовцев В., Шаститко А., Яковлев А. и др.6
Среди зарубежных экономистов необходимо отметить Алле М.,
Алчияна А., Акерлофа Дж., Де Алесси Л., Де Сото Э., Демсеца Г.,
Кейнса Дж. М., Коуза Р., Менара К., Найта Д. С., Норта Д., Олсона М.,
Оноре А. М., Ойкена В., Саймона Г., Стиглица Дж. Е., Стиглера Дж.,
Тевено Л., Уильямсона О., Уимбека Дж., Фаворо О., Хайека Ф. А.,
Ходжсона Дж. М., Эггертссона Т., Элгара Э., Эрроу К., Эрхарда Л. и др.
Целью исследования является разработка теоретических и
практических основ совершенствования институциональных
возможностей государственного регулирования инвестиционных
процессов в России.
Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие
задачи:
1. Уточнить определение “институтов”, их основных функций, роли
и значения в экономике.
2. Исследовать институциональную природу сущности и функций
государства в экономике.
3. Исследовать эволюцию институциональной организации
инвестиционных процессов в период трансформации национальной
экономики России от плановой к рыночной и проанализировать изменения
возможностей влияния государства на инвестиционные процессы.
4. Обосновать эффективность рыночных институтов, влияющих на
инвестиционные процессы, а также необходимость их совершенствования
государством при помощи конституционных и экономических правил.
5. Разработать предложения по использованию институциональных
возможностей государства для активизации инвестиционных процессов в
России.
Объектом исследования выступила институциональная
организация государственного регулирования инвестиционных процессов
в России.7
Предметом исследования стали организационно-экономические
отношения в процессе формирования институциональных возможностей
государственного регулирования инвестиционных процессов в России.
Теоретической и методологической основой диссертационного
исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов
прошлого и современности, занимавшихся вопросами институционального
анализа, теорией и методологией инвестирования, изучением роли
государства в экономике и макроэкономического регулирования
инвестиционных процессов.
В диссертации использовались диалектические принципы,
позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и
процессов, определить тенденции их развития и становления. В процессе
исследования были применены такие научные методы, как анализ и синтез,
индукция и дедукция, системный подход, а также математические методы.
Информационной базой послужили данные официальной статистики
России, аналитические и статистические обзоры периодической печати,
материалы научно-практических конференций, а также нормативноправовые акты РФ, регулирующие исследуемые процессы. В диссертации
приведены данные Российского статистического агентства, Фонда “Бюро
экономического анализа”, Института экономики переходного периода
(ИЭПП).
Научная новизна. В диссертационной работе исследуются
институциональные возможности совершенствования государственного
регулирования инвестиционных процессов в России. Обосновывается
использование институциональных возможностей государства для
активизации инвестиционных процессов в российских условиях.
К наиболее существенным научным результатам, полученным
автором, относится следующее:8
1. Уточнено определение “институтов”, их роли и значения в
экономике, их основных функций в соответствии с современными
тенденциями развития институционального анализа, что обусловлено
продолжающимся процессом формирования данного научного
направления.
2. Обоснована необходимость использования институциональных
возможностей государства для активного государственного регулирования
национальной экономики России, в том числе регулирования
инвестиционных процессов в современных российских условиях.
3. Выявлены основные тенденции в эволюции институциональной
организации инвестиционных процессов в период трансформации
национальной экономики России от плановой к рыночной и определены
возможности влияния государства на инвестиционные процессы в
современных условиях.
4. Обоснована экономическая эффективность рыночных институтов,
влияющих на инвестиционные процессы, и необходимость их постоянного
совершенствования государством в соответствии с институциональными
изменениями в экономике при помощи конституционных и экономических
правил.
5. Разработаны предложения по использованию институциональных
возможностей государства для активизации инвестиционных процессов в
России.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основные выводы и предложения, сделанные в ходе исследования,
можно сформулировать в кратком виде следующим образом:
1. В качестве предмета институционального анализа выступают
институты, под которыми мы понимаем формальные и неформальные
правила, являющиеся регуляторами национальной экономики. Институты
занимают важнейшее место и играют ключевую роль в развитии
экономики, поскольку определяют “правила игры” ее функционирования,
следовательно, по нашему мнению, качество институтов влияет на
характер макроэкономических процессов, а значит, эффективность
экономической системы страны полностью определяется эффективностью
ее институтов.
2. Проведенный анализ исследований как зарубежных, так и
отечественных экономистов позволил нам убедиться в том, что
трансформация экономической системы напрямую связана с
трансформацией ее институтов, а особенностью неформальных институтов
является их свойство меняться медленно, на протяжении десятилетий, что
обеспечивает эволюционное развитие национальной экономики, в отличие
от формальных институты, которые вводятся государством и меняются
очень быстро, что дает возможность для кардинального реформирования
экономики страны. Однако, по нашему мнению, необходимо учитывать,
что трансформация институтов не может повлечь немедленных
положительных институциональных изменений в экономике, в связи с чем
на начальной стадии формирования новых институтов может наблюдаться
их неразвитость, а значит и неэффективность, что можно наблюдать в
России. По нашему мнению, разделение институтов на формальные и
неформальные имеет важное экономическое значение для анализа148
современной российской ситуации, поскольку рассогласование институтов
закономерно присуще периодам их кардинальной трансформации.
3. Взаимодействие институтов с экономикой осуществляется
посредством основных функций, каждая из которых выполняет свою
строго определенную роль: координационная функция стабилизирует
экономику, устанавливая границы рационального поведения всех
участников рыночных взаимодействий и приводя к их более
предсказуемому поведению, что влечет общую макроэкономическую
стабилизацию национальной экономики; распределительная функция
устанавливает и фиксирует области доступных действий для рыночных
агентов во взаимоотношениях друг с другом, наделяет каждого из них
определенным набором прав по отношению друг к другу, что позволяет
осуществлять стратегическое планирование экономической деятельности,
приводит к общей макроэкономической стабильности и способствует
повышению эффективности национальной экономики в целом; функция
снижения трансакционных издержек является критерием целесообразности
введения новых институтов: если введение института снижает абсолютную
величину трансакционных издержек в национальной экономике, то этот
институт, по нашему мнению, можно считать эффективным.
4. Институциональный анализ рассматривает государство как
организацию, представляющую набор нерыночных институтов принятия
решений и выступает за активную роль государства в экономике. Он
предполагает, что без государства нормальное функционирование
экономики невозможно, поскольку оно является создателем формальных
институтов и влияет на формирование неформальных институтов,
являющихся основой институциональной среды страны, что позволяет в
короткие сроки осуществлять реформирование национальной экономики.
По нашему мнению, важной является способность государства оказывать
влияние на формирование неформальных институтов, которые в149
естественных условиях, без участия государства, создаются на протяжении
десятилетий или столетий, тогда как способны разрушиться за короткий
срок (месяц, год). Мы пришли к выводу о необходимости повышения роли
государства в российской экономике, а также отметили невыполнение
российским государством ряда функций, а именно, слабый контроль за
спецификацией прав собственности на ресурсы, не обеспечение
стабильности и эффективного функционирования денежного обращения в
стране, стабильности системы формальных институтов, косвенного
влияния на систему неформальных институтов и возможностей
формирования тех из них, которые отвечают требованиям эффективно
работающей национальной экономики с рыночными принципами.
5. Государство является особым и важнейшим участником
инвестиционных процессов среди прочих его участников (населения,
действующих предприятий, банков и прочих финансовых институтов,
иностранных инвесторов), поскольку выполняет две главные функции в
национальной экономике: арбитра, задающего и контролирующего
“правила игры” и игрока, непосредственно участвующего в
инвестиционных процессах. Особая роль государства в инвестиционных
процессах позволяет ему прямо и косвенно влиять на инвестиционную
активность прочих участников инвестиционных процессов, формируя
систему конституционных и экономических правил, составляющих
институциональную инвестиционную среду.
6. Трансформация конституционных и экономических правил в
России, замена институтов плановой экономики на более эффективные
рыночные институты, не изменила особого положения государства в
качестве участника инвестиционных процессов, связанного с правом
устанавливать “правила игры” в экономике. Государство выступило
непосредственным участником изменения системы правил плановой
экономики, регулирующей инвестиционные процессы (конституционные:150
социалистическая, плановая экономика с централизованным управлением
всеми видами ресурсов и экономические: государственная (общенародная)
собственность на средства производства и кооперативно-колхозная форма
собственности, отсутствие рыночной конкуренции, государственное
регулирование цен и пр.) на рыночные (конституционные: рыночный тип
экономики с рыночным перераспределением ресурсов, демократический
характер государственных органов власти и экономические:
демонополизация экономики и развитие рыночной конкуренции,
формирование института частной собственности, института банкротства,
рыночное ценообразование и пр.). Гарантом новых рыночных институтов
стала Конституция РФ, фиксирующая формальные правила в стране.
7. Как показало исследование, для периода институциональной
трансформации национальной экономики России характерно
рассогласование системы конституционных и экономических правил,
проявляющееся в неразвитости ряда рыночных институтов (банкротства,
остаточной государственной собственности и пр.), что снижает
инвестиционную активность, создавая неопределенность для инвесторов.
Поэтому задачей государства является необходимость постоянного
уточнения и корректировки их взаимного согласования,
целенаправленного создания формальных правил, способствующих
активизации инвестиционных процессов, что требует усиления роли
государства в реформировании институциональной системы России.
8. Критерием оценки институциональной эффективности
государства, на наш взгляд, может выступать федеральный бюджет и
показатели дефицита и профицита бюджета, поскольку через него
перераспределяется почти четверть объема ВВП страны, а профицит
бюджета России, наблюдающийся с 2000г. по 2003г. говорит о повышении
институциональной эффективности российского государств, связанной со
структурными реформами государства (административная, пенсионная151
реформы, реформирование естественных монополий и другие).
Структурные реформы приводят к совершенствованию системы
конституционных и экономических правил: развитию отношений
собственности, конкуренции и других, что в конечном итоге, повышает
бюджетные доходы страны. Институциональная эффективность
государства способствует его активизации как участника инвестиционных
процессов, повышает возможности государства в стабильном выполнении
регулирующих и социальных функций, повышает инвестиционную
активность всех участников инвестиционных процессов.
9. Приоритетными областями в национальной экономике России
остаются финансовая, посредническая и торговая деятельность,
сложившаяся система конституционных и экономических правил, не
стимулирует активизацию производства и инвестирование в реальный
сектор экономики, что ориентирует работу предприятий на краткосрочные
цели выживания (особенно государственных и муниципальных), снижает
стимулы к долгосрочному вложению средств. К институциональным
факторам снижения инвестиционной активности предприятий, следует
отнести:
- сохраняющуюся неопределенность прав собственности в связи с
наблюдающимися предложениями по пересмотру итогов приватизации;
- высокий динамизм экономических правил в инвестиционной
деятельности (в виде внесения изменений и дополнений в большинство
законодательных норм);
- наблюдающееся в 90-е годы снижение потенциала российского
государства (совокупности аккумулируемых государством различных
видов ресурсов), в частности, в государственных и муниципальных
предприятиях: неэффективно управляемая государственная собственность
приводит к сокращению государственных ресурсов и снижению
потенциала государства, что требует, по нашему мнению, сокращения152
государственной собственности, за счет предприятий, где организация
эффективного управления требует больших затрат (ГУПы), а отсутствие
необходимого объема средств приводит к их неэффективному
использованию.
10. Система конституционных и экономических правил плановой
экономики сужала инвестиционную активность населения, замыкая ее в
основном на сбережения. Кардинальные изменения конституционных
правил расширили эти возможности до осуществления реальных и
финансовых инвестиции, вызвали конкуренцию за сбережения населения в
форме банковских депозитов. Совершенствование системы экономических
правил по активизации инвестиционной активности населения
предполагает дальнейшее развитие институтов адресной социальной
помощи населению, совершенствование механизмов защиты денежных
доходов населения в виде дальнейшего совершенствования
законодательной базы. Однако, в настоящее время, эту группу нельзя
рассматривать как активно инвестирующую по причине падения уровня
жизни населения, что непосредственно связано со снижением потенциала
российского государства (если понимать потенциал как способность
организовать коллективное действие), в результате чего произошел отказ
государства от выполнения ряда функций (медицинское обслуживание,
образование, предоставление жилья и прочее), что вызвало необходимость
населения в расходовании дополнительных собственных средств, таким
образом, “сжатие” государства привело к вычету из бюджета граждан.
Поэтому, на наш взгляд, повышение потенциала российского государства в
будущем будет способствовать активизации участия населения в
инвестиционных процессах.
11. Трансформация конституционных и экономических правил
начала 90-х гг. ХХ века позволила создать двухуровневую банковскую
систему в России, превратив централизованный банковский сектор153
плановой экономики в банковскую систему, отвечающую требованиям
рыночной экономики и представляющую широкий спектр финансовых
институтов. Финансовый кризис 1998г. привел к сокращению числа
банковских институтов и переориентации их работы с валютного и
фондового рынков на работу с предприятиями и населением: выросло
общее количество предоставленных кредитов в национальной экономике с
1997г. по 2002г. на 1752837 млн. руб., лидерами в получении кредитов
стали предприятия (общий рост кредитов составил с 1997г. по 2002г.
1405737 млн. руб.) и население (рост кредитов составил 12402 млн. руб.),
увеличение кредитов банкам – 175486 млн. руб., что означает рост
реальных инвестиций в национальной экономике и свидетельствует о
достижении необходимого уровня развития банковской системы в стране
(совокупность экономических правил регулирования банковской системы).
Стабилизация институциональной среды за последние годы, позволила
институтам банковской системы стать активными участниками
инвестиционных процессов, а дальнейшее совершенствование
государством системы экономических правил регулирования банковской
системы, (например, введение института частных конкурсных
управляющих в банках при банкротстве, предложение о создании бюро
кредитных историй и пр.), упрочит это положение.
12. Изменение системы конституционных и экономических правил,
развитие рыночных институтов в России, позволили улучшить
инвестиционный климат для иностранных инвестиций и создали условия
для их роста в российскую экономику: на протяжении с 1995г. по 2002г.
(они увеличились на 16797 млн. долл. или более чем в 6,6 раза).
Установлено, что иностранный капитал охотнее инвестируется в отрасли
сферы нематериальных услуг, а не в отрасли материального производства,
нуждающиеся в инвестициях, поэтому необходимо дальнейшее
совершенствование государством системы экономических правил:154
расширение налоговой базы, совершенствование системы
государственных институтов страхования и гарантирования иностранных
инвестиций, совершенствование рынка ценных бумаг (для роста
портфельных инвестиций), а также усиление мер по контролю за
выполнением требований законодательной базы применительно к участию
иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности, содействие со
стороны государственных органов созданию в России совместных
предприятий.
13. Активизация инвестиционных процессов в России связана с
необходимостью формирования благоприятной институциональной
инвестиционной среды, что предполагает решение государством
следующих задач:
а) Преодоление асимметричности информации на рынке
посредством государственных мер, направленных на снятие ограничений
на доступ к требуемой информации о рынке для всех участников
инвестиционных процессов с помощью средств массовой информации,
печатных изданий, рекламы и прочее, финансируемых государством, а
также мер административного государственного воздействия за сокрытие
подобной информации;
Следствием от асимметрии в распределении информации является
использование инсайдерской (или неравнодоступной) информации о
рынке участниками инвестиционных процессов. Требования российского
законодательства по запрету использования инсайдерской информации
отвечают международным нормам, однако, меры ответственности
нарушителей и методы выявления нарушений являются неопределенными,
что требует государственных мер по введению данного вопроса в правовое
поле.
б) Снижение нарушений прав и ущемления интересов инвесторов в
форме нарушения контрактов относится ко всем участникам155
инвестиционных процессов, поэтому от государства требуется разработка
комплекса мер, направленных на усиление ответственности за нарушения
контрактных обязательств:
- контроль за расходованием предоставленных государственных кредитов
предприятиям, в том числе за целевым использованием государственных
средств и определение мер ответственности за нарушения;
- повышение ответственности государственных органов, включая
правовую, за полученные инвестиции от иностранных инвесторов;
- формирование и развитие рынка закладных, для снижения риска
кредиторов на финансовом рынке;
- разработка комплекса законодательных мер по защите населения,
выступающего в инвестиционных процессах в качестве акционеров и
вкладчиков, от невыполнения контрактных обязательств, с учетом
мирового опыта, например, прямого запрета на определенные финансовые
операции с участием данной категории инвесторов, что предполагает
дальнейшее совершенствование законодательной и судебной системы
страны, а также повышение социальной ответственности всех участников
инвестиционных процессов за выполнение обязательств по контрактам.
в) Снижение трансакционных издержек при участии в
инвестиционных процессах, в частности, сокращение издержек создания и
осуществления инвестиций, что сделает доступным рынок ценных бумаг
для всех участников инвестиционных процессов, а не только для крупных
инвесторов, как в настоящее время. Поэтому необходим следующий
комплекс мер государственного регулирования по снижению затрат,
приводящих к росту трансакционных издержек:
- понижение ставок налогов и сокращение размера платежей, взимаемых
при осуществлении фондовых операций, возможная отмена ряда платежей,
например, за экзамен на получение квалификационного аттестата и прочее;156
- усиление работы по применению разработанных норм и экономических
правил по защите инвесторов на практике, в частности, Федерального
закона “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных
бумаг” (1999г.), повышение контроля специальной Государственной
комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках
России (1997г.), многочисленных государственных структур,
контролирующих работу на финансовом рынке (ФКЦБ, Министерства
финансов, Центрального Банка, Федеральной службы по делам о
несостоятельности и банкротстве и др.).
г) Совершенствование механизмов защиты прав собственности по
следующим ключевым направлениям:
- дальнейшее совершенствование законодательной базы с целью
пресечения финансовых или организационных схем, легально
обеспечивающих преимущества определенных групп (групп специальных
интересов) при осуществлении инвестиций, обеспечение равной
законодательной защиты всех участников инвестиционных процессов;
- совершенствование судебной системы страны для защиты мелких
инвесторов, в частности мелких акционеров и вкладчиков финансовых
институтов, судебные иски которых по защите своих прав не приводят в
настоящее время к преимуществам по сравнению с не обратившимися
инвесторами;
- разработка государственной программы по повышению
профессионального образования инвесторов, а в долгосрочной
перспективе меры по защите инвесторов должны быть смещены с
государственного на индивидуальный уровень;
- формирование ликвидного рынка в стране, что позволит создать условия
для альтернативности вложений, а прозрачность подобного рынка будет
являться базисом рациональности решений инвесторов, позволит разумно
сочетать доход и риск вложений.157
д) Сокращение излишних административных барьеров в экономике,
для чего может быть предложен следующий комплекс мер,
санкционированных государством:
- дерегулирование экономики, предполагающее повышение уровня
экономической свободы инвесторов и сокращение излишних
административных функций у государства и заключающееся в выработке
конкретных экономических правил (в виде законопроектов),
регулирующих инвестиционные процессы;
- перемещение акцентов с контроля наличия и правильности оформления
документов по текущей инвестиционной деятельности инвесторов на
контроль самой деятельности и реального поведения инвесторов на рынке;
- создание механизмов ответственности (административной и
экономической) инвесторов не только перед государством, но, прежде
всего, перед другими участниками инвестиционных процессов:
акционерами и вкладчиками финансовых институтов;
- государственный контроль должен быть направлен на защиту интересов
всех участников инвестиционных процессов и дополнять рыночные
механизмы обеспечения прав инвесторов, а не дублировать их;
- максимальное сокращение административных барьеров и замена их
иными способами регулирования инвестиционных процессов должно
сопровождаться реформированием судебной системы как основного
способа разрешения споров, что позволило бы наладить механизм
экономической ответственности рыночных субъектов по частной, а не
государственной инициативе.
14. Цели государства шире и масштабнее интересов прочих
участников инвестиционных процессов, оно обязано принимать во
внимание параметры социальной эффективности, поскольку последствия
инвестиционной политики непосредственно отражаются на
благосостоянии общества, а значит, влияют на все макроэкономические158
процессы в национальной экономике. Поэтому, участие российского
государства в инвестиционных процессах должно осуществляться по
следующим принципам:
а) Оптимальность государственной инвестиционной политики,
заключающаяся в определении четких и однозначных критериев
оптимальности рассматриваемых вариантов при отборе приоритетов
осуществления государственной инвестиционной политики в стране,
разграничение интересов государства и прочих субъектов инвестиционных
процессов для выполнения не только экономической, но и социальной
функции в национальной экономике. В условиях недостатка
государственных финансовых средств необходимо разработать
мероприятия инвестиционной политики, которые были бы не связаны с
дополнительными затратами ресурсов. Поэтому актуальной может стать
определение критериев отбора управленческих решений, приносящих
максимальный эффект от осуществленных инвестиций в условиях
ограниченности инвестиционных ресурсов. Для этого предлагаются
следующие основные государственные меры:
- сокращение убыточной государственной собственности, например, путем
трансформации института остаточной государственной собственности
(ГУПы, муниципальные предприятия) в более совершенные
организационно-правовые формы, например, в казенные предприятия или
учреждения, либо в акционерные общества (с возможностью дальнейшей
приватизации) с целью переориентации государственных средств на
приоритетные для государства направления инвестирования, к примеру,
высокотехнологичные и наукоемкие отрасли экономики, нуждающиеся в
притоке инвестиций, при этом инвестиции в основной капитал должны
сочетаться с повышением эффективности капиталовложений;
- государственная поддержка научно-технической сферы, выделение
средств на ее реструктуризацию с целью сохранения достигнутого159
мирового лидерства по ряду научных направлений, например, космическая
отрасль, часть отраслей оборонной промышленности, жилищное
строительство;
- долевое участие государства в инвестиционных проектах по
кредитованию реального сектора экономики с учетом необходимости
структурной перестройки экономики России и долевое участие
государства в инвестиционных проектах, касающихся социально значимых
секторов экономики, например, ЖКХ, что позволит государству сочетать
коммерческий интерес с решением социальной задачи;
- концентрация возможностей государственных регулирующих и
управляющих органов не в области поиска новых источников инвестиций
и не в увеличении их количества, а в создании механизмов повышения их
эффективности, в частности, через стимулирование создания рыночных
институтов.
б) Использование системного подхода в управлении
инвестиционными процессами. При выборе оптимальной стратегии
инвестиционной политики в стране необходимо использовать системный
подход, заключающийся в рассмотрении инвестиционных процессов в
макроэкономике как единой сложной системы, состоящей из множества
подсистем, часто имеющих противоположные цели, но в целом
направленных на интересы национальной экономики. Следовательно,
одним из условий активизации инвестиционных процессов является их
новая организация, в основе которой лежит согласование интересов
различных групп инвесторов, ориентированных на рыночные принципы
отбора направлений инвестирования и оценки результатов инвестиций, и
получателей – реципиентов инвестиций, для которых расширяются
возможности использования альтернативных источников и форм
привлечения инвестиций.160
в) Государственное информационное обеспечение субъектов
инвестиционных процессов, предусматривающее создание единой
информационной базы, объединяющей информационные массивы всех
участников инвестиционных процессов, что позволило бы снизить
асимметричность информации в инвестиционной сфере, сократить
трансакционные издержки (издержки поиска информации, издержки
измерения информации, издержки заключения контрактов) и добиться
следующих положительных результатов:
- объединить усилия всех участников инвестиционных процессов при
реализации инвестиционной политики, обеспечить понимание ее
приоритетов и перспектив развития, что позволило бы объединить работу
инвесторов по ключевым направлениям и, таким образом, сократить
затраты;
- координировать деятельность основных субъектов инвестиционных
процессов и на основе этого более точно определять наиболее
приоритетные для инвестиций сектора национальной экономики;
- проводить более детальный и оперативный мониторинг эффективности
инвестиционной политики государства, привлекая для этих целей
независимые аналитические институты.


Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Промышленная и конкурентная
политика: проблема соотношения и уроки для России. М.: Вопросы
экономики. 2003. № 9.
2. Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теории. М.:
Наука, 1993.
3. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная
экономическая политика. Под ред. Сидоровича А. В. М.: “Дело и
сервис”, 1998.
4. Акерлоф Дж. Рынок “лимонов”: неопределенность качества и
рыночный механизм. THESIS. – 1994. – Вып. 5.
5. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска:
критика постулатов американской школы. THESIS. – 1994. – № 5.
6. Аузан А. Роль российского некоммерческого сектора в создании
кластеров развития. Россия 2015: долговременная стратегия роста.
Отчет о ежегодной конференции. М.: EERC, 2002. С. 27-29.
7. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной
экономики. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Бабук И. М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической
эффективности. М.: ВУЗ – Юнити, 1996.
9. Баранов Н. Б., Еремкина И. А. Инвестиционный процесс в России.
Пенза: Изд-во ПГАСА, 1999.
10. Березкин Ю. М. К вопросу о роли государственных институтов.
Изд-во Уральского государственного экономического университета.
Известия УрГЭУ. № 5. 2002. С. 103-107.
11. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый
словарь: В. 2 Т. – М.: Международные отношения. 1994.169
12. Бондаренко И. Институциональная экономическая теория:
некоторые основные вопросы. М.: МЭиМО. 1995. № 11. С.31-35.
13. Белов В. Игры по новым правилам. Прямые инвестиции. № 1(9),
январь 2003. С. 20-26.
14. Бессонова О. Э. Институциональная теория хозяйственного
развития России: Автореферат, диссертации д-ра социолог. наук.
Новосибирск. ИЭиОПП СО РАН. 1998.
15. Буайе Р. Теория регуляции. М.: Научно-издательский центр “Наука
для общества”. РГГУ. 1997.
16. Бузгалин А., Колганов А. Либерализация Versus модернизация.
Вопросы экономики. 1997. № 10. С. 38-56.
17. Бузгалин А., Колганов А. К критике economics. Вопросы экономики.
М.: 1998. № 6, С. 87-107.
18. Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два
подхода к пониманию общества. THESIS – 1993. – Осень. – Т.1. –
Вып.3.
19. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.
20. Веблен Т. Теория праздного класса. Пер. с англ. М.: Прогресс. 1984.
21. Видяпин В. И., Журавлева Г. П. Экономическая теория.
(Политэкономия). Учебник. М.: Изд-во Рос. экон. акад. 2000. С. 53.
22. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс.
1969.
23. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.:
Прогресс. 1976.
24. Деева А. И. Организация и финансирование инвестиций. Учебное
пособие. М.: Собрания. 1999.
25. Деева А. И. Инвестиции. Учебное пособие. М.: Изд-во “ЭКЗАМЕН”.
2004.170
26. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в “третьем мире”. М.:
Catallaxy. 1997.
27. Долгопятова Т. Г. Российская промышленность: институциональное
развитие. Аналитический обзор. Выпуск 1. М.: ГУ - ВШЭ. 2002.
28. Евстигнеев В. Экономическая наука в поисках новой методологии.
МЭиМО. М.: 1995. № 7. С. 5-17.
29. Золотогоров В. Г. Инвестиционное проектирование. Учебное
пособие. М.: ИП «Экоперспектива». 1998.
30. Иванченко В. Экономическая наука в поисках разумных
компромиссов. Вопросы экономики. М.: 1999. № 6. С. 154-158.
31. Инвестиции в России. Официальное издание. Госкомстат России.
М.: 2003.
32. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы,
тенденции. Госкомстат России. М.: 2003.
33. Институциональные особенности экономических реформ в России.
Сборник научных статей и докладов. М.: ТЕИС. 2000.
34. Инструкция Банка России № 1 “О порядке регулирования
деятельности кредитных организаций” от 30.01.96, новая редакция
Инструкции от 01.10.97.
35. Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав собственности. М.:
1990. С. 29-31.
36. Капелюшников Р. И. Крупнейшие и доминирующие собственники в
российской промышленности: свидетельства мониторинга РЭБ 1999.
Вопросы экономики. М.: 2000. № 1.
37. Красникова Е. В. Теория переходной экономики. Макроэкономика.
М.: ТЕИС. 1998.
38. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Кейнс Дж.
М. Избранные произведения. М.: Экономика. 1993.171
39. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.:
ТЕИС. 2000.
40. Кныш М. И., Перекатов Б. А., Тютинов Ю. П. Стратегическое
планирование инвестиционной деятельности. Учебное пособие.
СПб.: Изд. Дом «Бизнес-Пресса», 1998.
41. Коуз Р. Фирма, рынок, закон. Нью-Йорк. Телекс. 1990.
42. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело. 1993.
43. Корнаи Я. Тенденции постсоциалистического развития: общий
обзор. Вопросы экономики. № 1. 1996. С. 5-16.
44. Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике.
Вопросы экономики. № 7. 1997. С. 77-86.
45. Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое
равновесие. Вопросы экономики. 1998. № 11. С. 78-96.
46. Марголин А., Семенов С. Инвестиционный анализ. М.: Изд-во
РАГС, 1999.
47. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: “Прогресс” –
“Универс”. 1993.
48. Матюшок В. М. “О поиске и цели стратегии экономического
развития России”. М.: РАБО (Российская ассоциация бизнесобразования). Бизнес-Образование. № 2(13). 2002. С.13-15.
49. Мау В., Волосатов А. Правовая база экономической реформы:
проблема устойчивости. М.: Вопросы экономики. 1998. № 8. С. 86.
50. Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М. 1996.
51. Мелкумов Я. С. Инвестиции. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М.
2003.
52. Мильнер Б. З. Предисловие к работе Д. Норта “Институты,
институциональные изменения и функционирование экономики”.
М.: Фонд экономической книги “Начала”, 1997. С. 6.172
53. Мильнер Б. Факторы доверия при проведении экономических
реформ. Вопросы экономики. № 9. 1998.
54. Милгром П. и Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент.
СПб.: Экономическая школа. 1999. Т. 2.
55. Мовсесян А. Институциональный подход к стратегии социальноэкономического развития. Экономист. 1998. № 4. С. 24-29.
56. Молодцова Р. Г. Инвестиции и инновации в концепции
экономического роста. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997.
57. Молодцова Р. Г. Тенденции организационно-экономического
развития инвестиционно-инновационной сферы. М.: Изд-во Рос.
экон. акад., 1997.
58. Мюрдаль Г. Современные проблемы “третьего мира”. М.: Прогресс.
1972.
59. Найт Ф. Понятие риска и неопределенность. THESIS – 1994. – Вып.
5. С. 12-28.
60. Норт Д. С. Институты и экономический рост: историческое
введение. THESIS – 1993 – Весна. – Т.1 – Вып. 2.
61. Норт Д. Институты, институциональные изменения и
функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги
“Начала”. 1997.
62. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа. Вопросы
экономики. 1997. № 3. С. 6-17.
63. Нуреев Р. Предпосылки новой экономической парадигмы:
онтология и гносеология. Вопросы экономики. 1993. № 4. С. 131-144.
64. Нуреев Р. М. Теории развития: неоклассические модели становления
рыночной экономики. Вопросы экономики. 2000. № 5. С.145-158.
65. Нуреев Р. М. Теории развития: неоклассические модели становления
рыночной экономики. Вопросы экономики. 2000. № 6. С. 126-145.173
66. Нуреев Р. М. Теории развития: дискуссия о внешних факторах
становления рыночной экономики (неоклассические модели и их
леворадикальная критика). Вопросы экономики.2000.№ 7. С.141-156.
67. Нуреев Р. М. Трансформация экономических институтов в
постсоветской России. М.: МОНФ. 2000.
68. Нуреев Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной
экономики. М.: ИНФРА-М. 2001.
69. Нуреев Р. М. Экономические субъекты постсоветской России
(институциональный анализ). Часть 1,2,3. М.: МОНФ. 2003.
70. Олейник А. В поисках институциональной теории переходного
общества. Вопросы экономики. 1997. № 10. С. 58-68.
71. Олейник А. Н. Институциональная экономика. Учебнометодическое пособие. Вопросы экономики. 1999. № 1-12.
72. Олейник А. Н. Институциональные аспекты социальноэкономических трансформаций. М.: ТЕИС. 2000.
73. Олейников Е. А., Пинчукова Е. Ю. Основы инвестирования.
Учебное пособие. М.: Рос. экон. акад., 1998.
74. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и
теория групп. М.: Фонд экономической инициативы. Серия
“Экономика”. Том 1. 1995.
75. Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост,
Стагфляция и Социальный склероз. Новосибирск. ЭКОР. 1998.
76. Орлова Е. Р. Инвестиции. Курс лекций. 2-е издание. М.: ОМЕГА-Л.
2004.
77. Ойкен В. Основы национальной экономики. Перевод с немецкого.
Общая редакция В. С. Автономова, В. П. Гутника, К. ХерманнПилата. М.: Экономика. 1996.
78. Осьмова М. Н. Основные тенденции трансформации экономических
систем и практика России. М.: ТЕИС. 1999.174
79. Осьмова М. Н. Роль государства в экономике: мировой опыт.
Материалы “круглого стола”, прошедшего на экономическом
факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: ТЕИС. 2000.
80. Полтерович В. Институциональные ловушки и экономические
реформы. Экономика и математические методы. № 2.1999.
81. Расков Н. В. “Видимая рука” Адама Смита в зеркале российских
деформаций. Вестник СпбГУ. Серия 5 (Экономика). 1996. Вып. 4. С.
12.
82. Российский статистический ежегодник. Сб. М.: Госкомстат России.
М: 2003.
83. Российская экономика в 2002 году: тенденции и перспективы
(выпуск 24). М.: ИЭПП, 2003. С. 372.
84. Сатаров Г. Коррупция в России. Россия 2015: долговременная
стратегия роста. Отчет о ежегодной конференции. М.: EERC, 2002.
С. 37-39.
85. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления.
THESIS – 1993. – Вып. 3. С. 16-38.
86. Старостин С. Бизнес о законах. Избранное. Прямые инвестиции.
№ 1 (9), январь 2003. С. 14.
87. Стиглер Дж. Экономическая теория информации. Теория фирмы.
СПб.: Лениздат. 1995.
88. Тамбовцев В. Л. Теоретические вопросы институционального
проектирования. Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 82-94.
89. Тамбовцев В. Л. Государство и экономика. М.: Магистр. 1997.
90. Тамбовцев В. Л. Государство и переходная экономика: пределы
управляемости. М.: ТЕИС. 1997.
91. Тамбовцев В. Л. Институциональная динамика в переходной
экономике. Вопросы экономики. 1998. № 5. С. 29-40.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ